Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В современной теории воспитания к определению понятия «воспитание» существует два подхода: объектный и субъектный.
1. Объектный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие. Многие ученые видят главный смысл воспитания в целенаправленном управлении развитием личности (М. Монтессори, Л.И.Новикова, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова), в целенаправленном воздействии на сознание и поведение ребенка (Ю. К. Бабанский), в целенаправленном создании условий для развития личности (А. В. Мудрик).
В ходе развития общества и педагогической мысли сложились два уровня понимания воспитания: в широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность, в узком смысле воспитание предстает как специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на реализацию целей воспитания в условиях педагогического процесса. Эта деятельность называется воспитательной работой педагога, целью которой является разностороннее развитие личности ребенка.
2. Субъектный подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. «Воспитание – это непрерывное становление к целостности» (Г.С. Батищев). «Воспитание – это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я. А. Коменский). Воспитание – это «путь овладения на Земле этикой существования» (Н. К. Рерих). «Воспитание (от древнерусск. възьпитание – возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) – деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в области образования и воспитания. Только в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни (в том числе и воспитания). Гуманистическая парадигма воспитания, где ребенок рассматривается как субъект развития и воспитания, берет свое начало в философских трудах Б. Спинозы, Р.Декарта, И. Канта и других ученых, которые пропагандировали новый взгляд на человека как на субъекта жизни, истории, культуры. Большое влияние на теорию воспитания оказали идеи гуманистической псих логии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.), педагогические взгляды учения педагогов прошлого (К.Н. Вентцель, Л.Н. Толсто К.Д Ушинский, Я. Корчак и др.), призывавших строить педагогическую деятельность с учетом индивидуально-психологических возрастных особенностей личности ребенка, помогать развитию и совершенствованию его природных задатков. Гуманистические идеи воспитания легли в основу следующих подходов в воспитании.
Культурологический подход (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский) предоставляет личности возможность не только прикоснуться к национальному культурному наследию, но и осознать себя творцом культурных ценностей.
Личностный подход (А.В. Мудрик) предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния конкретного ребенка зависят от его индивидуальной и социальной жизнедеятельности и определяются закономерностями его развития. Надо помочь ребенку осознать себя как личность со своими возможностями через самоосознание и самоопределение.
Личностно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.) рассматривает ребенка как активного строителя собственной жизни. Педагогика должна помочь ему «стать самим собой». Обучение и воспитание должны строиться по линии субъектно-ориентированной организации жизнедеятельности детей как субъектов совместной деятельности.
Личностно-ориентированный подход (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская) предполагает действия педагога, направленные на преодоление противоречия между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе внимания к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциалу. Личностно-ориентированное воспитание видит человека как главную ценность и цель воспитания, поддерживает и развивает его субъектные свойства и индивидуальность, вводит его в мир культуры, пробуждает творческий потенциал личности, стимулирует ребенка к самостоятельности.
Системно-деятельностный подход рассматривает воспитание как целенаправленный процесс. Системное рассмотрение предполагает выделение структурных элементов, определение их функций, функциональных связей.
Средовый подход (Ю. С. Мануйлов) ориентирует на воспроизведение в воспитательном пространстве мира детства. Такой взгляд меняет традиционное представление о системе воспитания как устойчивой, неизменной, строго организованной на систему, близкую к среде жизнедеятельности, со спецификой самоорганизации, актуализации деятельности каждого участника этой системы.
Субьектно-деятельностный подход (В.А.Сластёнин) строится на основе теории самоорганизации: воспитание основывается не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекает неоднозначно под воздействие разнообразных внешних и внутренних факторов. В соответствии с данной гуманистической парадигмой личность выступает как самоорганизующийся субъект в любых сферах деятельности.
Технологический подход (Г.К. Селевко) предполагает, что технология представляет практически обоснованную систему воспитательной деятельности, применяемую педагогом в целях преобразования окружающей среды и формирования духовных ценностей.
Философско-антропологический подход (Л.М.Лузина) строится на стремлении педагога максимально учесть разносторонние знания о человеке с целью его целостного восприятия и понимания. Воспитание осуществляется в контексте самой жизни во всей ее полноте и непосредственности.
Ценностный (аксиологический) подход (В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова) предполагает ориентацию на определенный набор ценностей, которые в большинстве технологий представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Такое разнообразие гуманистических подходов свидетельствуют о том, что воспитание – это конкретно-историческое явление, которое тесным образом связано с политическим, социальным, экономическим, культурным развитием и состоянием общества. Поэтому воспитание рассматривается как социальное явление – исторически сложившаяся совместная деятельность людей по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для развития членов общества на протяжении их жизни.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 3300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!