Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные направления современной зарубежной философии



Иррационализм. Это учение, согласно которому решающим фактором в сознании и деятельности людей играют не рациональное начало (не силы разума), а иррациональное – инстинкты, интуиция, вера, чувства (то, что противопоставляется разуму, рассудку, мудрости). Артур Шопенгауэр утверждал, что интеллект сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли: для него интеллект – лишь орудие воли к жизни, как ногти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Ф. Ницше (родоначальник философии жизни) мыслил волю как движущую силу становления. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. Интеллект не познает мир, а схематизирует его в той мере, в какой это нужно для практической потребности.

Прагматизм. Анализ действий, деятельности человека, его личностного восприятия мира составляет принципиальную основу прагматизма, причем главным в действиях представляется их результативность или успешность, а философия призвана помочь человеку успешно реализовывать свои действия, добиваться успеха в любом начинании. Прагматизм защищающт позицию, согласно которой истинно и ценно лишь то, что практически действенно, что улучшает общественную и индивидуальную жизни. Это не означает отрицания духовности, но прагматизм настаивает, чтобы духовность приносила явные практические плоды, то есть мораль рассматривается как специфическое инструментальное средство, обеспечивающее жизнь социума. Отсюда нравственным признается все, что приносит пользу действующему субъекту.

Для прагматиста реально то, что его вдохновляет, он видит в мышлении средство служения человеческим интересам и требует от него содействия этим интересам. Религию прагматизм оценивает с точки зрения ее вклада в решение социальных и нравственных вопросов. Отрицательно относясь к материализму и идеализму, прагматисты видят мир пластичным и незавершенным, отвергают поиск первопринципов и абстрактных сущностей, относя их к субъективному выбору философов-метафизиков. Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи.

Герменевтика. Само название этого философского направления означает понимание текста, искусство его интерпретации. Но фи­лософские герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер и др.) значительно расширяют это понятие. Текст для них — это любая культурная, жизненная информация, а его понимание — это способ существования познающего эту информацию.

Понимание — вообще основная категория герменевтики, метод философии. Оно может осуществляться только через диалог, опять же трактуемый расширительно, как общение с текстом. В диалоге всегда участвуют сам текст, его интерпретатор и Время. Интерпре­татор трактует текст через исторический контекст, в котором он находится. Иными словами, он понимает текст по-своему, исходя как из личного, так и из «средового» опыта.

Мы «понимаем» в тексте и традиции прошлого, и бытие этого про­шлого в настоящем, и опыт для преобразования настоящего в буду­щее, для развития. Диалог такого рода есть способ существования и развития науки, прежде всего философии, которая опирается на рациональные методы познания и учитывает исторический кон­текст. Большое значение в герменевтике придается языку, через ко­торый передается и понимается жизненный опыт.

Феноменология. Это учение о феноменах, т.е. возникающих в сознании смыслах предметов и событий. Феноменология выявляет чистые сущности и логические принципы в противовес эмпиризму с помощью многоступенчатого метода феноменологической редукции. Редукция буквально — это сведение высшего, сложного к низшему, простому. Простое в данном случае — синоним предельно обобщенного, очищенного от случайного много­образия. В ходе редукции остается последнее неразложимое единство со­знания — интенциональность, т.е. направленность сознания на пред­мет. С помощью такого метода мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальнос­ти, но сохраняющей все богатство содержания.

Экзистенциализм. Название направления происходит от латин­ского existentia — существование. Единственная подлинная действительность для экзистенциалистов — это бытие человеческой личности. Исходя из своего существования, человек может, так или иначе, определять себя. Он вынужден это, делать, ибо ничто другое не определяет его жизнь. Вся его жизнь зависит от его индивидуальной цели, от его выбора. Одна из основных категорий экзистенциализма — свобода человека. Но свобода эта вынужденная, это бремя, на которое осужден чело­век. Осознание своей свободы и принятие на себя этого «креста» определяют до­стоинство, ответственность и истинность существования человека.

Принято различать атеистический (Сартр, Камю) и религиозный (Кьеркегор, Ясперс) экзистенциализм.

Религиозный экзистенциализм показывает, что человеческая личность не есть часть мира, она соотносительна миру и Богу и определяет себя но отношению к Богу. В этом внутреннем отношении к Богу личность черпает силы для свободного отношения к миру. Именно Бог является гарантом свободы против порабощения человека властью природы и общества.

С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника. Проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться от эстетического отношения жизни, при котором целью существования выступает наслаждение, к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

Атеистический экзистенциализм говорит о «заброшенности» человека, фактически - о его "богооставленности". Экзистенциальная личность полностью отрывается от обстоятельств и следует своему «проекту», подчиняясь лишь свободно избранному пути. Но, отвечая за себя, индивид чувствует за своими плечами всё человечество: «Выбирая себя, я выбираю человечество» (Сартр). Ответственность, которую в христианстве берёт на себя Бог, искупая вину людей, в экзистенциализме целиком и полностью взваливает на свои плечи каждый человек.

Ж.-П. Сартр считал, что существование человека предшествует его сущности. Это означает, что человек сначала встречается, появляется в мире, и только потом он определяется, то есть первоначально он ничего собой не представляет, и только впоследствии делает себя сам. Сартр считает, что нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. Человек сам отвечает за то, что делает: им не руководит ни Бог, ни судьба.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 778 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...