Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эволюция представлений о природе в философии и науке. 4 страница



59. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. В философии сложился целый ряд теоретико-методологических парадигм (исследовательских программ) в изучении общества. К основным исследовательским программам относят: Натуралистическая (Гумилев, Конт, Спенсер и др.); Культурцентристская программа (Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Рикер, Дильтей), Тейлор и др.); Исследовательская программа классического и постклассического марксизма (Маркс, Энгельс, Франкфуртская школа (Маркузе, Адорно, Фромм, Хоркхаймер) и др); Программа социального действия М. Вебера. Натуралистическая программа в социальной философии формируется под влиянием успехов естествознания. Она рассматривала общество по аналогии с природой, как естественное развитие природных закономерностей. Динамика общества в рамках натуралистической программы определяется такими факторами как: - солнечная активность (А. Чижевский) и космическая радиация (Л. Гумилев); - особенности географической и природоклиматической среды (Ш. Монтескье, И. Мечников); - особенностями общества как живого биологического организма (Спенсер). В роли ведущего фактора социальной динамики с точки зрения одной из версий натуралистических концепций выступают космические явления. Эти идеи развивали А. Чижевский и Л. Гумилев. Так Л. Гумилев в своей концепции рассматривает происхождение этноса не столько в социокультурном плане, сколько в связи с событиями космического характера и общими процессами биосферы Земли.

Для Спенсера характерен биологизаторский подход к анализу общественных явлений. Спенсер уподоблял общество организму и пытался объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Формирование культурцентристской и кризис натуралистической программы были связаны с осознанием различий природы и культуры, социальной реальности и природной, с развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, культурология, этнология, психология и др. Уже к концу XIX - началу XX вв. стало очевидным, что науки о культуре (т.е. гуманитарные науки) должны иметь свой собственный фундамент, отличный от фундамента естествознания, т.е. пришло осознание того, что нельзя просто переносить методы естествознания исследование социальной реальности. Культура в данной исследовательской программе занимает центральное место, в противоположность натуралистической программе, где точкой отсчета были различные проявления природной зависимости. Культурцентристская программа рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. Именно эти факторы определяют ход всемирной истории и деятельности отдельных людей. В контексте данного подхода представителями Баденской школы неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) была поставлен проблема специфики социального познания, его форм, методов отличия от естественных наук и т.п. В рамках классического марксизма была обоснована диалектико-материалистическая концепция общества. Сущность, диалектико-материалистической концепции общества нашло свое выражение в следующих моментах. Во-первых, Карл Маркс и Фридрих Энгельс выделили в обществе два типа отношений: материальные (или общественное бытие) и идеальные (или общественное сознание) и показали, что общественное бытие первично, а общественное сознание вторично. Общественное сознание отражает общественное бытие, а это и есть краеугольный камень материалистического понимания истории. Во-вторых, ими было показано, что среди материальных отношений важнейшими являются производственные отношения, они образуют основу или базис общества. От базиса зависит, конечном счете, развитие других важнейших элементов общества. В-третьих, классиками марксизма было доказано, что материальная и общественно-политическая деятельность народных масс является решающей силой общественного развития. Они являются творцами истории. В-четвертых, подчеркивалась мысль о том, что развитии общества - есть исторический процесс, который подчиняется объективным закономерностям. К таким закономерностям относятся: - первичность базиса по отношению к надстройке; - закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил; - определяющее значение способа производства материальных благ по отношению ко всей системе социальных отношений. Весьма продуктивной исследовательской программой является концепция социального действия, разработанная известным немецким философом и социологом М. Вебером. Вебер, являясь основателем «понимающей социологии» исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако, В этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его - значит объяснить происходящее в обществе. Поэтому системообразующим элементом в теоретической модели общества Вебера становится социальное действие. Социальное действие, в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками: «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека; «ожиданием», «ориентацией на другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.Характеризуя социальное действие, Вебер выделяет 4 его основных типа, которые встречаются в современном обществе:1. Аффективное, основанное непосредственно на чувствах, эмоциях. 2. Традиционное, основано на традициях, привычке, обычаях. Оно не является достаточно осмысленным и имеет характер социального автоматизма. 3. Ценностно-рациональное, определяется социальной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности. 4. Целерациональное, определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и расчетливым подбором соответствующих для ее достижения средств. В соответствии с данной типологией Вебером выделяются 4 типа легитимного порядка:- традиционный; -аффективный; -ценностно-рационштьный; -легальный.

60. Социальная структура общества, типы социальных структур. Социальная жизнь есть социальное взаимодействие (приспо­собление, оппозиция и компромисс) индивидов (как минимум двух) и общностей. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумули­руются в массовые, т. е. происходит "сведение" индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.Центральное место в социально-дифференцированном обще­стве занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их ро­ли в общественной организации труда, а следовательно, по спо­собам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Наряду с теорией классов существует теория стратифика­ции. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в опре­делении классов), но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др. Такой подход нацелен на изучение динамики социальных изменений, в то время как теория классов больше отражает относительную устойчивость социальной структуры.Общественное разделение труда обусловливает и разделение интересов представителей города и деревни, умственного и фи­зического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и инди­видуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных. Что касается последнего, то здесь актуально нахождение баланса между экономической эффектив­ностью и социальной защищенностью граждан. Важной составной частью социальной политики является на­хождение разумного соотношения общечеловеческого (интерна­ционального) и национально-государственного интересов*. Меж­ду ними имеется всегда подвижное соотношение, в лучшем слу­чае стабильное равновесие. Что касается нации, то ее, вероятно, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из ко­торых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.Для современного общества характерно переплетение про­цессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Происходит расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, междуна­родной преступностью. Как заметил Ясперс, едиными становятся моды и правила общения, жесты, манера говорить. По мере развития общих черт образа жизни одновременно проявляются усиливающиеся различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Совре­менный человек не стремится к единообразию, напротив, пред­почитает многообразие. В международном плане сейчас обостря­ется борьба за рынки сбыта, использование ресурсов планеты между сверхразвитой частью мировой капиталистической систе­мы и остальным миром. Например, 3 % населения земного шара, проживающих в США, потребляют 15% глобальных ресурсов.

В целом классовая структура в известной степени размывает­ся, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. В развитии этносов пересекаются процессы сбли­жения и уникализации. Надо полагать, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный орга­низм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Вероятно, в отдаленной перспективе будет единое человечество с господствующими общечеловеческими интересами, сохранятся первичные коллективы, на основе разделения труда - социаль­ные группы, семья и индивиды.

61. Политическая организация общества. С возникновением частной собственности и расколом обще­ства на классы потеряли свое значение кровно-родственные и племенные связи и отношения, регулировавшие общественную жизнь. Классово-антагонистическое общество породило необхо­димость его политической организации. Политическая система неразрывно связана с политической властью. Власть означает способность социальных общностей, лидеров органов власти и политических партий навязывать с помо­щью насилия, принуждения, убеждения, авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Субъектом политики выступает также рядовой гражданин, способный и имеющий возможности проявлять себя в сфере политики. Государство - важнейший элемент политической организа­ции общества. Известны различные концепции возникновения государства: божественного происхождения (Фома Аквинский и другие идеологи феодализма); теория общественного договора, положившая начало становлению политического плюрализма. При разделении общества на классы авторитета уже было недостаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование общественных отношений при наличии частной собственности на средства производства и поляризации общества на богатых и бедных, свободных и рабов. Если родовая организа­ция осуществляла лишь функции регламентации общественных отношений, обусловленных природой человеческого общежития, то функции государства значительно расширяются и усложняют­ся. С XVII-XVIII вв. постепенно начинает осознаваться значение го­сударства для защиты ценностей естественной природы человека. Для развития естественной природы человека государственное вмешательство в частную жизнь должно свестись к минимуму, так как оно способно привести к извращению сущностных начал человека. Платон и Аристотель выделили три возможных вида госу­дарственного устройства: а) монархия (власть одного); б) аристо­кратия (власть лучших или для лучших целей); в) политейя (власть народа в малом государстве-полисе, осуществляемая в общем интересе). Ныне это называют демократией. Эти мысли­тели предупреждали о формах деградации каждого из названных видов соответственно: в тиранию; в олигархию; в охлократию как власть толпы. Все три формы могут быть хороши, если они правят для общественного блага, - и все три искажаются, когда преследуют частные интересы. Различают демократический, авторитарный и тоталитарный режимы управления. В период средневековья имелись в зародыше (особенно в Англии) три важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительский характер и наличие механизма сдержек и противовесов, цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти в руках какого-либо одного института, класса или сословия. Ш. Л. Монтескье, опираясь на идеи Дж. Локка и опыт английской революции, утверждал, что свобода невозможна, если она не опирается на "разделение властей" (законодательную, исполнительную и судебную). В социалистическом государстве (в опыте СССР) сталкива­лись тоталитарно-этатическая и демократическая тенденции. В СНГ сейчас проявляется противоречие между здоровыми эконо­мическими, социальными и политическими силами, заинтересо­ванными в утверждении гуманно-демократического состояния, и силами, стоящими на позициях тоталитарного (или авторитарно­го) "порядка". Идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством, - сильная соци­альная демократия, обеспечивающая динамический ба­ланс организации самоорганизации общества, социального кон­троля и частных интересов, социализации и конкуренции. В настоящее время представителями i-уманистического па­цифизма развивается космополитизм - идеология мирового гра­жданства, создания мирового государства (на базе ООН) или ми­ровой Федерации государств. Это связано с развитием общечело­веческой культуры и нарастанием глобальных проблем, решить которые может только объединенное человечество.

62. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. По отношению к универсуму, природе общество есть под­система, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности. Системные подходы к обществу имеют опре­деленную традицию. Диалектическая гегелевская философия явилась одной из [наиболее разработанных системных теорий общества, основан­ных на идеализме. "Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного", Самодвижение мирового духа после его возвращения из "инобытия" (природы) включает три ступени, каждая из которых имеет подразделения. В делом между тенденциями движения социума к стабильно­сти и к конфликтности имеется подвижное соотношение. Эти две линии динамики общества составляют единство пересекающихся и дополняющих друг друга противоположностей.В социальной философии XX в. важное место занимает тео­ретическое построение Даниела Белла (р. 1919), расчленившего исторический процесс по оси производства техники и выделив­шего три типа общества - доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В концепциях информационного (постин­дустриального) развития общества (Е. Масуда, Дж. Плэтт и др.) показано возрастающее воздействие информатики на производ­ство, управление, образование, быт и т. п.Помимо приведенных подходов, идет непрерывный процесс вовлечения новых связей и категорий, отражающих обществен­ную жизнь. Категории и их система - теоретическая модель об­щества — не является самоцелью. Они — инструмент познания ре­ального общества. ".При построении теоретической модели общества исходят из исследования идеализированного объекта. Это дает возможность отвлечься от несущественных явлений, случайностей, предста­вить изучаемый объект в идеально развитой форме, что позволя­ет обнаружить присущие ему законы движения.Отметим, что первоначальным было противоречие между природой и обществом, так как человек и общество вышли из природы. Это противоречие как исходное будет функциониро­вать до тех пор, пока существует социальная форма материи. Все планы совершенствования и переустройства общества должны основываться, прежде всего, на необходимости поддержания жизни биосферы и возможностей существования и развития каж­дого человеческого существа. Любые проблемы социума не мо­гут быть разрешены помимо взаимоотношения человека с миром природы и миром "второй природы", т. е. культуры. Отсюда сле­дует, что первый уровень (блок) теоретической модели обще­ства включает взаимодействие природы и общества. Гармонич­ный синтез природы, культуры и человека есть цивилизация.Экологический фактор (природная среда) функционирует в единстве со способом производства материальной жизни (эконо­мическим фактором) и способом производства непосредственной жизни (демографическим фактором). Все это составляет вто­рой уровень модели общества. Актуальной является задача создания гармонично функционирующей единой человеко-эколого-экономической воспроизводственной системы.Особую роль как побудительные мотивы деятельности игра­ют потребности и интересы человека. Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. Французские материа­листы XVIII в., признавая движущими силами поступков людей физические ощущения удовлетворения и страдания, пришли к пониманию роли интересов как осознанных потребностей, моти­вирующих поведение человека. Интерес и потребность - источ­ник всякой человеческой общительности234 (Гельвеции). Потреб­ности и интересы различные философы связывали: с божествен­ным предначертанием; со ступенями самопознания абсолютной идеи; с человеческой природой ("любовь и голод правят миром"); с действием объективных закономерностей.

Исходное и одновременно обобщающее значение в приве­денной системе категорий (восьмой уровень модели общест­ва) имеет закон первичности общественного бытия* и активной обратной роли общественного сознания.Из философской классики следует, что "ключом" (исходной единицей) социальной системы является социальное действие, проявляющееся в главных сферах общества. Рассмотрим более конкретно эти сферы.

63.Понятие субъекта исторического процесса; роль народа и личности в истории.М ишель Монтень писал: «Народ мудрее, ибо он мудр на­столько, насколько нужно». При оценке роли народа в исто­рии необходим реалистически-взвешенный подход, предпо­лагающий учет как силы, так и определенной слабости на­рода, его соотнесенность с личностью. Относиться к народу следует не как к постоянной, а как к динамической величи­не, действующей в изменяющихся условиях. Н. А. Добро­любов (1836-1861) сравнивал народ с землей, а деятелей -с дождем. Дождь освежает землю, но сам образуется из ис­парений земли. Личность искра, но нужен порох - усло­вия, чтобы взорвать камень - народные массы.Следует различать понятия «население», «масса людей» и «народ». Если под населением подразумевается вся сово­купность (масса) людей, проживающих в определенных пространственно-временных координатах, то понятием на­род охватывается совокупность групп трудящихся, создаю­щих материальные блага и духовные ценности, решающих в данную эпоху прогрессивные исторические задачи и обеспе­чивающих удовлетворение личных и общественных потреб­ностей населения. В «народ» входят и те эксплуататорские классы (или их часть), которые на данной ступени исто­рического развития своими конкретными действиями спо­собствуют модернизации социума. Важнейшими чертами «идеализированного» народа выступают общность культур­ных традиций, истории, языка, территории, социального ха­рактера. Сущность народа - быть социально-историческим субъектом, что выражается в социальной активности обра­зующих народ людей. До уровня субъекта исторического процесса поднимаются те, кто осознает свое место в общест-ве, руководствуется как личными, так и общественно значи­мыми целями и участвует в борьбе за их осуществление.Постановка вопроса о субъекте истории не носит харак­тера дилеммы - народ или личность творит историю. На­род - не обезличенная толпа, а совокупность личностей. Во взаимоотношении «народ - личность» действует диалекти­ческий принцип «и - и». Возрастание роли народа (общее), выражающееся через деятельность классов, социальных групп, этнических общностей, различного рода коллективов, политических партий (особенное) ведет к увеличению зна­чения личности (единичное) во всех исторических деяниях.Данный процесс нельзя рассматривать как фатальный. При стечении неблагоприятных исторических обстоятельств народ (точнее: его часть) превращается в простую совокуп­ность людей, массу, их механическое множество, человече­ский материал, которым произвольно, нарушая общечелове­ческие нормы морали, распоряжается верхушка власти. Длительное пребывание трудящихся в состоянии несвободы, в нравственно-психологическом и духовном угнетении по­давляет исконно народные социально-психологические ка­чества людей (честь, достоинство, добросовестность, трудо­любие и т. п.). Ранее названные черты «идеализированного» народа у определенной его части утрачиваются, он (народ) превращается в население. Из состава народа выпадают лю­ди, лишившиеся своего внутреннего мира, исторических корней, те, которые становятся излишне внушаемыми и те­ряют ответственность. Противостоят народу ставшие на оп-

педеленном этапе консервативными группы эксплуататор­ских классов, обюрократившаяся часть руководителей, люм­пенизированные элементы общества.В целом любая личность противоречиво воздействует на исторический процесс и культуру; одними своими «гранями», сторонами деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими - реакционное, на одних этапах жиз­недеятельности ускоряет ход истории, а на других замедляет.

64. Понятие цивилизации; типы цивилизаций в истории общества. Термин цивилизация означает гражданский, государствен­ный. На ранних ступенях общественного развития человек был слит с родом и общиной, являлся их частичкой. Гражданствен­ность, государственность тогда не вычленялись из общего потока истории.Петр Лаврович Лавров (1823-1900) полагал, что цивилиза­ция обнаруживается в прогрессивной смене форм культуры, а носителями цивилизации являются "критически мыслящие лич­ности". Культура же проявляется в психическом складе народа, в специфике его быта и общежития, характеризуется степенью восприимчивости к мышлению.В XIX в. дается анализ не только цивилизации в целом, ее общих черт, но и отдельных уникальных цивилизаций (европей­ской, французской, английской, испанской в трудах Ф. Гизо, Г. Т. Бокля, Р. Альтамира).Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобра­зования, человека, усвоившего культуру и способного жить и дей­ствовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокуп­ность общественных отношений как форм социальной организа­ции культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивили­зация - технологию их реализации. Культура и цивилизация вы­ражают человеческий прогресс в целом, все то, что достигнуто че­ловеком в отличие от животных, что добавил человек к природе.Некоторые современные авторы выделяют следующие ос­новные значения понятия цивилизации:1) Термином "цивилизация" обозначают некую устойчивую социокультурную общность людей или стран, сохраняющую уникальность на больших отрезках исторического времени.1) Понятие цивилизации также фиксирует предельно общее социокультурное различие между исторически возникшими ти­пами цивилизационного устройства, каждый из которых реали­зуется во множестве конкретных видов общества.Соотношение цивилизационного и формационного развития.Одним из критериев прогресса общества является смена ци­вилизаций и формаций. Наличие этапов истории мыслителями отмечалось издавна - Г. Гегель полагал, что ис­торию делают реальные люди и вместе с тем в ней претворяется объективная логика. Высказывались также мысли, отвергавшие ло­гику исторического процесса. Указывалось, что в обществе, в отли­чие от природы, отсутствует какая бы то ни было повторяемость яв­лений, каждое из которых индивидуально. Следовательно, не может быть и общественно-исторических законов. К. Маркс исходил из того, что развитие социума, как и при­родных систем, совершается закономерно, через смену качест­венно определенных состояний, в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Диалектико-материалистическая трактовка, вобравшая ра­циональные моменты рассмотренных концепций и дальше твор­чески развитая, при определении исторических типов общества исходит из развития социума как социальной целостности, фор­мирующей определенный образ жизни со своим типом культуры и типом человека и вычленяет доиндустриальный, индустриаль­ный и постиндустриальный типы цивилизации, Анализ показывает, что формационный подход к обществу в конечном счете является составляющей более универсального цивилизационного. Методологическое значение концепции цивилизации состоит в том, что выявляются некие общие основания исторического развития человечества - тип человека и тип культуры, образ жизни, включающие в себя как составные характеристики фор­маций.В понятии "историческая эпоха" фиксируются формацион-ные (например, эпохи феодализма, домонополистического капи­тализма) характеристики и состояния (переходные, революцион­ные и т. п.), а также определяющие для нее социально-экономические, культурные компоненты, выражающие индивидуаль­ное своеобразие, неповторимость того или иного периода (на­пример, эпохи металла, Возрождения, Просвещения). В понятии "эпоха" присутствуют черты и цивилизации, и формации.

65. Понятие техники и технологии; феномен информационного общества. Диалектике-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политиче­скую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает ло­гику развития общественного бытия. Материальное производст­во выступает в конкретно-исторической форме способа произ­водства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношении.Производительные силы выражают активное отношение лю­дей к природе. Это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства* (обладающего физической силой, трудо­выми навыками, производственным опытом, интеллектом и мо­рально-волевыми качествами), в процессе функционирования ко­торых осуществляется обмен веществ между природой и общест­вом. Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и органи­зует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работни­ком и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.Переход от ремесленных орудий ручного труда к машине явился второй революцией в производительных силах. Если про­стое орудие труда приводилось в движение силой человека или животного (реже - воды или ветра), то машинное - специальным энергетическим устройством, в качестве которого первоначально выступала паровая машина (впервые такая машина появилась в Англии в 1769 г.). На смену инструментальному орудию труда пришла трехзвенная система, состоящая из рабочей машины, двигателя и передаточного механизма. Возросла роль научного знания, приобретшего способность постепенно превращаться в непосредственную производительную силу. Проблемы становления вершин профессионализма человека изучает акмеология - наука, находящаяся в стадии формирования, Акмеология взаимодействуем в первую очередь, с теорией управления, педагогикой и психологией и нацелена на дельней-шее развитие и переориентацию профессиональных способно­стей уже достаточно подготовленных, зрелых людей. С позиций акмеологии и синергетики знание, квалификация не навязывают­ся человеку. Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вме­сте с тем НТР является и большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути раз­решения своих социальных проблем, к примеру, создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая за­пуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естест­венных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности.Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерно­стей, открывается простор для универсального расцвета лично­сти. В целом современный прогресс общества осуществим на ос­нове достижения гармонии научно-технологической перестрой­ки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологи­чески ориентированных науки, техники, людей и рынка.Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обще­ству в большей степени характеризует динамику наро­дов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на кото­рый равняется все население Земли.

66. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации. За последние десятилетия, пожалуй, ни одна идея не была столь быстро воспринята общественной мыслью на Западе, как выраженная в понятии постиндустриального общества, введенном в научное употребление американским социологом Дэниелом Беллом. Согласно Беллу, смысл концепции постиндустриального общества может быть лучше понят, если указать на пять его исходных специфических измерений и компонентов: 1) сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг; 2) сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников;3) осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе;4) предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности;5) процесс принятия решений: создание новой «интеллектуальной технологии».В этом перечне, несомненно, отражены некоторые существенные тенденции развития общества в нашу эпоху, связанные преимущественно с процессом превращения науки в непосредственную производительную силу: возрастание роли науки (в особенности теоретического знания) в производстве, превращение научного труда в одну из ведущих сфер человеческой деятельности; качественные изменения в отраслевой и профессиональной структуре общества; настоятельная необходимость в его научном управлении.В соответствии с последовательными экономическими изменениями происходят изменения и в социальной структуре общества. Если в традиционном средневековом обществе центрами феодальной власти были феодальные замки и монастыри, а доминирующий слой олицетворяли феодалы и церковные иерархи, то в индустриальном обществе на смену им постепенно приходят университеты, научно-исследовательские центры и корпорации, а привилегированным слоем становятся высококвалифицированные ученые-специалисты, носители научного знания, и меритократы-профессионалы.Главным становится не физический износ и амортизация промышленного оборудования, а его моральный износ. Что касается знания, то оно не убывает в процессе производства и подвержено лишь «моральному износу» в связи с новыми открытиями и изобретениями.Научно-технический прогресс XX века внес в этот непрерывный процесс обновления материально-вещественного и субъектно-личностного компонентов производительных сил общества беспрецедентное ускорение: впервые в истории человечества темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Теперь уже в течение жизни одного поколения людей, на протяжении активной трудовой деятельности человека (примерно 40 лет), в передовых отраслях производства происходит смена нескольких «поколений» техники, и этот процесс начинает охватывать экономическую жизнь в целом.В обозримом будущем высшее образование станет столь же распространенным и, возможно, обязательным, как сейчас среднее, а такие формы подготовки специалистов высокой квалификации, как аспирантура, ординатура и т.п., окажутся столь же массовыми, как ныне высшее образование. Однако для приведения профессиональной квалификации работников в соответствие с достигнутым техническим уровнем производства, уже сейчас нельзя уповать лишь на традиционные формы продления профессионального образования.Таким образом, главным критерием поступательного развития общества в конечном счете является знание в двух его формах: овеществленного в орудиях и средствах производства и «живого», носителем которого являются сами люди, производители, то есть их навыки, опыт, профессиональное умение.Сейчас стремительно, нарастающими темпами развертывается новый этап научно-технической революции, начавшийся на рубеже 70-80-х годов XX века и открывающий необозримые перспективы дальнейшего развития производительных сил общества и обогащения его духовной жизни. Ведущими, приоритетными направлениями нового этапа научно-технического прогресса стали микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными свойствами, приборостроение, ядерная энергетика, аэрокосмическая промышленность и т.д. Многообещающие перспективы возникают в связи с открытием высокотемпературной сверхпроводимости.Информатизация общества происходит не в социальном «вакууме». В обозримой исторической перспективе научно-техническая революция будет разворачиваться в мире, в котором сосуществуют различные региональные цивилизации, социальные системы, экономически развитые и развивающиеся страны. Это, несомненно, скажется и на характере и направлениях научно-технического прогресса в глобальном, общечеловеческом масштабе, причем как в позитивных, так и негативных проявлениях. Прогнозирование будущего и в этом аспекте предполагает учет многокомпонентных факторов, так как именно их взаимодействие определит исторические перспективы научно-технического прогресса и его социальные последствия, их человеческое измерение.Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив. Предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное и опережающее предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им, опираясь на экологические, социальные и политические императивы, встроенные в научно-технический прогресс. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем:- неспособность предвидеть и предотвращать отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу;- злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный исторический срок оказаться под властью привилегированной господствующей олигархии;- пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением прогресса общества.От моральной ответственности ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального выбора народов зависит, в русле какой из этих альтернатив научно-техническая революция будет формировать будущее человечества в начавшемся столетии. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...