Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Метрическое стихосложение. Геказметр



Метрическое стихосложение основано на соразмерности строк по времени произношения, достигаемой упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе. Наибольшее распространение метрическое стихосложение получило в античный период.

Количество стоп и их состав в античном стихе определяли его название. Г екзаметр (греч. hexdmetros - шестимерник), которым был написан ряд выдающихся произведений античной литературы, включая эпические поэмы Горема и Вергилия. Это метрический стих, состоящий из шести стоп дактиля, причем последняя стопа усечена и представляет собой хорей:

-W/-W/-W/-W/-W/-V

Иногда в гекзаметре допускается замена отдельных дактилических стоп хореическими. Звучание античного гекзаметра существенно меняется при переводе на русский язык, так как, даже при сохранении дактилических и хореических стоп, в основу их положены не долгота и краткость слогов, в русском языке не соблюдаемые в их смыслоразличительной функции, а ударность и безударность слогов.

Гн е в, бог и ня, восп о й Ахилл е са Пел е ева с ы на

-V/-W/-W/-W/-W/-V

Гр о зный, кот о рый ах е янам т ы сячи б е дствий сод е лал:

-W/-W/-VV/-W/-W/-V

Мн о гие д у ши мог у чие сл а вных гер о ев низр и нул в мр а чный А и д[7]…

-VV/-W/-W/-W/-W/-V

Цезура

Для поддержания и усиления ритмичности в многостопные стихи вводилась цезура (лат. caesura - разрез, рассечение) обязательный постоянный словораздел (в схеме обозначается значком //), или, другими словами, обязательная ритмическая пауза, разделявшая стих на два относительно равных полустишья и облегчавшая его произношение:

М у за, скаж и мне о т о м // много о пытном м у же, кот о рый,

-W-W-//W-W-W-V

Стр а нствуя д о лго со дн я,// как свят о й Или о н им разр у шен[8]...

-W-W-//W-W-W-V

Цензура не может рассекать слово на две части, но может, как видно из приведенного примера, рассекать стопу.

Контрольные вопросы:

1. От чего зависит существование стихотворной системы в том или ином языке?

2. В чем отличие двусложных размеров от трехсложных?

3. В чем особенности силлабо-тонической системы стихосложения?

4. В чем отличие метрической системы стихосложения от всех остальных?

5. Для чего необходимо цезура?

Задание:

Определите стихотворный размер текстов, помещенных в Практикуме, см. Задание 3., «Анализ поэтического текста».

Лекция 15. Реформа русского стихосложения Тредиаковского – Ломоносова

Опубликованный В. Тредиаковским в 1735 г. трактат "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих названий" положил начало преобразования русского стиха. Тредиаковский обратил внимание на то, что " способ сложения стихов весьма есть различен по различию языков ", а изучая русские народные песни, пришел к выводу о решающей роли ударения в русском стихе.

Исходя из принципа ударности и безударности гласных в русском языке, он формулировал правило равномерного чередования ударных и безударных слогов в стихе. Каждую такую повторяющуюся группу слогов, состоящую из одного ударного и примыкающего к нему одного или несколько безударных, Тредиаковский назвал по аналогии с античным стихосложением стопой.

Тредиаковский назвал свой новый принцип русского стихосложения "тоническим", хотя правильнее называть его силлабо-тоническим, или слого-ударным, так как в рифмующихся строчках, как правило, сохраняется не только относительно равное количество ударений, имеющих фиксированное место, но и одинаковое число слогов. Реформа Тредиаковским не была доведена до конца потому, что он видел возможность использования в русском стихе только двусложных стоп — хорея, спондея и пиррихия.

Предложенные чуть позже Ломоносовым трехсложные размеры и даже ямб, ставший основным размером русской поэзии, Тредиаковский ни в теорию, ни стихотворную практику не вводит.

Тредиаковский ратует только за женскую парную рифму, сочетание же рифмы, например, женской и мужской, он решительно отвергает.

Ломоносов завершил реформу, начатую Тредиаковским. В 1739 г. в трактате " Письмо о правилах российского стихотворства " он распространил силлабо-тонический принцип на все русское стихосложение, включая и длинные, и короткие стихи. По мнению Ломоносова, русские стихи можно слагать не только при помощи хорея, но и ямба, а также из трехсложных стоп — дактиля и анапеста. Вопреки Тредиаковскому Ломоносов также считает возможным использовать в русских стихах не только одни женские рифмы (в этом он видит влияние польской поэзии), но и мужские и дактилические, а также их сочетание.

Основной тезис Ломоносоварусское стихосложение должно быть "свойственно" русскому языку. Но в одном своем пункте он отступает от этого. Ломоносов требует слагать стихи только чистыми ямбами и хореями без пиррихиев. Далее развитие русской поэзии пошло по пути, проложенному Ломоносовым.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть реформы стихосложения Тредиаковского – Ломоносова?

2. Что не учел Тредиаковский в своем трактате?





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 402 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...