Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОПРОС 17.Философский иррационализм



1)Сёрен Къеркегор родился в Дании. Гениальный ф-соф. Основатель экзистенциализма. (Экзистенциализм - в центре внимания чел-к и его индивидуальное существование, внутренняя жизнь, учение об экзистенци). Его ф-фия есть ф-фия конкретного ч-ка, ф-фия индивидуальности. 1. Экзистенция - сущность челов-го. бытия, вечное во временном; то, что наход-ся в самом чел-ке, это максима развития личности («Бог в душе»). Задача: стать и быть истиной.

2. Истина есть экзистенция. А) Истина – категория не гносеологическая, а бытийная, личностная. Истина – максима самоактуализации личности. Христос: «Я есть истина». Не познается, а реализуется. «Чтобы познать истину, необходимо быть истиной».

Б) Истина (экзистенция) - иррациональна (т.е. не постигается разумом, мышлением, логически). Необходимо пройти долгий путь личностного роста. Воплотить бытийную истину Христа сложно.

В) Критерии истины – модусы, экзистенциалы -сост-е выбора, состоя-е страха, ответственности, тревоги. Если они есть, мы приближаемся к экзистенции.

Г) Истина в субъективности, индивидуальности. Насколько мы индивидуальны, настолько мы приближаемся к истине, экзистенции. Задача - стать истиной.

3) Личность и общество Личность обретается в одиночестве, в молчании. «Я доверяю только тишине, потому, что она молчит».. Общ-во враждебно чел-ку, растворяет личность, уничтожает индивидуальность, Бога в душе. Живя в общ-ве, мы убегаем от самих себя, т.к. за нас решает общ-во, мы не выбираем. В свободе чел-к независим от общ-ва. Личность реализ-ся в одиночестве.

4) Страдание – основа творчества. Чел-к - это страдательное сущ-во. Страдание - признак серьезности в отн-ия к миру, основа творчества. В каждом чел-ке заключено страдание. Ч-век в творчестве страдает. Страдание это основа творчества. Творец, художник пишет собственной кровью. Путь христианина - это путь Христа, путь страдания, Голгофа.

5) Экзистенциальное мышление - противостоит научному, связана с выбором. ЭМ – свободно, т.к. бездоказательно, ЭМ субъективно, связано с выбором. ЭМ связано с переживаниями => формируется «внутреннее знание». Внутреннее знание связано со становлением личности.

Научное мышление - безлично, абстрактно, объективно несвободно (т.к. производно от доказательств).

6) Страх -отражение сущности человека, экзистенциал.

А) Виды С. 1) повседневный - эмоциональная проекция возможности потери значимого для себя (вещи, здоровья, жизни) 2) страх перед смертью - высшая форма обыденного (и низшая – экзистенциального С.) 3) страх перед Ничто - страх не из-за чего и не перед чем. Это экзистенциальный страх. Уничтожает 1-й тип страха, повседневный. При 3-м виде С. ч-к ничего не боится.Первохристиане – те, которые ничего не боятся.

Б) 2 вида Божественного С. 1) С. Перед Богом (ожидание Б. наказания, С. перед кармическим Богом). Ближе повседневному. 2) С. Божий – б. экзистенциальный. С. «вообще».

В) Отношение к Богу – «Страх и трепет» (слова из Библии). (Название центрального произведения Къеркегора). Высшее влечение и высшее отвращение.

7) Учение о 3 стадиях развития личности: 1 ) эстетическая - сост-е молодого чел-ка, хар-ся разбросанностью, случайностью. Все становится модой, мода диктует ч-ку, «все в жизни дело моды». Отсутствие целенаправленности, ч-век живет иллюзией. Молодой – иллюзией будущего, надеждой, старый ч-к – иллюзией прошлого, воспоминаний. Для пожилого ч-ка истина в прошлом, а не в будущем. Эта стадия характеризуется эротизмом, цинизмом, случайностью. Душа хар-ся неустойчивостью, разбросанностью. Выбирает – несерьезно. Ч-к – игрушка в руках стихий: куда поманили, туда побежал. Ценностью явл-ся не дух, а физич. Природа ч-ка, здоровье. Не возникает вопрос о смысле жизни. Возникает меланхолия (т.е. болезненно-угнетенное состояние, тоска, отчаяние)

2) этическая ч-к пытается разделить добро и зло. Чел-к стремится к добру. Он следует внешним правилам, нормам. Но при этом происходит ограничение свободы ч-ка, подавляются влечения (= Фрейд). Он превращ-ся в формальное существо. Идет на жертвы. Условное, причинно обусловленное поведение не м. быть нравственным. Т. к. оно превращается в средство по отношению к внешней цели. Влечения ограничиваются нормами. Ч-к осознает себя греховным.

3) религиозная - чел-к сталкивается с необходимостью в виде внешних норм, рождения, нравств-ых з-нов. Формы необходимости: рождения, взросления, учебы, общения, смерти. Необходимость нарушается в вере. Вера – абсолют возмож-ти. В Боге все возм-но. Вера расширяет возм-ти, в вере устр-ся потеря значимого, достигается все. Греху противостоит вера. Не каждое религиозное поведение нравственно.

Абсурд веры. Вера - абсурдна, парадоксальна (парадокс - соположенность 2-х мнений относительно одной проблемы). Противоречит нормам, разуму, морали. Вера приносит страдание, страшит чел-ка.

(далее – более слабый материал)

2) Представителем иррационализма явл-ся Артур Шопенгауэр. Мир как воля, по Шопенгауэру- это слепая, бессознательная сила, к-рая правит миром. Мировая воля- единтсвенная, не зависимая от разума, свободная, слепая, дикая сила, к-рая не имеет ни плана, ни конечной цели, но заставляет людей подчиняться себе и действовать под влиянием ее темного и глхого позыва. -воля-первооснова реальности, чувст-но не воспринимается; -воля, к-ая лежит в основе всех изменений, слепа, иррац-на (не постигаема разумом, мышлением, твкой, к-рый не может быть выражен в логических понятиях), бессознательна (сопровождаема потерей сознания), не имеет цели. Бессозн. деят-ть ч-ка проявл-е слепой воли; -воля подобна «вещи в себе» (опирается на теорию Канта: в сознании отражаются лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность явл-ся неразрешенной загадкой- «вещью в себе»), субстанция (первооснова, сущность всех вещей и явлений), воля свободна, оан наход.вне времени. Наши влечения- средства к осущ-ю воли. Взгляд философа на вопрос: человеческой судьбы, свободы, возможностей чел-ка, счастья. Носит пессимистический хар-р. Он не верит в возможность чел-ка господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба чел-ка находится в всеобщем мировом хаосе вещей и явл-ний и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Бессмертие души Шопенгауэр отрицал. Надеяться чел-к может только на себя: у него есть единственный достойный выход- преодолеть, погасить «волю к жизни», отказаться от ее ложных соблазнов. Гении подавляют волю к жизни. Идеал Шопенгауэра- нирвана, неприятие мира.

3) Одним из выдающихся философов иррационализма является Ф.Ницше. Он был не согласен с учением Чарльза Дарвина и заявил, что выживают не сильные,а слабые потому что их больше. У слабых больше ума (осторожности, терпения, хитрости, лицемерия). Философия жизни меняет отношение к науке, к-рая господствует над жизнью. ФЖ отвергает возможность научного познания и мировоззрения: истолкование мира возможность только исходя из жизни.

«Переоценка ценностей»Ницше заключается в отказе от «Великих заблуждений», которыми он называет ошибки вследствие смешивания причин и следствий (не из-за болезни чел-к становится бледным и вялым,а наследственное истощение приводит к болезням).

Есть процесс становления, где действует воля к власти. Она основа жизни, движущая сила мирового процесса. Становление невинно в нем нет цели. Никто не ответственен за то, что он вообще существует. Нет ничего что может мерить, сравнивать наше бытие. Церковь портит чел-ка, но заявляет, что исправляет его.

Отрицая бога, мы отрицаем ответственность в Боге. Этим спасаем мир. Поэтому ф-фия должна становится по ту сторону добра и зла. Все что повышает в чел-ке чувство власти, саму власть- хорошо. Все что происходит из-за слабости дурно.

Н.считл, что беда современного общ-ва, в том что христианство было принято как равенство всех перед Богом. Христианство- религия рабов. Из-за них убогих Христос пошел на распятие.

Ценности д/чел-ка должна устанавливать «воля к власти». Считал, что сущ-ет раса господ призванных повелевать и раса рабов- повиноваться господствующие классы должны отказаться от убеждений, норм и т.п. Сильный свободен от убеждений и морали. Потребность в вере- для слабых.

Для Ницше сверхчеловек- «победитель бога, антихрист», варвар с инстинктами зверя, для него все возможно, все дозволено. Ф-фия Ницше стала официальной лишь в 30 года в Германии.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...