Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Трансцендентальная философия И. Канта



Иммануил Кант (1724–1804) является родоначальником немецкой классической философии. Все его творчество делится на два периода: докритический, в котором он занимается в основном проблемами естествознания и проводит идею о развитии в природе, и критический, в котором главной его задачей являлось исследование возможностей познающего разума.

В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Объекты познания воздействуют на субъект (не наоборот!), который находится в центре познания (субъективный идеализм). Объекты в том виде, в котором мы их воспринимаем находятся на большой окружности. Здесь сосредоточено всё сущее, картина мира. За пределами этой окружности находится Бытие, Абсолют, всё то, что трансцендентально (запредельно). Наши органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Мы воспринимаем феномены – «вещи для нас», а их внутренне содержание – ноумены – «вещи в себе» – находятся за пределами.

Чувственности и рассудок, по Канту, имеют принципиальное различие. Но научное знание можно осуществить только на основе их синтеза: ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. В концепциях Декарта и Лейбница в Новом времени чувственность также требует разума. Кант выделяет следующие ступени познания:

1) Чувственное (созерцание). Познание начинается с того, что «вещи для нас» (феномены) воздействуют на органы чувств и вызывают в нас ощущения. Ощущения упорядочиваются, укладываясь в априорные формы чувственности – время и пространство.

2) Посредством чувственности объекты нам даны, мыслятся же они рассудком. Рассудок формирует понятия, подводит итоги чувственных восприятий, оперируя категориями. Категории рассудка даны человеку до всякого опыта, т.е. априори: количество (всеобщность, множество, единичность), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (субстанция, причинность, взаимодействие), модальность (возможность, действительность, необходимость, случайность). Рассудок сам конструирует предмет, т.е. мы познаем только то, что сами создали. Основание объекта не где-нибудь, а в самом субъекте. В этом суть трансцендентальной апперцепции.

3) Разум – на этом этапе появляется идея. Идеи – не сверхчувственные сущности, а представление о цели, к которой стремится наше познание. Идеи побуждают рассудок к деятельности. На этой же стадии возникают противоречия разума – антиномии. Например, 1. Мир бесконечен в пространстве. 2. Мир конечен в пространстве. Выходя за пределы опыта, мы не можем быть уверены в действительности знания, поэтому можно доказать и 1, и 2 (т.к. проверить нельзя). Обнаружение противоречий означает что мир не познаваем.

Теория суждений. Знания выражаются в суждениях:

· Априорные (доопытные) – аналитические.»Все тела протяженны» является аналитическим, потому что для того, чтобы убедиться в его истинности, достаточно просто проанализировать понятие тела и понять, что в нем уже подразумевается свойство протя­женности.

· Апостериорные (данные в опыте) – синтетические. «Все тела имеют тяжесть» является синтетическим, потому что присоединяет к представлению о те­ле, в котором мы неявно мыслим некоторые признаки, новое представление, которое в понятии тела не со­держится, — признак тяжести. Такие суждения не могут быть основанием для науки, т.к. не являются всеобщими.

· Априорные синтетические. В суждениях данной разновидности имеет место новое соединение, новый синтез знаний, поэтому он и называет их синтетическими, «расширяющими» суждениями. Они являют собой конечную цель всего нашего познания, требуя непрестанного обращения к опыту.

20. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: МЕТОД И СИСТЕМА.

Высшим достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). Его историческая заслуга заключается в том, что им было четко сформулировано понятие диалектики – это основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Гегель переосмыслил логику Аристотеля и создал свою диалектическую логику. Он отверг основной закон логики «непротиворечивость», т.к. его диалектика основана на противоречиях. Смысл диалектики в том, что все: Мировой дух, «конечный дух» (человек, предметы и явления, процессы) – содержит в себе противоположные начала, стороны бытия (день/ночь, тепло/холод, молодость/старость). Данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире – первый закон диалектики. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

1) существует определенный тезис (утверждение, форма бытия)

2) данному тезису всегда находится антитезис

3) в результате взаимодействия двух противоположных тезисов происходит снятие противоположности (отрицание отрицания – второй закон диалектики), получается синтез – новое утверждение, которое становится тезисом на более высоком уровне развития. Предыдущее 2 состояния сохраняются в единстве на более высоком уровне.

Пример. Абсолют есть чистое бытие (тезис), мы не приписываем его свойств, следовательно, это есть ничто (антитезис). Рождается синтез единства бытия и небытия – становление. Абсолют есть становление.

По Гегелю, противоречие – не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе происходит переход количественных изменений в качественные – третий закон диалектики.

Гегель отождествлял понятие с самой сущностью вещей. Каждое понятие проходит тройственный цикл и так каждый раз. Источник развития всего – саморазвитие понятий. Конец этому циклу – Абсолютное понятие – тождество субъекта и объекта.

Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. Гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено, т.е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 6879 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...