Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жилище



Основной материал для строительства – камень (Италия). В испании используют серый гранит во влажной зоне, в центре и на юге – известняк и песчаник.

Из глины делают сырцовый кирпич и обожженный.

В Альпийских районах – нижняя часть каменная, верхняя – срубная. 200-300 лет т.н. в альпийских районах были распространены полностью деревянные срубные постройки. Иногда встречаются и в ХХ в.

В Испании – черепичные кровли. В северной части – соломенные крыши. В баскско-наваррских крыли дранкой и тесом.

Архаические варианты жилища.

В Италии, Испании встречаются искусственные жилые пещеры, вырытые в туфе. Два пещерных города – Матера в области Базиликате, Сперлинья на Сицилии. Матера – большинство пещер состоит из единственного помещения огромного размера – длиной до 30 м., шириной 15-20 м., высотой 6-7 м. Внутри деревянная перегородка делит на две части. Первая – жилое помещение с очагом и камином (в нише), мебель в нишах. Вторая – хлев. В нишах – корм и зерно. Итальянские исследователи не считают пещеры пережитками примитивных форм жилища, а лишь – следствием бедности.

В провинциях Гранада, Альмерия, Кордова, Хаэн живут в пещерных поселках (до 10 тыс. человек, как в Гуадисе). Здесь пещерные жилища роют в холмах песчаника. С 15 в. их обитатели – оседлые цыгане-хитаны. Прживают и полунищие батраки, поденные рабочие-испанцы. Пещеры двухраздельные. Есть окошко

Соломенные хижины пастухов – круглые (capanne) – для сна, еды, приготовления сыра. Встречаются соломенные хижины четырехугольные в плане с четырехскатной, реже двускатной крышей. На севере – Трентино, Ломбардия, Венеция; на юге – Калабрия, Базиликата, Сицилия. Называют – пальяйо (pagliaio), пальяро (pagliaro). Круглые (реже прямоугольные) жилища из тростника строят рыбаки венецианской лагуны Градо.

В Калабрии (пальяру) и Сардинии (пинетта) строятся жилища из необработанного камня (круглые или квадратные) с каменной конической крышей.

Наиболее известны жилища из Апулии – трулли – стены из известняковых плит без раствора, крышы – конический купол из пластин известняка, уложенных концентрическими кругами. Название «трулло» (т.е. «купол») известно еще в византийских источниках 4 в. В самой Апулии трулло называют паяра или паяру – синоним пальяйо, т.е. соломенная хижина. Отсюда идея, что в прошлом их строили из соломы, а затем перешли к камню. В 17 в. возникла деревня Альберобелло целиком застроенная труллями (в 1960-х гг. – 10 тыс. чел.). Сейчас не однокамерные, а сложные трулли – из двух-трех и более помещений со сводами, примыкающими один к другому. Для прочности круглые стены трулли бывают окружены квадратной стеной. Стены построек выбелены известью, крыши оставляют серыми.

Такой тип встречается В Истрии, Испании, на юге Франции, в Албании.

В Испании (горная Галисия, Леон, Астурия) иПортугалии сохранились также круглые или овальные в плане дома (пальясо) из неотёсанного камня и крытые соломой. Их связывают с кельтской традицией (похожи на овальные дома в Ирландии). Иное мнение – существовала древняя неолитическая традиция строительства круглых плетеных хижин, обмазанных глиной. При раскопках жилищ в Кастилии, Арагоне, Каталонии, Валенсии, Альмерии обнаружены дома только прямоугольного плана.

Южноевропейский тип - развивается из помещения с очагом, где первоначально держали и скот. Это ядро при дальнейшем развитии в двух и трехкамерное жилище так и осталось основным. Вторая часть жилища образовалась путем отгораживания от основного ядра или присоединения к нему чистого помещения холодного (для Средиземноморья) или (севернее) отапливаемого печью. Наличествует внешняя галерея.

Левантинский дом. – жилище крестьянской бедноты – небольшой одноэтажный, однокамерный дом с очагом – глинобитный, саманный или каменный. плоской крышей Здесь нет надобности в большом хлеве, т.к. основу хозяйства составляют садоводство, виноградарство, рыболовство. Обычно один этаж.

Название левантинский могут применять и к более сложным постройкам. В Греции верхние этажи пристраивают по горному склону, так что они не закрывают полностью предыдущий. Особенность - кровля плоская, купольная или конусовидная.

Встречается от испанского Леванта (юго-восточное побережье Испании) до восточносредиземноморского Леванта (Сирия, Ливан). В Испании называют “casa con terrado”. В Южной Италии – capana mureda, pagliaro.

Подтипы:

а) одноэтажный дом с сообщающимися помещениями.

б) паннонский (он же моравский) дом - несообщающиеся помещения (отдельные выходы на галерею). (Паннонский –глинобитный, моравский – каркасный).

Средиземноморские подтипы:

в) двухэтажный дом с помещением для скота на первом этаже и сообщающимися помещениями на втором.

г) с несообщающимися помещениями на втором.

Возможно 2 варианта развития подтипов в) и г). 1 – Самостоятельно из двухэтажной постройки с однокамерной жилой частью путем ее деления или присоединения к ней подобной постройки. 2 – постройки подтипа а) и б) поднимаются на этаж (внизу остаются помещения для скота).

д) с внутренним открытым двором (Греция, Испания, Италия). – Дополнительные помещения строятся не по прямой линии, а вокруг открытого двора, имеющего форму квадрата.

е) землянки (Болгария, Румыния). Трех и более камерные. Средоточие – теплое помещение.

Типичный пример Средиземноморского подтипа – в Италии.

Типичная постройка – двухэтажный каменный дом с двухскатной крышей, покрытой черепицей, каменными плитками или скандолами. Большое разнообразие по внешнему виду и внутренней планировке.

В Италии – от Альп до Калабрии и до островов. В Италии его называют италийским или латинским. Это двухэтажная каменная постройка с двухскатной крышей, покрытой черепицей Нижний этаж – хлевы, кладовые, верхний этаж – кухня, комната и амбар. Наверх ведет внешняя каменная лестница, которая оканчивается площадкой, иногда превращаемой в балкон.

В прошлом кухня могла быть внизу. Дом был «разделен на две части, соединенные, но как правило, не сообщающиеся: одна с кухней на нижнем этаже и комнатами на верхнем, другая с хлевом и сеновалом над ним». Сейчас такого четкого деления нет. Кухня (занимает примерно половину площади этажа) чаще на втором этаже, из нее входы в спальни. У одной из стен кухни (не обязательно внешней, но часто и на отделяющей ее от спальни) находится очаг с дымоходом.

Средиземноморский дом характерен для горных районов. Вероятно, первоначально строили у горных склонов, вырывая нижнюю часть в почве. Жилым стал верхний этаж, а нижний полуподземный – хозяйственным.

Иногда жилые постройки занимают оба этажа дома, хоз. помещения в отдельно стоящих постройках. Этот тип встречается по всей Италии.

Жилые и хоз. постройки образуют замкнутый четырехугольник. Такие хозяйства называют корти («двор»). Мнение, что планировка восоходит к Древнему Риму. В 19-20 вв. корти обычно принадлежали крупным животноводческим хозяйствам. Это Ломбардия, Фриули, Базиликате, Кампанья и др. областях.

Встречается расположение жилых и хозяйственных построек под одной крышей (по всей Италии).

Хозяйственные постройки рядом с жилой и иногда имеет общую крышу.

Испания.

На севере Испании астуро-галисийский дом (Астурия, Галисия, Северный Леон, Сантандер). Также Северная Португалия, Центральная Италия, Швейцария, Югославия. Серые гранитные постройки. Обычно двухэтажные, на верхнем этаже - спальня, столовая, кухня, на нижнем - хоз. помещения и стойла для скота. Изредка в очень старых домах на первом этаже находится и кухня, отделенная от хоз. части (корте) коридором. На второй этаж ведет каменная лестница – наружная (в Галисии) или внутренняя (в Астурии). Заканчивается небольшой каменной площадкой, переходящей в балкон (солана), защищенным сверху навесом (алеро). В горных районах балконы делают редко – они маленькие, на них хранят кукурузу, овощи, шерсть. Ближе к морю балконы больше. Дверь с балкона ведет в кухню, а из нее в спальни. В зажиточных домах еще сала – комната для приема гостей и праздничных трапез.

Стойла могут находится и в отдельных строениях – корралях, пристроенных к дому или стоящих отдельно. Тогда на нижнем этаже хранят орудия труда, может быть мастерская, кухня, торговое помещение.

Такие же дома распространены в северной Португалии (в южной – одноэтажные с патио). В Португалии принято облицовывать стены домов изразцами (азулежуш). Из них могут выкладывать целые картины, например, на библейские темы.

Центральная Испания – Кастильский дом – из обожженного кирпича, кирпича-сырца, или глинобитный. Может быть одноэтажным. Хоз. постройки выносят в открытые скотные дворы. Очень редко на первом этаже – стойла для лошадей. Крыши двускатные пологие. Верхний этаж нависает. На первом этаже – кухня, сала и спальни – на втором. Двор за домом, в него ведет отдельная дверь. Есть областные различия. В Ла Манче дома белят, обычно одноэтажные. В Центральной Эстремадуре очень большие прямоугольные беленые кирпичные трубы. Это связано со свиноводством – в домах находятся коптильни.

Внешним видом и строительным материалом отличаются дома Арагона. На севере Арагона близко стоящие дома из дикого камня с крутыми двускатными или четырехскатными крышами из шиферного сланца или дранки (здесь много снегопадов). В верхних этажах – небольшие деревянные балконы. В среднем Арагоне – трехэтажные – два из оштукатуренного дикого камня, третий (соланар) открытая галерея на кирпичных столбах, используемая для сушки овощей и фруктов. Крыша односкатная или двускатная, с черепицей. На первом этаже – стойла, кухня, на втором – кухня, спальни.

Южная часть Пиренейского полуострова:

Баррака (название, возможно, от арабского «барга» – небольшой дом, крытый соломой) – Левант и Андалусия – глинобитная беленая постройка удлиненноая в плане. Двускатная крыша очень крутая из тростника или соломы. На коньках крыши укрепляют два креста. Традиция восходит к 16 в. – христиане ставили кресты, чтобы отделиться от морисков.

Внути дом поделен легкой продольной перегородкой на две неравные половины. Одна половина служит коридором (иногда кухней с пристенным очагом), другая поделена поперечными перегородками или занавесками на ряд спален. Потолка над частью жилых помещений. Пол глинобитный или земляной. Приставная лестница ведет на чердак. На чердаке разводят шелковичных червей и сушат фрукты.

У барраки нет трубы – нет отопления. Кухня располагается в коридоре или отдельной пристройке.

Барраки, вероятно, восходят к постройкам доримского времени.

В Андалусии - дом с внутренним двориком – каса кон патио. Встречается как в деревнях, так и в городах. Связаны с греко-римской традицией (дом с атриумом) и арабским влиянием. Строят из песчаника, кирпича на фундаменте из каменных глыб. Всегда стены белят. В доме один или два этажа внутри квадратный двор патио, может быть фонтан у богатых. На улицу выходят одно-два окна и балкон. Трубы маленькие, топят редко. Во дворе посередине колодец, замощен пол галькой с известью или каменными плитами. У богатых – мощение цветными изразцами асулехос. В патио собирается семья по вечерам. Стоят каменные скамьи, плетеные стулья.

Небогатый дом – трехраздельный. Слева и справа от прихожей вестибуло – сала и спальня. В богатых различные помещения. Вдоль второго этажа тянутся балконы или галереи.

Каса кон террадо - кубические маленькие домики с плоской крышей (террадо). Южная и юго-восточная береговая Испания. Также Балеарские острова. Стены белят или раскрашивают в яркие цвета. Дверь – в кухню, в глубине – одна-две темные спальни. Подобные постройки во многих местах островного Средиземноморья и в Северной Африке.

В Италии - левантинский, средиземноморский, альпийский

Баскский дом.

Баскский дом, как тип постройки, а также вся ферма (дом стоит в окружении пашен, садами, огородами, виноградниками) носит название caserio (по-баскски – etche). Это квадратная моассивная постройка, чаще двухэтажная, бывает трехэтажная. Под одной крышей – жилые и хозяйственные помещения. До 15 в. чаще строился из бревен, затем распространились каменные. В 20 в. часто нижний этаж строили из камня, а второй был рамной конструкции (деревянный каркас заполняют досками, глиной). В Наварре сохраняются и целиком каменные дома 16-18 вв. (их строили в подражание жилищам дворян).

Крыша двускатная, чаще пологая (это зависит от количества осадков в данной местности – в горах Наварры, наоборот, очень крутые). Раньше крыли дранкой и тесом, затем – черепицей, теперь – шифером. Со стороны фронтона верхний этаж может выступать над нижним.

Посередине фасада - широкие ворота (через них могла проехать телега), которые ведут в центральное помещение. Центральное помещение (ezkaratz) освещалось через ворота (дверной проем) и являлось кухней, столовой, рабочим помещением. Против входной двери находился камин, рядом на полках и крюках – деревянная и медная утварь. По сторонам этого помещения жилые комнаты, за ними хозяйственные помещения (хлев, кладовые). В дождливую погоду в них устраивали и молотьбу. Верхний этаж – амбар и сеновал. Сообщение между этажами – по наружной лестнице. Для рыбачьих поселений характерны балконы, на которых просушивают сети.

Постепенно планировка могла изменяться (например, наверху появлялись жилые помещения или пристраивались сараи).

Баскский дом объединяют в один тип с Юрским домом (Швейцария, Франция) - очень широкая каменная постройка с пологой двускатной крышей. Опорные столбы крыши проходят несколькими рядами в помещении и делят его в продольном направлении на 3-6 частей. Фронтонная стена длиннее боковой. Вход через сени в гумно или сарай в середине дома, слева - жилая часть. Чаще - одноэтажное

Одежда

Известно, что обиходной одеждой народов Западной Европы и Византии в средние века оставалась древнеримская туника (могла дожить до 13 в.). В раннем средневековье мужская одежда состояла из двух туник, надетых одна на другую. Одним из названий нижней туники с длинными цельнокроенными рукавами было camice. Поскольку ее шили из льна, фигурировала как tunica linea.

Во второй половине XIX в. комплекс мужской одежды состоял из узких, длинной немного ниже колен штанов с короткими чулками или гетрами. Штаны обычно изготовляли из шерстяной суконной ткани темных цветов.

Испания – белая льняная рубаха с вшивными рукавами (camisa), узкие, чуть ниже колен темные штаны (calzones), жилет (chaleco), короткая шерстяная куртка на пуговицах, широкий пояс из яркой ткани (faja). Головной убор – сомбреро или монтера – шапочка со складкой посередине и отогнутыми наверх краями.

У португальцев шляпы с широкими полями.

Баски – суконный темный берет. Каталонцы – “barretina” – мужская шапочка из ткани, напоминающая фригийский колпак, но с широким концом, откидывающимся на лоб.

Много различных плащей, накидок, пледов. У галисийцев – плащ из соломы – «короса» – большой распахивающийся колпак, почти до земли. Такой плащ надевали в дождь.

Женская – рубаха на лямках, широкая сборчатая юбка с передником. У соседних португальцев (сайя) – юбки широкие полосатые или клетчатые. Светлая блузка, корсаж или обтянутая короткая шерстяная куртка (jubon). Пестрая шаль – мантилья. В Португалии – передники различных цветов – красные, желтые зеленые, черные.

Обувь и мужская и женская – кожаные zapatas – плетеные, с острыми носами. На севере в сырую погоду поверх одевали деревянную.

Италия – короткие штаны, чаще всего стянутые ниже колен цветным шнурком (иногда с застежкой на пуговицах); Рубаха, короткая куртка, безрукавка. Обувь – деревянная с кожаными носками. В горных селениях - мягкие сандалии из целого куска кожи, привязывающиеся к ноге поверх чулок или портянок очень длинными ремнями.

На Сардинии – короткая (чуть ниже талии рубаха) туникообразного покроя с ластовицей, широкими рукавами, с маленьким стоячим воротником. Последние сто лет шьют из фабричных льняных тканей. Поверх рубахи в праздники короткая куртка – джубетто (едва до талии) Из литературы известно, что когда-то рукава куртки были не вшивными, а пристегивались к ней серебряными пуговицами. Причем кроились с разрезами, так что были видны рукава белой рубахи. Шьют из красного сукна.

Штаны – из грубого домотканного полотна белого цвета. В Сардинии - длинные

В горных районах Сардинии повседневно поверх рубахи длинный плащ с рукавами – «габбану» (раньше по всей Сардинии). Вариант – куртка с капюшоном – габбанелла (для более мягкой погоды). Черный цвет. В зимнее время меховая накидка (чаще черные). Сшивают шкуры не нитками, а специально подготовленными полосками из шкурок мелких животных (обычно кошек и собак). Также в пастушеской среде – сакка (мешок) – два прямоугольника из черной ткани сшитых друг с другом по одной большей и и одной меньшей стороне. Если пастух носит сакку без какой-либо другой распашной одежды с капюшоном он надевает его на голову, и тогда сакку закрывает его до середины икр. В случае, когда одевают сакку на плечи, ее застегивают на груди. Сакку служит также скатертью и одеялом.

Поверх штанов на Сардинии носят «рагас» (есть и другие названия»). Ее описывают как короткую черную юбочку в складку или сборку. Нижний край рагасов разделен штрипкой на две штанины. Описывают как «штаны типа юбочки» или «юбочка типа штанов». Сравнивают рагас с греческой фустанеллой.

Кожаная обувь.

Беррита – головной убор сардинцев. Это мешок длиной 40-60 см. со скругленными углами. Обычно черный, реже красный и темно-коричневый. Манера носить различается по деревням. Иногда конец назад, иногда перекладывают вперед, или закладывают на голове поперечными круговыми складками.

Носят фетровые шляпы с широкими полями (сумбрери)

Женская одежда – Распашная одежда, сшитая в талию, доходящая до бедер giachetta или более короткая (до талии) giubetto. Разнообразные головные уборы – платки.

Во многих областях Западной Европы современный народный костюм сложился довольно поздно и сложился под влиянием городской моды в 18-19 вв. Сардиния – рубаха (туникообразная). Раньше из льняной ткани, затем фабричные ткани типа батиста. Поверх рубахи лиф или корсет. Разнится в разных провинциях. Чаще всего покрой короткой кофточки со шнуровкой (чаще только спереди, иногда спереди и сзади).

Поверх лифа – короткая распашная куртка – по всей Италии ее называют giuppone, в Каталонии – gipo.

Юбка, раньше и нижние юбки из льняной или шерстяной ткани.

Обязательный элемент – передник (как в будничном, так и в праздничном костюме).

Различные типы головных уборов. В Сардинии – капюшонообразный чепец из красного сукна с острым концом. Другие типы чепцов. Вероятно, пришли с Пиренейского полуострова. Во многих сардинских деревнях принято носить и простой головной платок. Женщины из местечка Оргазо повязываются платком таким манером, что закрытой у них оказывается не только голова, но и вся нижняя часть лица.

Также с Пиренейского полуострова занесена традиция носить шали.

Пища.

Испания – древняя иберийская кулинария – употребление свиного мяса и сала. От греков и римлян – маслины, оливковое масло, лук, чеснок. В арабское время – рис, черный перец, апельсины, лимоны и др.

Хлеб пшеничный, на севере – также кукурузный (Астурия, Галисия, Баскония). Ржаной – только в Галисии (в горных районах). Пшеничный хлеб с примесью ржи делают также в Португалии.

Мясо обычно употребляют в виде “chorizos” – острые копченые или полукопченые свиные колбаски с большим количеством перца.

Почти все блюда – на оливковом масле. На сливочном масле – только в ресторанах с французской кухней. «Майонез» – соус из оливкового масла, сбитого с яйцом, соусом и горчицей – название от острова Маон на Менорке.

Косидо (cocido) – из Кастилии – очень густой жирный суп из мелко нарезанных чорисос, свиного сала, ветчины, картофеля, бобов, капусты, лука, чеснока, шафрана. Сначала это пережаривают, а потом тушат в горшке на очаге или в печи. Обычно служит и первым и вторым.

Tortilla – плотный, хорошо прожаренный омлет, в который добавляют картофель, лук, перец, иногда жареный хлеб и помидоры. Это обычное блюдо на завтрак.

Валенсия – рис – «паэлья» – рассыпчатый рис с цыпленком, иногда с рыбой.

В Каталонии – escudella – национальное блюдо – лапша в бульоне. Варят курицу, говядину, свинину, колбасу, картофель. Фасоль, бобы, потом вынимают и подают отдельно на блюде (это cornadalla), в бульон засыпают лапшу и подают отдельно как особое блюдо.

Сыр – обычно из козьего и овечьего молока. Сыр популярен в Италии, меньше в Испании и Португалии.

Рыбные блюда – Андалусия. В первую очередь – Португалия. Жареные или вареные сардины, треска с картофелем. Из национальных португальских блюд – кукурузный суп с медом; картофельный суп с капустой и колбасками.

Италия – минестра – первое блюдо (похлебка), макаронные изделия – «паста». Полента с молоком – особенно на севере – густо сваренная кукурузная каша, которую режут на куски и едят вместо хлеба (до 16 в. делали из пшеницы-спельты).

Напитки – вино. В Испании различные коктейли на базе вина. Сангриа – смесь красного вина, винограда, апельсинов или лимонов со льдом. У басков – яблочный сидр. Бытовала поговорка: «баскский сеньор богат яблоками, но беден хлебом и вином».

Безалкогольные напитки – кофе. В Испании могут пить с холодной водой.

23. Календарная обрядность народов Западного Средиземноморья.

Особенность региона в том, что здесь в древности сформировался весь комплекс календарных праздников на основе синтеза компонентов новой религии и бытовавшего языческого ритуала.

Начало - день св.Мартина. – 11 ноября. В Италии особенно развит. Разлив нового вина из чанов в бочки, за чем следует его дегустация. Бродят кампании молодежи с просьбой подношения от хозяев. Зажжение костров. По направлению дыма угадывают каким будет сельскохозяйственный год. Уже устанавливается зимняя погода (особенно на севере страны). Пословица «На святого Мартина одевается большой и малый».

Непременные блюда праздничной трапезы: макароны, свинина, индюшатина, молодое вино и сладкий крендель.

Пиренейский п-ов – Св. Мартин – покровитель сбора винограда, патрон перелетных птиц. В этот день режут свиней, угощаются красным вином. Особенно характерно почитание св. Мартина в Сев. Испании и Каталонии.

День св. Екатерины - 25 ноября – его рассматривают как начало подготовки к Рождеству. В Рим приходили горцы Абруццо со свирелями и волынками, исполняли мелодии перед домами состоятельных горожан.

Адвент - в Риме рассматривался как веселое время подготовки к пришествию Христа. В Галлии эта подготовка заключалась в строгом посте и покаянии. В VIIIв. галльская церковь приняла римскую литургию. Рим принял пост и покаянный характер галликанского адвента, но период с 6-7 недель сократился до 4-х. Адвент включает в себя три полные недели и от 1 до 6 дней, в зависимости от того на какой день приходится Рождество. Тем не менее в различных районах Франции варьируется (напр. от дня св. Лючии до Рождества). В то же время адвент период развлечений. Ряженые.

В некоторых областях Франции адвент рассматривали как опасный период. Лотарингия – бродят души умерших насильственной смертью. Нормандия – особой властью обладают колдуны и колдуньи.

День св. Николай (6 дек.) - в Италии нет традиции. Св. Николай - покровитель Лотарингии. Особенно популярен в Пикардии, Шампани, Лотарингии, Эльзасе, Франш-Конте.

День св. Лючии - 13 дек. - охранительница зрения. Легенда о мученичестве св. Люции, которую лишили зрения (Италия, Испания).

Перечисленные праздники характерны для большинства европейских народов. В Испании и Португалии в большей степени почитаются местные святые, чествование, которых приходится на иные сезоны (св. Исидор, св. Петр, св. Антоний. Св. Иоанн Креститель в Испании; св. Жоао, св. Антоний, св. Петр в Португалии).

Рождественский цикл.

Италия - 16дек. - начало новены (от nove - девять) - девятидневный подготовительный к рождеству период. В первый день в семьях устраивают презепе - рождественские ясли с глиняными, фоарфоровыми фигурками св. Марии, Иосифа, младенца Христа и др. Каждое утро собираются у презепе и читают молитвы, зажигают свечи. В селах кое-где сохранился обряд хождения по домам (Лигурия, Фриули). В Рим еще несколько десятилетий назад приходили горцы из Абруццо и Лацио, играли на волынках - это пение и музыку тоже называют новена.

На Сицилии новены исполняли странствующие слепые певцы под аккомпанемент скрипок и контрабасов.

По-видимому, в прошлом в Италии, как и в других европейских странах, в новены группы молодых людей или детей ходили по домам и пели или читали рождественские канцоны. Обряд хождения в 20 в. встречался в некоторых деревнях. Например, в сельской Лигурии группы мальчиков и девочек обходят дома в рождественское утро. Мальчикам дарят крендель, а девочке – куклу из сладкого теста.

На Пиренейском полуострове также процессии – агинальдейрос (может быть от календаря). Галисийская песня-колядка:

Эти двери – бумажные,

Здесь живет дон Мануэдь.

Дай ему побольше коров,

Чтобы никакой скотный двор не вместил.

Во Фриули дети и взрослые ходят по домам в канун Рождества. Они носят звезду на палке, поют пастораль, получая деньги, фрукты, сладости.

В Испании ясли называли Белен - от Бетлеем - Вифлеем - макеты в особых застекленных ящиках. Сюжет яслей чисто христианский. Вероятно, кукольные ясли заменили прежние церковные мистерии (autos), где евангельские сцены разыгрывались живыми актерами. Когда церковные власти стали запрещать ауто, появились белены. Есть легенда, связывающая распространение яслей со св. Франциском Ассизским (конец 12 – начало 13 века).

Рождество.

В Испании и Португалии - "Священное двенадцатидневье".

В Италии в сочельник - опр. число блюд (семь, девять). Осталась традиция голодания в течение последнего дня новены и постный ужин вечером (фасоль, горох, бобы и т.п.). В деревнях греческого происхождения на Салентинском полуострове – тринадцать сортов фруктов. Это должно привести к полному очищению и отвести зло от приближающегося нового года. Непременная еда в Италии – большеголовые угри, которые в Дренем Риме были ритуальной пищей на празднике сатурналий.

Италия – в прошлом было принято выпекать изделия из сладкого крутого теста из муки и миндаля, замешанного на сусле. В Италии считалось, что в рождественскую ночь происходят чудеса, родившийся в эту ночь будет оборотнем. Св. Бернардин (15 в.) писал: «некоторые заколдовывают в ночь господа мечи и верят, что тот, кто будет носить или иметь один из них при себе, не умрет от меча или стрелы». Тот, кто хотел отогнать от себя зло и вызвать благополучие и богатство, должен был набрать воды из источника в полночь на рождество в полном молчании. Говорили, что в рождественскую ночь в реках течет масло, а в источниках – мед.

В Рождество - обряд зажигания рождественского полена, которое должно гореть до нового года. Вероятно этот обычай - с дохристианских времен: очистительная сила огня, вместе с поленом сгорает и старый год со всем плохим. В очаг его клал глава семьи, иногда (в Сицилии) его благословлял священник. На него брызгали святой водой или вином - напомнить о крови Христа, клали на него монеты (Абруцци). В Тоскане вокруг очага ходили дети с завязанными глазами, били по полену щипцами, и читали особую канцонтину, обладавшую способностью вызывать для детей дождь сладостей и других даров. В Италии обряд с поленом, кажется, не известен только на Сардинии.

Известны наставления св. Бернардина, направленные на искоренения этого обряда. Он писал (1425 г.), что так «праздники бога заменяются праздниками дьявола».

Однако обряд мог принимать и общественную форму. В Генуе – т.наз. «совместный огонь» - горцы привозили в дар к дожу огромный ствол дерева, украшенный ветками и цветами. Ствол несли в кортеже с богатыми дарами в Палаццо Дукале. На закате дож спускался на площадь, обрызгивал ствол привезенным из Сан-Ремо мускатом, бросал на него конфеты и зажигал. Каждый из присутствующих уносил затем домой немного углей.

В Испании и Португалии рождественское полено не горит все 12 дней, его лишь обжигают пламенем и вынимают. Головешки хранят. У португальцев зажигают во время грозы.

В канун рождества устанавливают ель в северных районах, юг – любое дерево. Обычай устанавливать елку немецкого происхождения. В Испании рожд. елку так и называют arbol germanico.

Дарение подарков. Еще в Древнем Риме подарки было принято делать в начале года. Церковь в первые века существования выступала против этого обычая, продолжавшего бытовать в христианские времена, но переместившегося на рождество. В христианском Риме вначале дарили ветви лавра и оливы, финики и мед (чтобы год был сладким). В конце 4 в. св. Максим Туринский посвятил проповедь борьбе с этим обычаем. Осуждал пьянство в праздник и привычку дарить подарки.

Новый год - в канун (св. Сильвестр) дети ходят по домам, исполняют песни. В новогоднюю ночь гадают (расплавляют олово) 31дек. выбрасывают из окон старые вещи.

В ряде случаев хождение по домам превращалось в хождения по богатым домам. Во Фриули в 19 в. «Новы год – маленькое несчастье для кошелька хозяев. Кроме детей и слуг, в этот день приходят с пожеланиями и просьбой чаевых сапожник, портной, каменщик, молочник и вообще мальчики тех мастеров, которые работали в доме…».

Рождественский ужин скоромный. В Италии – гусь. Сладкие блюда. С миндалем, который, по поверьям итальянцев, содействует улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья стада, благополучию семьи. Вероятно, в прошлом также как в сочельник надо было подавать определенное количество блюд.

В Италии в Новый год полагалось есть виноград, засохший в гроздья – похож на золотые монеты. Орехи, чечевица, яйца также по форме напоминают монеты.

В Португалии с каждым ударом часов надо проглатывать по виноградине.

В Италии были поверья, связанные с первым встреченным в новом году (дома или на улице). Хорошо – старика или горбуна, плохо – ребенка, священника, монаха.

Гадания. В Италии бросали туфлю – если нос в сторону ворот – выйдет замуж. Гадание с тремя фасолинами – одну очищает наполовину, другую – целиком, третью – в шелухе. Каждую в отдельный кулечек, ложится спать, утром – наугад вытаскивает, определяя состоятельность жениха. По расплавленному олову.

На Пиренейском полуострове развиты поверья, что души родственников участвуют в праздничной трапезе – для них оставляют пустые приборы, горящий огонь в очаге. В Португалии принято оставлять после трапезы накрытый стол и остатки кушаний.

В провинции Леон местность Марагатериа 1 января проводили праздник плуга. Пастухи собирались на площади в меховых одеяниях с бубенчиками и колокольчиками, на ходулях (чтобы посеянное росло выше). Попарно идут за плугом, которые тащут мужчины, наряженные женщинами. Это символическое подражание пахоте. Иногда этот обряд еще накануне Нового года. Аналогичные обряды можно встретить на Балканах (румыны, греки).

День трех королей – 6 января - Epifania - граница зимнего цикла. - богоявление или крещение, связан с представлениями о воде как очищающей силе. В этот день - поклонение волхвов (Re Magi) В нек. местах Италии - костры. Обрядовые шествия с персонажем бефаной (от Epifania). Считают, что она ходит по земле с 1 по 6 янв., может быть и доброй и злой. На сев. Италии - шествия, имитирующие сцену прихода трех волхвов (Мельхиор, Балтазар, Гаспар). В Андалусии еще в конце 19 в. происходили мистерии – лица, изображавшие королей-магов подъезжали верхом к церкви, где находились молящиеся, входили в нее и подносили Иисусу дары% старик Мельчор – ладан (как богу), молодой Гаспар – освященную мирру (как священнику), негр Бальтасар – золото (как царю).

В Мадриде еще в 19 в. была традиция. Ожидали прибытия королей в полночь. За пару часов появлялись кампании молодых людей с лестницами, вином и телескопами. Надо было найти простофилю-крестьянина. Ему объясняли, что надо встретить королей первыми. Кто-нибудь забирался на лестницу и объявлял, что видит в телескоп. Так и ходили, пили вино, а лестницу таскал крестьянин. Это законодательно запрещено.

В 20 в. встреча королей приобрела светский характер, большие процессии, военный эскорт, оркестры и т.п

Св. Антоний - 17 января (особо популярен на Пиренейском полуострове). Считается покровителем домашних животных. Скот приводят к церкви, где его благославляют. В Испании и Португалии. горожане подъезжали к церкви (желательно посвященной св. Антонию) на лошадях. Обычай «убивать петуха» - петуха привязывают к веревке, протянутой поперек улицы. Всадник с завязанными глазами должен поразить его пикой. Вариант – девушка должна заколоть петуха шпагой, а парни держат веревку за концы из противоположных окон.

В иконографии св. Антония изображали борющимся с чертями, которых рисовали в виде свиней. В Италии отсюда обычай (фиксируемый уже в средневековье) выращивать на средства общины поросенка. Этот поросенок свободно бегал по улицам, заходил во дворы. В праздник его закалывали.

Также в Италии разжигали костры (иногда в канун). Парни прыгали через пламя. На Сардинии вокруг костра водили животных, чтобы те не болели.

Сретение, день Очищения девы Марии - 2 февраля - Сретение. (в православии встреча Иисуса и Симеона, католики – очищение Марии).

Праздник связан еще с римской традицией. В феврале отмечали два праздника – луперкалии и амбуралии. Февраль был последним месяцем календаря. Поэтому – очищение и искупление грехов. Луперкалии – пастушеский праздник, который отмечали в середине февраля в волчьей пещере на одном из склонов Палатинского холма. Жрецы (луперки) выполняли обряды, якобы вызывающие увеличение стад (пуком шерсти, обмоченном в молоке, стирали со своего лба кровь жертвенного животного); также – ритуала, способствующие плодовитости женщин (стегали ремнями, вырезанными из шкуры принесенного в жертву барана, женщин, желавших иметь детей). Этот обычай сохранялся и при христианстве. Вытеснить луперкалии церковь смогла только путем замены. На 14 февраля в официальной литургии был назначен праздник очищение Марии. Позднее, когда для рождества была принята дата 25 декабря

Благословение свечей – канделора. В Риме этот обряд был введен в конце 5 в. папой Геласием 1. Процессии со свечами как бы продолжали традицию факельных шествий близкого по времени праздника амбуралий.

Освящённые в церкви свечи, по народному поверью, обладают силой отгонять непогоду. Хранят свечи дома в течение года. Зажигают во время грозы.

В Испании и Португалии не было процессий – только благословение свечей – чисто церковный праздник.

День Св. Агеды (Santa Agueda)- 5 февр. в Испании - покровительницы женщин. В этом празднике присутствуют отголоски древних женских союзов. Правят в этот день алькальдессы (выбранные или жёны алькальдов). С каждого приезжего берут налог. Кое-где проводят петушиные бои (corridas de gallos). Вечером проходит пир женщин, куда мужчинам вход запрещён

Март - месяц в честь бога Марса, первоначально бога весны и весенней растительности, годового благоденствия (annona). Как божество, борющееся с холодом и мёртвыми силами природы получил атрибуты бога войны. Весной Марса просили удалить с зерновых ржу (жрецы – Арвальские братья).

14 марта в Риме – мамуралия. Из города изгоняли палкой человека, одетого в шкуры. Его звали Мамуриус Ветуриус – «Старый Марс» - изгнание зимы и старого года.

15 марта (мартовские иды) – Ферие Анне Перенне – народный праздник на берегу р. Тибр в миле от города. Овидий: «Толпы народа идут и здесь, растянувшись на травке, пьет и в обнимку лежит каждый с подружкой своей. … (о том, что некоторые ставят шалаши) Здесь ты найдешь и таких, кто выпьет и Нестора годы, женщин найдешь и таких, что годы даже Сивилл перепьют».

Уже в древности не было единого толкования образа Анны Перенны. И теперь разные толкования: богиня текущей воды (perennis – постоянно текущий); богиня Луны. Но бесспорно, это богиня года (annus – год), не случайно ее день после изгнания старого года.

1 января Новый год – только в календаре Юлия Цезаря.

Таким образом традиционно в марте много праздников.

Карнавал.

Карнавальный период в Италии начинают с 6 января или с дня св. Антония (17 января).

В Италии четыре последних четверга: четверг кумовьев (это посаженные отец и мать на свадьбе, крестные отец и мать), четверг родственников, жирный четверг (в этот день много блюд со свиным салом).

На Пиренейском п-ве особенно отмечаются три предшествующих посту четверга: четверг кумовьёв, четверг кумушек, жирный четверг. В жирный четверг - мясные блюда, игры с убийством петуха.

По мнению ряда этнографов, обычай кумовских четвергов происходит от древнеримского праздника матроналий (матрона – женщина, имеющая законнорожденных детей).

Жирный четверг – последний перед карнавальным воскресеньем. Много еды. В Испании игра – «петушиный король» (в ХХ в. стала детской). Например, в Галисии: выбирают петушиных короля и королеву на год. Вечером перед домом королевы зарубают саблей петухов, подвешенных на веревке под декламацию стихов. Последнего петуха зарывают по горло в землю и мальчики с завязанными глазами бросают в него саблю, стараясь отрубить голову. В Мадриде петуха привязывали к веревке, натянутой поперек улицы, юноши и девушки пытались деревянным мечом отрубить ему голову, выигравший получал петуха. В Старой Кастилии мальчики рубили голову серпом. Или же на скаку обезглавит петуха (Кастилия).

Петух считается птицей, которая защищает от дьявола.

Последние три дня от воскресенья до вторника - полный карнавал.

Карнавал у испанцев персонифицируется в толстого огромного человека (дон Карнаваль или дон Карналь). Есть много названий. Его три дня возят в тележке. Во вторник погребают или сжигают. В Италии – король карнавала иди карнавал.

В Италии появился персонаж Старуха или Кварезима[1], или Сороковка, или Каремма - в виде старухи, которую изображало чучело (например, делали из лоскутов, к ее ногам прикрепляли 7 перье – по числу недель поста, каждый понедельник обрывают по одному; иногда через улицу натягивают веревку, на нее – 40 куколок, каждый одну убирают). Во время карнавала кварезиму мог изображать живой человек. Начинала царствовать на следующий день после смерти карнавала.

Основной принцип карнавала - полярность нормам обыденной жизни: почтение к старшим заменяется насмешками, мужчины могут носить женскую одежду и наоборот - "травестия". Отказ от социальных приличий, свобода так же обязательна.

В карнавале могут участвовать маски. Что такое маска? Masca – душа мертвого, вероятно, в эти дни на земле души умерших, демоны.

Пиренеи: старики - пережиток изображения предков; "нежить" - дьяволы, черти, гномы, домовые; животные - лисы, кони, медведи; карнавал и его помощники; "власти" - судья, солдаты, алькальд.

В Италии - шествие года и 12 месяцев. Год - старик со скипетром в руке в костюме Арлекина. Также могли участвовать маски праздников (до 70). Это называлось "маскарад календаря".

Баски (Испания, Франция): непременный участник шествия - лошадка (xaldico, zaldico): парень закрепляет на поясе раму с деревянной конской мордой и хвостом. Сирипот (ziripot - кургузый) - на нём штаны из цельных мешков, щироченная рубаха. Всё это набито сеном, так что он передвигается с трудом. На лице обязательно маска. Каждый из шествия стремится сбить его с ног, но право первенства остаётся за лошадкой.

Пост начинается со среды ("пепельная среда"). Италия, Испания. В середине поста происходило "распиливание старухи" (известен и на Пиренейском п-ве и на Апеннинах). Пилили чучело. Подшучивали над старыми. В Палермо (Сицилия) «старуху» везли к эшафоту на повозке, запряженной волами, ее ждал палач и два «монаха» с сушеной треской на голове. Палач отрубает голову старухе, при этом ицилийцы – любители ярких зрелищ – делают так, что из куклы течет много «крови». Образ старухи происходит от богини старого года Анны Перенны.

В Португалии могли дети бегать по поселку, встретив старика или старуху, поднимали страшный шум. Поэтому старые люди прятались по домам. Но вечером кампании парней подходили к дому старухи и пели, что ей пора умереть.

Св. Джузеппе (Иосиф) – 19 марта – в Италии - костры, веселье. Покровитель бедняков, сирот, столяров, девушек на выданье, крендельщиков. В Испании тоже обряды с огнем.

Страстная или святая неделя

Пальмовое воскресенье.

В Италии называют "день олив" (официально – пальмовое), т.к. освящают оливковые ветви, которые затем дарят друзьям и знакомым, например, с кем в ссоре - для примирения. Ветви называют даже “la pace” – мир. Ветви олив – амулет от бед и опасностей, защита от дурного глаза. Уже в Древнем Риме – это амулет. Ветви хранили у изголовья или у распятия. В случае непогоды часть сжигали на пороге или на окне. Выносили и на поля (от непогоды и от вредителей).

Гадания. В Абруццо в очаг кладут по листу оливковой ветви, если лист двигается и трещит, человек проживет еще долго.

Испания – “Domingo de ramas” – освящение ветвей (в том числе пальмовые, олива, лавр). Это оберег.

Испания. Страстной четверг – процессии, которые организуют братства cofradia – исполняют пантомимы на религиозные темы, участвуют ряженые. В Каталонии обычай инсценировать «пляску смерти» – участник одет в черную облегающую одежду, на которой белой краской нарисован скелет.

Италия – колокола молчат с четверга до субботы. Страстная пятница – многолюдные процессии, которые могут продолжаться до субботы. Обрядовые кушания – блины с изюмом и другие сладости. Главная тема песен – колбаса.

Суббота – в церквах освящают огонь (высеченный кременем, им зажигают пасхальные свечи) и воду. В Романье жгут ритуальные костры. В полдень начинают звонить колокола. Начинается глория.

Пасха. (до 1567 г. – с нее новый год).

Италия: Вечером в страстную субботу служат всенощную. Красят яйца, преимущественно в красный цвет, и освящают в страстную субботу. Их дарят девушки возлюбленным, которые до того дарили им ветку сливы. Традиционное блюдо – жаркое из ягнёнка.

Испания: В субботу славы в деревнях пекли куличики, украшенные сверху яйцами и миндалём. В последние десятилетия этот обычай был обязателен для юношей, собирающихся жениться. Они должны были дарить кулички своим невестам. Перед пасхальной службой ребята обходят дома с песнями и поздравлениями.

День св.Георгий - 23 апреля. Италия: Сан Джорджо: праздник пастухов, с которого начинается выгон. Наиболее ранний документ, где день Сан-Джорджо назван днем первого выгона – 1276 г. На севере Италии этот день превратился в праздник молочников. Милан – еще в конце прошлого века к дверям молочных лавок прикрепляли ветки тополя и других деревьев. Начинается новый торговый год. Миланские молочники в этот день заключали со своими клиентами новые договоры и продлевали старые.

Майские праздники. Май посвящён церковью деве Марии, т.к. это бывшие майские календы. Италия. В них участвует молодёжь. В канун или 1 мая процессии парней ходят по деревне. Они несут зеленую ветвь, украшенную лентами, свежими цветами, лимонами. В эта ветвь называется majo.

Испания – Накануне, 30 апр., вырывали с корнем дерево (бук, сосну, ель) и устанавливали на площади. Часто – это шест (на вершине, например, привязывают рога умерших за год быков). Кто первый влезет на вершину (наверху могут быть призы) - король мая. Выбирали и майскую королеву. Они возглавляют гуляние. Могли, например, иметь корону из цветов (Галисия). В комплекс майских праздников входит день обретения креста господня (3 мая) – популярен в Испании.

Майское дерево – архетип мирового древа.

Св. Исидор – 15 мая – прозван землепашцем. Паломники приходят к часовне на окраине Мадрида, где он, по преданию, жил. Процессии в городе.

Вознесение (ит.- ascenscione) - празднуется в Италии - 40 дней от Пасхи. Корни восходят к античному празднику parilia (21 апр.), когда происходило жертвоприношение молока и виноградного сусла. В недавнем прошлом в Италии помещики тоже раздавали молоко. Жгут костры (как в Парили). Пастухи прогоняли через них скот. В античности принято в этот день очищать хлевы, ныне в Италии убирают весь дом. Вода – особая – на вознесение ставили воду на окно, а утром ею умывались (обычно девушки).

Троица (50 дней после Пасхи). Обрядность чисто католическая.

Corpus Domini (или корпус-кристи) - день тела господня. В четверг после Троицы. Празднуют с 1264 г. - булла Урбана IV. Повод: больсенское чудо - на облатке выступила кровь во время причастия (у басков он даже называется просто «новый праздник», также может называться и великий четверг, как и на страстной неделе – Саламанка). В Италии проходят грандиозные процессии - украшают мостовую ковром из цветов, из окон домов вывешивают ковры. У басков - процессии, в которых участвуют гиганты и карлики. В Испании устраивали различные представления (мистерии) на библейские темы. Таскают чучело змеи (дракона), хотя это запрещено в 1780г. Участие в процессии великанов (3-4 м.) и карликов или «голованов». Великаны – это отрицательные библейские персонажи (царь Ирод), или аллегории (семь смертных грехов), знаменитых гонителей христианства (Калигула, Нерон). Иногда и положительные (в Толедо в 18 в. – 4 великана – Европа, Азия, Африка, Америка – в знак торжества христианства на этих материках; или Сид Кампеадор, в Каталонии – средневековые короли). Мнение, что шествия великанов и карликов восходят к неолитическому населению (совпадение распространения мегалитов и этих шествий).

Карлики – это противоположный великанам элемент, они никак не осмысляются. Также участвуют лошадки (см. карнавал у басков)

День св. Иоанна 24 июня. Первоначально день Цереры - солнцестояние. Затем Церера заменена св. Иоанном. Обряды сходны у всех еврпейских народов. В Италии костры повсеместны («огни св. Иоанна»). Раньше жгли и в городах. Считали, что роса имеет целебные свойства в этот день.

В Испании костры жгли на севере (наследие кельтов -?), на юге реже. Ходили по углям – пос. Сан-Педро Манрике (пров. Сория), смысл неизвестен. Сбор трав. У басков особую роль цветок чертополоха, по форме похожий на солнце, – его вешают над дверями хлевов. По поверью, ведьма начинает считать лепестки, а поскольку их множество, она не успевает до восхода солнца. Во многих областях начинали сенокос.

В Испании известны различные способы лечения, связанные с особой силой растений в Иванов день.Например, в Наварре и Арагоне несколько людей – 2 или 3 – по имени Хуан (это особенно важно) несут больного грыжей или рахитом ребенка к развилистому дубу или абрикосу. В полночь ребенка передают через развилку. Повторяют трижды. Могут рубашку ребенка оставлять в этой развилке.

Гадания девушек – в Италии сходны с рождественскими (фасоль – кладут под подушку белую и черную фасолины, утром берут). В Испании – гадание на имя – выплескивают воду из окна, имя человека, которого окатили водой, имя мужа; спрашивать первого встречного.

В Италии к дню св. Иоанна были приурочены обряды побратимства. Заключается союз между мужчиной и женщиной, они теперь кумовья. Это родство значимо. «Кум сан-Джованни – это больше, чем невеста, больше, чем возлюбленный, больше, чем брат, и даже больше, чем сын. Только отец или мать могут его превзойти». По традиции кумовья дарят друг другу подарки.

Св. Антоний (13 июня, патрон Португалии), св. Петр (29 июня) – второстепенное значение. Могут быть подобные обряды.

Паломничества и гуляния в день св. Иакова (Сантьяго) – 25 июля – Сантьяго-де-Компостелла (Галисия)

Успение (Аssunzione, Asuncion) - 15 августа. В Италии и Испании - окончание летних полевых работ. Итальянская католическая церковь отмечает этот день торжественными процессиями. Различные версии происхождения – античные празднества в честь богини плодородия Деметры; отголоски иных древних обрядов, которое зафиксировано в народном названии праздника – ferragosto – древние римляне отмечали окончание жатвы праздником консуалий, посвященным Консусу – древнеиталийскому богу земли и посевов. Поздравительная фраза – «Хороших консуальных праздников». После переименования месяца в август – «Хороших августовских праздников». В Итальянском – Buon ferragosto. Известно, что в древности были обряды с водой, огнем и зеленью.

Перед праздником – двухнедельный пост.

В Италии обрядность разнообразна. Процессии, участники которых несут в церковь первый урожай. Кое-где обряды с огнем. Различные состязания.

К летним праздникам Италии относятся разнообразные соревнования – палио (от лат. Pallium – знамя – приз за победу) Расцвет – в средние века. Чаще всего скачки, бег, стрельба из арбалета, также регаты. Самое известное палио – в Сиене. Сначала была охота на быков и буйволов, затем стали проводить скачки горных буйволов (премию получал не наездник, а его квартал), в конце 17 в. заменены лошадьми. 2 июля каждый год скачки.

В Испании – церковные процессии.

Конец рабочего сезона - св.Михаил (29сент., в Италии не упомянут) или же св.Мартин (11 ноября).

1 ноября – день всех святых, 2 ноября – день поминовения душ всех усопших.

Праздник всех святых был введен в 610 г. папой Бонифацием 4 и назначен на 13 мая. В 9 в. Григорий 4 перенес его на 1 ноября. День душ установлен в 998 (или 1030) г. аббатом Одилоном из Клюни, издавшим «Statutum Odilonis pro defunctis».

Италия – оба праздника слились воедино, их называют «святые и мертвые». В первый день в церковь, во второй на кладбища. Во второй половине дня ритуальная трапеза дома. Обязательно бобы (бобы как поминальная пища известны еще в древнем Риме). В наши дни известны конфеты, более или менее похожие на бобы. Имитируя настоящие бобы, они стали обязательным ритуалом угощения 2 ноября.

Испания. Главным образом дни посвящены молитве за души умерших, особенно в истекшем году. Локальные обычаи – совместные трапезы, дети обходят дома родственников и знакомых.

24. Обрядность жизненного цикла народов Западного Средиземноморья.

Свадебная обрядность.

Долгое время законным признавался лишь церковный брак. Гражданский брак введен впервые во время ее захвата Наполеоном (кодекс Наполеона) – в Италии заключали брак под деревом свободы, при свидетелях трижды обходили самое большое дерево. Участвовал представитель муниципалитета. Затем вновь церковный брак. В Италии до ликвидации Папской области в 1870 г., затем вновь узаконен после конкордата 1929 г. Развод в Италии был запрещен до 1970-х гг. (не имели права на вторичное вступление в брак). Кодекс 1866 г. узаконивал и приданое жены – dote (отменена в 1975 г.). Минимальный брачный возраст – 18 лет мужчины, 15 лет – женщины.

Брачный возраст - в Испании женщины - 18-23 года, мужчины 25-30. Брачный возраст мог зависеть от экономического развития региона. В Алентежу (Португалия) начинался с 14-15 для девушек, для юношей с 17-19 лет; на северо-западе (Минью) юношам после 20 - здесь накопление приданого требовало большего времени. Возраст понижался по мере развития района.

Различные гадания (Испания Италия - рождество, Иванова ночь; святые - покровители брака - в Испании Сан Фелипе Нери в Кастельоне, Сан Жузе и Сан Никулас в Каталонии, богоматерь дель Пуэрто в Мадриде). Девушки смотрели в воду, зеркало и т.п. На сев-зап. Испании в Иванову ночь девушки искали водяной цветок - нашедшая скоро выйдет замуж. Прыгали через костер (или обнявщись или девушки с одной стороны, а парни с другой) - если пламя не коснулось - скорый брак. Брак предвещал девушке попадание в голову одной из статуй в каталонском монастыре Монсеррат. В Астурии нужно было разбить камнем хотя бы одну черепицу на крыше местной часовни св. Иларио (иногда там не было ни одной целой черепицы). Когда молились святым о браке могли записывать просьбу на стене часовни (чтобы не забыл).

В Италию на Эпифанию - “Бефану” (7 января) - ритуал пробного обручения. Молодые люди тянули жребий - записки с именами - пара должна была вести себя как обрученные (в т.ч. обмен подарками).

В Испании часто эндогамия внутри поселения. Если парень шел ухаживать за девушкой из другой деревни, его били (иногда символически кидали в воду), а свои односельчане дружно помогали парню. Сложилась традиция выкупа ухаживания в чужой деревне. У басков (в Гипускоа), наоборот, были обычаи брать невесту из соседней, строго определенной деревни.

Проблема общения парней и девушек. Посиделки, праздники, ярмарки.

Встречи молодых людей в Испании - у мельниц и источников, куда девушки приходили за водой. Различные работы - в Андалусии - шелушение кукурузы; сборища прях (в 18 в. их даже запрещала церковь). В Италии посиделки на гумне. В Каталонии - “ярмарки невест”. Также и в Португалии - пос. Мерсеш (провинция Эштремадура). Здесь в ходе октябрьской ярмарки съезжались девушки на выданье и усаживались вдоль стены, называемой “стеной ухаживания”, увешанные монистами (здесь это основной вид приданого). Во многих местах - “рондас” - групповые ночные прогулки-обходы юношей. В Португалии период ухаживания называли наморо.

В некоторых регионах традиционные формы коллективного ухаживания. В Пьемонте девушка на выданье садилась на лавку в хлеву, а парни входили туда по очереди и выражали ей свою симпатию. Если кто-либо долго задерживался, остальные трясли воловьими ярмами, требуя не задерживать очередь.

В Испании были мужские и женские союзы (более аморфные) или копорации. При вступлении в юношеский союз - взнос, иногда - испытания. Чтобы быть принятым в мужской союз, надо достичь определенного возраста, определяемого участием в работах (самостоятельный выпас скота, участие в жатве). С этого момента потенциальный жених. Функция союза – регулирование поведения полов при встречах.

Известна традиция пения: претендент с друзьями шел под окна девушке и пел под аккомпанемент гитары (серенада – вечером, маттината – утром на заре). В Галисии и Астурии пели под волынку, в Басконии и Сантандере под свистульку и барабан.

Внебрачные половые отношения не поддерживались. Рождение внебрачных детей осуждалось. На Канарах был обычай «фатига» - мать согрешившей девушки бегала от дома к дому и возвещала о позоре. В Андалусии мать юноши, отказывавшегося жениться, должна была прийти в дом девушки и просила ее руки от имени сына (а также крестила ребенка, если он уже родился).

Существовали противоположные региональные традиции. В местности Кабрера Баха (Леон) еще в 1940-х гг. обычай ceibas – с мая по октябрь юноши и девушки спят вместе на сеновалах и потом происходит выбор невесты. В Ла Банья (Леон) свободное добрачное сожительство разрешалось в августе.

Были символические формы предложения вступить в брак. В Италии (Молизе, Базиликата, Пьемонт, Фриули) парень признавался в любви оставив на крыльце у девушки полено. Если вносила в дом - согласие, если нет - отбрасывала на середину дороги. Если парень был неизвестен, отец положив полено на плечи ходил по поселку и кричал “Кто ополенил мою дочь?”.

После согласия надо было проверить сноровку девушки – жених звал невесту на различные работы и смотрел, как она их выполняет.

Встречались браки-похищения. В новое время – это инсценировка. Связана с плохим экономическим положением.

В Италии есть вариант “скапильята” - нужно публично скомпрометировать девушку (в нач. ХХ в. сохранялся в Калабрии и Базиликате). После воскресной мессы парень срывал с девушки красный нгрудный платок или головную накидку, либо расплетал ей косы. После этого по нормам никто не захотел бы жениться на ней.

Сватовство.

Заканчивался период ухаживания предложением.

В выборе невесты большую роль играли родители. Естественно – социальное положение. В южной Испании – четко разделение на землевладельцев, малоземельных и батраков. На севере – батраками работали многие крестьяне до вступления в брак (т.е. их статус был временным).

Предложение делалось женихом родителям невесты. В сватовстве участвовали жених, его родители, иногда иные близкие люди. Также были и профессиональные сваты и свахи. При отказе могли выносить тыкву. В Мурсии сват приходил с украшенным лентами посохом. Отец мог сразу вышвырнуть посох за дверь (отдать посох дочери, которая повесит его на стену - прием предложения). Составлялось письменное соглашение о приданом и наследстве (сроки передачи, доля братьев и сестер).

В Португалии не было развитых обрядов. Иногда приходил сват. Чаще просто сам жених. После согласия собирались обе семьи и составляли договор.

В Италии ни жених, ни невеста в сватовстве не участвовали. были профессиональные сваты. Определяли приданое.

Обручение.

В Италии также называли «день невесты». Чаще назначалось на большой религиозный праздник. Родственники жениха приходили в дом невесты. Отцы молодых обсуждали день свадьбы и т.п. Потом в дом входил жених и музыканты. Обмен подарками. Во второй половине 19 в. сватовство и обручение могло совершаться в один день.

В Северной Испании обязателен договор, что связано с единонаследием.

Оглашение (публикация)

Свадьбе предшествовали три воскресных оглашения в церкви (исп. - amonestaciones). В одно из трех оглашений (в разных провинциях по-раному) устраивали гулянье.

При гражданском браке в Италии чиновник муниципалитета вывешивал объявление с именами вступавших в брак. Висело не менее 8 дней (т.е. два воскресенья).

Перевоз приданого.

До свадьбы - перевоз приданого к месту жительства новой семьи. В Португалии приданое меряют в полотнах - lencos. В Италии за 8 дней. Участников кортежа осыпали зерном. В горных районах приданое переносили в корзинах. Были холостяцкие вечеринки (иногда только жених, иногда и у жениха и у невесты).

Свадьба.

При выборе дня свадьбы в Испании старались избежать вторника, который считали несчастливым днем. В Португалии предпочитают субботу.

Одежда: Еще в прошлом веке в Италии одежда невесты соответствовала местной праздничной (не белая). Передник и пояс чаще были красного и зеленого цветов. Красный цвет связывают с древнеримской традицией покрывать головы вступавших в брак красным покрывалом (фламмеум, отюда фата). Когда превратилось в белое неизвестно. В Испании в 19 в. преобладал черный цвет, который под городским влиянием вытеснялся белым. В Северной Португалии на невесту навешивали все золото, какое имела.

В свадьбе участвовавли padrinos de boda - посаженные родители (их нет в каноне). Ими могли быть отец жениха и мать невесты, старший брат жениха с женой, крестные, друзья и т.п. В Арагоне приглашали, например, богатого односельчанина, который нес часть расходов. Они вели свадьбу. Также были друг и подруга невесты. В Италии - компаре («кум») – обычно женатый мужчина – родственник жениха или друг семьи.

В день свадьбы из дома жениха едут к невесте. По прибытии невеста и ее гости выходили и все двигались в церковь. В Португалии невеста пряталась жених должен был ее найти, после чего платил выкуп и мать невесты их благословляла. В Италии – плачи невесты в связи с прощанием с отчим домом.

Поезд отправлялся на лошадях, в Испании (где часты внутридеревенские браки) шли и пешком. Сначала шла мужская группа во главе с женихом, а затем женская во главе с невестой. Такие же группы были, например, на Сицилии и в Калабрии. Обратно могли смешиваться. Обычай пускать ракеты, стрелять из ружей. Осыпали зерном и горохом (Андалусия), конфетами (Каталония). В Италии – пшеницей, рисом, хлебными крошками, солью, монетами, конфетами, а на Сардинии и шерстью.

В Испании во многих местах происходило как бы дублирование официального обряда - у церковных дверей посаженные родители надевали на будущих супругов ярмо - соедниняя их публично таким образом. Жених во время венчания передавал невесте 13 монет (arras), которые только что благословил священник вместе с обручальными кольцами. Их хранили всю жизнь и тратили только в случае крайней нужды.

На обратном пути различные препятствия – во всех странах. Известны традиции стрельбы в воздух.

Особое место - хлеб специальной формы. В Куэнке (Кастилия) смешивали для хлеба муку, принадлежавшую породнившимся семьям. Иногда делали сами новобрачные (Лерида - Каталония) или девушки, приглашенные на свадьбу (близ Толедо). Хлеб благословляли в церкви - иногда съедал священник, иногда новобрачные, или его раздавали по кусочку участникам свадьбы по ее окончанию.

Вход в дом жениха был сопряжен с обрядами различавшимися по областям. Обсыпали горохом и кукурузой (Молизе), в Сицилии на пороге разбрызгивали вино, а сосуд разбивали. В области Тоскана свекор и свекровь встречали вместе на пороге. Невестка спрашивала – Вы довольны, что я вхожу в ваш дом?, свекровь отвечала – Входи, свекор предлагал выпить бокал вина.

В Абруццо и Лацио невеста должна была перепрыгнуть через порог (во всяком случае, не касаться его). Этот обычай древнеримский – пороги бывли посвящены богине Весте, отвечавшей за девственность.

Застолье могло проходить как в доме жениха, так и в доме невесты (бывали обязательные блюда, например, на юге Испании рис в молоке). В Италии в середине 19 в. устраивали в обоих домах, но потом тенденция только в одном.

Испания, Италия: Во время застолья молодые ели из одной тарелки. Вечером мог происходить обход селения молодыми.

Свадебное торжество завершалось танцами.

В Италии происходило сопровождение молодых к брачному ложу, которое стелили матери новобрачных. Утром матери приходили к брачному ложу, в традиции приносили яичницу, в 20 в. – только кофе. Были и представления рубахи как доказательства девственности, но к 20 в. исчезли.

Испания. В первую брачную ночь молодых могли похитить. Иногда отделывались выкупом. Иногда это не было принято и жениху и невесте приходилось бежать. Но гости заранее запирали окна и двери. Если бежать удавалось, устраивали облаву. Поймав, усаживали на осла, привязав спинами друг к другу, могли посадить в повозку и колоть острыми палками, или впрячь в плуг и заставить пахать улицы. Иногда просто секли жениха. В место, где проходило первая брачная ночь, запускали муравьев, сыпали соль, прятались под кроватью, или просто всю ночь постоянно заходили в комнату. Обратная сторона - насильственная изоляция. Лучше сохранилась традиция на Балеарах. На Менорке несколько дней нельзя было выходить (только ночью), на Мальорке дверь дома замуровывали и новобрачные должны были упрашивать ее открыть.

“Кошачьи концерты” широко практиковались в Испании (сенсеррады). Иногда разыгрывали смерть и похороны молодоженов. В Португалии также их устраивают в брачную ночь.

После свадьбы начиналась совместная жизнь, как правило, в доме жениха. Были исключения – случаи дислокального проживания супругов (т.е. мужа и жены в домах своих родителей). После свадьбы встречались лишь для супружеских отношений. Свой дом они создавали после смерти родителей, уже имея детей. Так в двух районах Леона (Валенсия де Дон-Хуан, Саагун), португальской провинции Траз-уж-Мониш (район Мофрейра) – в последнем случае говорится о беднейших семьях.

Родильная обрядность.

В Испании для зачатия ребенка прибегали к чудесной силе воды. Сверхъестественные свойства приобретала в Иванов день – катались по траве. В Галисии – считалось что оплодотворят девять волн моря. Были блюда – например, надо есть много лука.

При родах участвовала повитуха.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 654 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.06 с)...