Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные размеры



Стихотворная речь делится на сопоставимые между собой ряды слов или стихи (греч. stichos — ряд), каждый из которых записывается отдельной строкой, в то время как прозаическая речь идет сплошным текстом. Стих – одна стихотворная строка (но не стихотворное произведение в целом)!

В различных языках возникают различные системы стихосложения. Существование и развитие той или иной стихотворной системы в каком-либо языке зависит от лингвистических особенностей данного языка, точнее от его просодии (особенностей постановки ударения).

Соответственно выделяют основные размеры: метрическую, тоническую, силлабическую и силлабо-тоническую системы стихосложения.

Одно из основных понятий, связанных с определением размера – стопаповторяющееся чередование ударных безударных гласных, является единицей соразмерности строк.

Метрическое стихосложение (или квантитативное) – основано на соразмерности строк по времени произношения, достигаемой упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе. Характерно для языков, в которых долгота и краткость гласных имеет смыслоразличительное значение. Наибольшее распространение получило в античном стихосложении, считающемся разновидностью метрического стиха (гекзаметр, пентаметр, логаэды и т.д.). В ходе эволюции, в греческом и латинском языках, утратилась смыслоразличительная функция долготы звуков, и метрическая система перешла в силлабическое стихосложение.

Силлабическое стихосложение (греч. syllabe, лат. syllaba — слог). Иначе его можно назвать «слоговым». Ритмичность обусловлена равным количеством слогов в каждой строке, расположение ударных и безударных слогов не упорядоченно. Русское книжное стихосложение поначалу было силлабическим. Силлабическое стихосложение развивалось в тех языках, где ударения закреплены за определенными слогами в слове. Например, во французском языке ударение падает всегда на последний слог, в польском — на предпоследний, в чешском — на первый.

Тоническое стихосложение. «Tonos» в переводе с греческого означает «ударение». В тоническом стихе нет стоп, считается количество ударений, безударные гласные не имеют значения. Тоническое стихосложение основано на соразмерности строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов – одна из простейших форм стиховой организации речи.

Силлабо-тоническое стихосложение. Система, для которой важны и ударения и количество слогов в строке, т.е. ударно-слоговое стихосложение. Характерно для русского языка. В рамках этой системы выделяются такие стихотворные размеры: двусложные (хорей, ямб), трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Двусложные размеры

Хорей – чередование стоп, в которых ударение падает на первый гласный (ударный (-) безударный (v) /ударный безударный /ударный безударный).

Н и вы / сж а ты, / р о щи / г о лы, - v / – v / – v

О т во/д ы ту/м а н и / с ы рость. 1 2 / 3 4 / 5 6

Коле [2]о м за/ с и ни / г о ры

С о лнце / т и хо/ е ска [3]и лось.[4]

Ямб - чередование стоп, в которых ударение падает на второй гласный (безударный (v) ударный (-) /безударный ударный /безударный ударный).

Подр у/ га д у м/ы пр а/ здной - v / – v / – v

Черн и/ льница [5] / мо я 1 2 / 3 4 / 5 6

Мой в е к / одно [6] /обр а зный

Тоб о й / укр а / сил я.

Трехсложные размеры

Происходит чередование одной ударной и двух безударных гласных.

1 2 3 / 4 5 6 / 7 8 9 дактиль -v v/ - v v/ - vv

1 2 3 / 4 5 6 / 7 8 9 амфибрахий v – v/ v – v/ v - v

1 2 3 / 4 5 6 / 7 8 9 анапест v v -/ v v- / v v -

Тексты для анализа и задание по теме помещены в Практикуме.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 592 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...