Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этногенез



В середине I тыс. до н.э. в индийской культуре возникают новые философско-религиозные кон­цепции, сформировавшиеся на волне шаманского движения, что потребовало от брахманизма активного противодействия. Результатом духовных процессов явилось формирование националь­ной религии — индуизма.

Индуизм — глобальный синтез всех древнейших религиозно-философских культурных поис­ков с ориентацией на конкретные условия кастовой системы Индии. Индуизм в своей целостности шире, чем просто религия, индуизм — индийский образ жизни, включающий всю сумму жизнен­ных ценностей и принципов, норм быта, верований, обрядов и культов. С точки зрения этого ми­ровоззрения, индуизм нельзя принять, индусом должно родиться, а родится человек индусом то­гда, когда придет его кармический час.

В индуизме происходит трансформация пантеона богов. Ушли в прошлое ведиче­ские боги, хотя они остались в памяти, упоминаются в мифах, потеряли былую популярность бо­жества брахманизма (Брахман, Атман, Пуруша). Эти боги были слишком абстрактны и метафи­зичны, их было трудно любить, восхищаться ими, слишком большая дистанция отделяла таких богов от реального живого человека. На передний план вышли иные божества, которые, правда, сохранили старое имя, но наполнились новым содержанием.

Изменился характер почитания божеств. Ушла практика кровавой ведической жертвы, был за­имствован опыт махаяны, а именно: изготовление идолов и сооружение храмов. Изображенный в скульптурной совершенной форме, бог стал конкретным, более близким человеку. Возникло уче­ние об атаварах (нисхождениях, воплощениях) как модификациях божества.

Появилась практика гуру — руководителей религиозных общин. Гуру не только посредник между человеком и богом, он сам — воплощенное божество, слово его — священный закон для его последователей. Многочисленная армия гуру и его последователей привела к тому, что в рам­ках индуизма существует огромное количество различных сект.

В древнеиндийском обществе на протяжении многих веков шла работа по реформированию индуизма, приданию ему большей цельности и оформленности. Постепенно сформировалась идея индуистской троицы -— тримурти (Брахма-Вишну-Шива). Брахма — бог-творец, созидатель, бог, сотворивший мир, то есть преобразовавший первоначальное единство и Вечность в многообразие всего живого. Брахма не очень популярен и в его честь воздвигнуто немного храмов.

Вишну — бог-хранитель, он мягок и непротиворечив, миролюбив, но склонен к проказам. С почитанием Вишну связано учение об его аватарах. Основных из них десять: он превращался в животных, в карлика-великана, в Парашурама — воина, который прославил себя многочисленны­ми подвигами. Наиболее почитаемыми аватарами Вишну являются Рама, Кришна, Будда.

Бог разрушитель Шива ведет свой род от ведийского бога Рудры. Шива — бог смерти, покро­витель аскетов, стремящихся к разрушениям, к слиянию с вечностью и Абсолютом. Шива несет и созидательный смысл, он связан с основным культом — почитание лингама (мужское животворя­щее начало). Сила и мощь Шивы не в нем самом, а в его духовной энергии, которая усиливается в момент соединения Шивы с женой. G почитаниями двух последних богов связаны наиболее попу­лярные направления индуизма — вишнуизм и шиваизм.

Несмотря на многочисленные попытки объединения, индуизм оставался чрезвычайно пестрым явлением, и эта пестрота отражает сложность национального и классового состава Индии.

Этногенез

График, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времени её существования.

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий: *нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза, *сочетание двух или более ландшафтов на территории, *присутствие двух или более этносов на территории.

Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплимента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру.

Самый многочисленный этнос Российской Федерации — русские; их численность, по данным переписи 2002 года, — 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте — татары (5,6 млн, или 3,8 %), на третьем — украинцы (2,9 млн, 2 %), на четвёртом — башкиры (1,7 млн, 1,2 %), на пятом — чуваши (1,6 млн, 1,1 %), на шестом — чеченцы (1,4 млн, 0,9 %), на седьмом — армяне (1,1 млн, 0,8 %), евреи — 233,4 тыс. чел. (0,1 %).

19. Календарная обрядность в этнологии

Календарные обряды – это обряды, имеющие определенную дату, т.е. привязаны к церковному, гражданскому, солнечному кадендарю

Оказиональные праздники – они закреплены строгой датой.

Год разбивается еа 3 периода по календарной обрядности: зимний, весенний, летний или осенний в различных сочетаниях.

Возможна классификация обрядов по составу участников:

· Общесельский;

· Межсельский;

· Семейно-родовые;

· Индивидуальный;

Точки отсчета солнечные календаря является день зимнего и летнего солнцестояния. Основа церковного календаря – церковные праздники.

Вторую группу обрядов и праздников составляют календарные обряды и праздники. Они отражают основные циклы земледельческого календаря и делятся на зимние (Коляды, Масленица), весенние (встреча весны, первый выход в поле, Юрьев день), летние (Купалье, зажинки, дожинки), осенние (Покрова и др.). Особенностью зимнего праздничного цикла было колядование и щедрование — обход ряжеными дворов с исполнением песен. В этих обрядах принимали участие большие группы людей, начиная с детей и заканчивая пожилыми людьми. При колядовании исполняли хозяевам дома поздравительные песни, в которых желали счастья, материального благополучия, здоровья, приплода скотины, прославляли доброту, щедрость, великодушие хозяина и хозяйки. Молодым домочадцам желали обрести свою вторую половину. Завершалось колядование песней, содержащей просьбу об угощении колядовщиков. Их одаривали салом, колбасой, пирогами, иногда деньгами. После обхода села устраивалось общее застолье с песнями и танцами. В дни святок и Коляд молодежь гадала, чаше всего этим занимались девушки, чтобы узнать свою судьбу и своего суженого.

Весенний цикл праздников был связан с пробуждением природы, с обновлением жизни. Одним из таких праздников является Юрьев день. Ритуальные обряды в честь Юрия носили скотоводческую и аграрную направленность, поскольку по древней традиции св. Юрий считался покровителем скота и хозяйства и приемником восточнославянского божества Велеса. Обычно на этот день приурочивали первый выгон скота. Хозяева три раза обходили свое стадо со свечой, освященной в церкви, а также с хлебом, который после ритуала отдавали животным. Пастухи в этот день получали богатое угощение.

Летний цикл праздников начинался с Купалья. Главными элементами этого праздника были: зажигание костров по берегам рек, хороводы, прыжки через огонь, поиски цветка папоротника (цветка счастья), обрядовые угощения, плели и пускали на воду венки. Завершался праздник рано утром, когда все шли встречать рассвет и купаться в реке или озере.

К летним обрядам относились также обряды жнива (зажинки, дожинки), которым придавалось большое значение, поскольку от их исполнения зависел урожай, а значит жизнь белорусского крестьянина. Символическое значение придавалось первому и последнему сжатым снопам, вокруг которых осуществлялся целый ряд обрядовых действий, проводились театрализованные представления с песнями, играми, обрядовой трапезой. Последний сноп несли с дожинок домой и помещали в «красный угол» под иконами.

Осенний цикл календарных обрядов и праздников был также весьма разнообразным и символизировал окончание сельскохозяйственного года. Центральное место в нем принадлежало Покрову. Он отмечался тогда, когда был собран урожай и хозяин был свободен, чтобы встретить гостей, справить свадьбу детям. В конце октября – начале ноября отмечали поминальную субботу (Дзяды), во время которой поминали умерших родственников.

Кроме обозначенных выше семейно-бытовых и календарных обрядов и праздников есть еще религиозные: (Рождество, Пасха, Благовещение и др.), а также государственные (например. День Победы).

20. Обрядность жизненного цикла

ОБРЯ́ДЫ ЖИ́ЗНЕННОГО ЦИ́КЛА — группа обрядов, отмечающих основные (а в конечном счете — все) этапы в жизни каждого чл. традиц. общества. Времено́й мерой этих обрядов является чел. жизнь от рож. до смерти и взросление, а затем старение конкретного индивида (хотя этапы и включаются в широкий контекст и не являются независимыми: так, младшая сестра обычно не выходит замуж раньше старшей, брак детей старит родителей, переводя их в другой возрастной слой). В этом проявляется и отличие от др. обрядов и их соотнесенность; гл. циклом, с к-рым соотнесена жизнь чел., является годовой цикл, вернее неск. годовых циклов: традиционный, крестьянский, чисто церковный. В церковном, в свою очередь, различаются подвижный и неподвижный круг праздников. Жизненный и годовой циклы метафорически приравнены друг к другу (весна — осень, юность — старость), а также и дневному циклу (утро — вечер), взаимопроникают — так, в родильных и свадебных обрядах много эл-тов календарной обрядности, календарные обряды часто допускают участие лишь лиц опред. возраста (детей, молодежи и т. п.) и специально отмечают будущее (в гаданиях) и прошедшие за минувший год браки (напр., в масленичной обрядности). По объему понятие О. Ж. Ц. почти совпадает с понятием семейных обрядов, искл. составляют обряды рекрутские, к-рые отмечаются не одной семьей. С др. стороны, по содержанию эти понятия очень отличны: семейная обрядность описывает среду, условия исполнения обрядов, а термин "О. Ж. Ц." — их сущность, их макросюжет. По своим типологическим характеристикам эти обряды принадлежат к обрядам переходным, или инициационным. В этом смысле к О. Ж. Ц. следует относить и такие обряды, к-рые сост. возрастную веху: монашеский постриг, рукоположение в священники, коронование, посвящение в рыцари, в шаманы, в мастера (в цеховой организации) и т. п. Сам термин "цикл" подразумевает, что обряды образуют некий акротекст, макросюжет. В сл. жизненного цикла в высших своих точках сюжет человеческой жизни состоит из двух "крайних", "граничных" ритуалов и одного или нескольких срединных. Таким срединным ритуалом, как правило, является свадьба. Отмечалось, что свадьба и половозрастная инициация (т. е. инициационный обряд при достижении половой зрелости, брачноспособного статуса), как правило, не встречаются вместе в одной и той же культуре. Вероятно, для структуры таких обрядов достаточно одного срединного ритуала, отмечающего созревание человека, его полноценный статус. В одних культурах, как в рус, он достигался только после брака или же должен был навсегда искл. брак (монашество), в др. он мог выражаться в принятии в тайный союз, в обретении статуса воина, а брак следовал за этим более или менее автоматически и не отмечался особ. обрядами. Т. о., для культур, типологически подобных рус., срединным ритуалом является свадьба. Соответственно крайние ритуалы противопоставляются срединному по хар-ру отношения к схеме переходных обрядов и к их сюжетной основе "смерть — воскресение". Между этими основными ритуалами находятся менее ритуализированные формы поведения. Ближе всего к основным обрядам располагаются случаи участия в таких же обрядах, но в качестве неглавного персонажа (родины для родителей ребенка, свадьба для родителей молодых, похороны для детей покойника и т. п.), и так вплоть до форм бытового поведения в ежедневной жизни, к-рые тоже меняются в зависимости от возраста.

По объему обряды жизненного цикла почти совпадают с семейными обрядами, кроме рекрутских.

Инициация- обряд, переход в иной социальный статус, сопровождающий социально значимые личностные изменения человека. В Европейской культуре обряд инициации заменяет конфирмация.

МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ РИТУАЛАМИ находятся ритуализированные формы поведения.

21. Традиционное хозяйство народов Западного Средиземноморья.

Основа - земледелие и животноводство.

Для стран Средиземноморья характерно наличие латифундий (помещичьих хозяйств) и мелких крестьянских наделов (в отечественной литературе их могут именовать парцеллами).

В латифундиях трудятся и батраки (сезонные рабочие).

Кроме того различные виды аренды. Например, в Италии, испольщина (медзадрия – во Фриули). Крестьянин получает в аренду участок, жилой дом и хозяйственные постройки. Договор предусматривает работу на участке всех членов семьи испольщика. Затраты на скот, семена, машины арендатор и владелец несут совместно. В 1947 г. в Италии принят закон, по которому испольщик может получать 53% урожая, а владелец земли должен 4% тратить на улучшение земли. Владелец земли имеет и право преимущественного выбора культур.

Во Фриули в равнинной и предальпийской зоне (эти районы – и в предыдущем случае медзадрии). развита аренда, при которой арендатор, заключающий договор на год, обрабатывает землю собственными силами и отдает половину сельскохозяйственных продуктов и определенное контрактом количество зерна или сумму денег с каждого участка, а также платит (чаще деньгами, иногда зерном) за дом и луга.

Земледелие.

Земледелие известно с глубокой древности (неолитическая революция).

С ростом населения происходил переход от залежно-переложного земледелия к двуполью (поле-пар), затем к трёхполью (яровые, озимые, пар). сочетавшие земледелие со скотоводством, почти все народы средневековой Европы превращали паровое поле в выгон. Если трёхполье традиционно для Средней Европы и Англии, то двуполье - для средиземноморского региона и Скандинавии.

К ХХ в. в Средиземноморье практиковалась двупольная система севооборота с двухгодичным чередованием культур. Например, в Сардинии часть участков вокруг деревни, составляющая примерно половину земельной площади крестьян обрабатывается один раз в два года под зерновые (пшеница). Другая половина или под паром, или на ней выращивается трава, злаки (не пшеница), овощи, но главным образом бобовые культуры, идущие в пищу и людям, и скоту.

В Испании существуют орошаемые земли (богарное орошение) в бассейне р. Эбро, Гвадалкивир. Именно там выращивают рис.

Старое приспособление для орошения – так называемая нория – noria – большое колесо с подвижно укрепленными на его окружности глиняными или жестяными бадейками наподобие среднеазиатского чигиря. Они зачерпывают воду в водоеме, бадейки опрокидываются и выливают воду в оросительный канальчик. Колесо приводится в движение лошадью или ослом.

Сельскохозяйственные культуры.

Ведущее место занимают зерновые. Традиционные: пшеница, рожь, овес, ячмень. Рожь преобладает в районах с более прохладным и влажным климатом: Галисия, север Португалии. Новые: кукуруза (с 16 в.), рис, который занесен арабами. В северных районах (Галисия, Астурия, Страна Басков) большую роль играет картофель (с 18 в.; на Пиренейском п-ве прежде всего приатлантические провинции), фасоль. В Португалии основными культурами являются пшеница и кукуруза – главный сельскохозяйственный район – Алемтэжу.

В восточных провинциях Испании выращивают огородные культуры: перец, лук, томаты, дыни, баклажаны и т.п.

Виноград. В Италии по всей стране. В Испании лучше растет в «сухой» части (бассейн крупных рек) и юг; северный виноград идет на производство дешевых кислых вин. Вино – важная составляющая экспорта. В Италии в виноградарстве и виноделии в 1960-е гг. была занята шестая часть активного населения. Португалия в 1960-е гг. занимала первое место в мире по производству вина на душу населения (здесь изготовляли крепленые вина из сорта винограда «порту» – портвейн, а также мадера, амаранте и др.).

Садовые культуры – персики, яблоки, груши, вишни, сливы.

Цитрусовые: апельсины, лимоны, мандарины, грейпфруты (Испания занимала в 1960-е гг второе место по экспорту после США, по экспорту – первое; Италия – третье место).

Инжир (Италия – первое место, Испания – второе). Миндаль (Италия – первое место, Испания – второе).

Олива – специфическая испанская культура, которая принесена греками. По ее выращиванию Испания занимает первое место в мире (50% от мирового производства). Андалусия (70% продукции оливкового масла, прежде всего - Хаэн); Каталония, Эстремадура, Арагон, Балеарские о-ва, Левант.

Технические культуры: сахарная свекла, табак, масличные (рапс, подсолнечник). Хлопчатник на юге Пиренейском п-ве; конопля – Альмерия, лен – Севилья (80% сбора в Испании) и север.

Тутовые деревья (его посевы сократились). Финиковая пальма – только в районе Эльче (провинция Аликанте).

Земледельческие орудия.

Земледелие пашенное, известное еще с античности (кельты, римляне). Но элементы мотыжного (ручного) земледелия сохраняются в горных районах. Различные типы мотыг (zappa, marra) используют на небольших участках итальянские крестьяне на юге рукоять 70 см. длиной, на севере - 180. Мотыги с широкой лопастью используют на мягкой почве, с узкой – на каменистой. В Италии встречаются мотыги с раздвоенной лопастью. В Италии мотыги используют для рыхления земли на картофельных и кукурузных полях.

У басков используют орудие для ручного вскапывания земли - laya (лайа), которое состоит из двух острых стержней на одной короткой деревянной рукоятке. Им работают как лопатой. Это мужская работа. Затем поле удобряют и вторично вспахивают плугом.

Бытуют пахотные орудия как с отвалом, так и без него. В альпийских районах встречается (Фриули, Трентино) рало – безотвально с изогнутым грядилем и с подошвой из двух горизонтальных досок, переходящих в рукояти.

В Италии плуг средиземноморского типа с изогнутым дышлом.

На севере Испании – плуг “romaro” – с одним или двумя отвалами, деревянная подошва и рукоятка сделаны из одного куска дерева.

Тягловый скот в Испании – крупный рогатый (волы, быки), а также мулы, ослы, лошади.

Жатва – в горных районах сохранились серпы (кукуруза; др. зерновые). В северных районах Испании (Галисия) используется зубчатый серп. Косы применяются широко.

Животноводство.

Животноводство играет более скромную роль.

В горных районах земледелие играет подчиненную роль. Так в горной Фриули возможно лишь внизу склонов. Здесь в горной части 90% удобной земли занимают луга и пастбища.

Различие север/юг: разводят в северных районах крупный рогатый скот, южнее овцы и козы. Четко прослеживается специализация в Испании. Северные территории – молочное хозяйство (более 50% сливочного масла изготовляют в этих провинциях). Южнее – крупный рогатый скот – мясной и тягловый. Также в Испании разводят быков для корриды (Севилья, Саламанка). Также север Португалии – крупный рогатый, Центральные районы – овцы.

В горах – животноводство – в альпийских – крупный рогатый скот: во Фриули – породы карнийская, альпийская коричневая, мёльталь. Повсеместно козы и овцы. Животноводство полуотгонное с вертикальной зональной перекочевкой стад. Существует два цикла – зимний и летний.

Характерная черта альпийского высокогорного хозяйства – коммунальная собственность на леса и пастбища.

Пример – западная часть Карнийских Альп. Зимой скот в хлевах под одной крышей или рядом с домом. Кормят заготовленным на горных лугах сеном. В начале весны (обычно на Пасху) семьи перебираются со скотом в ст а воли (фриул. – сталис) – временные жилища на высоте 800-1100 м. над уровнем моря. Также называют луга и пастбища рядом. Скот пасут и обрабатывают участок земли, в начале и конце июля косят сено. Сено хранят в ставоли, по необходимости перевозя вниз. В начале августа, когда ставоли истощаются, перегоняют скот выше (1100-1300 м.), где тоже постройки ставоли. Также косят сено. В первых числах сентября скот гонят еще выше (1300-1700 м.) Здесь также есть временные жилища, отличающиеся большей простотой.

В центральной части Карнийских Альп ставоли находятся чаще на высоте 700-1200 м.

В южных районах не заготавливают сено на зиму. В Сардинии – кочуют по равнинным пастбищам всю зиму. Эти пастбища арендуются у землевладельцев и общин земледельцев. На Сардинии, как и в некоторых других странах Южной Европы, с отарами кочуют лишь один или несколько мужчин от семьи (отец, старший сын). Остальные члены семьи остаются в деревне, где занимаются земледелием.

С животноводством связаны различные народные традиции и обряды.

У басков известен конкурс пастушечьих собак, который проводят в августе в Бильбао. Собаки должны прогнать отары овец сквозь горное ущелье. Побеждает тот пес, который, не кусая овец, быстрее других проведет свою отару через ущелье.

В Испании со времен гражданской войны овец перестали перегонять, а перевозят по железной дороге.

Также выращивают свиней. В Испании (широко – в Эстремадуре). Мало породистых.

В Испании особой отраслью животноводства является выращивание быков для корриды. Это отдельная порода, которая чисто на взгляд выглядит менее крупной, чем обычные быки. Они живут в обычном стаде, где в течение жизни их подготавливают к корриде при помощи палок, криков и прочего, и по достижении 4-5 летнего возраста быки попадают на сцену боя.

Коррида. История корриды, скорее всего восходит к началу новой эры, к иберам населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным и совершалось только жрецами. К VIII в., перед вторжением арабов, битвы с быком уже были излюбленной народной забавой. Известно, что во времена Альфонсо Х в деревнях Эстремадуры жених из мало-мальски хорошего семейства непременно при поддержке друзей дрался с быком и должен был вонзить в холку животного дротик, украшенный лентами невесты.

А к концу XV в., то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне.

Корриду пытался запретить папа Пий V в 16 веке, а затем Филипп V Бурбон, король французского происхождения, взошедший на престол в 1700 г.

В 18 в. появились и специально обученные профессиональные тореро.

Рыболовство.

В Италии – малое место (лов анчоусов, сардин, скумбрии, тунца). В прибрежных водах ловят кефаль, угрей, моллюсков для собственного потребления (frutti del mare – их обобщающее название).

В первую очередь характерно для побережья Атлантики. В Галисии, у басков. У басков рыболовство развилось с 14 века (треска, киты), мореходы ходили даже до Северной Америки. Через Бильбао везли шерсть во Фландрию. Добыча трески настолько традиционна, что известно блюдо «треска по-бискайски».

В Португалии рыбаки уходят в море на более дальние расстояния. Исследователи высказывают мнение, что некоторые группы португальского населения являются потомками финикийцев. Большие суда с парусом и гребные (по 4-5 человек с борта). Нос высокий, загнут полумесяцем. Украшены росписью – на бортах у носа изображение глаз. Лов сетями, опускаемыми на глубину 300-400 м.

Ловят «голубую рыбу»: сардины, анчоусов – ловят кошельковым неводом; тунец – на крючки (переметы -?).

22. Материальная культура народов Западного Средиземноморья.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...