Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Список основных понятий курса 3 страница



Наблюдени е — целенаправленный способ познания объектов (явлений, свойств, отношений) без вмешательства в естественные условия их существования (нахождения).

Натурфилософия – (лат. natura – природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.

Наука — вид человеческой деятельности по приобретению зна­ния о природе, об обществе и человеке, их культуре и истории. Н. не только особая познавательная деятельность, но и социальный институт, сформировавшийся на определенном этапе культурно-ис­торического развития человека. Познавательная работа в науке оп­ределяется: 1) идеалами и нормами опытного и теоретического по­знания, в первую очередь идеалами описания и объяснения; 2) идеалами и нормами доказательности, обоснованности и истин­ности научных знаний; 3) идеалами дисциплинарного строения Н., характерного, прежде всего, для ее современного состояния.

Неоплатонизм – философское направление поздней античности; это систематизация и истолкование учений Платона с добавлением учений Аристотеля, когда они не противоречили Платону. Основатель – Плотин (III в. н. э.).

Нирвана – (санскр. «удовлетворение, блаженство») спасение от перерождений в сансаре; неописуемое высшее состояние бытия, состояние высшего вечного неразрушимого блаженства.

Номинализм – вариант решения проблемы универсалий: нет, универсалии не существуют реально, реально существуют лишь единичные вещи; а универсалии – это основанное на реальном сходстве какой-либо группы предметов (например, столов) обобщение в понятии («стол-вообще»).

Ноумен – (от древнегреч. «ноуменон») умопостигаемая, созерцаемая в уме сущность. В философии И. Канта ноумен – непознаваемая, но объективно реальная «вещь-в-себе», сущностная основа соответствующего явления (феномена).

Общественно-историческая реальность — одно из основ­ных понятий социальной философии, выражающих особый вид ре­альности человеческих отношений, реальности общественной жиз­ни и социальных институтов (организаций) с конкретно-историчес­кими признаками ее существования.

Объект познания — (от лат. «объектум» – предмет) понятие философии, выражающее то, на что направлена активная познавательная деятельность человека как субъекта познания. О. п. обладает свойствами относительной автономии, самостоятельности по отношению к субъекту познания (см. ст. «Субъект познания»).

Обществ о — одно из ключевых понятий философии и науки. О. выражает целостно-связную совокупность индивидов как граждан и отношений между ними, которые складываются по поводу чего-либо (например, собственности) или кого-либо (например, относительно детей складываются семейно-брачные отношения). О. — это отно­шения между различными социальными группами людей, между людь­ми, принадлежащими к разным слоям общества (например, между бедными и богатыми). Кроме того, О. — это разнообразие отноше­ний между отдельными социальными институтами, учреждениями или организациями (например, отношения между государством и институтом частной собственности, государством и церковью и т.п.).

Онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение) — философ­ская дисциплина, изучающая природу бытия, сущность, происхожде­ние и устройство мира природы, общества, культуры и человека. О. выражает предельные основания любых философских знаний и по отношению к ним является фундаментальной системой понятий.

Отчуждение – термин, широко употребляемый в современной философии и социологии. Категория отчуждения разрабатывалась в немецкой классической философии, особенно Гегелем. В марксизме отчуждение понимается как объективное превращение человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную силу, враждебную человеку и подчиняющую его.

Память — универсальная и интегральная способность челове­ка по упорядочиванию, сохранению, забыванию, воспроизведению че­ловеческого опыта и передаче его от одних поколений людей к другим. Время и пространство оказываются механизмами органи­зации П. Воспроизведение прошлого опыта в настоящем времени и прогнозирование будущего отличает роль П. в целостном контек­сте сознательной деятельности. Универсальными формами органи­зации процессов П., а значит, и организации сознания в целом, явля­ются пространство и время. Взаимосвязь пространственных и вре­менных механизмов П. обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека.

Пантеизм – (греч. pan – все и theos – Бог), философское учение, в соответствии с которым «Бог» и «природа» отождествляются.

Парадигма (греч. paradeigma — образец, пример) — один из основных терминов современной философии и методологии науки, обозначающий общепринятую теорию (модель), которая использу­ется в качестве основы и образца для решения задач, постановки и решения проблем.

Патристика (лат. pater — отец) — направление ранней сред­невековой философии, отличавшейся своей непосредственной христианско-религиозной направленностью. Свое название П. получила потому, что ее понятия, темы и проблемы разрабатывались отцами церкви, богословами и священниками, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего идеи Платона. Главная задача П. заключа­лась в оправдании и обосновании средствами философии догматов христианского вероучения, а также комментирование библейских текстов.

Платонизм – совокупность учений, основывающихся на философии Платона

Плюрализм – (от лат. «плюралис» – множественный) философская позиция, утверждающая, что в основе мира лежит несколько или множество независимых и несводимых друг к другу субстанций, например, четыре первостихии (земля, вода, воздух, огонь) античной метафизики, семьдесят пять дхарм (первосущностей) буддийской философии сарвастивады.

Позитивизм (лат. positivus — положительный) — направле­ние философии, сложившееся во второй половине XIX в. и утверж­давшее, что истинное знание может быть получено только теми способами, которые используются в естественных науках. Сам тер­мин П. стал употребляться О. Контом (1798–1957) как синоним положительной философии, ориентированной на идеалы и стандарты естественных наук. При этом философские понятия и рассуждения в П. строились по образу и подобию естественнонаучных понятий и рассуж­дений. Критерием научной состоятельности философских понятий П. становится понятие опыта. Философия, согласно Конту, должна стать методологией науки, так как все традиционные философские проблемы Конт объявил ненаучными и лишёнными смысла.

Познание — процесс приобретения, воспроизведения и произ­водства новых знаний человеком. П. обусловлено познавательны­ми способностями людей (способностями чувственного восприя­тия, мышления, воображения, интуиции, эмоций, воли, памяти и всеми их производными). Продуктивность П. зависит от инструменталь­ной оснащенности (языка, технических средств, приборов и т.п.). Познавательная деятельность человека обусловлена контекстом конкретной исторической эпохи, культуры и общества, в которых он живет.

Политеизм – (от древнегреч. «полис» – много и «теос» – Бог) почитание и вера в существование нескольких или многих Богов. Политеистические религии: большинство религий древнего мира, современный индиуизм.

Понятие – представление, выделяющее из некоторой предметной области и обобщающее объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.

Постиндустриальное общество — понятие, появившееся в ра­ботах социологов, философов и футурологов 1960—1970-х гг. и соот­носимое сегодня с представлениями об информационном обществе.

Постмодернизм – (от фр. «модерн» – современный) комплекс представлений, характерных для новейшей, «послесовременной» культуры. Постмодернистские направления в философии предлагают разнообразные, принципиально новые, заведомо неоднозначные взгляды на мир. Центральная проблема постмодернистской философии – проблема осмысления текста. Основные представители: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийяр.

Право — целостно-связная совокупность законов, норм и отно­шений жизнедеятельности общества, установленных и охраняемых государственной властью. Действие П. распространяется на все сферы общественной жизни. П. закрепляет отношения собственно­сти, выступает как регулятор отношений между людьми и их пове­дения в обществе, регламентирует работу различных государствен­ных учреждений и социальных организаций, определяет меры на­казания за совершенные преступления, является необходимым условием и средством разрешения конфликтов между физически­ми и юридическими лицами. П. является непременным показате­лем положения личности в обществе, определяя ее права, свободы и обязанности.

Православие – греко-кафолическое христианство. Ныне существует 15 православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Русская, Сербская и др.

Прагматизм (греч. pragma — дело, действие, сопряженное с предметом, вещью) — одно из основных направлений современной философии, сформировавшееся в конце XIX — начале XX в. в США. Основные представители: Чарльз Пирс, Уильям Джеймс. Со­гласно П., философия должна превратиться в совокупность спосо­бов решения проблем, с которыми люди встречаются на протяжении всей своей жизни. Понятия философии обладают инструментальным назначением и способствуют принятию решения и его I реализации в конкретной ситуации. С точки зрения П., любое поня­тие наделяется значением полезности (а значит, и истинности), если оно способствует достижению целей жизнедеятельности (экономи­ческой, политической и т.п.), искомой цели в познании или целей в общении людей.

Практика — понятие философии и науки, выражающее разно­видность деятельности людей. П. проявляется в чувственном и ин­струментальном характере действий человека, направленных на изменение окружающего мира и создание предметов повседневно­го обихода, предметов индустриального, аграрного и других видов производства (техники и технологии). Понятие П. выполняет ряд необходимых функций в процессах познания. П. является основой, одним из способов познания и критерием проверки его результатов на их истинность.

Преформизм (лат. praefrmo — заранее образую) — учение в философии и биологии, согласно которому развитие и признаки орга­низма заранее предопределяются организацией его зародыша, т.е. структурами его половых клеток. Радикальность взглядов П. зак­лючалась в утверждении, что зачатки зародышей всех будущих по­колений живых существ изначально заложены в акте их сотворе­ния. Точку зрения П. можно наглядно представить на модели типа «матрешки». Зародыш каждого последующего поколения «упрятан» в зародыше предыдущего поколения, так же как одна матрешка упрятана в другой.

Провиденциализм – (лат. providentia – провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение – в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

Прогресс – (от лат. «прогрессус» – движение вперёд, успех) направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Пространство — одно из основных понятий философии и на­уки, выражающее значения формы бытия (см. ст. «Бытие»). Поня­тие П. выражает порядок сосуществования явлений, свойств или отношений бытия, определяя тем самым их порядок и место. Упро­щенное представление о П. воплощено в его свойстве мерности — три измерения формы любой вещи или предмета (широта, высота и глубина). Свойства П. всегда сопряжены со свойствами времени.

Пространство и Время – философские категории для обозначения во всеобщей форме таких проявляющихся для человека качеств как протяженность и длительность.

Протестантизм – реформаторское направление христианства. Протестантизм начинался как движение за очищение христианства от искажений позднего католицизма, что было связано с деятельностью Мартина Лютера (с 1517 г.), а затем с деятельностью Ульриха Цвингли, Жана Кальвина и их последователей.

Психика — интегральная способность человека приобретать, хранить и воспроизводить собственный опыт, передавать (обмени­ваться) опыт другим людям, а также опосредствовать свои отноше­ния с окружающим миром, общаться с другими людьми, восприни­мать и осознавать самого себя. П. играет роль всеобщего и необхо­димого условия всей жизнедеятельности человека, продуцируя и интегрируя его опыт. П. программирует жизненную перспективу человека, задавая диспозиции, способы упорядочивания его повсе­дневных, когнитивных, коммуникативных, ценностных и любых дру­гих жизненных практик. П. позволяет человеку свободно ориенти­роваться в мире, откликаться на события и вести адекватно тем жизненным ситуациям, в которые он попадает. П. напоминает сво­его рода «сумму приспособлений», обеспечивающих жизнь челове­ка, или, другими словами, способ его бытия.

Психоанализ — совокупность знаний и методов, первоначаль­но сформировавшихся на стыках психологии, психоневрологии и психотерапии. Предметом изучения П. становятся процессы и яв­ления бессознательной психики. На протяжении XX в. область при­ложений П. постепенно расширяется, его понятия и аргументы ис­пользуются в современной философии, социологических и культу­рологических дисциплинах. В свою очередь, в целях психоанализа привлекаются понятия и методы лингвистики, психолингвистики, семиотики и теории символов, а предметное внимание П. к пробле­мам бессознательного разделяется с аналитической психологией.

Развитие – вид движения; необратимое, направленное, закономерное изменение вещественных и идеальных объектов. Развитие может быть прогрессивным, регрессивным и горизонтальным.

Разум (лат. ratio — разум) — интегральная способность чело­веческого сознания, обеспечивающая не только восприятие мира человеком, адаптацию к нему, его познание, воспроизведение и об­мен опытом (знаниями и умениями), но и общение людей. Творче­ские ресурсы Р. позволяют человеку продуцировать новое знание, создание любых произведений материальной и духовной культуры, социальных институтов (организаций) любого назначения и разно­образных способов (правил, средств, форм и норм) общения. В каче­стве ключевого понятия философской антропологии Р. обозначает специфику человеческой деятельности в отличие от образа поведе­ния всех остальных живых существ.

Рассудок — понятие классической философии, содержание ко­торого воплощается в элементах обыденного, повседневного созна­ния или здравого смысла. Рассудочные суждения могут соблюдать правила логики, а их последовательность отличается наглядными (например, геометрическими) свойствами. Рассудочное сознание зачастую оперирует чувственными образами и, как правило, прояв­ляется в любых повседневных ситуациях, в которых люди оказыва­ются на протяжении всей своей жизни.

Рационализм (лат. ratio — разум) — философское учение, утверждающее, что все знание приобретается средствами рацио­нальных (мыслительных) способностей человека. Р. — это сово­купность мировоззренческих (философских или методологических) принципов, согласно которым устройство бытия отличается разум­ными чертами. Классическая философия Р. полагала, что все опыт­ные знания (данные чувственного опыта) производны от мышления, а их источником являются мыслительные процессы и структуры. Программа познания Р. была прямо противоположна программе эмпиризма (см. ст. «Эмпиризм»). Согласно программе Р., любое знание, приобретенное в чувственном опыте, можно описать рацио­налистическими средствами языка и логики.

Реализм – вариант решения проблемы универсалий: да, универсалии существуют реально и независимо от человеческого сознания как прообразы единичных вещей (в божественном разуме).

Регресс – (то лат. «регрессус» – обратное движение) направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, деградация.

Религия (от лат. religio — связь) — связь человека (как природ­ного существа) со сверхъестественным миром. Религиозность чело­века означает его способность верить в существование сверхъ­естественных сил (Бога, духов, ангелов и т.п.). В любой Р. обычно различают религиозные представления, ритуалы (действия) и настро­ения. Типичным выражением религиозных представлений являются мифы (см. ст. «Мифотворчество») и подобные им повествования, тек­сты (например, библейский миф). Ритуал или ритуальное поведение человека является способом общения с миром сверхъестественных сил и явлений, способом осознания их и культивирования.

Речь — способность людей употреблять язык в целях передачи сообщения, обмена информацией с другими людьми, воздействия на других людей речевыми приемами и средствами, достижения пони­мания и взаимопонимания между людьми в процессах их общения. Р. характеризуется способностями произношения и слуха человека, вербальными признаками устного и письменного общения, а также риторическими качествами.

Рита – (санскр. «истинный порядок, закон») универсальный космический закон; вселенский порядок, в силу которого существует упорядоченный мир, природные законы, день сменяет ночь и т. д.

Риторика — искусство построения и публичного произнесе­ния речи (ораторское искусство) с целью оказания желаемого воз­действия на аудиторию или наука о законах подготовки и произне­сения публичной речи, умение говорить доходчиво, увлекательно, правильно и убедительно. Современная теория Р. рассматривает природу человеческих коммуникаций, статус людей-коммуникато­ров, их риторические возможности.

Сансара – (санскр. «мир, течение мирской жизни») вещественный мир постоянных изменений, мир перевоплощений живых существ, которые рождаются, затем умирают, затем снова рождаются в другом облике, в другой сфере сансары по закону кармического воздаяния (человеком, божеством, животным, адским мучеником и т. д.).

Секуляризация (лат. saecularis - мирской, светский) – высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности.

Семиотика — наука о знаках и знаковых системах. С. изучает функционирование знаков и символов в разнообразных способах человеческой коммуникации. С. интересуется не только использо­ванием языковых знаков в общении, но и любых других неязыковых знаковых средств и форм. Так, например, с помощью семиотики се­годня изучают особенности исторических, социальных, культуроло­гических и индивидуально-личностных явлений, событий, ситуаций, а также особенности познания и общения.

Сенсуализм – (от лат. «сенсус» – чувство, ощущение) направление в теории познания, согласно которому чувственные данные являются главной формой достоверного познания.

Система – (древнегреч. «система» – целое, составленное из частей) совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует целостность, единство.

Символ (греч. symbolon — условный знак сообщества людей, обозначающий их тайну) как один из видов знака обладает общими с ним свойствами, выражающими способность представлять или за­мещать предмет (вещь, свойство, отношение). С. и знак указывают на то, что находится вне их самих, т.е. на информационные призна­ки предмета. Но С. не просто указывает на предметную реальность, представляя и замещая ее, а обладает способностью соучаствовать в этой реальности. Например, флаг, герб и гимн как символы страны, которую они представляют и на которую они указывают, принима­ют непосредственное участие в демонстрации ее реального досто­инства и могущества. В отличие от символов знаки соучаствовать в реальности не могут. С. обладает сходством с живым существом. Он «рождается» в той конкретной исторической, социальной, куль­турной и индивидуально-личностной жизненной ситуации, которая оказалась благоприятной для него, он «проживает» свою жизнь, со­участвуя в ней и вместе с ней; тогда, когда эта жизненная ситуация изменяется, С. «умирает» вместе с ней.

Скептицизм (греч. skepsis — рассматривающий, исследующий) — направление в древнегреческой философии. Основатель – Пиррон из Элиды (конец IV в. до н. э.). Сторонники С. указы­вали на недостоверность знания, которое мы приобретаем с помо­щью органов чувств. Они сомневались в возможностях доказатель­ного и достоверного знания, отвергали возможность рационального обоснования норм и правил поведения. Скептики считали, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого суждения – и отрицательного, и утвердительного.

Сознание — всеобщий и необходимый способ выражения от­ношений человека к миру, к другому человеку и к самому себе со всеми присущими ему конкретными и разнообразными значения­ми. С. предоставляет человеку возможность выйти за пределы соб­ственных ограничений. Путь подобных устремлений С. лежит че­рез преодоление не только границ собственного опыта (телесного, психического, бессознательного), опыта других людей, но и других границ бытия, выраженных в предметных значениях окружающего мира, жизни, истории, культуры, общества. По-видимому, только С. способно реализовать возможности любых воображаемых или вы­мышленных ситуаций (явлений, свойств, отношений). Столь высо­чайшая специфичность природы С. укоренена в бездонных эволюционно-генетических, культурно-исторических, социальных и инди­видуально-личностных глубинах человеческого бытия, жизни и языка.

Солипсизм – (от лат. «солюс» – один, единственный и «ипсе» – сам) крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только сам мыслящий субъект, а всё остальное полагается существующим лишь в сознании индивида.

Сословие – социальная группа докапиталистических обществ, связанная общностью прав и обязанностей, передаваемых по наследству. В сословно организованных государствах существует иерархия нескольких классов, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Софисты (греч. sophistes — хитроумный, мудрый) — сторонни­ки одного из направлений древнегреческой философии. Свою зада­чу С. видели в том, чтобы обосновать различными логическими и риторическими приемами ту точку зрения, которую необходимо было отстоять. С. преднамеренно могли нарушать требования логики, идти на подмену понятий, использование ложных доводов, выдавать не­правильные аргументы за истинные положения.

Социальная философия — философская дисциплина, изуча­ющая происхождение, развитие и устройство общества. С. ф. рас­сматривает предельные основания общественной жизни в их конк­ретно-историческом и культурном контексте. Особое значение в С. ф. придается изучению отношений личности с различными соци­альными учреждениями (например, личность и власть). С. ф. выступает в роли методологии социального и гуманитарного познания. Ее методологические возможности реализуются в изучении осо­бенностей социального и гуманитарного познания, прояснения ха­рактера приемов социальной аргументации, поисков ответа на воп­рос о природе социального факта, социального объяснения, социаль­ного описания и социальной теории.

Стоицизм (греч. stoa — портик) — школа древнегреческой философии, получившая название от портика (стоя) — архитектур­ного сооружения в Афинах, где она была основана Зеноном из Китиона. Принято различать разные периоды развития этой философ­ской школы (Древняя Стоя — III—I вв. до н.э.; Средняя Стоя — II—I вв. до н.э. и Поздняя Стоя — I—II вв.). Согласно С., задача философа заключается в том, чтобы освободиться от страстей и влечений, жить, повинуясь разуму. С понятием С. ассоциируются идеалы твердости, мужественности, стойкости в любых жизненных обстоятельствах, несчастиях и испытаниях. Стоики ставили своей целью выработку непреклонного и ни от чего не зависящего человеческого характера. Согласно С., стоик му­жественно переносит все невзгоды жизни и удары судьбы.

Структура – (лат. «структура» – строение, порядок) совокупность основных свойств, устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Субстанция (лат. substantia — сущность, то, что обусловливает, лежит в основе) — категория философского знания. Понятие С. наиболее часто употребляется в классической философии. Истори­ко-философское развитие С. указывает на разные значения, кото­рые приписывались этому понятию. Так, обычно С. рассматривали как субстрат, причину, функцию, свойство.

Субъект познания — (от лат. «субъектус» – находящийся в основе) понятие философии, выражающее место и роль человека в процессе познания. Роль С. п. может играть как отдельный человек (например, ученый), так и группа лиц, занятых исследованиями (например, коллектив кафедры, научно-исследова­тельского института и т.п.). Возможности С. п. определяются не только индивидуально-личностными и коллективными ресурсами, но и тем конкретно-историческим контекстом культуры и обще­ства, в котором он находится.

Суждение – 1) то же, что высказывание;

2) умственный акт, выражающий оценочное отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли.

Сущее – совокупность всего существующего; то, что существует.

Схоластика – (от лат. scholastika – школьный) христианская (преимущественно католическая) средневековая философия; тип философствования, господствовавший в Западной Европе в средние века. Представляет собой определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Сциентизм – (от лат. «сциентиа» – наука, знание) мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности; культ современного научно-технического знания. Сциентистские направления в философии: позитивизм, прагматизм, феноменология.

Телеология – (от древнегреч. «телос» – результат, цель) идеалистическое учение о цели и целесообразности, согласно которому течение всех процессов предопределяется действием идеального целеполагающего начала (Бога, Абсолютного духа, природы).

Тело (греч. soma — тело) — понятие, сложившееся в класси­ческой философии и науке. Биологическая характеристика Т. воп­лощается в понятии организма, с которым связывают механизмы жизни вообще, особенности жизни отдельных видов и особей, а также, в частности, и естественный образ жизни человека. Поня­тие о Т. широко использовалось в различных философских, теоло­гических и культурологических концепциях. Особое значение по­нятие Т. приобретает в учении об антропогенезе, в исследованиях по истории и культуре человеческих обществ. Продуктивность ре­шения многих вопросов, понятий и аргументов психоанализа, психо­логии, лингвистики, современной теории коммуникаций зависит от представлений о человеческой телесности. С помощью Т. человек познавал мир, вступал в общение с другими людьми, осознавал себя. Как заметил современный итальянский философ и писатель Умберто Эко, с помощью Т. человек составлял энциклопедический сло­варь мира.

Теология – буквально: «наука о Боге», Богословие; главная наука средневековой схоластики.

Теоцентризм – (греч. theos – Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания активное и творящее его начало.

Техника – (от древнегреч. «техне» – искусство, ремесленное мастерство) совокупность материальных средств человеческой деятельности, направленная на изменение природного порядка вещей соответственно человеческим потребностям и желаниям.

Универсалии ­– (от лат. «универсалис» – общий) «общие понятия», схоластический синоним для платоновского понятия «идеи». Схоластическая проблема универсалий: существуют ли универсалии реально или они они существуют только в мышлении?

Фатализм – (от лат. «фаталис» – роковой, «фатум» – рок, судьба) мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Феномен – (от древнегреч. «файноменон» – являющееся) явление, постигаемое в чувственном опыте; объект чувственного созерцания.

Феноменология (греч. phainomenon — являющийся, logos — учение) — одно из основных направлений современной философии. Ф. изучает механизмы и структуры сознания в их всеобщих и необходимых, строгих и доказательных значениях. Центральное понятие Ф. — феномен сознания — обладает предметными качествами и свойствами направленности на что-либо или кого-либо. Каждый феномен воплощается в сложном иерархическом строении, отличается категориальными (понятийными) и языковыми (грамматическими) особенностями. Прояснение предметной природы феноменов яв­ляется главной задачей философской феноменологии. Создатель феноменологии в качестве особого философского направления – Эдмунд Гуссерль (1859–1938). Феноменология Гуссерля – наука о чистых принципах сознания и знания, универсальное учение о методе выявления смысловых полей сознания, чистых структур сознания.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...