Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Нового времени. 2) Френсис Бэкон – основатель опытной науки и философии Нового времени.



1) Исторические особенности и характерные черты философии Нового времени.

2) Френсис Бэкон – основатель опытной науки и философии Нового времени.

3) Рене Декарт как родоначальник рационализма в гносеологии.

4) XVIII в. в философии Нового времени.

5) Значение философии Нового времени.

Вопрос 1. XVII век является точкой отсчета философии Нового времени. Этому предшествовали определенные исторические события. В начале XVII века в Европе совершаются буржуазные революции (Нидерланды, Англия), которые приводят к замене феодального строя буржуазии. Развитие буржуазных отношений привело к ослаблению духовной диктатуры церкви. Главной ценностью становился человек, его личные качества и достоинства. Важные изменения произошли и в духовной сфере. XVII век вошел в историю как век научной революции. В это время формируются законы движения планет (И. Кеплер), закладываются основы классической физики (Г. Галилей) и аналитической химии (Р. Бойль), формулируются законы механики (И. Ньютон). Все эти и другие открытия способствовали становлению экспериментального естествознания, формированию нового типа мировоззрения – научного. Если в Средние века доминировала религия, в эпоху Возрождения – искусство, то в Новое время пришло время науки.

Характерные черты философии нового времени:

1) философия Нового времени выступала в союзе с естественными и точными науками. Она опиралась на практику научных открытий. Многие философы Нового времени являются известными учеными в области естественных наук. Например, немецкий ученый Г. Лейбниц внес существенный вклад в развитие таких наук как математика, физика, экономика.

2) Потребность науки в систематизации огромного количества знаний, создание ценностной картины мира, установление причинно-следственных связей между природными явлениями выдвинули на первый план проблемы теории познания (гносеологии), что выражалась в споре философов по вопросам о том, что есть истина, что позволит достичь истины – разум или чувства, интуиция или логика? В поисках ответа на эти вопросы в философии Нового времени сформировалось два основных течения: эмпиризм и рационализм.

Эмпирики (от греч. опыт) – направление философской мысли, признававшее источником знания и критерием его истинности опыт, эксперимент.

Рационализм (от лат. разум) – направление философской мысли, главным источником знания и критерием его истинности признававшем разум.

3) В вопросах онтологии в центре внимания философов Нового времени была проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.)

4) По вопросам религии большинство философов Нового времени стояли на позициях пантеизма и деизма. Они не отрицали Бога, но важнейшим в человеке признавалось не божественное, а природное.

Философия XVII в. знаменита такими именами как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и другие. По способу познания всех мыслителей нового времени можно разделить на эмпириков и рационалистов. Эмпирики главным инструментом познания признавали опыт и эксперимент, рационалисты – разум, мышление.

Вопрос 2. Начало новой европейской философии связано с философом Френсисом Бэконом (1561 – 1626 гг.). Он был родом из богатой семьи. Отец – высший сановник королевского двора Англии, мать - образованная женщина, интересовалась теологией и искусством. Получил прекрасное образование и сделал политическую карьеру. В 1620 г. он становится лордом-хранителем большой королевской печати, а потом лордом-канцлером и правителем государства в отсутствии короля Англии.

Основной задачей философии Ф. Бекон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. Главным сочинением Ф. Бэкона по методологии научного познания является «Новый Органон».

Ф. Бэкон считал, что человеческое сознание не способно полно и точно познать изучаемый предмет. Препятствием служат предрассудки, которые мешают открыть истину. Он назвал их идолами и выделил 4 группы идолов или заблуждений:

1) идолы рода – этот вид заблуждений присущ большинству людей. Он является следствием ограниченности человеческого ума, органов чувств.

2) идолы пещеры. Они представляют собой искажение действительности, связанное с субъективностью восприятия окружающего мира. Каждый человек имеет свой внутренний мир, свою «пещеру», который не похож на реальный мир. На формирование идолов пещеры оказывают влияние индивидуальные особенности человека: его врожденные качества, воспитание, психология, образование и т.д.

3) идолы рынка. Этот вид заблуждения возникает в среде взаимного общения и совместного использования языка. В одни и те же слова люди часто вкладывают различное понимание, что затрудняет познание природы.

4) идолы театра. Они переселяются в человеческие мысли из различных философских учений в результате доверия и поклонения тем или иным философским авторитетом. Это происходит в результате некритичного отношения к различным философским взглядам.

Ф. Бэкон рекомендует преодолеть «призраки» путем обращения к опыту и эксперименту. Универсальным и достоверным методом познания он признает индукцию. Индукция – это способ рассуждения, при котором движение мысли идет от знаний единичных к общим положениям.

По мнению Ф. Бекона существует 3 основных пути познания:

1) «путь паука» - основан на разуме. Рационалисты ткут паутину, подобно пауку, из своего разума. На этом пути имеет место полное пренебрежение фактам. Выводы, получаемые таким путем, могут быть как истинными, так и ложными. Им нельзя доверять.

2) «путь муравья» - этот путь которым идут эмпирики. Он сконцентрирован на сборе фактов. Но эмпирики не могут обобщить полученные данные.

3) «путь пчелы» - сочетает 1 и 2 пути, т.е. путь рациональный и эмпирический. Это есть путь исследователя, который движется от эмпирии к теории.

Вопрос 3. Основоположником рационалистического направления вгносеологии был французский мыслитель Рене Декарт (1596 – 1650 гг.). Он являлся не только философом, но и знаменитым математиком (создатель аналитической геометрии, автор общепринятой сегодня системы координат и т.п.). Будучи математиком, где знание выводится рационально-дедуктивным путем, Декарт считал, что и знания о природе должны основываться на разуме.

Целью познания, по мнению Декарта, является овладение силами природы. Началом процесса познания является сомнение. Сомневаться нужно во всем, кроме того, что само сомнение действительно существует. Сомнение существует, поскольку существует мышление – «Я» как мыслящее существо. Отсюда «Я мыслю, следовательно, я существую».

Главный метод познания по Декарту - дедукция. Он вывел правила дедуктивного метода:

1) начинать с простого и очевидного;

2) расчленять сложную проблему на составные части (правило анализа);

3) последовательно переходить от простых элементов к более сложным (правило синтеза);

4) не упускать из виду ни одного положения.

Таким образом, дедуктивный метод Декарта представлял собой определение неизвестного через ранее познанное и известное, путем выведения истин из общих посылок.

Р. Декарт считал, что большинство разумных идей являются врожденными. Человек находит их с помощью интуиции, которая у Декарта является критерием истинности знания. Интуиция определяется им как твердое и отчетливое представление, рождающееся в уме человека. Это знание настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения.

В вопросах онтологии Декарт выражал следующие идеи. Субстанцией по нему является Бог, который вечен, всемогущ, он творец всех вещей, истина в нем. А вот весь сотворенный Богом мир по Декарту расчленен на 2 рода субстанций: духовную и материальную. Главным признаком духовной субстанции является неделимость, главным ее свойством - мышление. Главным признаком материальной субстанции является делимость до бесконечности, главное свойство – протяжение. Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга. Они соединяются Богом в человеке. Таким образом, Декарт стоял на позициях дуализма, признавая существование двух субстанций.

Вопрос 4. XVIII в вошел в историю как век Просвещения, который является своеобразным этапом в философии Нового времени и одновременно ее завершением. Особо ярко дух просвещения проявил себя во Франции, где мыслители-просветители подготовили Французскую революцию. Виднейшие представители Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Денни Дидро и другие. Особое внимание просветители уделили следующим вопросам:

1) философию Просвещения отличала безграничная вера в силу человеческого разума, способного изменить мир к лучшему. По их мнению, прогресс общества есть прогресс человеческого разума. Более подробного эта тема была рассмотрена в трудах французского мыслителя Жана Кондорсе (1743 – 1794 гг.);

2) философия Просвещения была пропитана идеями антиклерикализма. В своих работах философы раскрывали невежество верующих, обман церковников, которые поддерживали власть. Свою задачу философы-просветители видели в критике христианской идеологии. Акцент делался на то, что христианские догмы принимаются на веру без опытно-рационального обоснования. Однако мыслители не отрицали необходимость религии, признавая ее важное нравственное значение (Вольтер, Дидро);

3) особое значение в трудах философов-просветителей занимали политические вопросы. Они отстаивали гражданскую свободу, равенство людей, справедливое общественное устройство, важность законов. Достаточно интересными являются политические взгляды Ж-Ж. Руссо.

Таким образом, философия Просвещения в центр внимания поставила социальную тематику. По мнению мыслителей этой эпохи философия должна была решать социальные вопросы, показать пути переустройства общества.

Вопрос 5. Вклад философии Нового времени состоял в следующем:

1) активно разрабатывались методы научного познания;

2) рационализм отстоял свое право быть главным источником познания и критерием истинности знания;

3) было обращено серьезное внимание на социальные вопросы. Идеи о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире до сих пор актуальны;

4) была переосмыслена система ценностей, высшей ценностью выступил человек, который по своей сути свободен и равен Богу, являясь в тоже время звеном в величественном механизме природы.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...