Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЗАНЯТИЕ 5. Занятие проводится в форме обсуждения основных проблем с выделением докладов и содокладов оппонентов



ДИАЛЕКТИКА МИРА И ЧЕЛОВЕКА
В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Занятие проводится в форме обсуждения основных проблем с выделением докладов и содокладов оппонентов. Решение ситуационных заданий.

План

1. Немецкая классическая философия как единое духовное образование.

2. Иммануил Кант: личность и характерные особенности творчества:

а) основные идеи “Критики чистого разума” (односторонность эмпиризма и рационализма, теория научного знания, аналитические и синтетические суждения, «вещь для нас» (феномен) и «вещь в себе» (ноумен), учение о рассудке и разуме; три кантовских вопроса о человеке: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я имею право надеяться?»);

б) кантовское учение о нравственности (“Критика практического разума”), его оценка.

3. Учение о человеке, его активной деятельности и свободе (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг):

а) Г.В.Ф. Гегель. Основы гегелевской системы диалектики, учение о философии духа;

б) диалектический метод в метафизике и философии культуры Ф.В.Й. Шеллинга.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха, его особенности.

5. Философия тревоги и тотального скептицизма А.Шопенгауэра и Ф. Ницше. Ницше как философствующий эссеист.

Литература

1. Андреева И.С., Гулыга А.В. Шопенгауэр. – М., 2003.

2. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

3. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т.Т.2. – М., 2000.

4. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995.

5. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М., 1979.

6. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? Работы разных лет: В 2 т. Т. 1. – М., 1972.– С. 387-394.

7. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // там же Т3, с. 6-43, 218 –250.

8. Гулыга А. Гегель (серия ЖЗЛ). – М., 1970.

9. Гулыга А.В. Кант (серия ЖЗЛ). – М.,1977.

10. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.

11. Кант И. Критика чистого разума. Соч.: В 6 Т. – М., 1964. – Т. 3.– С. 14 –18, 82 – 88, 92 – 99, 117 –124, 661 - 669.

12. Кант И. Критика практического разума// там же, Т 4. (1) С. 313 – 327.

13. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 2003.

14. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М., 1990.

15. Левит К. От Гегеля к Ницше. – СПб., 2002.

16. Нерсесянц Н.С. Гегель. – М., 1979

17. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – М., 1990.

18. Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб., 2000.

19. Фейербах Л. Сочинения в 2-х томах. – М., 1995.

20. Философия Гегеля и современность. – М., 1973.

21. Философия Канта и современность. – М., 1974.

22. Хайдеггер М. Ницше. Т.1-2. – СПб., 2006-2007.

23. Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения в 2-х т. – М., 1987-1989.

24. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т.1-2. – СПб., 2000-2002.

25. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1-2. – М., 1993.

26. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.– Соч. Т. 21.

27. Юнгер Ф.Г. Ницше. – М., 2001.

Творческие и тестовые задания

Вопросы для обсуждения и самопроверки.

1. В чем выразилось богатство и разнообразие идей и концепций, которые были характерны для всего периода немецкой классической философии.

2. Выделите характерные особенности учения о человеке у Канта, Фихте и Шеллинга.

3. Как выражено в категорическом императиве Канта индивидуальное и об­щечеловеческое?

4. Как можно понять высказывание Ницше: "Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не есть. Человек всегда приобретает или теряет". (Ницше. Соч. в 2 т. Т. 1. с. 761).

5. Как понять слова Гегеля о том, что основанием "духа" являются "опре­деления мысли", которые реализуются в предметном мире и в истории и которые люди постепенно осознают в законах природы, в законах общества, а затем во всей действительности?

6. Какой смысл вкладывал Кант в слова: "две вещи наполняют душу всегда новым и все более чистым удивлением и благовонием, чем чаще и про­должительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне" (И. Кант "Критика практического разума", с.499).

7. Кант называет метафизикой умозрительное учение о природе, он утверждал, что его мучили «проклятые» метафизические вопросы – о сущности мира, Бога, души, т.е. спекулятивные умозрительные рассуждения. Почему мучили эти вопросы Канта?

8. На чем основывается Фейербах, утверждая, что человек выступает главным образом как часть природы?

9. Раскройте содержательный смысл следующих слов Гегеля: «Индивид дол­жен и с содержательной стороны пройти через образовательные ступени общего духа, но как через формы, которые дух уже оставил, как через этапы пути, который уже проложен и выровнен...».





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 635 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...