Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение Канта о практическом разуме и категорическом императиве



Если в сфере теоретического разума, т.е. в мире природы, как мы знаем, нет места понятию цели, то в сфере практического разума, в мире свободы цель - это ключевое понятие. Определяя основания воли, разум в его практическом применении ставит воле ее цель; возможность же действовать в соответствии с целями разума есть сущность свободной воли, сущность человека как свободного существа. Понятие цели определяется Кантом как "причинность из свободы"; если в мире эмпирическом, в мире природы всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может "начинать ряд", исходя из понятия разума, вовсе, не будучи детерминированным природной необходимостью. Свобода, по Канту, и есть независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. Знание умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, это особого рода знание – призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки (категорический императив). Оно сводится в сущности к содержанию нравственного закона, руководящего действиями человека как "вещи в себе". А закон этот гласит: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". Это значит, не превращай другое разумное существо только в средство для реализации своих целей. "Во всем сотворенном, - пишет Кант, - все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство: только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе". Категорический императив, будучи требованием практического разума, возвещает нам закон умопостигаемого мира; если это - познание, то весьма отличное от теоретического: обращаясь к каждому из нас, этот закон требует от нас соответствовать своей умопостигаемой сущности (что нам удается далеко не всегда, а если говорить строго - очень редко). И в той мере, как мы слышим это требование и следуем ему, мы знаем сверхчувственный мир. Но это знание-совесть отлично от знания-представления, которое мы имеем в сфере теоретической.

Георг Гегель (1770-1831 гг.)

- объективный идеалист;

- диалектик;

- формулирует основные принципы диалектики;

Основные идеи гегелизма:

реальность как таковая есть. Бесконечный дух – мировой разум, который не просто существует, а развивается.

структура или сама жизнь духа, а значит и процесс развития – диалектика;

Развитие любого объекта происходит по определенной схеме:

тезис;

антитезис;

синтез;

явление ® противоположность ® измененное явление, объединяющее понемногу того и другого.

- формирует законы диалектики;

Законы диалектики:

1. закон единства и борьбы противоположностей;

Смысл: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий.

Противоречие – отношение взаимополагания и взаимоисключения двух противоположностей.

2. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

Смысл: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу мира и вызывают смену качества, как правило, протекающую в скачкообразной форме.

Мера – граница, в которой количество не изменяется в качество.

3. закон отрицания отрицания;

Диалектическое отрицание – такое отношение последовательных стадий развития объекта, при которых каждая последующая стадия предшествующую не просто отбрасывает, отвергает, но и одновременно удерживает. Принцип отрицания отрицания (принцип двойного отрицания) – развитие идет таким образом, что какие-то характеристики, свойства моменты, имевшие место на прежних стадиях в последствии утрачиваются, а затем вновь восстанавливаются в уже измененном виде. Показывает завершенный цикл развития (спираль, а не круг).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель . Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал дом учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф. Иенского ун. Первым выдающимся трудом Гегеля является его "феноменология духа" (1806). В 1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал профессором и даже ректором.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831), великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно». Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта:

1. субъективный дух (уровень индивида),

2. объективный дух,

3. абсолютный дух.

Абсолют является в этих трех ипостасях.

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абсолютная идея существования до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта). Построена на единстве триады тезис – антитезис – синтез. Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, философского права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религиии и эстетику, историю философии и философию истории и т.д.

Гегелевская философия проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработки Гегеля, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Философия Гегеля оказалась обращенной в прошлое – отражение пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная ступень. К тому же нет диалектики материи – нет ее развития во времени так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 648 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...