Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 9. Композиция литературного произведения



Композиция (лат. compositio) соответственность, взаимосвязь всех составляющих произведение частей, эпизодов, образов. Термин произошел от латинского глагола componere, что значит складывать, строить, оформлять.

Композиционный талант, т.е. умение гармонично располагать элементы сюжета, может быть дан поэту от природы, будучи результатом скорее художественной интуиции, чем выучки.

История композиции

Уже в классический период древнегреческой литературы проблеме композиции посвящались теоретические работы. Аристотель выдвинул знаменитое требование "соразмерности": «прекрасное состоит в величии и порядке».

В эпоху Возрождения был принцип "нитки с бусами", то есть составление произведения из ряда новелл. Таковы произведения Дж. Бокаччо, Дж. Чосера и других авторов XIV-XV веков. (Именно по такому принципу соединены главы в повести Н. Лескова «Очарованный странник», каждая новая история, происходящая с Иваном Флягиным, словно бусина нанизывается на общую нить повествования).

Другим моментом, на котором держалась композиция просветительского романа, была биография героя. Позднее к этому же приему нередко прибегал и Ч.Диккенс. Этот принцип построения романа в комплексе с другими сохранился в реалистической литературе на протяжении XIX и XX веков.

Композиция в XX веке

Значительное влияние на композицию современного романа оказала, в частности, теория "точек зрения", разработанная американским писателем конца XIX в. Генри Джеймсом. Одно и то же событие романисты, вслед за Г. Джеймсом, стали подавать через восприятие различных героев.

В XX веке стал широко применяться метод кинематографического или калейдоскопического построения художественных произведений, при котором изображаемые эпизоды часто сменяя друг друга, происходят в разных местах и в разное время. Так, Э. Хемингуэй в цикле рассказов "В наше время" легко переносит читателя из Европы в Америку, изображая мало или вообще не связанные между собой события.

Заметно повлияло на компоновку современных романов и теория "потока сознания" Уильяма Джеймса. Представители так называемой "литературы потока сознания" (М.Пруст, В.Вулф, Дж. Джойс и др.) стали в центр изображения ставить сознание главного героя. Все внешние события рассматривались через призму этого сознания. Естественно, что это радикально влияло на композицию произведения.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит суть требования «соразмерности», предложенного Аристотелем?

2. Какие изменения произошли с классической композиционной схемой в XX веке?

3. На чем строится композиционное единство произведения?





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1772 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...