Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОПРОС 16.Русская философия: славянофилы,западники



Западники и Славянофилы Высшей точкой развития русской общественной мысли в 19 в. были политические программы, философия и социология декабристов. Развитие ф-фии в последекабристский период прошло под воздействием диалога м/д славянофилами и западниками. Именно с этого момента русская ф-фия теоретически начала осваивать проблему «Россия и Европа», осмысливать русскую идею. Основные варианты ее решения предложили как славянофилы (Хомяков, Самарин…) так и западники (Чаадаев, Белинский, Герцен…). Западники: по своей философской ориентации тяготели к материализму (утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость) и позитивизму (объявляющим единственным источником подлинного знания специальные науки или их совокупность и отрицающее ф-фию как особую отрасль знания), а в политич. отношении - к революционному переустройству общества (сторонники решительных действий и взглядов).

Славянофилы: Славянофилы: - любили Россию как мать. Западники любили Р. как дитя. Славянофилы: идея целостности Русск. культуры и духа. Видели в них свободу, любовь. Утверждают целостность рус. мысли, т.к. интуитивная, «живая», вне диктата рационального

феномен веры: а) вера - основа знания, познания истины, Бога (истина - атрибут Бога) б) вера - бездоказательна в) вера опред-ет религиозн. и философ. познание в) вера - явл-ся основой развития истории, цивилизации г) разд-е православной веры (она ценностна, интуитивна, свободна) и каталической (доказательна, власть необх-ти, не свободна).

Славянофилы сходились в главном: 1) в утверждении православной религии важнейшим условием исторического развития России. 2) в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие и, следовательно, теряет роль лидера в общечеловеческом прогрессе 3) в признании мессианской роли России, которая должна прийти на смену Западу и встать во главе человечества. Они охарактеризовали русский народ - как чувственный способный к состраданию, сплоченный (общинность).

Соборность – единение людей в Духе Св., во Христе, вне авторитета (без «чинопочитания»), в свободе. Свобода каждого предполагает единство всех. Церковь авторитарна и несвободна. Соборность не тождественна церковности.

В религии - два начала: иранство (свободы) и кушитство (необходимость, доказательность). Два борющихся м/д собой духовных принципа. Племена кушитского типа агрессивны и воинственны, объединены на договорной основе, отдают предпочтения торжеству индивидуального над общественным. Иранцы - мирные земледельцы, кроткие, свободолюбивые, живут общиной. Иранцы - русский народ, кушитство – Запад, католич. религия.

Славянофилы стремились к органическому пониманию истории и дорожили народными традициями, построение общ-ва по типу семейных отношений. В русской общине они усматривали экономическую основу России и гарантию ее своеобразия, обшина д/них величина постоянная.

Н.В.Федоров: основные темы ф-фии - единство мира; проблема жизни к смерти. «Ф-фия общего дела» - воскрешение «сынами», потомками – «отцов», предков. В будущем с пом. науки м. воскресить всех. Отказ от вражды, грубости м/д людьми и признание всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех людей - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Необходимо жить с каждым и для каждого. Момент истины чел-ой жизни - ее конечность, самое большое зло - смерть. Человек в его «ф-фии общего дела» ориентирован космически, выступает гарантом сохранения жизни не только на Земле, но и во Вселенной. Главная сверхзадача чел-ка - преодолеть смерть и воскресит умерших. Человечество должно всеобщими силами – в союзе науки и религии - победить смерть.

В.С.Соловьев: создатель 1) ф-фии всеединства - одной из немногих созданных русской мыслью фил-ких систем. Влияние неоплатонизма. Ядро филос-кого учения - идея всеединства. Абсолютным же первоначалом считал Всеединый дух, охватывающий все основы и начала, все формы бытия и сознания. а) Всеед-во в познании. Рационализм (признание разума единственной основой научного познания закономерностей природы и общ-ва) должен быть соединен с эмпиризмом (чувственное восприятие и опыт - единственный источник познания), с метафизикой и Откровением (интуицией).

б) Всеед-во в религии. Только единство всех Рел. Конфессий – ислама, христианства, буддизма – основа Истины. По отдельности – они ложные отвлеченные начала.

Только синтез всех видов знания вел к действительному «цельному знанию». 2) Идея Богочеловечества - жизненного пути личности, к-рый основан на следовании Богу, добру, нравственности. Идея Софии - всеобщией Божественной мудрости. Богочеловечество - это внутренний факт каждого чел-ка, к-рый через сердце воспринимает духовный опыт т предчувствует возможное откровение. Соловьев определяет чел-ка как соединение божественной и материальной природы (при этом природное подчиняется божественному). Бог раскрывает чел-ку полноту бытия., всеединство.

Н.А.Бердяев: главным началом в ф-фии явл-ся свобода. Свобода, он считает, абсолютна (т.е. ни от чего не зависит, ничем не обусловлена), иррациональна (т.е.не постигается разумом, мышлением, не может быть выражена в логических понятиях). Она – вне причины, вне причинно-следственных отношений (чудесна).

Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891).

Одно из основных направлений философии Леонтьева - критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леон­тьева, капитализм - царство "хамства и подлости", путь к вы­рождению народа, гибели России. Спасение для России - от­каз от капитализма, изоляция от Западной Европы и превраще­ние ее в замкнутый православно-христианский центр (по обра­зу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России Должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью че­ловека. Как и жизнь человека, история каждого народа, го­сударства зарождается, достигает зрелости и затухает.

Если государство не стремится к своему сохранению, оно Погибает. Залог сохранения государства — внутренне деспотиче­ское единство. Цель сохранения государства оправдывает наси­лие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми — жела­ние Бога и поэтому оно естественно и оправдано.

Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «Национальную почву» — обычаи, традиции.

Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на Религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два в рианта жизненного пути, по которому может идти человек: •путь человекобожества; •путь богочеловека.

Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя — вправе делать все он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.Второй путь богочеловека — путь следования Богу стремление к нему во всех своих привычках и поступках Такой путь Достоевский считал наиболее верным, правед­ным и спасительным для человека.

Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уни­кальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 603 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...