Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немецкая классическая философия. 1. Основные черты и новизна взглядов классиков немецкой философии.



1. Основные черты и новизна взглядов классиков немецкой философии.

2. Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии.

3. Философская система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его диалектический метод.

Вопрос 1. Немецкая классическая философия представляет собой этап в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII в. до середины XIX в., представленный учениями Иммануила Канта, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха, Фридриха Шеллинга, Иоганна Фихте.

Основные черты и новизна взглядов классиков немецкой философии:

1. Немецкая классическая философия возникла под непосредственным влиянием идей французского Просвещения. С одной стороны немецкие классики продолжали отстаивать такие идеи философов-просветителей, как рационализм, гуманизм, неотчуждаемые права человека, критически оценивали существующий феодальный порядок. С другой стороны, они не только критически подошли к анализу философских идей Просвещения, но и привнесли туда много нового и существенного;

2. Немецкая классическая философия тяготела не к исследованию природы, а к исследованию духа. Это была философия идеализма. Идеализм – философское учение, утверждающее, что сознание, мышление, духовное первично, а материальное, физическое вторично. Различают объективный и субъективный идеализм. Для объективного идеализма характерно признание духовного начала вне и независимо от человека (Г. Гегель), в субъективном идеализме духовное начало находится в зависимости от сознания человека (И. Кант);

3. Философия в этот период начала рассматриваться как строгая, доказательная система знаний, имеющая свой метод и понятийный аппарат.

4. Особое внимание в немецкой классической философии было обращено на проблемы общества и человека. Человек выступил создателем мира культуры. Он был объявлен высшим предметом философии.

5. В рамках немецкой классической философии были разработаны методы развития и познания – диалектический и исторический. Диалектика была определена как теория развития и метод философского мышления.

Вопрос 2. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.). Он родился в г. Кенигсберге, закончил богословский факультет Кенигсбергского университета, девять лет занимался домашним учительством, а затем преподавал в Кенигсбергском университете, отдав этому 41 год своей жизни.

В творчестве И. Канта выделяют 2 периода: «докритический» и «критический». Границей между ними служила работа И. Канта «Критика чистого разума» (1781 г).

В «докритеский» период (до 1780 г.) И. Кант основное внимание уделял изучению естествознания. Он был убежден в возможности научного постижения естественных процессов. Механика и математика казались ему идеалами точного знания. Занимаясь вопросами науки, И. Кант внес существенный вклад в ее развитие. Он выдвинул идею о происхождении солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности, пришел к выводу о множественности миров и непрерывном процессе их возникновения и исчезновения, сформулировал теорию о замедлении вращении земли из-за приливов и отливов в океане. Но в процессе изучения мира И. Кант сталкивался с вопросами, которые точные наука объяснить не могли.

В «критический» период объектом своего пристального внимания И. Кант делает разум. На этом этапе И. Кантом были поставлены три основных вопроса:

· Что я могу знать? (ответ был дан в работе «Критика чистого разума»).

· Что я должен делать? (работа «Критика практического разума»).

· На что с могу надеяться? (работа «Религия в пределах только разума»).

Предприняв критику разума И. Кант разделил его на теоретический и практический. Особой критике он подверг вопросы теоретического разума. Это 1) теологический вопрос (о Боге), 2) психологический (о душе), 3) космологический (о мире). Вопросы теоретического разума он называл трансцендентальными, то есть выходящими за пределы познавательных возможностей и теоретически недоказуемы. В рассуждениях по этим вопросам содержатся противоречия (антимонии). Например, можно доказать, что душа бессмертна, а можно доказать и обратное. Таким образом, И. Кант делает вывод об ограниченности нашего разума, который позволяет познать только внешнюю сторону вещей, а внутренняя сторона «вещь в себе» остается непознанной. Отсюда можно заключить, что И. Кант стоял на позициях агностицизма.

По мнению И. Канта вопросы теоретического разума хотя и недоказуемы, но они имеют важное практическое значение. Знания только тогда имеют ценность, когда помогают стать лучше, гуманнее. Практический разум у И. Канта это мораль и нравственность. Мораль автономна от человека, она порождена общественным сознанием, но проявляется в каждом отдельном человеке в зависимости от его свободной воли. И. Кант сформулировал нравственный закон – категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это требование запрещает поведение, которое не соответствует общечеловеческим нормам. Чтобы следовать этим нормам человек должен получить моральное воспитание. Нравственное благо может быть достигнуто только коллективом людей. Рассуждая над идеей нравственного закона, И. Кант сформулировал ряд постулатов:

1) постулат свободы воли. Он говорит о том, что каждый человек волен выбирать между добром и злом, но совершая зло он должен помнить об ответственности за свои поступки,

2) постулат бессмертия души говорит человеку о том, что наказание за плохие поступки и нравственное блаженство за моральное поведение неминуемы, они ждут человека и после смерти,

3) постулат о существовании «высшего блага», Бога говорит о том, что Бог выступает гарантом воздаяния за наши поступки.

Нравственность у Канта автономна и не зависит от религии. Религия, наоборот, должна сама основываться на принципах нравственности.

Гносеология И. Канта

Согласно И. Канту познание имеет дело с единичными данными опыта. Но опыт не может дать обобщенного знания. Хаос мира вещей получает упорядоченность только в сознании. И. Кант субъективный идеалист. Все многообразие знаний И. Кант делит на апостериорные и априорные. Апостериорные знания зависят от чувственного опыта, это поток наших ощущений. Априорные знания проходят через разум и существуют в нашем сознании. Только априорные знания носят достоверный и объективный характер.

В процессе познания человек проходит 3 познавательные стадии: чувственность, рассудок, разум.

1) чувственность – это способность ощущать вещи. Это наше субъективное восприятие предметов. Например, вкус вина вызывает разные ощущения у разных людей. Ощущения ничего общего с образом предмета не имеют, они их модификация,

2) рассудок – это способность к понятиям и суждениям, он основан на логическом мышлении. Рассудок непосредственно с внешним миром не связан, но опирается на чувства и опыт. Чувственность и рассудок дают человеку большую часть знаний о мире. Но им не удается познать такие понятия как пространство и время. Их нельзя добыть с помощью ощущений, их нет и в рассудке. Они априорны (из предшествующего) неопытного знания.

3) Познать такие понятия как время и пространство способен только разум. Разум обладает способностью к умозаключениям и идеям, он позволяет структурировать и упорядочивать информацию о внешнем мире. Только с его помощью возможно достижение абсолютной целостности знаний.

Вопрос 3. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.) родился в Штутгарте в семье чиновника. Он сумел создать собственную философскую систему, в центре которой находится понятие «абсолютная идея» или «мировой дух». Мировой дух есть объективное, безличное начало, выступающее творцом мира. По Гегелю мировая идея автономна от человека, истории, природы. Она возникла в «доприродное состояние» - до творения природы Богом. Все, что существует на свете, развивается из абсолютной идеи. Таким образом, если у Канта идеи существовали в сознании, то у Гегеля – в мире.

Для системы Гегеля характерно тождество бытия и мышления. Если Кант противопоставлял субъекту внешний мир, то Гегель стремился обнаружить их единство. Обнаружить тождество (одинаковость) субъекта и внешнего мира помогает мышление. Так как в мышлении человеку дан весь мир и он сам, то оно представляется Гегелем в виде мировой идеи. В ходе развития абсолютная идея проявляет себя в природе, обществе, человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен, закономерен. «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Согласно Гегелю мировая идея не стоит на месте. Она развивается во времени, проходя три ступени развития: ступень логики, ступень природы, ступень духа. Отсюда и вся философская система Гегеля состоит из трех частей: 1) логика, 2) философия природы и 3) философия духа.

Рассуждая о понятии логики, он выделил логику объективную и логику субъективную. Объективная логика не зависит от человека и существовала в доприродное состояние. Объективная логика ступень за ступенью выдвигает идею. А затем субъективная логика с помощью своих орудий (понятий, суждений, умозаключений) прорабатывает эту идею. После того, как саморазвитие абсолютной идеи пришло к конечному пункту, возникает природа.

Философия природы. Природа рассматривается Гегелем как нечто пассивное, мертвое, всего лишь инобытие абсолютной идеи. По его мнению, развивается не сама природа, а лишь понятие о ней. Смысл и значение природного мира состоит в том, что он объединяет дух божественный и дух человеческий. Природа представляется у Гегеля как всего лишь как этап развития мировой идеи.

Философия духа. Эта завершающая стадия развития мировой идеи. Абсолютная идея, покинув природу, продолжает развиваться в форме человеческого и общественного сознания. В рамках философии духа Гегель дал обоснование таким понятиям, как семья, нравственность, право, государство, история, гражданское общество. Высшим проявление духа Гегель считал искусство, религию, философию. В философии абсолютная идея завершает свое движение, здесь она должна познать саму себя.

Таким образом, Гегель представил разум историчным, развивающимся. С тех пор, идея развития становится одной из центральных.

Заслуга Гегеля состоит и в том, что он создал свою диалектику и метод познания. Главная черта его диалектики – тождество противоположностей. В основе диалектики Гегеля лежит закон отрицания отрицания. Отрицание происходит по следующей формуле: утверждение (тезис) – отрицание (антитезис) – снятие противоположностей (синтез). Таким образом, ни одно знание не исчезает полностью, на основе старого знания рождается новое. Отрицание по Гегелю не однократный, а по сути, бесконечный процесс. Отсюда вытекают, разработанные Гегелем, принципы диалектики: внутренняя противоречивость, отрицательность, всеобщая взаимосвязь, историзм.

Многие взгляды Гегеля не вписываются в современное представление о мире, Боге, человеке. Вместе с тем, творчество Гегеля считается вершиной немецкой классической философии. Он пошел дальше своих предшественников. Представив весь природный и духовный мир в его непрерывном развитии и взаимосвязи.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...