Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные этапы развития философской мысли Беларуси



Начала общечеловеческой духовности утверждаются на Руси вместе с принятием христианства от Византии (IX в.). Любовь к мудрости в Киевской Руси понималась теологиче­ски, т. е. как богопознание. На территории Беларуси распро­странялись произведения, общие для русской, украинской и белорусской культуры («Слово о законе и благодати...» ми­трополита Илариона, «Поучение» князя Владимира Моно­маха, молитвенные стихи, поучения, притчи белорусского просветителя Кирилла Туровского и др.). Отрешение от миpa, совершенствование духа посредством молитвы - таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). Он отстаивал значе­ние разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путем иносказаний и аллегорий, идеал божеского служения видел в аскетизме. В конце XVI в. появилось первое печатное издание молитв этого патриарха восточнославянских литера­тур, призывавшего к любви и духовному единению людей. Франциск Скорина (1490-1551) пропагандировал идеи просвещения, гуманизма и свободомыслия, способствовал становлению национально-патриотического самосознания белорусского народа. Мировоззрение Скорины складыва­лось на основе синтеза христианских, античных и гумани­стических идей Возрождения, отличается веротерпимостью. Он подчеркивал роль разума и значение мудрости в жизни человека, которые должны опираться на законы логики. Этот выдающийся просветитель и белорусский первопечат­ник писал о человеческом бытии как высочайшей самоцен­ности. Привязанность живых существ к родным местам, ут­верждал мыслитель, есть естественное и универсальное свойство, закономерность бытия, при этом жизнь индивида становится разумной, целенаправленной. В результате связи живого существа с родом,а личности с народом человек вплетается в родную землю, в общество. Не только люди, но и звери, птицы, рыбы устремлены к родному месту. Ориен­тация на локальное, специфическое (родную землю) и одно­временно на общечеловеческое, на индивидуальное и общее благо, на самоуглубленность и созерцательность в человеке, с одной стороны, и на социально-активную, действенно-практическую позицию, с другой, есть проявление, в совре­менной интерпретации, диалектично воззрений этого мыслителя. Скорина отстаивал право каждого человека и народа на свой выбор жизненного пути, призывал к утвер­ждению между людьми духовности, добродетельности, ми­лосердия, согласия, человеколюбия и справедливости. Этика Скорины ориентирует на общественно значимую земную жизнь, морально-интеллектуальное усовершенствование, служение добру, а служение Богу выражается через служе­ние людям. В соотношении индивидуального и общего добpa Скорина отдавал приоритет общему добру. Достоинство человека определяется не столько его происхождением или имущественным положением, сколько интеллектуально-моральными добродетелями и личными заслугами. Общест­во, считал Скорина, основывается на мире и соглашении людей, на следовании принципам справедливости и законов. Законы, возникнув на основе врожденной потребности лю­дей жить разумно, упорядочивают взаимоотношения между различными сословиями и отдельными гражданами. Поли­тический идеал Скорины - светская, гуманная и сильная монархическая власть. Правитель, утверждал Скорина, дол­жен быть набожным, мудрым, образованным, добродетель­ным, справедливым по отношению к своим подданным. Просветители XVI-XVII вв. С. Будный, С. Шадринский, К. Нарбут, Б. Дабшевич выступали против схоластики, цер­ковного засилия. Симон Будный (1533-1593) использовал идеи реформации в борьбе за белорусскую культуру, рас­пространение светских знаний. Он отстаивал приоритет ин­дивидуального разума, считал, что понятия разума возника­ют из чувственного опыта, а не являются врожденными. Просветитель утверждал, что истина требует охвата для своего обоснования разума, опыта человека и максимально широкого круга фактов, она не безразлична к контексту, из которого извлекается. «Логос» Будный понимал как единст­во мысли и его практического выражения - языка, считая его универсальным понятием. В своих сочинениях с помо­щью ссылок на тексты Библии он доказывал разумность общества, основанного на частной собственности и классо­вых различиях, призывал к смягчению феодального гнета, ограничению деспотизма имущих слоев, создающих свое благополучие за счет «убогих людей», отстаивал рационали­зированное государственное устройство типа просвещенной монархии с хорошо действующей правовой основой, высту­пал за приоритет свободы личности. Будный отрицал бес­смертие души, обличал корыстолюбие церковников, утвер­ждал гуманистические принципы, склонялся к трактовке Бога как космической первопричины. Симеон Полоцкий (1629-1680) пропагандировал светское образование, высту­пал за развитие славянской культуры, отстаивал самостоятельность славянских народов. Считая человека по своей природе «содружественным», видел спасение общества от всех зол и пороков в расширении просвещения, способного установить мир и гармонию. Предпочтение духовному у Симеона Полоцкого сочеталось с экзистенциальными мыс­лями 6 радостях земного бытия. Он разделил мир на «мир первообразный» (Бог), «макросм» (природа) и «микросм» (человек). Симеон Полоцкий считал, что государство есть «союз друголюбия», так как люди зависят друг от друга и стремятся к объединению. В современной интерпретации здесь выражена рациональная идея о том, что государство в определенных условиях действительно становится органом баланса всех слоев общества (выступая одновременно ору­дием подчинения и подавления части общества).Белорусский просветитель Казимир Лыщинский (1634-1689) отрицал бессмертие души, загробной жизни, чистили­ща, ада и рая, считал, что Бог не существует, являясь химе­рой человеческого сознания, используемой церковью и го­сударством в своих целях.

25. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии. Начала общечеловеческой духовности утверждаются на Руси вместе с принятием христианства от Византии (IX в.). Любовь к мудрости в Киевской Руси понималась теологически, т. е. как бо-гопознание. На территории Беларуси распространялись произве­дения, общие для русской, украинской и белорусской культуры ("Слово о законе и благодати..." митрополита Илариона, "Поуче­ние" князя Владимира Мономаха, молитвенные стихи, поучения, притчи белорусского просветителя Кирилла Туровского и др.). Отрешение от мира, совершенствование духа посредством мо­литвы — таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). В конце XVI в. появилось первое печатное издание молитв этого патри­арха восточнославянских литератур, призывавшего к любви и духовному единению людей. Естественнонаучная ветвь нашла выражение у Михаила Ва­сильевича Ломоносова (1711-1765). Он выдвинул положение о том, что мельчайшие частицы - корпускулы* (молекулы в совре­менной терминологии), из которых состоят все вещества, сами состоят из более мелких частиц - неделимых элементов (атомов). Эта идея опережала свое время: только в середине XIX в. ученые приняли понятия молекулы и атома в их взаимоотношении друг с другом. Ломоносов конкретизирует идущую от античной фило­софии мысль о самосохранении бытия (материи и движения). Материалистическая философия Ломоносова опиралась на дос­тижения естествознания и, хотя в основе своей была механисти­ческой, заключала в себе идею развития (утверждалось, что весь видимый мир в прошлом, настоящем и будущем подвержен по­стоянному изменению и переменам). Материалистических прин­ципов придерживался Ломоносов и в теории познания, подчеркивал значение опыта и рациональных обобщений, научных гипотез. Вме­сте с тем в вопросе о "последних" основаниях природы Ломоносов постулировал Бога как "архитектора", "творца" мироздания. Он не освободился от старых представлений о воде, воздухе, земле и огне как о химических элементах, материю отождествлял с веществом.

Непосредственно за Чаадаевым следуют славянофилы и за­падники. Самая характерная черта славянофильства (А. С. Хо­мяков, И. В. Киреевский, Ю. Р. Самарин и др.) - антибуржуаз­ность. Плоды цивилизации в Западной Европе, считали славяно­филы, оплачены потерей целостности личности, превращением человека из "образа и подобия божьего" в простую статистиче­скую единицу буржуазного рынка. Залог спасения России славя­нофилы видели в ее самобытности, т. е. в общине, самодержавии, народных обычаях и религиозности. Их сочинения пронизаны критикой культа пользы, рационализма и индивидуализма. Под­черкивалась необходимость сочетания личностного и коллектив­ного начал при преобладающей роли второго. Расщепленности буржуазного индивида на частного и публичного человека мыс­лители противопоставляли идею цельной личности, осознающей себя частицей народа, в котором все духовные силы сливаются в живое и высшее единство. Славянофилы в качестве высших ценностей на первое место поставили не гражданское общество, а общинную жизнь; не право, а мораль; не прогресс, а обычай и традицию; не науку, а религию. Русская философия XIX в. включала гегельянство (В. Г. Белин­ский, Н. П. Огарев и др.), антропологический материализм (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов)*, позитивизм (П. Л. Лав­ров, Н. К. Михайловский), естественнонаучный (в духе "вульгар­ного") материализм (Д. И. Писарев), экономический материализм (П. Н. Ткачев). В XX в. в эмигрантской среде возникло евразийство - исто-риософская концепция, поставившая вопросы о смысле истории, об отношении Востока и Запада, европейской и русской культу­ры, о месте России в общеисторическом процессе. У истоков этих подходов стояли С. М. Соловьев, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, В. О. Ключевский. Идеи евразийства разрабаты­вали в 20-30 гг. Н. С. Трубецкой, Г. Ф. Флоровский, Л. П. Карсавин и др. Теоретики евразийства исторические способности России противопоставляли потерявшему такие способности Западу, од­нако в отличие от славянофилов связывали это не столько с ду­ховными, сколько с материально-природными факторами. Евра­зийцы ввели в обиход понятие "место развития", каковым для России стала Евразия, "континент—океан" с огромным простран­ством, отсутствием естественных границ, находящийся под постоянным давлением воинственных кочевников с юго-востока и варваров с запада. Итак, история была дополнена новым эле­ментом: развитием культуры в "пространстве". Доказывалось, что культурное развитие народа имеет свое основание в геогра­фической и этнографической целостности. Была предпринята попытка преодолеть противостояние западников и славянофилов (евразийцы выступали за "серединную" позицию).

26. Онтология как философское учение о бытии; категория бытия в истории философии. Онтология раздел философии, учение о бытии как таковом, его формах, фундаментальных принципах и наиболее общих категориях. Иногда отождествляется с метафизикой. Термин впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. Онтология как наиболее общее учение о бытии возникает в раннегреческой философии (Парменид, греческие натурфилософы), систематизируется и развивается Платоном и Аристотелем, откуда заимствуется и переосмысляется в неоплатонизме и средневековой схоластике. В Новое время преобладает интерес к проблемам познания, онтологическая проблематика рассматривается через призму гносеологии. В 19 — 20 вв. возникает широкая палитра онтологических учений (в тесной связи с развитием науки и неклассических стратегий философствования); проблемы онтологии выходят на первый план в учениях Н. Гартмана («критическая онтология») и М. Хайдеггера (фундаментальная онтология»). Хайдеггер эксплицитно определяет онтологию как философское учение о бытии в отличие от исследований сущего в частных науках.1 Подчиненность человека непонятым ему природным и соц. силам, поначалу господствовавшее религиозно-мифологическое сознание предопределили теистическое толкование всего существующего. 2. К теистическому толкованию сущего примыкает пантеистичесвое. Развивалось представление, что Бог растворяется в природе, сливается с ней в живых существах и в неодушевленных стихиях 3 В сознании человека земной мир, а не потусторонний, всегда занимал важное место. В своих мыслях, чувствах, графическом поведе­нии человек исходит из наличности естественного мира. 4 Атеистические сознание стало основой стихийно материалистического натуралистического понимания сущего. 5. Впервые термин "бытие" в философию ввел Парменид (\1-\М в в до н.э). Бытие -- то, что скрывается за миром чувственных вещей, есть всегда себе равное мышление и истина, представляемая в образе поко­ящегося, совершенного Вселенского Шара. Бытие едино и неизменно, не­скончаемо во времени, не уничтожимо, есть вся полнота совершенств (Ис­тины, Добра, Блага, Света), воплощенное в Логосе -- космическом Разу­ме, через который раскрывается содержание мира для человека. 6 Оперирование понятиями, помимо достоинств, имело и недостат­ки: утрачивалось доверие к самоочевидности опыта и открывался путь к учению о запредельных и недоступных для чувственного познания сущ­ностях Абстрактное понимание сущего часто перерастало в идеалисти­ческое. Сократ объявил высшей реальностью общезначимое сознание. 7. Одним из выражений абстрактного понимания бытия является субстанциональное, стремление свести все изменчивое и многообразное к одному основанию. Субстанциональный подход синтезирует в определен­ной мере предыдущие позиции по вопросу о сущем. 8 Один из подходов к пониманию бытия назовем комплексно-расширительным диалектическим. Аристотель признавал в качестве основных принципов бытия возможность и осуществление, форму и материю, действующую причину и цель. Бытие осмысливалось в связке ещэ и г. такими категориями как пространство, время, качество, количество, мера, причинность, существование, становление. 9. Широкое распространение получила антропологическая трактовка сущего, объяснение мира через человека. В античный и древневосточный периоды упорядочение хаоса и организация мироздания приписывались "первочеловеку". 10. В учении о сущем присутствовало дуалистическое противопостав­ление двух начал бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона (он говорил о невидимых двойни­ках всех вещей, называя их эйдосами), формы и материи у Аристотеля, тела и пустого пространства у Лукреция Кара. Религия удваивает мир на посюсторонний и потусторонний. 11. Е.Дюринг (1833-1921) в своем "Курсе философии" единство универсума объяснял "объединяющей способностью мышления" формировать "неделимое понятие о мире". В противовес этому, Ф.Энгельс давал мо­номатериалистическое толкование бытия: "Действительное единство мира состоит в его материальности...". 12. В совокупную реальность бытия входят не только материальный мир и его предметы, но и духовное, идеальное Ведь и мысли "действи­тельны", т.е. существуют. Б Рассел считал: представление, будто мир есть нечто единое целое — вздор Природа, человек, общество, идеи и т.д. образуют множественное единство (объективно-плюралистическое понимание бытия). 13. К.Маркс и Ф.Энгельс доказывали, что труд как преобразование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет бытие человека в обществе (социально-трудовзя трактовка бытия).

27 Основные формы и диалектика бытия. Отбросив мистическое и обобщив ценное в истории философии по проблеме сущего, мы приходим к следующему смыслу категории бытия:1. "Полагание (существование, бытийствование) вещей" здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами2. Единство многообразного мира заключается в общности законов и категорий диалектики, независимо от того, материальны или идеальны явления мира 3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состоя­ний.4. Одним из проявлений соотношения "бытие -- небытие" выступает человеческая жизнь и смерть. Выделяются уровни бытия - актуальное и потенциальное Актуальное- это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зави­симости от условий.С точки зрения современной диалектико-материалистической фило­софии, основные сферы бытия составляют: 1. Универсум (Космос) - система всех физических, химических, биологических и астрономических образований, вещи и процессы "первой природы". 2. Мир - часть Универсума, которую человек осваивает ("вторая природа"), природно-социальная реальность. Здесь не перестают действо-

3. Социум - совокупность всех социальных явлений и их связей с истории. 4. Совокупный Микрокосм - люди в единстве общего и особенного в них ("третья природа"). Бытие человека комплексно и представляет собой: единство шла и души; природного, вещественного, социального и духовного; индивидуального и родового; личностного и общественного, общечеловеческого и классового, национального и ч д Важнейшими формами бытия человека являются предметно-практическая деятель­ность, практика социального созидании; политическая деятельность; само созидание, самодеятельность. В жизни каждого человека все эти формы присутствуют, но в разной степени.

28. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Термин "материя" впервые встречается у Платона. В отличие от идеи, материю он представлял как нечто изменчивое, непосто­янное, отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Аристотель признавал четыре причины: 1) материю как пассивную возможность становления; 2) форму - суть бытия, реализацию становления; 3) производя­щую причину, то, откуда идет начало движения; 4) конечную причину - цель, то, ради чего происходит изменение. Итак, каж­дая вещь есть оформленная материя: материя заключает в себе лишь возможность развития. Диалектический материализм рассматривает материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материально­го мира. Ф. Энгельс задолго до новых открытий в физике выска­зал мысль о том, что атомы не являются чем-то простым, мель­чайшими частицами вещества. "Материя... - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является... чем-то чувственно суще­ствующим"76. Здесь выражены онтологический и гносеологиче­ский аспекты определения материи. В приведенном суждении присутствуют отголоски старых представлений о материи как некой телесности. Материя имеет, помимо объективности, и другие всеобщие свойства: движение, пространство, время, структурность, несо-творимость и неуничтожимость, отражение (см. тему VII). Науч­ное понимание материи имеет важное значение не только для ес­тествознания, но и для обществоведения, для разработки мате­риалистического понимания истории. Естественно, последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию но­вых свойств, видов и форм бесконечно развивающейся и неис­черпаемой материи. Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В. И. Ленин эту идею высказал через гипотезу о неис­черпаемости электрона. Неисчерпаемость материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Онтологиче­ский аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеоло­гическая неисчерпаемость исходит из невозможности всеобъем­лющего знания о любом предмете в данный момент времени и предполагает бесконечное углубление знаний о мире в целом и его фрагментах. Современная наука о строении материи. Материальное единство мира Материя и ее объекты, отдельные состояния изменчивы, не­прерывны, одновременно - относительно устойчивы, прерывны. Каждое материальное образование представляет собой единство вещества и поля, которые могут взаимно превращаться друг в друга. Дискретность выражена в качественно различных видах материи и формах ее движения. Наличие общих признаков по­зволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (уровни организации материи). Основными структур­ными уровнями материи являются: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические сис­темы) и социальный (общество). Идеальное существует не менее реально, чем материальное. Но идеальное - свойство материального. В этом аспекте мате­риалистический монизм утверждает единство мира через его ма­териальность. Вместе с тем объекты бытия имеют "парную" (дуалистическую) природу, представляют единство противопо­ложностей (частицы и античастицы, положительные и отрица­тельные заряды и т. д.). Вселенная, по мнению А. Н. Уайтхеда, двойственна, ибо является одновременно преходящей и вечной, каждый завершенный элемент реальности обладает физической и духовной сторонами.

Принцип единства мира не исключает идеи множественности миров, отличных от нашей Вселенной. Г. Лейбниц сформулиро­вал понятие "возможных миров", выбор из которых в своем ра­зуме делает Бог, опираясь на принцип максимального совершен­ства и оптимальности, богатства явлений, допускаемых физиче­скими законами. А. Уайтхед, помимо идеи двойственности Все­ленной, полагал, что она едина в силу своей универсальности и множественна, поскольку может быть разложена на любое число завершенных элементов. Р. Карнап допускал логически возмож­ные миры, которые можно описать непротиворечиво. Современ­ная космология материалистически трактует идею множествен­ности миров. Концепция многообразия миров "вписывается" в идею неисчерпаемости материи.

29. Движение как способ бытия материи. Мысль о необходимой взаимосвязи материи и движения -одна из традиционных в истории философии. Господствовавший ранее механицизм сводил высшие формы движения к низшим, пытался биологические процессы объяснить только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные - из особенностей биологического развития чело­века. Например, Р. Декарт рассматривал животное как сложный механизм, а Ж. Ламетри человека как машину. П. Гольбах обще­ственную жизнь пытался объяснить с помощью притяжения и отталкивания. Одним из первых, под влиянием открытий в физи­ке (теории электричества), химии и биологии, выступил с крити­кой механицизма в естествознании Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854). Он развил динамическое воззрение на природу, усматривая в каждом ее явлении продукт борьбы разнонаправ-ленных сил (образцом противоборства полярных сил назывался магнит). С позиций объективного идеализма Шеллинг стремился показать, как из единого первоначала рождается в результате не­коего "творческого акта" все многообразие универсума.Со второй половины XIX в. появился энергетизм, который все явления материи и сознания пытался подвести под понятие энергии.Диалектический материализм исходит из того, что движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и пе­реходят друг в друга самодвижение (спонтанное, импульс любых изменений и деятельности), действие (сообщенное или приобре­тенное движение как момент самодвижения) и отражение (сто­рона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего).

В истории философии предпринимались попытки классифи­цировать многообразие форм движения. Аристотель называл та­кие виды, как изменение по сущности, возникновение, уничтоже­ние, переход из одного состояния в другое по качеству, увеличе­ние и уменьшение по количеству, перемещение по положению.

Ф. Бэкон насчитал 19 видов движения. Целостную классифика­цию форм движения материи осуществил Ф. Энгельс. Он разли­чал механическое, физическое, химическое, биологическое и со­циальное движения. В основу классификации были положены принципы: а) формы движения соотносимы с определенным ма­териальным уровнем организации материи; б) между формами движения существует генетическая связь, т. е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; в) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим. Классификация Ф. Энгельса требует развития и дополнения. Наука XX в. механическое движение перестала рассматри­вать как фундамент всех физических процессов. Наоборот, меха­ническое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплете­ниями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. В особенностях этих взаимодействий были за­ложены предпосылки для развертывания более сложных матери­альных систем и форм движения. Открыты новые формы физического движения: процессы микромира и мегамира. Согласно современным представлениям, химическая форма движения возникает из взаимодействий мик­ромира, обеспечивает переход от физики микромира к макрофи-зическим процессам. Применительно неорганической материи активно обсуждает­ся вопрос о геологической и астрономической формах движения. Уточнены представления о первичных материальных носителях биологического движения. Кроме белковых молекул в качестве но­сителя жизни выделены нуклеиновые кислоты - ДНК и РНК. В социальной форме движения, помимо материальных элемен­тов, учитывается идеальная реальность, человеческое сознание, обеспечивающее функционирование и развитие общества как цело­го. Социальное движение - процесс и вместе с тем результат взаи­модействия людей в формах целеполагающей деятельности.

30. Пространственно-временная организация бытия. К атрибутивным св-вам бытия, представления о которых начали скла­дываться в глубокой древности, относятся прос-во и время. Прежде чем определить, что такое время и что понимается под прос-вом, необходи­мо ответить на вопрос: существуют ли они "сами по себе", порождены ли мировым разумом или же это особенность только чел-кого мироощуще­ния. Материализм всегда связывал прос-во и время с существованием ма­териальных систем. Но в понимании характера этой связи исторически сло­жились два подхода: субстанциональный и реляционный. В субстанциональ­ной концепции пространство и время рассматривались как особые сущности, способные существовать и независимо от материальных объектов, например, учение древних атомистов о движении атомов в пустоте или введение Нью­тоном понятий об "абсолютном времени" и "абсолютном прос-ве". Нью­тон признавал объективность и материального мира и объективность времени и прос-ва. Но прос-во, например, он представлял как пустое вмес­тилище для тел. Основы реляционной концепции прос-ва—времени были заложены Лейбницем. Он связывал прос-во и время с особыми отношениями между объектами и процессами, и хотя существование самих объектов он объяснял с идеалистических позиций, пространство и время, по учению Лейбница, вне объектов и процессов не существуют. Диалектический материализм относит время и прос-во к числу все­общих атрибутивных форм бытия материи, вне которых невозможно ее суще­ствование. Прос-во и время находятся в единстве с движущейся матери­ей. Они не могут существовать отдельно от материи и движения, так же как материя и движение не могут существовать вне прос-ва и времени. Про­с-во и время - две неразрывно связанные, но различные формы суще­ствования единой материи. Время характеризует последовательность смены объектов и процессов, длительность их бытия и характер развития. Прос-во как форма бытия выражает сосуществование явлений и объектов, их протяженность, их отда­ленность и расположение относительно друг друга. Из приведенных определений ясно, что пространство и время объектив­ны. Это одно из важнейших их свойств. Такими же общими для них свойствами являются вечность, несотворимость и неуничтожимостъ, а также беско­нечность и безграничность.

31. Диалектика как философская теория развития; исторические формы диалектики Содержание диал-ки формировалось в течение длительного периода дух. развития чел-ва. В Др. мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диал-ки. После зарождения развитие диал-ки надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в ф-ой системе Гегеля (в открытых мыслите­лем законах) диал-ка получила новую (теор.) базу для своего раз­вития. В том же столетии вслед за гегелевской диал-кой создается система марксистской диал-ки. Т.о., можно выделить 3ее истор. формы - стихийную диал-ку древних, диал-ку Гегеля и марксистскую диал-ку. Каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это происходило в "снятом" виде, как в случае со­здания марксистской диал-ки. Многие древнегреч.ф-фы были диал-ами. Сократ ввел в культурный оборот термин "диал-а" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диал-и", имея в виду ряд по­ставленных им диал-х проблем: противоречивость понятия движе­ния (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия. В ф-й мысли Др.реции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом("нельзя дважды всту­пить в ту же самую реку", "ничто не постоянно... одно и то же: удовольствие - неудовольствие... все сменяется в игре Века... Все возни­кает через вражду и взаимообразно"). В отличие от указанных ф-в Гераклит был занят обоснованием идеи диал-го развития мира в целом. «Нет ни одного положения Ге­раклита, - пишет Гегель, - к-ого бы я не принял в свою «Логику». Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно к-ой развитие мира есть результат творения духа (абсолют­ного разума, Бога). Поэтому открытые им диал-ие законы, по суще­ству, явились законами развития духа. И созданная Гегелем диал-ка получила идеалистический характер. В материалистической диал-ке смысловые акценты расставлены по-иному. Во-1ых, смысл социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс уви­дели в противоречивом движении чел-ва в направлении об-ой.гармонии, к-ая представлялась им в форме коммунизма. Во-2ых, пока­зав земной источник возникновения духа, они не только развеяли гегелевский мистицизм в получении каждым народом своего духовного назначения, но и раскрыли то, как из объективных условий об-ой жизни рождается общечел-ий идеал коммунистической гармонии. В-3их, Маркс и Энгельс отказываются признать превосходство любой национальной формы капиталистического гос-ва при шествии к коммунизму, подчеркивая, что никакой из стран в отдельности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма. Конкретно-исторический смысл диал-ки изменяется, но данные изменения целенаправленны. Они осуществляются в горизонте общего замысла диал-ки - раскрытия перс­пектив развития мира. Для реализации этого замысла диал-ими мыслителящими ф-ми сделано немало. Однако диал-ому осмыс­лению подлежит еще большое кол-во проблем мирового развития.

32 Основные принципы диалектики. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Выдающимся диалектиком является Гераклит.Существует мнение, что термин "диалектика" впервые приме­нил Сократ. Он назвал свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противопо­ложных суждений, диалектикой. Диалектик, по Платону, тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Платон представил диа­лектику как метод анализа и синтеза понятий. Элементы диалектики у Аристотеля вы­ражены также в учении о потенции и акте, о материальной, формальной, движущей и целевой причинах. Аристотель, стремясь познать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поста­вил отношение общего к частному. Он первым создал систему ло­гики, главную задачу которой видел в установлении правил полу­чения достоверных выводов из определенных посылок. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. В истории философии долго господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту. Ут­верждению диалектики препятствовала господствовавшая идея круговорота. Открытия в естествознании и плодотворные философские ги­потезы разрушали образ неизменности природы. Богословие "освящало" неподвижность созданного Богом ми­роздания. Одновременно христианское мировоззрение, выдвинув представление о направленности во времени (жизнь есть ожида­ние пришествия спасителя, она развернута от прошлого в буду­щее), также, как наука и философия, способствовало преодолению идеи круговорота.

Вторая трудность в утверждении диалектики заключалась в абсолютизации покоя, прерывности объектов бытия, что за­фиксировано в философских рассуждениях, например, апориях Зенона. Впрочем, элеаты (например, Зенон) сыграли позитивную роль в последующем развитии диалектики, поставив проблему о выражении в логических знаниях противоречивого характера дви­жения. Обогащение концепции диалектики связано с выдвижением Ф.Вольтером и Ж.-Ж.Руссо идеи исторического развития, вклю­чающего этапы революционных преобразований. Ж.А.Кондорсе писал о непрерывном прогрессе как преобладающей форме обще­ственного развития. (Бесконечный прогресс в общественной жизни в эпоху Просвещения объясняли лишь прогрессом человеческого разума и нравственности). Немецкая классическая философия подняла статус диалек­тики до уровня научно-рационального философского метода. Гегелем выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания. Для понимания практических проблем гегелевская методоло­гия оказалась негодной из-за ее чрезмерной абстрактности и идеа­лизма. Зарубежная философия XX в. акцентирует внимание на от­дельных сторонах диалектики. Экзистенциалисты рассматривают диалектику как атрибут только человеческого бытия, трактуемого преимущественно в духе погружения индивида в коллизии личного сознания. Неотомисты усматривают диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира. В ряде направле­ний диалектика отсекается от социальной философии, отрицание возводится в абсолют. Позиции диалектики усилились в связи с развитием синерге­тики. Термин "синергетика", обозначающий новое направление междисциплинарных исследований в науке, которое вобрало в се­бя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т.п., Основоположники синергетики И.Р.Пригожин, К.Майнцер и др.Синергетика рассматр.с-мы, существование, само­действие которых поддерживается постоянным обменом с внеш­ней средой" веществом, энергией и информацией. Развитие в сфере неорганических, биологических и социальных явлений вы­ступает как преодоление противоположности между порядком и хаосом, как рост степени синтеза порядка и хаоса", как стремле­ние к максимальной устойчивости. Синергетика преимущественно обращена к макросоциальным процессам и общим тенденциям развития общества, где суммиро­ваны личностные решения и акты выбора индивидов. Она приме­нима к коллективным, массовым процессам, где один или некото­рое число детерминирующих факторов (параметров порядка) мо­жет быть выделено для изучения. Синергетика дает возможность прояснить тот или иной аспект социальной жизни в зависимости от конкретных задач исследования. Это может быть, например, поли­тическая ориентация индивидов (подать или не подать свой голос за определенного кандидата), финансовое решение (продать или купить определенные акции в данный момент) и т.д. Трудно­сти приложения синергетики к социальной жизни заключаются в том, что с переходом на более высокие уровни организации воз­растает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального феномена или явления, при этом недос­таточно учитывается роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы, возможности отдельного человека в слож­ной динамике социума. Таким образом, выводы, полученные при исследовании термодинамических систем, не могут быть букваль­но экстраполированы на социокультурные процессы, хотя в целом они применимы к обществу. В обществе проблемы решаются самим человеком, и если при этом он владеет диалектической культурой мышления, то имеется больше шансов на успешность его практических действий. Диалек­тика как инструмент познания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреж­дает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает гото­вых ответов. Диалектика включает принципы, которые отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом, задают начальные условия познанию, обуславливают его характер, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее авторитетны 2 принципа диалектики: связи и развития.

33. Диалектика и синергетика. В контексте современного развития философского и научного знания нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики. В настоящее время существует несколько направлений, в рамках которых исследуются слож­ные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминиро­ванного хаоса, исследование фракталов, теория автопоэзиса, теория диссипативных структур, современная теория сложности, или так называемая теория самоорганизованной критичности. Теория детерминированного хаоса занимается исследованием хаотичес­кого поведения немногих переменных или степеней свободы. Теория автопо­эзиса первоначально занималась вопросом о том, как поддерживаются биоло­гические структуры. Теория диссипативных структур занимается изучением физических, химических или биологических систем, причем целью исследо­вания является спонтанное формирование структур за пределами термическо­го равновесия. Теория сложности находится на самой начальной стадии свое­го развития и хотя дано определение некоторым мерам сложности, но они выражаются чаще всего абстрактными понятиями, которые не могут быть пока представлены эффективным образом. Так называемая самоорганизованная критичность — это область, в которой речь идет о поведении систем, которые состоят из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем (модели песчаных куч, к примеру). Может сложиться мнение, что все эти исследования осуществля­ются в рамках различных научных направлений. На самом деле все они нахо­дятся в общем русле синергетики. Когда первоначально родоначальник этого научного направления Г. Хакен применил термин "синергетика", то он добавил следующее пояснение - "си­нергетика - учение о взаимодействии", обозначив этим понятием все вышепе­речисленные направления. Основные положения, раскрывающие сущность синергетики, по Г.Хакену. 1. "Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с дру­гом. 2. Эти системы называют нелинейными. 3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия. 4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям. 5. Системы могут быть нестабильными. 6. Происходят качественные изменения. 7. В этих системах наблюдаются эмерджентные новые качества. 8. Возникают пространственные, временные, пространственно-времен­ные или функциональные структуры. 9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими. 10. Во многих случаях возможна математизация". Если сравнить содержательные элементы диалектики и синергетики, то следует заметить, что это не противоположные научные теории, объясняю­щие сущность взаимодействия и развития. Их можно считать дополняющими друг друга, но "весовые категории" при этом взаимодополнении существенно разнятся. Диалектика как по времени своего существования и охвату проблем развития, так и по степени проникновения в сущность движения и развития мира превышает мировоззренческие и методологические возможности синер­гетики.

34. Законы и категории диалектики. Принципы, законы, категории, связанные между собой.Принципы диалектики - это ее центральные понятия, основополагающие идеи, они составляют основу системы диалектики. Такими основными принципами являются принцип всеобщей связи и принцип развития.Суть принципа всеобщей связи выражается в утверждении, что в мире все взаимосвязанно, каждая вещь связана с каждой. Всеобщая связь явлений - это наиболее общая закономерность материального мира. Всеобщность связи означает, что возникновение, развитие и переход в качественно иное состояние любых предметов и явлений возможно не в изолированном и обособленном состоянии, а во взаимосвязи и взаимной обусловленности с другими предметами и явлениями. Под законами диалектики, обычно, подразумевают три основных закона?: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количества и качества, закон отрицания отрицания. Каждый из законов объясняет определенную сторону, определенный момент развития. Поэтому ни один из законов диалектики, взятый в отдельности, не может дать целостного представления о процессе развития. Лишь взятые в единстве, они выполняют эту свою функцию.Глубокое понимание законов диалектики невозможно без анализа категорий диалектики, таких как, единичное особенное и общее, количество и качество, причина и следствие, содержание и форма, необходимость и случайность, сущность и явление и т.д. Категории - это понятия предельной общности. Они отражают наиболее общие свойства и связи, т.е. такие, которые присущи всем явлениям действительности и познания. Категории закрепляют в своем содержании результаты познания и преобразования этих общих свойств и связей, фиксируют переход познания с одних стадий развития на другие. Поэтому они имеют реальное "земное" происхождение и являются ступенями развития познания и преобразования действительности. В качестве элементов диалектики большинство ее категорий выступает не по одиночке, а парами: причина и следствие, сущность и явление и т.д. Такие категории называют соотносительными, парными. Поскольку в соотношении парных категорий фиксируются закономерные связи действительности, то парные соотносительные категории сами выступают в качестве не основных законов диалектики. Например, связь причины и следствия выступает в форме закона, а "случайность" есть форма проявления и дополнение необходимости. Следует подчеркнуть, что законы и категории очень тесно связаны: каждый закон есть определенная взаимосвязь категории; категории суть понятийная основа, форма выражения законов и принципов.Итак, принципы, законы и категории диалектики являются звеньями единой логической стройной системы. Поскольку мир представляет собой универсальную подвижную взаимосвязь, постольку и теория, отражающая этот мир - диалектика, является системой взаимопереходящих друг в друга логических элементов.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 468 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...