Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антропологический материализм Л.Фейербаха



Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872) — немецкий философ. Главные сочинения — «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843). Философия Фейербаха — учение, в котором выдвигается и обосновывается идеал жизни по принципу «человек человеку Бог». Человек и религия — ведущая тема размышлений Фейербаха. Он ставит задачу создания «новой философии», «единственный, универсальный и высший предмет» которой — человек. «Новая философия» соединяет в себе достоинства философии и религии. Как философия, она есть философская антропология — теория человека, опирающаяся на разум, науку, практику, чувственный опыт. Как религия, она культивирует поклонение человеку, освящает любовь между людьми, единение в отношениях Я — Ты. Провозглашается новая, нетеистическая «религия любви», утверждающая ценность полнокровного, гармоничного осуществления человеческой природы в жизни каждой личности. В таком самораскрытии индивида, по Фейербаху, и состоит счастье человека и человечества. Оно же — безусловная ценность, поэтому в содействии счастью заключается добро и нравственный долг. Этика «новой философии» — эвдемонизм, т. е. этика индивидуального счастья, каковым считается самореализация отдельного человека в согласии с природой и обществом. Главное препятствие к счастью Фейербах усматривает в отчуждении человеческой сущности. Человек обесценивает себя, когда, не сознавая того, приписывает воображаемым сверхъестественным существам свои благие силы, которые, по праву природы, должны быть развиты в каждом из людей» На этом основаны традиционные религии. Необходимо преодолеть отчуждение, отказаться от религии, ядром которой является вера в потустороннее божество, изменить сознание и жизнь, руководствуясь убеждением: «Ничто человеческое мне не чуждо»- Свою философию Фейербах называет антропологией, на базе сформулированного им принципа антропологизма. Антропологизм Фейербаха возник как реакция прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения "абсолютного духа". Фейербах выступил в защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от человека неотъемлемо.

У Фейербаха философские проблемы человека и общества трактуются, исходя из понимания природы человека. С позиций антропологизма Фейербах проводит критическое рассмотрение христианства, философии Гегеля, чьим последователем он был в молодости. Фейербах утверждает, что человек — высшее творение природы, существо телесно-психическое, единство жизни тела, ума и сердца Природа, говорит философ, создала в человеке и фабрику пищеварения и храм мозга. Идеальное производно от материального. Фейербах указывает на связь гегелевского идеализма с христианством: ««Абсолютный дух» есть «отрешенный дух» богословия, который в виде призрака бродит еще в философии Гегеля». Антропологизм Фейербаха соединяется с материализмом и своего рода атеизмом. Философ не отождествляет сознание и материю, не сводит органическое к неорганическому, всякое движение — к механическому. В гносеологии Фейербах продолжает линию сенсуализма-эмпиризма, считая, что источником знания является чувственный опыт, а в познании взаимодействуют созерцание и мышление. Начало, исходный пункт познания - опыт, ощущения. Но чувственное познание не имеет возможности проникнуть в глубокие связи вещей. Для того, чтобы раскрыть эти связи, необходимо перейти к познанию разумом. При помощи чувств мы читаем книгу природы, а понимаем ее с помощью разума. От других природных существ люди отличаются тем, что они суть разумные общественные существа, склонные к сотрудничеству и положительному общению друг с другом. Вне общения, утверждает Фейербах, отдельный человек не может сформироваться, осознавая и ценя другого, он узнает и ценит себя. Отношение Я — Ты фундаментально для бытия человеческой природы. Высший уровень этого отношения — любовь. Ребенок становится человеком, когда начинает любить. Подчеркивание Фейербахом особой значимости личности другого, «Ты» для человека дает основание характеризовать его учение как туизм (от. лат. «ты»). Фейербах обнаруживает в родовой сущности человека исток растущего могущества, способности к всестороннему развитию, совершенствованию, в ней же — корень противоречии драматизма его бытия. В индивидуальной жизни соединены конечное и бесконечное, любовь к себе и любовь к другому,сознание своей ограниченности, незащищенности и тяга ко всеохватной полноте существования.

Главное внимание Фейербах уделял критике религии. В своих сочинениях он рассматривал философию и религию как взаимоисключающие друг друга мировоззрения. Религиозное чувство, не является врожденным и вечным. Оно возникло исторически, на той ступени развития общества, когда у людей еще не было научного представления об окружающих явлениях природы. Разрыв между желаемым величием и действительным ничтожеством заставляет человека искать воображаемые опоры в религии. Свои лучшие силы, потребность в почитании и любви человек переносит в сферу отношения к божеству. Происходит отчуждение, человеческое достояние переходит к Богу. Чем беднее человек, замечает Фейербах, тем богаче Бог. В результате религия, давая утешение в страданиях, сковывает человеческую природу, отчуждает людей друг от друга, оставляет их слабыми и несчастными. Фейербах призывает к возвращению человеку его отчужденной сущности. Любовь должна стать нашей религией. «Религия любви» венчает философскую систему Фейербаха. Любовь, обожествление одним человеком другого, должна совершить переворот в человеческом обществе, устранить зло и несчастья. Вера в то, что человек есть высшее существо, создает новый гуманизм. Раскрывается способность человека уважать и любить в другом «Божественное Ты». Новый гуманизм станет основой нового общества — братства свободных, гармонично развитых, счастливых людей. Идеи Фейербаха оказали существенное влияние на воззрения К. Маркса, Ф. Энгельса, Н. Г. Чернышевского, Э. Фромма и др.




Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1014 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...