Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос. Философия древнего Китая



3.1 Философия в Китае начинается как нескончаемый комментарий к Канону перемен, созданному в глубокой древности, но записанному в 8-7 вв. до н. э.

Канон перемен состоит их 2-х частей:

1) собственно Канона, священного текста, где приводится описание и графическое изображение закона, согласно которому мироздание постоянно изменяясь, сохраняет свое бытие,

2) комментарии к Канону перемен.

Основные черты китайской философии:

1) в Китае философия появилась и развивалась, не отрицая мифологическую картину мира. Произошло включение философии в традиционные китайские верования, мифы, ритуалы;

2) циклическое понимание развития, общее для космоса, природы, человека. Все, что когда-то возникло, должно исчезнуть, чтобы возникнуть вновь;

3) одушевление природы (поклонение деревьям, рекам, горам). Любую возвышенность древние китайцы чтили, как божество;

4) важным является понятия центра, срединности. Свою страну древние китайцы воспринимали как середину мира. В ней самой они считали центром императора;

5) поскольку срединное положение - это состояние покоя, то в Китае чтимыми качествами считали покой и недеяние. Отсюда боязнь перемен и новшеств;

6) сосредоточенность на социальных вопросах. Китайские мудрецы были проблемами государственного управления, их интересовал человек и его отношения с другими людьми. Именно в китайской философии бал впервые поставлен и нравственно осмыслен вопрос о методах государственного правления. Как следует управлять людьми на основе добродетели или закона?

В древнекитайской философии утверждалось, что Небо есть некая высшая сила, неподвластная человеку и наблюдающая за порядком веще в мире. Поднебесная это мир, где обитает человек. Сыном Неба являлся император, а общество представляло собой единую семью, в которой все дети подчинены своему отцу – императору.

В древнем Китае основными философскими учениями были конфуцианство, даосизм, монизм.

Основателем даосизма был Лао – Цзы (старый учитель), живший в VI – V вв. до н. э. Школа получила название вследствие того, что размышления ее последователей были сосредоточены на понятии Дао – «путь, которым ходят люди». Дао имеет два значения:

1) первичное начало мира, как источник и причина его возникновения, как корень всего сущего;

2) как безличный мировой закон, которому люди должны следовать в жизни. Дао пустота, но эта пустота содержит в себе огромный сгусток энергии.

Согласно представителям даосизма все в мире находится в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Главное – следовать установленному мировому порядку. Мир представляет собой священный сосуд, которым нельзя манипулировать. В противном случае, он будет уничтожен.

Одной из основных и центральных идей в даосизме является недеяние. Именно оно приводит к счастью и процветанию. Главный принцип поведения человека – жить, ничего не предпринимая. Счастье, следуя дао, придет само.

Человек, по мнению даосистов, может быть бессмертен, как телом, так и душой. Для этого следует выполнять следующие упражнения: духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена.

Даосисты стремились к двойственному познанию мира. По их мнению, с одной стороны, наши органы чувств требуют воспринимать реальность как состоящую из множества разнообразных предметов. С другой стороны, мир это единство, целостность, постигаемая лишь в мышлении. Таким образом, в даосизме впервые была сделана попытка совместить два способа познания: чувственный и рациональный. Чувства человека не способны уловить Дао, а разум может. Познать Дао нельзя. Но стремиться к этому нужно.

3.3 Центральным философским учением древнего Китая является конфуцианство. Его основателем был Конфуций, живший 551 – 479 гг. до н. э. Прожил 71 год. Он был преподавателем и имел более 3-х тыс. учеников. Вел беседы устно. Его идеи были записаны позже его учениками в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Он сохраняет идею Неба, как первоисточника. Все определяется Небом, человек сам ничего не создает, не действует по своим желаниям.

Его учение носило морально – политический характер. Человек по своей внутренней сути обладает добродетелью: любовью к людям, справедливостью, искренностью, уважением к родителям. Однако не все люди эти добродетели совершают, некоторые стремятся к выгоде – это «ничтожные». Конфуций вводит образ – понятие «благородного мужа». Его характеризуют: следование долгу, стойкость, гуманность.

Центральный вопрос: «Как лучше управлять людьми: на основе насилия и добродетели?» Конфуций считал, что на основе добродетели. Он призывал соблюдать «золотое правило» морали» «Не делай другим того, чего не желаешь себе». В государственном правлении Конфуций призывал следовать «золотой середине», «срединному пути» - это путь сглаживания противоречий. В основе отношений правителя и поданного должен лежать принцип взаимного стремления к добру.

После смерти Конфуция конфуцианство распалось на ряд школ. Вместе с тем, вплоть до образования КНР в 1949 г., конфуцианство являлось в Китае господствующей идеологией.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...