Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема материи в истории философии



Материя как философская категория — объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных форм движения. Иатерия не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. Материя несотворима и неучтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, которое на определенных условиях приводит к возникновению жизни и мыслящих существ.

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Анаксимандр предпринял попытку преодолеть подмену материи один из видов вещества и первоосновой всего существующего считал «апейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию. Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли.

Древние материалисты отстаивали положение о неуничтожимости материи, ее вечности и бесконечности в пространстве и времени, о бесчисленности миров, их непрерывном возникновении, развитии и гибели, о вечном круговороте материи во Вселенной.

Уже в материалистической философии древних были попытки и гносеологического рассмотрения материи. Исходя из признания, что предметом познания является не мир идей, а материя, они считали ощущения отпечатком вещей, доверяли показаниям органов чувств, утверждали возможность познания объективной истины.

Исторические условия эпохи средневековья не способствовали развитию естественнонаучных и философских взглядов на материю. Господствующей идеологией была религия. Философия превратилась в служанку богословия.

Одна из концепций, получившая широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя «есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».

Другая традиция в подходе к определению материи, также получившая развернутое выражение в философии Нового времени (но своими корнями уходящая значительно глубже - в эпоху формирования первых атомистических концепций античности), - это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире, как некого однообразного, отличного от конкретных тел вещественного начала, наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел.

В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.

Основатель немецкой классической идеалистической философии И. Кант (1724—1804) вопрос о материи решает с позиций дуализма и субъективного идеализма. Материю Кант рассматривает как вещество, из которого образовалась вся Вселенная. Гипотеза об образовании мира пронизана у Канта идеей развития. Некогда пространство было наполнено рассеянной материей, разложенной на ее элементарные части. Но «материя, которая кажется совершенно инертной, бесформенной и неупорядоченной, имеет в своем простейшем состоянии стремление преобразоваться в более организованную путем естественного развития».

К настоящему моменту выделяют следующие фундаментальные характеристики материи:

1. Материя существует как одно из проявлений бытия.

2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них.

3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека.

4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя представляет собой грандиозную сверхсистему, объединяющую другие системы. Вещи состоят не из материи, а являются ее элементами.

5. Материя вещественна (телесна), т.е в каждом объекте, составляющем материю как сверхсистему имеется некое содержание, позволяющее этому материальному объекту воздействовать на другие материальные вещи (явления взаимодействия, диффузии, отражения).

6. Материя изменчива, но неуничтожима. Формой существования материи является движение – т.е. способность различных материальных объектов к различным видам изменений. Благодаря движению материя развертывается в различные вещи.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 569 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...