Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
К экзамену необходимо знать и уметь объяснять содержание следующих философских понятий:
мировоззрение, эмпиризм, философия, материализм, субстанция, идеализм, гносеология, агностицизм, диалектика, метафизика, схоластика, номинализм, реализм, рационализм, сенсуализм, материя, апейрон, логос, монизм, дуализм, деизм, креационизм, движение, развитие, пространство, время, сознание, онтология, самосознание, информация, образ, знак, субъект и объект, практика, априоризм, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, солипсизм, рационализм, иррационализм, истина, гилозоизм, объективное, субъективное, догматизм, релятивизм, | заблуждение, закон, категория, связь, отношение, взаимодействие, логика, качество, количество, мера, скачок, атрибут, тождество, различие, противоречие, конфликт, отрицание, единичное, общее, причина, следствие, детерминизм и индетерминизм, телеология, необходимость и случайность, фатализм, содержание и форма, целое и часть, элемент, структура, система, сущность и явление, возможность и действительность, вероятность, волюнтаризм, наблюдение, эксперимент, проблема, гипотеза, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное, конкретное, эсхатология, свобода, фатализм, нация, догматизм, | цивилизация, труд, геополитика, демография, мальтузианство, расизм, формация, отчуждение, техника, культура, класс, сословие, каста, интерес, потребность, род, племя, страта, право, демократия, государство, республика, ноосфера, община, история, прогресс, регресс, изменение, идеология, идеал, оценки, ценности, формализм, модернизм, религия, наука, эпистемология, аксиология, личность, герменевтика, феноменология, экзистенциализм. |
5. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по философии [1]
1. Предмет и функции философии. Специфика философского знания.
2. Основные разделы философии: онтология, гносеология, антропология, социальная философия, этика, эстетика, логика.
3. Философия Древнего Китая.
4. Философия Древней Индии.
5. Буддийская философия и этика.
6. Становление древнегреческой философии. Древнегреческие «фюзиологи».
7. Классическая философия Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель.
8. Философия эпохи эллинизма (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм).
9. Философия неоплатонизма.
10. Средневековая философия. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
11. Гуманизм, пантеизм и антропоцентризм философии Возрождения.
12. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
13. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли).
14. Природа, познание, человек в философии Просвещения.
15. Трансцендентальная философия И. Канта. Мораль и свобода.
16. Панлогизм, историзм и диалектический метод в философии Гегеля.
17. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
18. Философский иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).
19. Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).
20. Марксистская философия.
21. Основные особенности и направления русской философии.
22. З. Фрейд, К.-Г. Юнг и современный психоанализ.
23. Феноменология Э. Гуссерля.
24. Экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
25. Аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Витгенштейн).
26. Герменевтика (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер).
27. Структурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.
28. Учение о бытии в философии. Философия М. Хайдеггера.
29. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.
30. Понятия материального и идеального. Философский и естественно-научный подходы.
31. Пространство и время. Субстанциональная и релятивная трактовки.
32. Движение и развитие. Диалектика.
33. Детерминизм и индетерминизм.
34. Системная организация универсума. Динамические и статистические закономерности.
35. Научные, философские и религиозные картины мира.
36. Человек, общество, культура. Специфика социального бытия.
37. Человек и природа. Природное и социальное в человеке.
38. Общество и его структура. Подсистемы общества.
39. Человек и исторический процесс. Свобода и необходимость.
40. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
41. Смысл человеческого бытия. Проблема смерти и бессмертия.
42. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.
43. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
44. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
45. Религиозные ценности и свобода совести.
46. Сознание и его структура. Сознание и познание.
47. Сознание, самосознание, личность.
48. Проблема познания в философии. Рациональное и иррациональное в познании: агностицизм, скептицизм, интуитивизм.
49. Проблема истины в философии. Критерии истины.
50. Мышление, логика и язык. Их роль в познании.
51. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
52. Научные революции и смены типов рациональности.
53. Наука и техника. Техника как социокультурное явление.
54. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
Список рекомендуемой литературы
Основные
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.
2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х ч. / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989.
3. Губин В.Д. Философия: учеб.- М.: Проспект, 2010.
4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. - М.: Логос,2 004.
5. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. -Ростов н/Дону, 1997.
6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - Воронеж, 1995.
7. Социальная философия / Под ред. Н.В. Лавриненко. - М., 1995.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд. – М.: Гардарики,2009.
9. Тэйчман Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих / Пер. с англ. - М., 1997.
10. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. Вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
11. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М., 1997.
12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/ Дону, 1995 (и др. изд.).
13. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.
14. Философия: учебник/ под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Академ. проект, 2009.
Дополнительные
1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие.- М.: Владос, 1994.- 336с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. М.: «Проспект», 1999. – 504 с.
3. Введение в философию: Учебник для ВУЗов. В 2-х частях / Под ред. И.Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1998.
4. История современной зарубежной философии.- СПб.: Лань, 1998.- 480с.
5. История философии в кратком изложении.- М.: Мысль, 1997.- 370с.
6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2000.
7. Канке В.А. Философия.- М.: Логос, 1998.- 350с.
8. Основы современной философии: Учебник для ВУЗов.-СПб.: Лань, 1998.- 304с.
9. Основы философских знаний: Учебное пособие.- М.: «Знание», 1996.- 256с.
10. Радугин А.А. Философия: Курс лекций.- М.: «Владос», 1999.- 300с.
11. Рассел Б. История западной философии. В 2-х томах.- М.: «Миф», 1995.
12. Реале Д., Атисерри Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах.- СПб.: «Петрополис», 1998.
13. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-М.: Гардарики, 2000. – 816 с.
14. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник.- М.: Республика 1998.- 290с.
15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов.- М.: Высш. шк., 1991.
16. Чуешов В.И. Введение в современную философию: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: «Тетра Системс», 1997.- 130с.
17. Философия / Под ред. д.ф.н. проф. В.И. Кириллова.- В 2-х ч.- М.: Юрист, 1997.
18. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н /Д.: «Феникс», 1998. – 576 с.
19. Философия: Учебное пособие для ВВУЗов.-М.: Вицгул, 1994. – в 2-х частях.- 654 с.
20. Философия: Учебник/ Под ред.Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова.-М.:Юрайт-Издат,2004.-520с.
21. Философия XX века: Учебное пособие.-М.: Знание, 1998.- 288с.
22. Философия: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Лавриненко В.Н. и проф. Ратникова В.П..- М.: Культура и спорт, «ЮНИТИ», 1998.- 500с.
23. Философия: Учебное пособие. / Под ред. проф. Лавриненко В.Н. –М.: Юрист, 1999.- 510с.
24. Философия и методология науки. / Под ред. В.И. Купцова.- М.: «Аспект Пресс», 1996.
25. Философия: Учебник.- М.: «ТОН», 1996.- 430с.
Первоисточники
1. Аристотель. Большая этика. Соч. В 4-х т. — Т.4. — М.: Мысль, 1984.
2. Аристотель. Метафизика. Соч. В 4-х т. -М.: Мысль, 1976.
3. Аристотель. Первая аналитика. Вторая аналитика. -Соч. В 4-х т.- М.: Мысль, 1978.
4. Аристотель. Политика. Соч. В 4-х т. —М.: Мысль, 1984.
5. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: «Республика», 1993.
6. Бердяев Н.А. Самопознание. — М.: «Книга», 1991.
7. Бердяев Н.А. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990.
8. Бердяев Н.А. Судьба России. — М.: АПН, 1990.
9. Бердяев Н.А. Философия неравенства. -М.: ИМА-пресс, 1990.
10. Бердяев Н.А Философия свободы.— М.: Мысль, 1990.
11. Беркли Дж. Три разговора. — М.: Республика, 1997.
12. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцание и умозрение. — М.. Республика, 1994
13. Бэкон Ф. Новый органон. — М.: Республика, 1996.
14. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Политиздат, 1977.
15. Вольтер. Метафизический трактат. Философские сочинения. -М.: Наука, 1989.
16. Гегель Г.В, Ф. Лекции по истории философии. В 3-х книгах.- С-Пб.: Наука, 1993-1994.
17. Гегель Г.В.Ф. Философия истории.— С-Пб.: Наука, 1993.
18. Гегель Г.В.Ф. Философия природы. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. — М: Мысль, 1975.
19. Гегель. Философская пропедевтика. Работы разных лет. В 3-х т. — М.: Мысль, 1973.
20. Герцен А.И. О месте человека в природе. Соч. В 2-х т. -М.: Мысль, 1985.
21. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. В 2-х т. — М.: Мысль, 1989-1991.
22. Гуссерль Э, Кризис европейского человечества и философия //Вопросы философии. — 1986. - № 3.
23. Декарт Р. Рассуждение о методе. — М.: Изд-во АН СССР, 1983.
24. Дидро Д. Прогулка стоика, или аллеи. Соч. В 2-х т. М.: Академия, 1995.
25. Дидро Д. Философские принципы о материи и движении. –М.: Наука, 1997.
26. Ильин И. А Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993.
27. Кант И. Критика чистого разума. — М.: ИКА «Тайм-Ayт», 1993.
28. Кант И Критика чистого разума. - С-Пб.: ИКА «ТАИМ-АУТ», 1993.
29. Кант И. Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма. — Соч. В 6-ти т. — М.: Мысль, 1964.
30. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. — М.: Прогресс, 1993.
31. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. — М.: 1971.
32. Кропоткин П.Л. Этика. — М.: Политиздат, 1991.
33. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Мысль, 1977.
34. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Республика, 1993.
35. Кюнг Г. Когнитивные науки на историческом фоне. Заметки философа //Вопросы философии. — 1989. -№10.
36. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. В кн.: Структура и развитие науки. -М.: Мысль, 1978.
37. Лейбниц Г.В. Монадология. Соч. В 4-х т. М: Мысль, 1982.
38. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. — Т. 18.
39. Локк Д. Опыт о человеческом разуме. — М.: Мысль, 1998.
40. Локк Д. Опыты о законе природе. Соч. В 3-х т. — М.: Мысль, 1997.
41. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. — М.: Изд-во «Правда», 1990.
42. Лосев А Ф. История античной философии. — М.: Мысль, 1989.
43. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1972.- Т. 23.
44. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1972.- Т. 13.
45. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии. — 1989. -№5
46. Платон. Диалоги. — М.: Мысль, 1986.
47. Плеснер Г. Ступени органического и человек. В кн.: Проблема человека в западной философии. — М.. Прогресс, 1988.
48. Поппер К. Логика и рост научного знания. -М.: 1983.
49. Пуанкаре А. Наука и метод. В кн.: О науке. — М.: Наука, 1990.
50. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. — М.: МИФ, 1993.
51. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. — М.: Изд-во ин. л-ры, 1997.
52. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. -М.: Прогресс, 1985.
53. Рикер П. Человек как предмет философии //Вопросы философии. — 1989. -№2
54. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе // Вопросы философии. — 1990. -№2
55. Соловьев В.С. Оправдание добра. — М.: Мысль, 1998.
56. Сорокин П.А Человек. Цивилизация. Общество. — М: Политиздат, 1992.
57. Тойнби А. Постижение истории / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1998.
58. Толстой Л.Н. Путь жизни. — М.: Республика, 1993.
59. Уайтхед А.Н. Наука и современный мир. В кн.: А Н. Уайтхед. Избранные работы по философии. — М.: Прогресс, 1990.
60. Фейербах Л. Сущность христианства. — М.: Мысль, 1965.
61. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х.— М.: «Правда», 1990.
62. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992.
63. Фромм Э. Душа человека, — М.: Изд-во «Республика», 1992,
64. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: «Республика», 1993.
65. Фукуяма Ф. Конец истории //Вопросы философии. — 1990. -№3
66. Хайдеггер М. О сущности истины //Философские науки.-1989. -№4.
67. Циолковский К.Э. Живая Вселенная // Вопросы философии. — 1992, -№6.
68. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. — М.: Республика, 1998.
69. Шопенгауэр А Свобода воли и нравственность. — М.: Республика, 1992.
70. Шпенглер О. Закат Европы.— М.: Республика, 1998.
71. Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1972. т. 20.
72. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994.
Хрестоматии
1. Антоногия мировой философии. В 5-ти томах.- М.: Политиздат, 1989.
2. Глядков В.А. Философский практикум. -М., 1994. - В. 1-3.
3. Европейская философия: Хрестоматия.- М.: Селена, 1996.- 400с.
4. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. – Л.: «Эго», 1991.
5. Индийская философия. Хрестоматия.- М.: Селена, 1994.-420с.
6. Карсавин Л.П. Философия истории.- СПб. «Комплект» 1993,- 350с.
7. Китайская философия. Хрестоматия.- М.: Селена, 1995.- 450с.
8. Лосский Н.О. История русской философии.- М.: Высшая школа, 1991.
9. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях.- М.: Политиздат, 1991.
10. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение.- М.: Политиздат, 1990.
11. Русская философия XVIII-XIX века: Хрестоматия.- Свердловск: изд-во Уральского института, 1990.- 250с.
12. Русские философы: Антология.- М.: Книжная палата, 1994.- 420с.
13. Современная философия: Хрестоматия.- М.: Селена, 1997.- 390с.
14. Социальная философия: Хрестоматия: В 2-х ч. - М., 1994.
15. Феномен человека: Антология.- М.: Высшая школа. 1993.- 275с.
16. Хрестоматия по философии / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 1997.
17. Человек и общество: Хрестоматия.- М.: «Геликон», 1992.- 300с.
Периодические издания:
1. Вопросы философии.
2. Вестник МГУ. Серия «Философия».
3. Общественные науки и современность.
4. Человек.
5. Социально-гуманитарные знания.
Справочная литература
1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994.
2. Краткая философская энциклопедия.- М.: Прогресс, 1994.- 575с.
3. Краткий словарь по философии. Более 1000 статей./Авт.-сост. Н.Н. Рогалевич. – Минск.: Харвест, 2007.
4. Краткий словарь по философии.- М.: Республика, 1997.- 410с.
5. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М., 1997.
6. Основы философии в вопросах и ответах.- Ростов н/Д, «Феникс», 1997.- 450с.
7. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995.
8. Современная западная философия. - М., 1991.
9. Современная западная философия: Словарь.- М.: Республика, 1999.
10. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов н/Дону, 1995.
11. Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов н/Д, «Феникс», 1996.- 510с.
12. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. - М., Бишкек, Екатеринбург, 1996.
13. Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова.- М.: Республика, 1996.- 608с.
14. Социальная философия: Хрестоматия. В 2-х частях.- М.: Высшая школа, 1984.
15. Философия истории: Антология.- М.: Высшая школа, 1997.- 350с.
16. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1991.
17. Философский словарь.- М.: Политиздат, 1991.- 560с.
18. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева и др. - М., 1989 (и др. изд.).
19. Философский энциклопедический словарь / Ред. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблев, В.А. Лутченко. - М., 1997.
20. Философский энциклопедический словарь.- М.: Энциклопедия, 1997.- 819с.
21. Хрестоматия по философии.- М.: Проспект, 1996.- 416с.
22. Хрестоматия по философии. От Лао-Цзы до Фейербаха.- М.: Владос, 1997.- 480с.
23. Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Справочник по философии ХХ века. - М., 1994
24. Человек. Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии.- М.: Республика, 1995.- 528с.
Интернет-ресурс (аннотированный указатель)
1. http://sor.volsu.ru/cgi-bin/libSearch.cgi - на сайте содержатся учебные пособия по философии.
2. http://www.rusbooks.org/ - на сайте можно найти учебники, учебные пособия и конспекты лекций по философии.
3. http://www.lawlibrary.ru/poisk.php - на сайте содержатся учебные пособия, учебники и конспекты лекций по философии.
4. ru.wikipedia.org/wiki / - Портал Философия
5. filam.ru/sait.php - Философия для студентов
6. www.filosofa.net/ - Все о философии - Filosofa.net
7. filosofia.ru / - философия.ру - библиотека философии и религии
8. vphil.ru/ - Сайт журнала Вопросы философии
9. philosophy.wideworld.ru / - книги и учебники по философии в электронном варианте; информация о философах, их краткие биографии
10. links-guide.ru/filosofskie-portaly - Философские порталы и проекты в интернете
11. iph.ras.ru/ - сайт Института философии РАН
Приложение 1
Список основных понятий по дисциплине «Философия»
Агностицизм (лат. а — отрицание, gnosis — знание) — понятие, согласно которому утверждается, что человек ограничен в своих возможностях познания мира. Сторонники А., например, отрицали возможность доказательства существования Бога. Термин был вовлечен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825—1895) — английским биологом, сторонником теории эволюции. Наиболее известные агностики в истории философии: софист Протагор, философы-скептики, И. Кант.
Аксиология (греч. ахia — ценность, logos — учение) — учение о ценностях, обладающее статусом философской дисциплины. Ценности могут иметь разнообразные предметные значения. Например, «добро», «зло», «справедливость» и т.п. — нравственные ценности. «Прекрасное», «безобразное» и т.п. — эстетические ценности. «Мудрость», «истина» и т.п. — ценности познания и т.д. Люди могут наделять вещи, свойства, отношения самыми различными ценностными градациями («больше», «меньше» и т.п.), ценности общества или отдельного человека можно упорядочить в виде иерархических организаций. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно производит переоценку ценностей в зависимости от того возраста, в котором он находится (детство, отрочество, юность, зрелость, старость).
Алетейя – живая, вечная истина. Термин философии Парменида, вошедший в философский язык М. Хайдеггера.
Аналитическая философия — одно из направлений современной философии. Своими корнями А. ф. уходит в традиции британской эмпирической философии. А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. и прошла в своем развитии различные фазы (например, логический эмпиризм, лингвистический анализ, теория речевых актов и др.).
Антиклерикализм (греч. anti – против и лат. clericalis – церковный), движение, направленное против клерикализма, т.е. против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии.
Антисциентизм – противоположная сциентизму позиция. Антисциентизм подчёркивает ограниченность возможностей новоевропейской науки или даже (в крайних формах) трактует науку, как силу, враждебную подлинной сущности человека. Антисциентистские направления в философии: философия жизни, экзистенциализм.
Антропогенез (греч. anthropos — человек, genesis — генезис, происхождение, возникновение) — учение о происхождении и развитии человека. А. отличается междисциплинарным составом знаний о человеке. Среди основных дисциплин, изучающих разные предметные особенности А., можно назвать антропологию, археологию, биологию, теорию первобытной культуры, этнографию. В составе антропогенетических знаний философия выполняет обобщающую, мировоззренческую, теоретико – познавательную и методологическую функции.
Антропология – (от древнегреч. «антропос» – человек) наука о человеке, его месте в природе, в культуре, в истории.
Антропология философская — одно из направлений современной философии, изучающее природу человека, человеческих свойств и отношений. А. ф. принимает во внимание результаты исследований человека различными науками: биологией, психологией, историей, науками о культуре и обществе. В качестве относительно самостоятельного направления философии А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творческих возможностях.
Антропоморфизм (греч. аnthropos — человек, morphe — форма, вид) — мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления живой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и животный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу А., космос, любые явления природы наделяются биологическими и психическими качествами человека. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит».
Антропоцентризм (греч. аnthropos — человек, лат. сentrum — центр) — один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчета». Согласно А., человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в его познании мира и изменении. Принцип А. получал рационалистическое, религиозное или атеистическое толкование.
Апатия – древнегреч. «бесстрастие». В этике стоицизма это: отсутствие страстей как цель нравственного совершенствования.
Апейрон – термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное, беспредельное». Анаксимандру приписывается Аристотелем (беспочвенно) такое воззрение: апейрон – это первоначало (древнегреч. «архе») всего сущего.
Апологетика – (греч. –apologetikos – защита) – первый этап (II – III вв.) в патристике, сыгравший важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения.
Атараксия – древнегреч. «невозмутимость», безмятежность, непоколебимое душевное спокойствие как высшая этическая ценность. Предварительное условие эвдемонии (счастья) согласно Эпикуру, Пиррону.
Атомизм (греч. atomos — атом, неделимый) — первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу А. представлял одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи А. приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира.
Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из мировоззренческую, теоретико-познавательную и методологическую функции.
Бессознательное — понятие, характеризующее совокупность глубинных процессов и явлений психики, неосознаваемых человеком. Различие бессознательной и сознательной психики не исключает их взаимодействия и воздействия друг на друга. Образ поведения людей зависит не только от осознаваемых действий, но и в значительной мере обусловливается неосознаваемыми, Б. факторами психики. Так же как и сознание, Б. — это способ психического отношения человека к миру, к другому человеку и к самому себе. Специфика Б. связана с глубинными уровнями и механизмами организации человеческой психики (в противоположность уровням и механизмам организации сознательной психики).
Буддизм — древнеиндийское религиозно-философское учение о Пути к Освобождению из оков мирского существования (из «сансары» – круговорота рождений и смертей, исполненного страданий). Его основателем считается индийский принц Сиддхартха из рода Гаутама (560—480 до н.э.). Именно он был назван Буддой, т.е. «Просветленным» - полностью пробуждённое, обладающее всеведением существо, достигшее освобождения от сансары. Исходный принцип Б. заключается в утверждении, что мир (в том числе и человек) находится в постоянном круговороте изменений и перерождений. Буддизм возник, предположительно, в VI–V вв. до н. э. Буддизм – первая по времени возникновения мировая (то есть наднациональная) религия.
Бытие — ключевое понятие философской онтологии, выражающее идеи сущего, сущности и существования. Утверждение Б. в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле Б. вообще, в целом. Представление о Б. как сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин, мира. Определение Б. как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога. При анализе Б. многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь. Речь идет об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно-исторических или индивидуально-личностных особенностях бытия как сущего, сущности или способов существования.
Веды – древнеиндийские священные тексты (санскр. «Веда» – Знание, Вéдение). Есть 4 Веды: Ригведа (гимны Богам), Яджурведа (формулы, произносимые при жертвоприношениях), Самаведа (ритуальные песнопения), Атхарваведа (различные заклинания, лечебные и проч.).
Вера — способ выражения принципиальной заинтересованности человека в отношениях с Богом. Смысл В. заключается в намерении человека предпочитать Бога как высший идеал, высшую норму и высшую ценность жизни. В. означает акт доверительного отношения человека к Богу как высшей истине.
Власть — центральное понятие в политической философии. Этимология слова В. коренится в латинском слове potentia с присущими ему значениями «потенция», «сила», «мощь» и т.п. В. выражает потенциальные свойства силы или мощи, которые характеризуют волевую способность человека. Феномен В. возникает в отношениях между людьми тогда, когда они взаимодействуют друг с другом по поводу чего-либо или кого-либо. Поэтому В. часто определяют как возможность навязывания воли одних людей другим, оказывая на них свое силовое давление и преодолевая их сопротивление. Политический смысл В. иногда определяют как способность людей, социальных групп или институтов добиваться согласованных действий общества.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!