Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Франция XVIII в



Отличительная особенность:

- возобладание рационализма;

- преобладают проблемы социального переустройства;

1. безграничная вера в возможности человеческого разума;

2. преобладание материалистического направления в философии (материализм деистического толка);

Деизм – философское направление, в котором признается творение мира Богом, но отрицается его вмешательство в земные дела.

3. антиклерикализм (клерикалы церковники) – антицерковническое направление;

4. четко выраженная социальная ориентация (преобладание социально-философских проблем;

5. исторический оптимизм (появление более развитых концепций общественного прогресса;

6. связь с достижениями в естествознании;

Основные достижения гносеологии и онтологии:

1. вещественная концепция материи;

Смысл: никакого исходного первоначала нет и быть не может. Единственное, что существует – это материя. Гольбах: "Системы природы": "Материя – это все то, что действует на наши органы чувств и вызывает ощущения". Материя не связана с каким-то определенным предметом.

2. идея внутренней активности материи (движение есть атрибут материи, её внутреннее свойство);

3. учение о всеобщей причинности и всеобщей необходимости;

Главные достижения были именно в социальной философии.

Основные новации философов-просветителей сводятся к:

1. идея определяющей роли социальной среды в формировании и воспитании человека;

- Решающим фактором в формировании человека являются социальная среда и нравы. Если вы хотите чтобы человек изменился, надо изменить социальную среду путем изменения формы государственного правления и законодательства.

2. концепция разумного эгоизма;

- Каждый действует, преследуя свой собственный интерес. В результате множества индивидуальных интересов хорошо становится всем.

3. эголитаристский вариант общественного договора;

- Природная форма государства сохраняется, но суверенитет народа неделим, неотчуждаем. Уверенность, что главной причиной возникновения и эволюции государства явилась собственность (Ж.Ж.Руссо). Предлагает выровнять частную собственность. Идеи направлены против частной собственности, государственного произвола.

4. новое понимание сущности права– либеральное (Монтескье);

- Раннее право – совокупность запретов и наказаний. Новое право – в праве исходным пунктом являются права человека, личности, носящие объективный характер. Если в социальной реальности нет равенства, то не будут работать законы равенства (например, конституция). Право нельзя отождествлять с законом – это разные вещи.

5. концепция общественного прогресса;

6. попытки выявления естественных причин происхождения религий;

- Вольтер: "Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака". Народ – просвещать, власть церкви – ограничить.

7. некоторые новые педагогические идеи;

- Выдвижение требования уважения личности воспитуемого; естественно-научное образование; роль труда в воспитании.

Бейль был аристократом и гугенотом. Пытался доказать, что все верующие (лютеране, гугеноты, католики) могут быть порядочными людьми. Был искренне верующим, но лояльно относился и к неверующим, лишая церковь монополии на нравственность.

Жан Мелье – обычный пастор, который оставил завещание с описанием католической церкви изнутри (невежество, распутство священников, воровство изнутри). На смертном одре не лгут – и Мелье поверили. Авторитет церкви был подорван.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер – (1694–1778 гг.) – публицист аристократического происхождения, любимец женщин. Боролся с католической церковью. Письма к друзьям заканчивал фразой: «Раздавите гадину!» (Он же сказал: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). «Я умру за то, чтобы выслушать человека, даже если он мне не нравится»(Вольтер). Основные идеи В. позаимствовал в Англии (Локк: сознание человека–“fabula rasa”, т.е. врожденных идей не существует). В. считал, что раз народ неграмотен, забит, то виновата церковь. Нужно ее разбить, сообщить народу правильные идеи (просветители считали, что они их знают). Потребности человека должны быть подчинены потребностям общества. Слово «идеология» было изобретено просветителями. В. утвердил мысль о бесконечных возможностях человеческого разума. Призывал к построению царства разума на обломках невежества.

Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.) – происходил из низкого сословия. «Науки способствуют порче общественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство – это частная собственность, основная причина безнравственности. Руссо – автор теории общественного договора (часть людей следит за соблюдением порядка (государство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства – частная собственность. Неравенство усугубляется государством (одни властвуют, другие подчиняются). Тирания–высшая степень неравенства (диктатор обманывает и народ, и государство).

4. Немецкая классическая философия (последняя треть XVIII – первая треть XIX вв.).

Закат "Эпохи Просвещения" (Имануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах)

1. прямое продолжение "Эпохи Просвещения" (Рационализм);

2. критика идей Просвещения (критическая рефлексия "Эпохи Просвещения");

Основные новации:

1. идея познавательной активности субъекта познания (И.Кант);

2. обоснование моральной и правовой автономии личности (И.Кант);

3. идея единства мира, тождества субъекта и объекта (идея философского идеализма – Ф.Шеллинг);

4. принцип единства противоположностей:

5. систематика принципов и категорий диалектики (Г.Гегель);

6. идея исторической закономерности (специфика законов общества – Г.Гегель, Гёрбер);

7. принципы историзма в приложении ко всем областям знаний;

8. трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека (Л.Фейербах)

Имануил Кант (1724 – 1804 гг.)

Два периода жизнетворчества Канта:

1. Докритический;

2. Критический;

Критический (труды носили названия критики):

- "Критика чистого разума"

- "Критика практического разума"

- "Критика способности суждения"

XVIII в. критическая философия - идеалистическая философия.

Докритический период Канта – "Всеобщая естественная история и теория неба". Гипотеза происхождения нашего неба, опирающаяся на ранние теории. Идея эволюции вселенной. Попытка отыскать естественные причины всего происходящего.

- роль философии в системе познания в целом;

- программа реформирования философии:

а) "Что я могу знать?" – "Критика чистого разума" (Как возможно познание и как оно осуществляется?) – пределы фундаментальности познания;

б) "Что я должен знать?" – "Критика практического разума" – Этическое учение Канта;

в) "На что я смею надеяться?" – "Религия в пределах только разума";

Основные достижения лежат в гносеологии ("Критика практического разума")

Проблема – попытка вмешаться в спор эмпириков и рационалистов о средствах познания (одновременно правы и те и другие, но одновременно и не правы). Как на основании ограниченного опыта можно получить знание о чем-то неограниченном?

Кант постулировал: у человека существует три познавательных способности:

1. чувственность;

2. рассудок (способность оперировать логическими категориями);

3. разум;

Знание есть синтез чувственности и рассудка. Есть две вещи, которые невозможно привязать ни к чувственности, ни к рассудку: пространство и время. Категории пространства и времени априорны.

Априори – внеопытного происхождения.

Априорные категории – наша человеческая способность упорядочивать хаотичный поток наших ощущений; человеческая способность обработки хаотичной информации о внешнем мире.

Общий итог: суть научного познания заключается не в пассивном созерцании его предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты, которые только и могут быть предметом науки. Наука возможна, несмотря на ограниченность опыта. Наука возможна, но не любая, несмотря на весь наш априори (идея о душе, о жизни в целом).

Разум занимается такого рода идеями, как Бог, душа и т.д., т.е. то, о чем не дано в опыте. Идея разума – стимулирующая роль в познании.

Антиномии чистого разума – противоречия в процессе возникающие тогда, когда разум выходит за пределы своей компетенции, т.е. когда разум пытается исследовать идеи души, Бога, свободы предметно.

Этическое учение И. Канта – "Критика практического разума".

Возможна ли этика как наука? Если этика возможна как наука, то этические принципы должны носить всеобще-необходимый характер, т.е. быть априорными (внеопытными). Другими словами, принципы морали имеют внеопытное происхождение. Если же нормы морали опытного происхождения, то не может быть этики как науки и ее принципы не будут носить всеобще-необходимый характер. Нравственный закон носит характер категорического императива (повелевание).

Категорический императив Канта: "Поступай так чтобы максима (принцип) твоей воли могла бы одновременно служить принципом нравственного законодательства (Поступай так, чтобы твой поступок мог бы стать законом). Категорический императив – объективный принцип нравственности. Субъективный принцип нравственности – долг.

- поступки сообразно долгу;

- поступки во имя долга;

Мораль – императивна. Она требует: веди себя так, потому что так требует твой моральный долг, а не во имя материального блага.

По Канту, добродетель существует при трех условиях:

душа бессмертна;

воля свободна;

Бог существует;

Учение Канта о предпосылке и особенности научного знания .Согласно Канту, научные знания строятся на предпосылках, априорных представлениях человека. К таким априорным представлениям (предпосылкам) относятся понятие пространства и понятие времени. Так, геометрия строится на априорном понятии пространства, а арифметика – на понятии времени.

Человек приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. К. различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба этих источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего. В философии Канта трансцендентальный (лат. перешагивающий, выходящий за пределы) – априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. Следует различать трансцендентальное от трансцендентного, означающего предмет, запредельный к миру явлений и недоступный теоретическому миру познаний.

Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывает ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант – идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещей к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют протяжение). Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с ним, то это синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синтетических суждений:

1. связь предиката с субъектом мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) - апостериорные

2. эта связь не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него - априорные суждения (все, что случается – имеет причину).

Априорным суждениям Кант придает большое значение. Вопрос об априорных синтетических суждениях он ставит в след форме:

1. как возможны такие суждения в математике

2. как возможны они в теоретическом естествознании

3. возможны ли они в метафизике.

Решение этих вопросов он связывает с исследованием 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Учение Канта о чувственности и возможности математики.

Чувственное познание. Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту элементы математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждениях математический синтез субъекта с предикатом (свойство субъекта) основывается на чувственном созерцании либо пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время – внутреннего), что и придает созерцанию пространства их безусловную всеобщность и необходимость. Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт, в котором мы имеем дело с чувственными предметами, ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, некоторое "добавление", имеющее нечувственный характер, принцип которого Кант определяет как суждение (Verstand) и чистое созерцание (временное и пространственное созерцание). Конкретный опыт предполагает, по Канту, определенную априорную (предшествующую) основу опыта, или "возможный опыт". Таким образом, у Канта пространство и время перестают быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 373 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...