Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Карл Юнг. Карл Юнг[7], швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии



Карл Юнг[7], швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии, – автор знаменитой «Красной книги», из мистических глубин которой вышли все его базовые научные постулаты, тоже рассматривает метафизику пары.

Подход К. Юнга обладает скорее октаэдрической (восьмиэлементной), дважды кватерной структурой, которая включает quaternion протомифа, рассматриваемый в данной статье. Юнг бесстрашно вступает на территорию низшего духа женственности и дает ей, как Саломее[8], «снести голову» своему логосному Эго, в результате чего открывается дверь в бессознательное, содержание которого Юнг постарался перевести в слова и рисунки рукописного текста «Красной книги». Здесь будет уместно лишь обозначить ту линию, которую в «Красной книге» можно отнести к quaternion протомифа.

Саломея была дочерью Иродиады и падчерицей царя Ирода. В Евангелии от Матфея и Марка Иоанн Креститель сказал царю Ироду, что то, что он в браке с женой своего брата, противоправно; тогда Ирод заключил его в темницу. Саломея (имя ее не названо – говорится просто «дочь Иродиады») танцевала перед Иродом на его день рождения, и он пообещал дать ей все, что она пожелает. Тогда она попросила голову Иоанна Крестителя, который и был обезглавлен. В конце XIX и начале XX веков образом Саломеи были очарованы художники и писатели, в том числе Гийом Аполлинер, Гюстав Флобер, Стефан Малларме, Гюстав Моро, Оскар Уайльд, и Франц фон Штук, изображавшие ее во многих своих работах. В «Красной книге» К. Юнга Саломея лишает рациональный разум Илии рациональности и здравого смысла, давая выход мистическим иррациональным смыслам, образам и неочевидным идеям. Юнговская Саломея воплощает принцип Анимы, а Илия – принцип Анимуса, между ними происходит обмен, и в их спорах рожается что-то третье. Выход из противостояния противоположностей к третьему, символическому, и есть суть юнгианского подхода. Саломее, метафизической женщине в тексте Красной Книги Юнга, противостоит Плерома и София – божественная метапсихическая женщина.

Юнг пишет: «Образ Бога отбрасывает тень, которая столь же велика, как и он сам»[9] (ссылка), обозначая Абсолютный высший и Абсолютный низший духи в своей изначальной данности. Это отличает тексты Юнга от любых известных текстов за пределами сакральной литературы. Он задает низшим полюсам Эволы и Ларса фон Триера устойчивую альтернативную полярность, что в значительной мере меняет восприятие низшего духа.

«Тень – это бессмыслица. Ей недостает силы, и она не может существовать из самой себя. Но бессмыслица – это неотделимый и неумирающий брат высшего смысла» [10] (ссылка) – так Юнг обозначает человеческий низший дух в абсолютном измерении: не через поиск смысла и переживание его отсутствия, а через сплав осмысленного и бессмысленного происходит создание высшего смысла. Он подчеркивает, что смысл каждый раз рождается изнутри и может быть только новым смыслом, что позволяет жизни происходить дальше. Так К. Юнг возвращает утраченный пятый элемент quaternion протомифа – axis mundi, точку осознавания и концентрации сознания, остающуюся в неподвижности среди хаоса вещей и событий, благодаря которой возможно оставаться в неопределенности и сохранять тождественность самому себе.

Юнг критикует западную тенденцию к обращению всего в методы и намерения. Главный урок, представленный им в «Красной книге», был в том, чтобы позволять психическим событиям происходить, как им должно: «Давать вещам происходить, действие через недеяние, – все это стало для меня ключом, которым смог открыть дверь на пути. Следует психически давать вещам происходить»[11].

«Жизнь не приходит из событий, но от нас. Все, что случается снаружи, уже было»[12] (ссылка)

Юнг формулирует снова и снова то, каким образом рождается реальное, метафизическое, из противоположностей:

«Если ты считаешь себя господином души, так стань ее слугой. Если ты был ее слугой, сделай себя господином, ведь ею нужно управлять. Таковы должны быть твои первые шаги… Во всем, что касается спасения и стяжания благодати, ты зависишь от своей души. Потому никакая жертва не может быть слишком велика. Если добродетели препятствуют твоему спасению, откажись от них, ведь они для тебя стали злом. Рабу добродетели столь же недоступен путь, как и рабу пороков» [13] (ссылка)

«Мы не можем убить нашу неспособность и подняться выше ее. Но это точно то, что мы хотели. Неспособность превзойдет нас и потребует свою долю в жизни. Наша способность оставит нас, и мы будем верить, в духе этого времени, что это потеря. Но это не потеря, а приобретение, не для внешних атрибутов, однако, но для внутренней способности. Тот, кто научился жить с неспособностью – многому научился. Это приведет нас к тому, чтобы ценить самые малые вещи, и к мудрому ограничению, которого требует большая высота. Если стереть весь героизм, мы упадем назад в невзгоды человечества, и даже в более худшее. Наши основы будут схвачены в возбуждении, так как наше высочайшее напряжение, которое о том, что лежит снаружи нас, взболтает их. Мы упадем в выгребную яму нашей преисподней, среди валунов всех столетий внутри нас»[14] (ссылка)

Юнг сталкивает противоположности и утверждает, что любой герой должен пасть, а Бог должен стать анти-Богом; без падения не совершить пути… Таково и предназначение Эго: пасть и вобрать в себя ад, отойти от привязанностей, чтобы обрести себя вместо соответствия ожиданиям, оказаться между собственными противоположными точками зрения, встретиться с пустотой и осознать, что «смысл слишком глубок, чтобы уловить его иначе, чем в символе». Символ становится у Юнга всепроникающим axis mundi, благодаря которому объединяется рай и ад, мужественность и женственность, метапсихическое и метафизическое, высшее и низшее.

Аутентичный протомиф повествует о необходимости распада на части, в нем все отдельно, так же как и в современном обществе, которое диссоциировано, и в котором для поддержания одного доминирующего порядка от его членов требуются конкретные метафизические функции, а не метапсихические целостности. Но ведь не может быть только одного, притом окончательного, порядка существования? Поэтому высоких социальных позиций в таком однопорядковом обществе достигают те, кто жертвует своей сущностью ради этих однопорядковых функций, выбирая наличное бытие без существования, сведенное к удовлетворению потребностей и потреблению, порождая хаос бесцеремонной массы, стремящейся к благополучию и движимой честолюбием. Возникают видимости успеха, богатства, власти, знания, превращенные в спекуляции… Желание господства над другими приводит к внутреннему распаду, разобранности и покинутости, оплаченных внешним благополучием.

Раньше, говорят, существовал мир, который не нужно было менять, в котором не было господства, а значит, он мог быть подлинным…

К. Ясперс полагал, что духовная ситуация возможна лишь в напряженном пограничном состоянии, где субъект пребывает в качестве себя самого в своем существовании, а не распадается, удерживая полярности в бесконечном качании между ними. Он решает, хочет ли он быть человеком. Ясперс подчеркивал, что ответственность подлинная слишком отличается от ответственности функциональной. Попытка удрать из этой напряженности во внешнее благополучие и защищенность – иллюзия Эго. Единственное, что остается, – пребывать в бессилии перед ходом вещей, оставаясь собой в этом бессилии, но в дисциплине осознавания и созерцания, направленности и концентрации воли.

И этот опыт в символическом пространстве организуют для нас Юлиус Эвола, Карл Юнг и Ларс фон Триер. Ларс фон Триер и Юлиус Эвола фокусируются на полярности «метафизический мужчина и метафизическая женщина» и показывают сам факт смещения баланса противоположностей в только что бывшей целостности в сторону низшего полюса духа негативного Анимуса и низшего полюса души негативной и телесной Анимы.

У К.Юнга в его знаменитой «Красной Книге» на сложном символическом уровне описан полный процесс интеграции и принятия этих поляризованных противоположностей, а также процесс осознания низшего полюса в его противостоянии высшему полюсу и проявления этих энергий в метафизике пары. Метафизика проникает в метапсихику и интегрируется в новое целое именно в тексте К. Юнга, в «Красной Книге», которую сегодня называют новой Библией – библией индивидуальной человеческой души.

А вечный вопрос – чего хочет женщина? – хоть и остается без ответа, но настойчивым намеком содержится в том, что обсуждается в этой статье: может быть, женщина хочет, оставаясь частью нетленной Плеромы, сопроводить мужчину в материально-телесный низ, чтобы оттуда вместе с ним, наконец, вернуться к раю целостности? Что, собственно, и происходит с нами в нашей собственной жизни...

Библиография

1. The Red Book. Liber Novus / Sonu Shamdasani. — Philemon Series & W.W. Norton & Co, 2009. — ISBN 978-0-393-06567-1 // в рус. переводе К.Юнг Красная Книга с предисловием Сону Шамдасани, М., Касталия, 2012

2. Эвола Юлиус «Метафизика пола» — М.: Беловодье, 1996. — ISBN 5-88901-006-9

3. Ясперс Карл Метафизика / Пер. с нем. А. К. Судакова — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012.


[1] Интернет-ресурсы Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Фон_Триер,_Ларс

[2] Саша Соколов Школа для дураков – М: Симпозиум, 2001 - ISBN: 5-89091-150-3

[3] Интернет-ресурсы Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Эвола,_Юлиус

[4] Юлиус Эвола «Метафизика пола» — М.: Беловодье, 1996. — ISBN 5-88901-006-9

[5] Псалтирь Давида – М: изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с. 563, 2010 — ISBN 978-5-779-0252-2

[6] Псалтирь Давида – М: изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с.184, 2010 — ISBN 978-5-779-0252-2

[7] Из интернет-ресурсов Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг,_Карл_Густав

[8] The Red Book. Liber Novus / Sonu Shamdasani. — Philemon Series & W.W. Norton & Co, 2009. — ISBN 978-0-393-06567-1 (в рус. переводе К.Юнг Красная Книга с предисловием Сону Шамдасани, М., Касталия, с.97, 2012)

[9] The Red Book. Liber Novus / Sonu Shamdasani. — Philemon Series & W.W. Norton & Co, 2009. — ISBN 978-0-393-06567-1 (в рус. переводе К.Юнг Красная Книга с предисловием Сону Шамдасани, М., Касталия, с.67, 2012)

[10] The Red Book. Liber Novus / Sonu Shamdasani. — Philemon Series & W.W. Norton & Co, 2009. — ISBN 978-0-393-06567-1 (в рус. переводе К.Юнг Красная Книга с предисловием Сону Шамдасани, М., Касталия, с.67, 2012)

[11] The Red Book. Liber Novus / Sonu Shamdasani. — Philemon Series & W.W. Norton & Co, 2009. — ISBN 978-0-393-06567-1 (в рус. переводе К.Юнг Красная Книга с предисловием Сону Шамдасани, М., Касталия, с.96, 2012)

[12] The Red Book. Liber Novus / Sonu Shamdasani. — Philemon Series & W.W. Norton & Co, 2009. — ISBN 978-0-393-06567-1 (в рус. переводе К.Юнг Красная Книга с предисловием Сону Шамдасани, М., Касталия, с.84, 2012)

[13] The Red Book. Liber Novus / Sonu Shamdasani. — Philemon Series & W.W. Norton & Co, 2009. — ISBN 978-0-393-06567-1 (в рус. переводе К.Юнг Красная Книга с предисловием Сону Шамдасани, М., Касталия, с.78, 2012)

[14] The Red Book. Liber Novus / Sonu Shamdasani. — Philemon Series & W.W. Norton & Co, 2009. — ISBN 978-0-393-06567-1 (The Red Book. Liber Novus / Sonu Shamdasani. — Philemon Series & W.W. Norton & Co, 2009. — ISBN 978-0-393-06567-1 (в рус. переводе К.Юнг Красная Книга с предисловием Сону Шамдасани, М., Касталия, с.86, 2012)





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...