Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философская мысль в XI-ХVII вв



1. Философия Древней Руси. Важнейшим событием, определившим становление русской фи­лософской мысли явилась христианизация Руси (в 988 г.). Дальнейшая эволюция ее проходила под культурным влиянием Византии как центра православия, ставшего в России господствующей религией. Первые литературные памятники Руси XI—ХП вв.исходили из среды духовенства и выражали христианское миропонимание. Крупнейшие литературные памят­ники киевского периода — “Повесть временных лет”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника, “Слово о полку Игореве” и другие. Произведения Илариона Киевского (“Слово о законе и благодати”, “Молитва”, “Исповедание веры”). В них автор пытается осмыслить ход мировой истории, ее направленность, классифицирует этапы исторического пути, который неизбежно должны пройти все народы. Философская проблематика содержится и в “Изборнике” Свя­тослава. Митрополит Макарий в течение 20 лет составил и опублико­вал свод книг “Четьи Минеи” (12 книг, предназначенных для чтения в течение года).

2. Основания выделения нац. типа: 1) «по крови»; 2) «по почве». 1) «по крови» - нац. тип определяется единством генетич., антропологич. черт; 2) «по почве» - н ац.тип опред-ся единством культуры, территории проживания, языка, истории, традиции. Черты русск. нац. типа:

1) единство противоположностей - восточного и западного начал. С одной стороны – аскетизм, с др. - язычество. Совмещ-ся аскетизм (строгий образ жизни с отказом от жизн.условий) и монашество (монашеская жизнь, монаш. обет). Крайности язычества (религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство, стремление к первичным потребностям) совмещается с крайностями богопочитания. Легко впадает в крайности: стремление к Богу совмещ-ся с атеизмом. Всечеловечность – с национализмом (абсолютизацией роли собствен. нации). (Необходимо больше человечности и будет меньше фашизма). Отсюда - противоречивое отн-е к нам людей Запада: их любовь совмещается с ненавистью (чувством вражды и отвращения).

2) стремление к бесконечности, транцендированию (выход за границы данного, действительного). Рус. чел-к – чел-к не культуры, но Откровения.

3) Мессианизм. Мессия – Иисус Христос, богочел-к. Мессионизм - стремление осущ-ть миссию, высшее предназначение. Высшая задача - спасения чел-ва. Источник месс-зма - комплекс неполноценности, невротич. корни. (Формы месс-зма – еврейский, исламский, русский, совр. американский)

Исихазм (исихия - спокойствие, молчание). Возн-ет в 12-14 в. в Византии. Осн. идея - постижение Бога в молчании и тишине. Понимание Бога как света. Просвещение - приобщ-е к этому свету. Постоянное произнесение молитвы христовой. Повторение имени Христа - путь спасения. Молчаливое созерц-е Бога. Словесная молитва - начальная ступень

2. Исихазм. С XII века велико влияние исихазма (греч. исихия - молчание) ~- богословского учения, основанного византийским богословом в философом Григорием Паламой.

А) В соответствии с евангельской традицией, Палама называет Христа Светом, а его деятельность — просвещением. В дискуссиях о природе Фаворского Света На горе Фавор уче­никам Христа был явлен несотворенный Свет как посредник между верующим и божественной сущностью, как критерий божественности Иисуса).

Б) Бог постижим. Бог является человеку через энергию сущностей.

Иосифляне и нестяжатели: Иосифляне (стяжатели) - церковь должна быть богатой и подд-ть полит. власть. Полит. власть - защищает церковные, монастырские землевладения. Нестяжатели - в основе церкви должен лежать аскетеизм (строгий образ жизни с отказом от удовольствий), личный труд монаха. Церковь д. б. евангельской – нестяжательской, д. отказаться от землевладения и богатств.. Эксплуатация противоречит евангельскому принципу любви.

Концепция Москва – 3-й Рим: абсолютизация роли рос. православия. в мире Оно явл-ся источником духовности, спасения др. народов. Москва унаследовала духов. и полит. роль Рима. Подчеркивается мировое значение России. (Христианство вводится римским императором Константином а 325 г. н. э.).

Философские взгляды М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева

Реформы Петра имели следствием сближение русской и западноевропейской культуры, обусловившими процесс секуля­ризации философской мысли в России.

Самый универсальный ум России того временя — М. В. Ломоносов (1711—1765). Биография. Он родил­ся в Архангельской губернии в семье крестьянина— помора, учился в 'Москве в. Славяно-греко-латинской академии, продол­жил образование в Германии. Будучи энциклопедически образованным уче­ным, внесшим оригинальный вклад а такие области науки, как физика, химия, астрономия, механика, геология, гео­графия, лингвистика, философия.

А) Ломоносов выдвигал идею от­деления просвещения и научного познания от религии. Следовал теории двух истин.

Б) В теории познания Ломоносов обосновывал тезис о единстве эмпирических и теоретических исследований: эмпирические исследования — это руки, а теоретические — глаза ученого.

В) Ломоносов развивал атомистические представления античности. Он выдвинул молекулярную концепцию строения вещества: корпускулы, молекулы состоят из элементов, т: е. атомов. Последние - неделимые частицы.

Г) Конкретизировал фундамен­тальное положение Декарта о сохранении движения. Экспериментально доказал факт сохранения массы (веса) вещества. Данный факт он характеризовал как “всеобщий естественный закон”.

Д) Ломоносову принадлежит идея механической природы теплоты, выдвинутая в противовес господствовавшему пред­оставлению о теплорода. Он писал, что, частицы горячих тел вращаются быстрее, а более холодных — медленнее.

Е) Ломоносов высказывал предположение о взаимной связи и развития живой и неживой природы.

Взгляды Ломо­носова соответствуют западноевропейской философской тради­ции.

М.В.Ломоносов: 1) Придерживается средневековой теории 2-х истин: истины науки не зависимы от религ. истин. Отход науки от религии, наука независима.

2) Единство теории и практики. Сравнивает теорию с глазами, практику - с руками. Сторонник позноваемости мира, ему принадлежит идея соединения теории и опыта.

3)Ломоносов – атомист (корпуск. теория).

4) Открытие з-на сохранения массы, веса вещ-ва, энергии.

А.Н.Радищев: «О ч-ке, его смертности и бессмертии». Проблема бессмертия рассм-ся с разн. точек зрения: психологии, биологии, физики, религии. Решения противоречивые. С религиозной т. з. утвер-ся, что душа бессмертна, душа - субстанция. С т.зрен. з-на сохр-я энергия - эн-я меняет свою форму, но продолжает сущ-ть и поэтому духовная психологическая энергия переходит в др. форму. Помимо обоснования материалисти-ческих начал бытия большое внимание уделял соц.-политической ф-фии. Ее кредо-борьба за правовую и духовную свободу. Борец с извечным российским рабством, феодализмом. Народ пребывает в дух. и экономич. рабстве. Сторонник соц. Изменений

Особое место среди мыслителей России XVIII века принадлежат А. Н. Радищеву (1749—1802). Он известен как автор “Путешествия из Петербурга в Москву”, представляющего широкую панораму русской жизни, ее энциклопедию.

А) Как философ Радищев выразил свои взгляды в книге “О человеке, его смертности и бессмертии ”. Проблема бессмертия может быть рассмотрена с биологической, психологической, религиозной точек зрения.

1. В первой части труда Радищев рассматривает проблему с естественнонаучной точки зрения. Показывая зависимость духов­ной жизни от тела, Радищев приходит к выводу, что смерть тела неминуемо влечет за собой смерть души.

2. Однако в двух последних частях сочинения он объявляет душу бессмерт­ной.

а) Душа челове­ка есть субстанция, “существо само по себе”, она проста, принципиально отлична от телесности, непротяженна, неразделима сре­ди всех чувствований и мыслей, постольку она бессмертна.

Душа едина, благодаря чему человек “сего мгновения” — тот же, что был вчера, он может вспоминать, сравнивать, рассуждать.

б) Другим доказательством бессмертия души Радищев считает наличие цели жизни как стремления к совершенству и вечному блаженству. И поскольку Бог сотворил нас не для того, чтобы мы считали такую цель недостижимой, постольку разумно полагать, после смерти одной плоти человек обретает другую, более совершенную и благодаря этому продолжает свое непрерывное совершенствование. Радищев аргументирует это утверждение перехода из одного состояния тела в другое сравнением с превращением гусеницы в бабочку.

в) Главный же аргумент тезиса о бессмертия души — закон сохранения энергии (“силы”). И если в природе невозможно исчезновение силы, то и “мыслительность”, “духовность”, “душа” не исчезает бесследно.

П.Я.Чаадаев: 1-й рус.философ. Общ. Концепция – провиденциализм - все в общ-ве осущ-ся по воле Бога, не законами челов-ва. Позиции: 1) историософия.- Его в основном волновали вопросы о крепосничестве, абсолютизации. Главная задача Р. - в воссоединении ее с др. народами и национальными культурами и с человеческим родом в целом. Негативн. оценка провославной церкви: православие сохраняет крепостничество, выступает за него. Отмечает, что в Р. отсутствуют традиции, Р. живет настоящим, т.е. без прошлого и будущего => Р. дает пример как не нужно поступать. Чаадаев выражает разочарование в Р.: - любовь к Отечеству прекрасная вещь, но любовь к истине - более глубинная. В силу отсталости Р. можно избежать ошибок Европы. Р. не содействовала развитию челов-ва. Миру мы не дали ничего. Чаадаев поражен немотой рус. лиц. Пессимизм в отношении настоящего и прошлого, оптимизм – в отношении будущего.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 444 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...