Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Список основных понятий курса 2 страница



Возрождение (франц. Renaissance – возрождение) – эпоха в истории Западной Европы (XIII–XVI вв.); эпоха возрождения ценностей античной культуры, как их себе представляли деятели данной эпохи; эпоха расцвета изобразительных искусств, возникновения светской литературы, естествознания; эпоха нового открытия античной философии и возникновения новой «гуманистической» философии.

Волюнтаризм – (от лат. «волюнтас» – воля) философское направление, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм как самостоятельное направление впервые оформляется в философии А. Шопенгауэра.

Воля — интегральная способность сознания, регулирующая и мотивирующая поведение людей, позволяющая преодолевать пре­пятствия, определять цели, осуществлять выбор, принимать и реали­зовывать решения на протяжении всей их жизни.

Восприятие — целостно-связная совокупность чувственных спо­собностей человека, поставляющая ему информацию и знания о чем-либо или ком-либо. Структуры и процессы В. интегрированы с другими структурами и процессами сознания. В. связано с возмож­ностями соответствующих органов тела. Обычно выделяются орга­ны осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха. Если способности осязания и вкуса позволяют извлекать информацию при установле­нии контакта с объектами, то обоняние, зрение и слух восприни­мают информацию на расстоянии. Принцип работы всех систем чувственного В. заключается в активном уподоблении информа­ционно-познавательного образа объекту. Интегральный образ В. от­личается признаками обобщенного и целостно-связного воспроиз­ведения информации об объекте.

Время — одно из основных понятий философии и науки, выра­жающее значения формы бытия (см. ст. «Бытие»). В. — это цело­стно-связная совокупность свойств, выражающих порядок смены состояний явлений, свойств и отношений бытия. В. определяет дли­тельность их существования.

Врожденные идеи — понятие, получившее систематическую разработку в философии Р. Декарта. В своей классификации идей он наряду с классом В. и. обсуждает классы приобретенных и изоб­ретенных идей. Если В. и. выражают изначальную сущность чело­веческой природы и независимы от опыта, то приобретенные идеи люди извлекают из опыта, а изобретенные идеи конструируют сами в процессе познания. Согласно Декарту, примерами В. и. могут быть идеи добра, блага, справедливости и т.п. В. и. обладают порождаю­щей (творческой) способностью, благодаря которой они продуциру­ют разнообразие логико-лингвистических форм (понятий, суждений, предложений).

Вульгарный материализм — понятие, закрепившееся фило­софской традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или упо­добляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией В. м. стал весьма известный в конце XIX — нача­ле XX в. тезис Л. Бюхнера (1824—1899) и Я. Молешотта (1822— 1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость созна­ния от мозга — «мозг выделяет сознание, так же как печень выде­ляет желчь».

Гедонизм – (от древнегреч. «гедоне» – наслаждение, удовольствие) этическая позиция, утверждающая наслаждение, удовольствие как цель жизни и высшее благо.

Герменевтика (греч. hermeneutiros — толкование, объяснение) означает искусство или теорию истолкования (интерпретации) древ­них текстов (рукописей, памятников, библии и т.п.). Существуют давние связи Г. с логикой, риторикой, поэтикой и другими дисцип­линами, средствами которых осуществляется истолкование текстов, памятников культуры, высказываний. Начиная со средних веков формировались богословская, юридическая и филологическая Г. Ин­тенсивное развитие Г. получила в Новое время, когда возникла ост­рая необходимость в интерпретации и понимании культурного на­следия древнейших культур и цивилизаций. Систематическая разра­ботка философской Г. начинается во второй половине XX в.

Гипотетико-дедуктивный метод (греч. hipothesis — гипоте­за, предположение, основа, лат. deductio — выведение) — метод обоснования теоретических понятий и обобщений, сформулирован­ных в виде гипотез. Из таких гипотез средствами дедуктивного вывода извлекаются следствия, которые непосредственно проверя­ются в опыте.

Глобализация (лат. globus — земной шар) — понятие, выра­жающее универсальные тенденции и процессы, происходящие в мире природы и общества и характерные для нашей планеты в целом.

Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение) — раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении ее развития были: «Что познает­ся?» и «Как возможно познание?». Г. изучает природу познаватель­ных способностей человека, разнообразные виды и способы (мето­ды, средства, формы) познания. Задачами Г. являются анализ пре­дельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности, проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей.

Государство — основная политическая система общества, уп­равляющая его внутренней и внешней жизнедеятельностью. Г. ре­гулирует экономические и социальные отношения, обладает исклю­чительным правом на издание законов и норм, обязательных для всех граждан общества, взимает налоги, осуществляет контроль и реализует многие другие внутренние функции. Реализуя внешние политические функции, Г. защищает свои национальные интересы в разнообразных отношениях международного сообщества (эконо­мических, политических, демографических и т.п.), сотрудничает и вступает в союзы с другими государствами.

Гуманизм – идейное течение, которое в центр мира ставит человеческую личность; философский антропоцентризм эпохи Возрождения, противостоящий теоцентризму («Бог – в центре») средневековой схоластики.

Дао – (кит. «Путь, Всеобщий Высший Закон, Смысл, Всеобщее Первоначало») важнейшее понятие философии даосизма.

Даосизм — учение о Дао. Основоположник даосизма древнекитайский философ Лао-цзы (V в. до н.э.) разработал принцип «дао» и учение Д. как всеобщий закон и ис­точник происхождения мира. «Дао» регулирует изменения, проис­ходящие в природе и обществе, и указывает путь, направление, со­гласно которому они должны осуществляться. Главный принцип даосизма – следование Дао, естественной природе вещей и явлений. Цель человеческой жизни – научиться жить в согласии с миом, естественно и гармонично.

Движение — одна из основных категорий философского зна­ния, появившаяся в работах античных философов. Д. означает спо­соб существования чего-либо или кого-либо. Д. — изменение вооб­ще или изменение природы вещей, их свойств и отношений, а также изменение образно-чувственных и понятийно-логических форм пред­ставления о них.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — один из логических способов рассуждений. Дедуктивный строй развертывания рассуж­дений отличается своей направленностью от общих посылок (прин­ципов, аксиом) к частным следствиям, которые извлекаются из них в соответствии с логическими правилами дедуктивного вывода. От­ношения в Д. между общими посылками и частными следствиями, извлекаемыми из них, отличаются свойствами всеобщности и необ­ходимости.

Детерминизм – (от лат. «детермино» – определяю) философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральное ядро детерминизма – положение о причинности, то есть о такой связи явлений, при которой одно явление (причина) при определённых условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие).

Дуализм – (от лат. «дуалис» – двойственный) философская позиция, утверждающая, что в основе мира лежат две равноправные субстанции, не сводимые друг к друг, например, дух и материя, идеи и «хора» (вещественное первоначало у Платона).

Дхарма – (санскр. «закон, добродетель, справедливость, сущность») Высший закон мироздания; сила, лежащая в основе мироздания; нравственный долг каждого человека и живого существа быть справедливым и добродетельным. Дхарма – то, что удерживает и человека, и мир от падения и ведёт к духовному совершенству.

Диалектический материализм (диамат) – философия и методология марксизма.

Диалектика (греч. dialektike — искусство спора, беседы) — система принципов и понятий, метод философского познания. Д. как система понятий позволяет рассматривать мир в процессе развития, раскрывая свойства его противоречивости, изменяемости, ста­диальности, преемственности и направленности. Это понятие в истории философии понималось очень по-разному: для Сократа диалектика – искусство ведения беседы с целью определения, прояснения понятий; для Гегеля: «Диалектика…есть… имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается то, что…определения рассудка односторонни и ограничены, т. е. содержат отрицание самих себя… Диалектика есть, следовательно, движущая сила всякого научного развёртывания мысли…» [Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1. – с. 206].

Душа (греч. psyche — душа) — одно из основных понятий фи­лософской антропологии, часто соотносимое с понятием о челове­ческом теле (см. ст. «Тело»). Д. традиционно рассматривалась в оппозиции телу. Издавна анимизм (от лат. anima — душа) как всеобщая одушевленность природы означал, что каждое природное явление обладает своей душой. Поэтому Д. была движущей силой природы. С ее помощью люди общались с природой, вслушивались, всматривались, осязали. На протяжении всего развития истории философии Д. приобретает различные значения. Д. как совокуп­ность психических (сознательных и бессознательных) способнос­тей человека. Д. как совокупность уникальных, неповторимых и индивидуальных черт личности. Метафоры Д. часто используются в различных контекстах истории, культуры и общества.

Жизненный мир человека — одно из понятий философии, выражающее особенности повседневной жизни человека в ее инди­видуально-личностных свойствах. В силу своей предметной специ­фики философия никак не может пренебречь обстоятельствами повседневной жизни людей. Взгляды и поступки других людей вли­яют на нас, на наши мнения и предпочтения. Мы «по рукам и но­гам» связаны с другими: мы сменяем предыдущие поколения дру­гих; мы постоянно общаемся и проживаем свою настоящую жизнь с другими; неповторимость, уникальность и индивидуальность сво­ей жизни мы понимаем только благодаря другим; наконец, мы отда­ем себе отчет в том, что рано или поздно нас заменят в жизни другие. Ж. м. каждого человека устроен таким образом, что, с одной стороны, он хочет проявить свою собственную индивидуальность и достичь свободы своего поведения, а с другой — он понимает, что его поступки и намерения возможны только при их согласованнос­ти с действиями и намерениями других людей.

Жизнь — одно из самых распространенных понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С фило­софской точки зрения Ж. отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее тру­доемких вопросов — вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую и индивидуально-личностную стороны с весьма разнообразными признаками, которые характерны для каж­дой из них.

Знак (греч. semeion — знак) — понятие, выражающее средство, с помощью которого осуществляется познание и общение людей, приобретается, хранится, преобразуется, воспроизводится и переда­ется их опыт. 3. может быть любой предмет (вещь, событие, явле­ние, свойство, отношение, действие, жест, слово), представляющий и замещающий другой предмет с целью передачи информации о нем. 3. является средством познания и общения людей, обладая при этом произвольными, условными и конвенциональными качествами. 3. выполняет функцию обозначения чего-либо или кого-либо. 3. обла­дает значением, которое выражает знание или информацию о чем-либо или о ком-либо. С помощью знака передается сообщение в формах устной (голосом) или письменной (письмо) речи, а также другими средствами коммуникации.

И Цзин – древнекитайская «Книга (Канон) Перемен». Гадательный и религиозно-философский текст.

Идеализм – обозначение философских учений, утверждающих, что духовное начало (Бог, мир идей, сознание) первично и основоположно, а материя, природа, всё телесное – вторично, порождено духовным началом или оформлено им.

Идеология – (от понятия новоевропейской философии «идея» и от древнегреч. «логос» – учение) система взглядов и представлений, в которых объясняются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальные проблемы и цели социальной деятельности. Термин «идеология» ввёл французский философ и экономист А.Л.К. Дестют де Траси для обозначения учения об идеях, позволяющего установить твёрдые основы для политики, этики и т. д.

Идея – (от древнегреч. «идеа» – вид, нечто видимое) термин, введённый в язык философии Платоном. Для него идеи – это божественные сущности, лишённые телесности, находящиеся в особом занебесном мире идей и являющиеся подлинно объективной реальностью. Вещественный, телесный мир – отражение мира идей.

Измерение — способ опытного познания, позволяющий опре­делить количественные свойства изучаемых явлений. И. произво­дится не только в процессах наблюдений и экспериментов, но и широко распространено в самых разнообразных сферах человече­ской жизнедеятельности. В методологии науки под И. обычно по­нимают процедуру сравнения реальной (действительной) величи­ны с существующими эталонными единицами измерения.

Индетерминизм – противостоит детерминизму; не признаёт причинности вообще или, по крайней мере, её всеобщности.

Индуизм – религиозно-философский синтез различных древнеиндийских религиозных культов, философских доктрин (Веды, Брахманизм, неарийские религии); господствующая религия в Индии во II-ом тысячелетии н. э.

Индукция (лат. induction — наведение) — один из логических способов рассуждения. И. называют такой процесс рассуждения, при котором на основании суждений, извлеченных из опыта, полу­чают новое суждение. Суждения, извлеченные из опыта, играют роль исходных (известных) посылок. С помощью индуктивного способа рассуждений осуществляется расширение и углубление наших зна­ний, переход от известного знания к неизвестному. Как и процесс дедуктивного развертывания рассуждений (см. ст. «Дедукция»), И. развертывается по определенным правилам. Строй индуктивных рассуждений характеризуется признаками случайности, предполо­жительности, приобретая тем самым значения большей или мень­шей вероятности.

Информационное общество — понятие, которое сегодня час­то используется в философии, социологии, культурологических дис­циплинах и футурологии (теории прогнозирования будущего). И. о. получило широкую известность в период нарастания компьютерного бума в 1980-х гг. и бурного развития информационно-коммуни­кационных технологий.

Инь и Ян – два из основных понятий древнекитайской философии. Это космические силы, находящиеся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря чему создаётся и изменяется мир, все вещи и явления в нём. Инь – женское начало, пассивное, тёмное; явления «иньской» природы: вода, земля, луна. Ян – мужское начало, активное, светлое; явления «янской» природы: огонь, небо, солнце.

Йога – (санскр. «сбруя, средство, уловка, волшебство, сосредоточение мыслей, созерцание») философия и методология пути к соединению с Богом, с божественными реальностями, пути обретения истинного Знания. Цель йоги – освобождение (мокша).

Иррационализм — этот термин обычно употребляют в смыс­ле, противоположном значениям рациональности. Как правило, за И. скрываются философские учения, признающие, что определя­ющими факторами познания являются чувства, эмоции, воля, бессоз­нательные процессы. С И. ассоциируется определенное убеждение в неспособности интеллекта, разума охватить все искомое богат­ство и разнообразие мира. Тем самым понятие И. по своим призна­кам противостоит понятию Р. (см. ст. «Рационализм»).

Ислам (дословно означает «предание себя Богу») — одна из основных мировых религий, сыгравшая значительную роль в разви­тии цивилизации. И. продолжает оказывать свое воздействие на повседневную жизнь людей во многих странах мира. Как религиоз­ное учение зародилось в V—VI вв. на Ближнем Востоке. Ислам­ское вероучение включает проблемы верховной власти, проблемы веры, предопределения и свободы воли, сущности и атрибутов (свойств) Аллаха, проблемы права.

Истина — одно из важнейших понятий философской онтоло­гии и теории познания. Понятие И. выражает характер соответ­ствия наших знаний явлениям, свойствам и отношениям действи­тельного мира.

Исторический материализм (истмат) – социально-философская теория марксизма.

История — гуманитарная научная дисциплина, изучающая осо­бенности развития общества и человека. И. как познание предпо­лагает, прежде всего, определение места (пространства) и времени своих объектов исследования, а также характер изучаемого объек­та, прояснение места и времени его появления (происхождения) и последующего развития (существования).

Карма – (санскр. «сделанное, жребий, судьба») общая сумма совершённых всяким живым существом умственных и физических поступков и их последствий, определяющих характер дальнейшего существования всякого живого существа, характер его новых рождений.

Категории — (от древнегреч. «категориа» – высказывание, признак) наиболее общие понятия философского знания. Предельные значения К. выражают разнообразные явления приро­ды, общества, истории, культуры, личности, познания, общения и по­вседневной жизнедеятельности людей. Философские К. воплоща­ют в себе опыт человеческой жизни, познания и общения на протя­жении их длительного культурно-исторического пути развития. Познавательный статус К. отличается всеобщностью и необходи­мостью их свойств. К. всегда «открыты» для новых значений и познавательных изменений.

Католицизм – одно из основных направлений христианства, наряду с православием и протестантизмом. До 1054 г. существовала единая христианская кафолическая (то есть вселенская) церковь, которая в 1054 г. окончательно разделилась на две церкви: римско-католическую с центром в Риме и греко-кафолическую с центром в Константинополе.

Кинизм — учение, основателем которого был древнегреческий мыслитель Антисфен (ученик Сократа). Свое название К. получил по тому месту, где находилась философская школа киников. Сто­ронники К. отвергали нравственную культуру и общественные нор­мы отношений между людьми, проповедуя естественный (природ­ный, животный) образ жизни и поведения.

Класс – (от лат. «классис» – разряд, группа) элемент социальной структуры общества. Концепция классов и классовой борьбы разработана марксизмом, согласно которому классы – это противоположные большие социальные группы, из которых одни являются эксплуататорскими, а другие эксплуатируемыми.

Коммуникация — понятие, характеризующее разнообразные способности людей к общению и обмену информацией, знаниями, опытом. В распоряжении людей находятся самые разные системы К. Причем если учесть их культурно-исторический аспект разви­тия, то число К. систем прогрессирует и постоянно увеличивается. Современный этап развития средств К. характеризуется богатством информационно-коммуникационных технологий в так называемых процессах массовой К.

Космоцентризм – направленность на осмысление «космоса», «природы».

Креационизм – (лат. – creato – сознание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и не живую природу, тленную, переходящую в постоянном изменении.

Конфуцианство — древнекитайское учение, основателем кото­рого является Конфуций (552—479 до н.э.). Основа его учения — проблема взаимоотношений человека и общества. Этико-религиозная система Конфуция предлагала рационалистические предписа­ния для организации жизни человека в обществе и нормировала его поведение. Конфуция интересовала не столько проблема исти­ны, сколько проблема морального блага. Он полагал, что знание является личным достоянием, которое открывается и проверяется в человеческих поступках. Его теория познания подчинена нравствен­но-социальным целям.

Культура — одно из наиболее универсальных и употребитель­ных понятий. К. отличается множеством своих значений, их высо­кой предметной специфичностью и разнообразием дифференциаль­ных признаков. В латинской транскрипции «cultura» по смыслу противостоит «natura». При этом «культурное» отличается от «при­родного» как «искусственное» от «естественного». Если природа является естественным условием обитания человека, то К. состав­ляет искусственное, созданное им самим необходимое и всеобщее условие его собственного бытия. К. оказывается той реальностью, которая опосредствует отношения человека с природой. К. отличает образ жизни человека от образа жизни любых других живых су­ществ. К. — способ организации человеческой жизни в природе.

Лингвистическая философия — одно из основных направ­лений современной философии. Сторонники Л. ф. обсуждали фи­лософские проблемы в зависимости от возможностей того языка, на котором они были сформулированы. Другими словами, они ста­вили успехи философского познания мира, человека, общества, исто­рии и культуры в зависимость от того, насколько их можно выра­зить, представить в форме языка.

Личность — социальное качество человека, которое конкрети­зируется в совокупности его ролевых назначений, исполняемых им в обществе. Носителем Л. является человек как индивид в биоло­гическом смысле слова. Как носителя мужского или женского пола любого человека можно назвать индивидом. Если мы по отноше­нию к конкретному индивиду используем слово «личность», то тем самым обращаем внимание на индивидуальные качества его жизни, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком соб­ственной Л. и индивидуальности достигается только благодаря от­ношениям между людьми, благодаря конкретному обществу, конк­ретной социальной группе или социальному институту. «Индивиду­альность» выражает значения внутреннего мира человека, его духовный потенциал, реализуемый в условиях конкретной культу­ры и определенной исторической эпохи. Л. и индивидуальность выражают неповторимость и уникальность человека в сочетании его социальных и культурно-исторических особенностей.

Логика — древнегреч. «слово, смысл, намерение» философская дисциплина, изучающая законы и осо­бенности человеческих рассуждений. Обычно различают индуктив­ные и дедуктивные рассуждения (см. ст. «Индукция» и «Дедук­ция»). Инструментарий Л. является эффективным средством фор­мализации понятий, теорий, знаний (см. ст. «Формализация»).

Логос – (древнегреч. «логос» – слово, смысл, намерение) термин, введённый в философский язык Гераклитом. Логос – вселенский порядок, он правит миром. Всё происходит, по Гераклиту, согласно Логосу.

Марксизм — одно из основных направлений современной фи­лософии, создателями которого были К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1825—1895). Они обратили внимание на то, что ранее философы только объясняли мир, тогда как необходимо говорить о необходимости его изменения. Поэтому ключевым принципом М. становится принцип практики как человеческой преобразующей деятельности. Практика считается исходным способом обществен­ного бытия и конкретизируется в своих экономических, политиче­ских и культурологических значениях. Кроме того, практика рас­сматривается как конкретно-историческая деятельность людей.

Материализм – обозначение философских учений, утверждающих, что материальное начало (материя, природа, физическое) первично и основоположно, а всё духовное (психическая деятельность, мышление, сознание, дух, идеи) – вторично и порождается материальным началом.

Материя – (лат. «материа» – вещество) с точки зрения идеализма, всё вещественное порождено духовным первоначалом. С точки зрения материализма, материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях. Движение – способ существования материи.

Метафизика – философская наука о первопричинах всего сущего. «Метафизика» – название трактата Аристотеля, повествующего о «первой философии», то есть о проблемах первоначал сущего. Термин «метафизика» (букв. «то, что после физики») введён систематизатором аристотелевского текстуального наследия Андроником Родосским для обозначения суммы текстов Аристотеля, говорящих о «первой философии».

Милетская школа — одна из школ древнегреческой филосо­фии, известная по названию античного города Милета. Ее предста­вители главным образом изучали философию природы. В частно сти, они пытались определить первоосновы происхождения мира природы.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире.

Мистика – (от древнегреч. «мистикос» – таинственный) религиозная деятельность, имеющая целью переживание соединения с высшим началом, стремление постичь сверхмирское, божественное, трансцендентное путём ухода от чувственного мира и погружения в суть собственного бытия.

Миф – (от древнегреч. «мифос» – мысль, предание) сказание как символическое выражение событий, имеющих первостепенное значение для жизни какого-либо общества. Древние мифы – это повествования о деяниях Богов и героев, рассказывающие о картине мира, о происхождении мира и его элементов.

Мифология – древняя наука о мифах, о различных древних преданиях и религиозных обрядах; архаичный способ понимания природной и социальной действительности.

Мифотворчество (греч. mythos — миф, предание, сказание) — способность людей создавать, выдумывать мифы. Под мифом обыч­но подразумевают сюжеты, повествующие о богах, духах или демо­нах, легендарных героях, рожденных от богов. С исторической точ­ки зрения, миф оказался первоначальным способом культурного твор­чества человека, проявлением способности народов к вымыслу. Миф всегда был выражением ответа на вопросы о происхождении и ус­тройстве мира или каких-либо конкретных явлений природы, обще­ства и культуры. Мифологическое сознание человека не выделяет его из мира природных, социальных и культурных явлений. Строй такого сознания нагружен чувствами и эмоциями, его отличает не­расчлененность понятий-образов, их синкретизм. Мир природы оду­шевляется, на природные явления переносятся свойства людей (ан­тропоморфные черты природы) и животных (зооморфные черты природы).

Моделирование — способ познания, с помощью которого уда­ется заместить и представить изучаемый объект его моделью. В процессе М. модель способна замещать, представлять и воспроиз­водить объект познания таким образом, что ее изучение позволяет извлекать новое знание (новую информацию) о нем.

Мозг — понятие, которое выражает устройство, механизмы и функциональные назначения одного из самых сложнейших и жиз­ненно важных органов человека, обеспечивающего работу его со­знания, поведения и общения. М., по-видимому, это самая сложная организация (нервная система) на основе тончайшей ткани (кле­точной инфраструктуры), с интенсивной биохимической информа­ционно-сигнальной деятельностью. М. несет ответственность за приспособление человека к окружающим условиям жизни, выжива­ние и прогнозирование своих действий.

Мокша – (санскр. «избавление, освобождение, окончательное спасение души») преодоление живым существом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей (в «сансару»).

Монизм – (от древнегреч. «монос» – один, единственный) философская позиция, утверждающая, что в основе мира лежит какая-то одна, единственная субстанция, например, вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита), материя (у материалистов).

Монотеизм – (от древнегреч. «монос» – единственный и «теос» – Бог) почитание и вера в существование одного и единого Бога. Монотеистические религии: иудаизм, христианство (несмотря на учение о Троице, согласно которому Бог един в трёх лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой).

Мораль (лат. moralis — нравственный) — важнейший способ регуляции поведения человека в обществе с помощью сложивших­ся в нем принципов, норм, правил и ценностей. М. является предме­том изучения этики как философской дисциплины. Этика изучает не только природу поведения людей в обществе, но и нравственные ценности (добро, зло, справедливость и т.п.), а также и особенности нравственного сознания.

Мышлени е — совокупность рациональных способностей со­знания, извлекающих и преобразующих информацию и знания о чем-либо и о ком-либо средствами логики и языка. Мыслительные процессы в отличие от способностей восприятия характеризуются взаимодействием языковых (речевых), понятийно-логических и на­глядно-образных механизмов.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...