Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Формация общественно-экономическая – категория исторического материализма; это определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в развитии человечества. Марксизм утверждает, что в ходе исторического прогресса человечество проходит последовательно через пять основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Философия – (от древнегреч. «филео» – люблю и «софия» – мудрость) то есть буквально: «любовь к мудрости, любомудрие». Понятие «философия» существует с VI в. до н. э. Различные философы по-разному определяли и определяют сущность философии.
Философия истории — философская дисциплина, изучающая предельные основания исторического знания или истории как науки. Предметом исследования Ф. и. является познание исторической реальности с присущими ей социальными и культурологическими признаками. В качестве теоретической системы понятий Ф. и. рассматривает предельные значения исторического развития общества и человека, наиболее общие категориальные формы истории (например, категорию времени). Кроме того, Ф. и. выступает в роли методологии исторического познания, задавая определенные средства и формы изучения исторической реальности, истории отдельных явлений или событий, исторических персонажей и истории социальных институтов. Ф. и. как методология исторического познания формулирует представления о том, что такое исторический факт, историческое описание, историческое объяснение и т.п.
Философия науки — философская дисциплина, изучающая основания науки как познавательной деятельности человека, как явления культуры и как социального института. Ф. н. рассматривает предельные значения науки в качестве целостно-связной совокупности знаний, соответствующих сложившимся в науке идеалам, нормам и ценностям познания. Ф. н. изучает науку как культурно-исторический процесс познавательного развития человека и общества, основные этапы истории науки, движущие силы истори-ко-научного развития, историю основных научных понятий, конкурентную борьбу научных теорий. Будучи в роли методологии научного познания, Ф. н. изучает методы (средства и формы) исследования, наиболее общие понятия опыта и теории в науки, их соотношение, представления о том, что такое научный факт, научное описание или научное объяснение, проблемы обоснования научной гипотезы и проблемы построения и проверки научной теории.
Философия техники — философская дисциплина, изучающая предельные основания технического знания, а также ту роль, которую выполняет техника в процессах жизнедеятельности общества, познания и общения людей. В качестве методологии технического познания Ф. т. изучает особенности исторического развития технического познания, изменение характера технических средств познания (от ручной техники к машинной, индустриальной, а от нее — к информационной технике и технологиям), системы понятий в технических науках, методы технического познания и т.п. Сегодня особое значение Ф. т. придает изучению роли информационно-коммуникационных технологий жизни, познания и общения.
Формализация — понятие, выражающее совокупность логико-лингвистических приемов, с помощью которых знание (понятие, утверждение, рассуждение, доказательство) наделяется строгими и точными формальными признаками. Благодаря приемам Ф. удается придать содержательному строю знаний знаковую форму. Ф. знания указывает на приоритет его формы, формальных признаков знаний по сравнению с их содержательностью. Примером языков Ф. могут служить языки математики и символической логики. Приемы Ф. позволяют добиться строгого доказательства (строгой аргументации), освободиться от интуитивных представлений, преодолеть многозначность, полисемию рассуждений в научном описании или при построении теории.
Христианство – вторая (по времени возникновения) мировая (наднациональная) религия, религия спасения души. Основа христианства – вера в Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя для тех, кто в Него верует.
Ценности — понятие, широко используемое в повседневной жизни людей, в философии, социологии, истории и различных культурологических дисциплинах. Под Ц. обычно подразумевают разнообразные предметы, их свойства, понятия, принципы, культурно-исторические традиции, стереотипы поведения, познания, общения и т.п., используемые людьми в своей жизни и выражающие их установку, отношение к кому-либо или к чему-либо, а также ориентацию на что-либо или на кого-либо. Признаки Ц. зависят от конкретного культурно-исторического и социального контекста, в котором они сложились и в котором ими пользуются. Часто различают Ц. материальной и духовной культуры. Например, Ц. повседневного быта улучшают и облегчают жизнь людей. Но можно говорить о нравственных или эстетических ценностях — ценности добра и зла, прекрасного и безобразного и т.п. В субъективном смысле слова Ц. находят выражение в оценках людьми чего-либо или кого-либо (плохое, хорошее, справедливое и т.п.). В любых культурах и в любых обществах складываются собственные системы (иерархии) Ц., которые могут претерпевать изменения в процессе их исторического развития. Кроме того, Ц. и ценностные ориентации зависят от индивидуально-личностных особенностей человека.
Цивилизация (лат. civilis — гражданский) — 1) синоним культуры;
2) уровень развития культуры
3) ступень общественного развития, следующая за варварством (у Ф. Энгельса). Понятие, используемое в социальной философии, философии истории и других гуманитарных дисциплинах.
Это слово часто используют как синоним слова «культура». С помощью слова «Ц.» отделяют первобытную культуру от культуры древних цивилизаций. Кроме того, под Ц. подразумевают определенный уровень технического и научного развития общества. Цивилизация, как заметил О. Шпенглер, — неизбежная судьба культуры. С каждой культурой соотносима собственная цивилизация (египетская, шумерская, греческая т.д.). Культуры примитивных обществ (в том числе и современные примитивные культуры) подготавливают цивилизации, так же как цивилизации формируют и готовят будущие культуры, культуры новых обществ.
Человек — понятие, выражающее в биологии особый вид живого — homo sapiens (человек разумный). Философия рассматривает Ч. во взаимосвязи его природных (биологических), социальных, исторических, культурных и индивидуально-личностных качеств. Философия изучает происхождение, эволюцию и культурную историю Ч. (см. ст. «Антропогенез»). Особое значение философия придает изучению познавательных и коммуникативных способностей людей, а также разнообразным сторонам их повседневной жизнедеятельности (хозяйственной, семейно-брачной, нравственной, социальной, политической, художественной, научной и т.п.). Ч. Является предметом познания многих научных дисциплин (антропологии, археологии, психологии, биологии, социологии и т.п.).
Эвдемонизм – (от древнегреч. «эвдемония» – счастье, блаженство) этический принцип, согласно которому счастье (а не гедонизм) является высшей целью человеческой жизни.
Экзистенциализм (лат. existential — существование) — одно из основных направлений современной философии, изучающее природу и проблемы человеческого существования. Специалисты выделяют разные школы и концепции в философии экзистенциализма по национальным признакам (немецкий, французский, американский, русский экзистенциализм), противопоставляют экзистенциализм религиозного и атеистического, оптимистического и пессимистического толка, указывают на тесные связи экзистенциализма с формами художественной культуры (особенно с литературой), с другими философским школами (феноменологией, герменевтикой). Ввиду предельного своеобразия текстов философов-экзистенциалистов крайне трудно дать какую-то общую аналитическую оценку экзистенциалистскому движению. Но при всех различиях в экзистенциализме основополагающей темой остается тема человеческого существования, тема смысла бытия или смысла жизни человека. Главные проблемы экзистенциализма: смысл жизни, свобода человека, ответственность. Основа человеческой личности – «экзистенция», которая представляет в собой нерасчленённую целостность субъекта и объекта, «я» и «мира». Экзистенция не доступна рассудку, а проявляется в «пограничных ситуациях» – в религиозном опыте, а также в состоянии сильного страха, ужаса и т. п. Основные представители: Н. Бердяев, К. Ясперс, М. Бубер, Ж-П. Сартр, А. Камю.
Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) — понятие философии и методологии научного познания, выражающее особый метод наблюдения объекта в специально созданных, зафиксированных и контролируемых условиях. Одним из требований к Э. является обязательное воспроизведение условий наблюдения и возможность его повторения при этих условиях. Э. как способ познания отличается целенаправленностью и активностью субъекта (исследователя, группы ученых). Предметная специфика Э. задается в зависимости от того, в какой области науки он осуществляется (например, физический, биологический, социальный или психологический). По средствам и формам своего осуществления Э. может быть лабораторным, натурным, модельным, мысленным.
Элемент – (от лат. «элементум» – стихия) в античной философии: буква (алфавита), одна из пяти первостихий (земля, вода, воздух, огонь, эфир). В переносном смысле элемент – это составная часть.
Эллинизм – («эллины» – самоназвание древних греков, «Эллада» – Древняя Греция) это смешения древнегреческой и ближневосточных культур, появление нового миропонимания, новых религий и философских направлений. Эллинистическая эпоха в истории античного мира начинающаяся от завоевательного похода Александра Македонского (334–323 гг. до н. э.) до покорения Римом Египта (30 г. до н. э.);.
Эмоции — процессы сознания, выражающие состояния внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Э. — это всегда выражение человеком оценки чего-либо или кого-либо. Э. играют роль ценностного счетчика или шкалы оценок в жизнедеятельности человека. Природа Э. двуедина: их познавательно-информационные свойства слиты с ценностно-оценочными качествами. Поэтому Э. работают по принципу взаимной оценочно-когнитивной корреляции. Результаты их действия приблизительно можно классифицировать на Э. с позитивными (радость, восторг и т.п.) и негативными (горе, гнев и т.п.) валентностями, а также на состояния эмоционального безразличия. Более дифференцированная шкала эмоционально-оценочных реакций человека обнаруживается в свойствах переживаний.
Эмпиризм (греч. empeiria — опыт) — философское учение, утверждающее, что все знание приобретается из опыта. Классический Э. полагал, что источником знания является чувственный опыт. Поэтому любое знание можно представить как описание чувственного опыта, или его свойства можно свести (редуцировать) к свойствам чувственности. В отличие от рационализма сторонники Э. полагали, что понятие как форма мышления сводится к признакам чувственного образа, а суждение — к ассоциациям образов. Длительное время в истории философии программа Э. находилась в отношениях познавательной конкуренции с рационалистической программой познания (см. ст. «Рационализм»). Столь строгая формулировка особенностей Э. была значительно смягчена в современной философии и методологии научного познания. Ведь такие эмпирические способы познания, как наблюдение, эксперимент или измерение, вряд ли могут обойтись без помощи рациональных способностей человека. Сегодня господствует гораздо более «либеральный» взгляд на Э. Согласно ему, способы эмпирического познания «нагружены» понятийно-логическими, языковыми (речевыми) и другими значениями рациональности.
Эпигенез (греч. epi — после, genesis — рождение, происхождение) — учение в философии и биологии, согласно которому развитие организма животного из зародышевого состояния осуществляется путем последовательных новообразований, зависящих от действия различных причин, сил, целей. Впервые идеи Э. были высказаны Аристотелем, полагавшим, что в зародыше организма нет его готовых структур и что такие новообразования структур возникают на каждом этапе развития организма.
Эпикуреизм — направление древнегреческой и древнеримской философии (конец IV в. до н. э. – IV в. н. э.), названное по имени его основателя Эпикура. Местом всех сборов эпикурейцев был сад, находившийся в Афинах и принадлежавший Эпикуру. Название «Сад» было унаследовано его единомышленниками и учениками, а затем стало ассоциироваться со школой. Главный принцип Э. заключался в утверждении, что удовольствие — высшее благо, а главная ценность жизни заключена в наслаждении. Наслаждаясь жизнью, мы избегаем страдания и боли. Философия для эпикурейцев – путь к счастью посредством разума. Счастье – наслаждение в смысле отсутствия страданий. Идеальное душевное состояние – невозмутимость (атараксия).
Эпистемология – (от древнегреч. «эпистеме» – знание) раздел философии, занятый изучением роли и характера знания в культуре и науке.
Эстетика (греч. aisthesis — чувственный) — философская дисциплина, изучающая познавательные и ценностные свойства художественной деятельности и творчества человека. Аналогом Э. является «философия искусства» или «философия прекрасного». Категории Э. («прекрасное», «безобразное», «трагическое», «комическое» и т.п.) сосредоточили в себе элементы опыта, знаний и ценностей. Будучи философской теорией искусства, Э. изучает его природу, морфологию (строение), виды художественной деятельности (жанры творчества), их зарождение, историю развития и современное состояние. Э. изучает художественное отношение человека к действительности (к природе и человеку, истории и культуре). Существенную роль играет понятие эстетического сознания и эстетического воспитания человека (развитие художественных способностей, формирование идеалов и ценностей).
Эсхатология – (от древнегреч. «эсхатос» – последний, конечный) религиозное учение о конечных судьбах мира, рода человеческого и человека.
Этика (греч. ethos — этика, нравственное убеждение, греч. — нрав, привычка) — философская дисциплина, изучающая принципы, нормы и правила морали, моральные отношения в обществе, нравственные ценности и нравственное сознание человека (см. ст. «Мораль»). Э. изучает познавательные, нормативные и ценностные возможности категорий долга, добра, блага, счастья, справедливости и т.п. Э. приобретает особое значение в связи с тем, что изучает природу долженствования как способа организации жизни и поведения людей. Поведение человека отличается от поведения любого другого живого существа тем, что человек всегда должен что-то или обязан кому-то. Э. изучает происхождение, историю развития и современное состояние морали.
Язык — термин, который используется для обозначения:
1) органа вкусовых ощущений;
2) способности говорить;
3) целостно-связной совокупности звуковых и словесно-грамматических средств;
4) знаковой или семиотической системы;
5) средство общения людей (определенного народа, социальной или профессиональной группы лиц).
Обычно под Я. подразумевается целостно-связная совокупность средств общения и познания людей. Природа Я. конкретизируется в свойствах, которые выражают его знаковые качества, такие, например, как условность, произвольность и конвенциональные качества. Система Я. задает нормы и правила его употребления в речи.
Приложение 2
Образец титульного листа
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!