Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Анакруса (анакруза) (греч. отталкивание назад) – 1) слабое место в начале стиха, до первого икта (ударения); 2) стопа в начале стиха с пропущенным ударением (пиррихием); 3) смещение размера на один слог от начала стиха – переменная анакруса.
Ид ё т быч о к, кач а ется, 1 2 / 3 4 / 5 6 / 7 8[9] ямб
Вздых а ет на ход у: 1 2 / 3 4 [10] / 5 6 ямб
- О х, доск а конч а ется, 1 2 / 3 4 / 5 6 / 7 хорей (анакруса)
Сейч а с я упад у![11] 1 2 / 3 4 / 5 6 ямб
Анакруса бывает: нулевой (хорей 1 2/ 3 4 и дактиль 1 23/ 4 56); односложной (ямб 1 2/ 3 4 и амфибрахий 1 2 3/4 5 6); двусложной (анапест 12 3/ 45 6)
Вариации анакрус в трехсложных размерах
Внутренняя структура таких стихов строго упорядочена, в соответствии с определенным трехсложным размером, меняются только анакрусы (группы безударных слогов в стихе, предшествующих первому ударению) – либо в определенном порядке, либо в произвольном.
Зач е м я не пт и ца, не в о рон степн о й, 1 2 3/4 5 6/7 8 9/10 11 амфибрахий
Пролет е вший сейч а с надо мн о й? 12 3 /45 6 /78 9 анапест
Зач е м не мог у в небес а х я пар и ть 1 2 3/4 5 6/7 8 9/10 11 амфибрахий
И одн у лишь своб о ду люб и ть? 12 3 /45 6 /78 9 анапест
Если в рамках одного стихотворного текста чередуются трехсложные размеры, используется формулировка: «данное стихотворение написано трехсложным размером со скользящей (или переменной) анакрусой». Для полноценного анализа необходимо исследовать несколько катренов, чтобы прийти к верному заключению.
Рифма
Рифмы определяются по окончанию стиха (стихотворной строки) разделяют на мужские, женские, дактилические и гипердактилические. Соответственно, в мужских рифмах ударение падает на первый слог с конца (дел а — был а, вбеж а л - задрож а л), обозначаются они обычно буквой «а».
В женских рифмах ударение приходится на второй слог с конца (пр а во – сл а ва, св е том – по э том) их обозначение – буква «В».
В дактелических рифмах ударение падает на третий слог с конца (своб о дного – нар о дного, возм о жности – остор о жности). Очень редко встречаются гипердактелические рифмы – ударение располагается на четвертом слоге с конца (ск о вывающий – очар о вывающий).
Способы рифмовки
Назначение любой рифмы – объединить стихи (стихотворные строки) парами и более. Различные типы рифм связаны со способом рифмовки, чаще всего встречаются парные (смежные) /ааВВ/, перекрестные /аВаВ/ и кольцевые /ВааВ/.
Например, кольцевой называется рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвертым, а второй с третьим:
Как океан объемлет шар земн о й[12], а
Земная жизнь кругом объята сн а ми; В
Настанет ночь — и звучными волн а ми В
Стихия бьет о берег св о й. А
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 832 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!