Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОПРОС 14. Немецкая классическая философия



Представители: Иммануил Кант,Гегель,Фихте,Шеллинг,Фейербах. Немецкие философы были профессорами университетов, диалектический метод противостоял феодальным отношениям. Их идеи: один тип отношений сменяется другими. Общие выдвинутые проблемы: *повернула внимание ф. от традиц.проблем (бытие,мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности, * особое внимание уделила проблеме развития, * обогатила логико-теоретический аппарат ф., * взглянула на историю как целостный аппарат.

1)Иммануил Кант: I докритический период (до 70-ых годов)

II критический период (начало 70-х годов).Критика не есть отрицание,а анализ.

1) Критика чистого разума.Проблема познания.

2) Критика практического разума. Этика.

3) Критика способности суждения. Эстетика.

I Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

*Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталки­ванию, столкновению) составлявших его частиц;• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;• природа находится в постоянном изменении и развитии;• движение и покой относительны; *все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции. Вто же время идеи Канта несут в себе отпечаток миро­воззрения того времени: • механические законы изначально не заложены в мате­рии, а имеют свою внешнюю причину;* данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биоло­гической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

II 1) В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности. Кант же выдвигает гипотезу согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности ~ человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обна­ружено четыре, Кант назвал антиномиями.

АНТИНОМИИ РАЗУМА - противоположные утверждения, со­стоящие из тезиса и антитезиса, истинность которых доказывается одина­ково убедительно, благодаря чему они имеют право на существование. По мнению Канта, доказать истинность как тезиса, так и антитезиса логически возможно, но в целом решить противоречие (антиномии) невозможно. А.Р., по Канту, возникают тогда, когда разум пытается дать ответ о мире как таковом. Философ выделяет следующие антиномии:1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис). Мир бесконечен в пространстве и во времени (антитезис).2. Все сложено из простого (тезис). В мире нет ничего простого (ан­титезис). 3. Помимо природной закономерности, существует и свободная при­чинность (тезис). Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы (антитезис). 4. В мире есть первопричина и первосущность (тезис). Никакой абсо­лютной первопричины и первосущности в мире нет (антитезис). Кант делает закономерный для его априоризма и агностицизма вывод относительно невозможности разрешения А.Р.: рассудок должен ограни­читься регулятивной деятельностью по упорядочению опыта и познанию явлений мира, а разум, вышедший за границы опыта, мыслящий трансцен­дентное (в принципе не познаваемое), как раз и осознает эти границы и противоречивость мышления.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: * апостериорное знание (то знание, которое получает человек в результате опыта); • априорное знание (доопытное, то есть то,которое сущ-ет в разуме изначально); *"вещь в себе". ВЕЩЬ В СЕБЕ - одно из основных понятий философии И. Канта, в котором отражена непознаваемая сущность вещей, противопоставляемая явлению, т.е. познаваемому свойству вещей. Явления формируются самим субъектом познания и зависят от его априорных познавательных форм (пространство и время - для ощущений, категории - для рассудка). Для Канта сущность не является субъекту в процессе познания, а остается все­гда скрытой от него. Кроме этого, «вещь в себе» представляет собой об­ласть трансцендентного, т.е. в принципе сверхчувственного, находящегося за пределами субъекта. Транщепдентное можно лишь мыслить в идее: ми­ра как такового, Бога и бессмертной души.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых «вещей в себе» окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру которая включает в себя: •формы чувственности; *формы рассудка; •формы разума. Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувст­венности - пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, разме­щая их в пространстве и времени. Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация перво­начальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.) Разум - высший уровень сознания. Формами разума яв­ляются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

II 2) И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и на­звал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства". В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: • человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; • человек должен относиться к другому человеку (как и он— мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

II 3) В своей третьей книге критического периода — «Критика способности суждения» - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: •целесообразности в эстетике (человек наделен спосостями, которые должен максимально успешно испо-вать в различных сферах жизни и культуры);*целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); *целесообразности духа (наличие Бога).

2) Для Л. Фейербаха религия – проявление детского, инфантильного начала в человека, неактуализированности личности. Детская установка проецируется в образе всесильного взрослого, отца, вселяющего чувство уверен­ности в исполнении собственных, детских желаний. Эти ожидания составляют секрет молитвы. Ребенок обретает в образе своего отца чувство силы. Человек, сталкиваясь с бессилием и ограниченностью собственных возможностей, обращается к образу Всемогущего начала, которое должно преодолеть границы действительных отношений и разрешить человеческие проблемы. Религия знаменует детство человечества и человека.

Религия предстает в виде учения об обязанностях по отношению к Богу, высший долг есть вера, обязанности по отношению к Богу превосходят обязанности по отношению к человеку, в итоге религия обособляется от морали и любви.

3) Гегель. Основные работы Гегеля: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812 — 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия природы» (1817), «Философия права» (1821).

Философскую систему Гегеля называют системой объективного идеализма. В основе мира, по Гегелю, лежит ограниченно существующее мышление, кото­рое он называл абсолютной идеей, абсолютным ду­хом или абсолютным разумом. Абсолютная идея ак­тивна и деятельна, она мыслит и познает себя, проходя в этом развитии три состояния: а) до возникновения природы и человека, когда абсолютная идея находится вне времени и простран­ства в стихии чистого мышления и выступает как мир понятий, система логики; б) это духовное начало из самого себя порождает природу, которую Гегель называл «инобытием абсо­лютной идеи»; в) переход идеи от чуждой для нее природы к сфе­ре развития духа. Состояние перехода идеи от чуждой для нее при­роды к сфере развития духа является той же абсо­лютной идеей, но обогащенной в процессе своего диалектического развития. Дух воплощается не толь­ко в человеческом духе, сознании, но и в различных формах взаимоотношений людей. Дух представляет собой логическое движение понятий, категорий, та­ких, например, как качество, количество и мера. Для материалиста они являются отражением объективных сторон действительности, то есть качеств, количеств, мер объектов, процессов мира. Однако, по Гегелю, эти категории — и доестественные, и дообщественные сущности, пе­ред которыми в «исходном пункте» абсолютной идеи как предшествующие развиваются еще более абст­рактные сущности — бытие, ничто, становление. Три ступени развития — это триада, которой вместе с бо­гатым диалектическим содержанием присуще и дог­матическое требование идеалистической системы немецкого философа. К таким идеям принадлежат и законы диалектики. В законе перехода количества в качество чрезвычай­но глубоким как в мировоззренческом, так и в мето­дологическом плане было раскрытие и обоснование механизма развития, содержания так называемых скачков — качественных переходов в процессе раз­вития. Закон отрицания отрицания раскрывает на­правление развития. В законе единства и борьбы противоположностей всесторонне раскрываются противоречия как источник саморазвития явлений, предметов, процессов.

4) Фихте Иоганн-Готлиб. В истории философии составил эпоху последовательным проведением трансцендентального субъективного идеализма. Решая поставленную И.Кантом проблему преодоления разрыва между познавательной сферой человеческой деятельности и моральным миром человека, Г.Фихте создал философское учение об определяющей творческой деятельности самосознания человека. Ключевым принципом философии он считал очевидность и достоверность полученного им результата. Этим результатом был диалектический механизм развертывания саморефлексии. Но, в отличие от Декарта, который также исходил из достоверности самосознания (cogito ergo sum — «мыслю, следовательно, существую»)), Фихте рассматривал акт волевого самополагания, в котором действие является одновременно продуктом своей деятельности. В акте самосознания совпадают субъект (действующее) и объект (страдательное) действия. С его точки зрения это открытие было настолько ясно и очевидно, что впоследствии он часто приводил его как основание своих философских построений.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 654 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...