Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
43. Основные свойства и структура сознания; индивидуальное и общественное сознание Переход от биологического приспособления к среде на социальное ее преобразование менял основную функцию отражения: из программы, обеспечивающей приспособительную биологическую активностьона на уровне сознания превращается в программу, управляющую, на основе воли, общественно-трудовой деятельностью. Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразовательной общественной деятельности людей. Сознание выполняет функции оценки ситуации, социальной памяти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражения накопленного опыта. Сознание -целостная мыслительно-эмоционально-ценностно-волевая жизнь. Физиологической основой этого единства является взаимодополняемость левого и правого полушарий головного мозга, контролирующих логическое и ценностно-эмоциональное освоение действительности. Впроцессе функционирования сознание проявляет основные своисвойства. (1). Оно универсально, т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов, вовлекаемых, в деятельность. (2). Сознание обладает свойством объективности, т е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности (3). Объективность сознания сочетается с его субъективностью. Отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личностная собственная интерпретация этой ситуации. Различные люди одну и ту же информацию воспринимают и используют по разному, в зависимости от исторических условий, интересов, жизненного опыта, нравственных, социокупьтурных. и мировоззренческих установок, наличного багажа знаний, эстетической зрелости, творческих способностей. (4). Сознанию присуща способность целеполагания, предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через сознание человек проектирует свой способ бытия в мире. (5). Сознание потенциально "заряжено" творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового А для этого необходимо конструктивное изображение того, чего в реальности еще нет, но в соответствии с объективными законами этой реальности может быть создано.Творчески-активный характер сознания проявляется в ею избирательности Изменяют и создают новую реальность не духовные компоненты сознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные идеями, целями. (6) Сознание обладает неразрывной связью с языком. Посредством языка сознание раскрывает себя и свою работу. Язык выполняет познавательную и коммуникативную (общение) функции, является орудием организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия и смыслы, уникальность своего "я". Основными уровнями сознания являются: осознание, подсознание, надсознание и самопознание. Осознание связано с пониманием, формулирует цели и гипотезы, выражается в отчетливой форме, позволяет человеку выявить объективное место предметов среди других вещей, направлять ход деятельности, контролировать спою психику и поведение, анализировать собственное систематизировано, это готовые знания, ценности, представления и нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии Теоретическое сознание выступает как отражение существенных связей и закономерностей действительности. Теоретические знания систематизированы, нацелены на выяснение истины, хранятся и передаются в знаковой форме - научных текстах, формулах, чертежах. Различаются два уровня общественного сознания — общественная психология и идеология. Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений. Общественная психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею. Оба уровня сознания взаимодополняют друг друга. Решающую роль играют условия жизни, способствующие формированию положительно: общественной психологии, ориентированной на порядочность, сохранение и оздоровление природы и т.д. Общественная идеология в идеале должна подвергать критическому анализу возможные альтернативы и обосновывать преимущества определенного образа жизни. Структура общественного сознания выражается также через его формы. В современном мире роль духовности возрастает. Происходит интеграция и дифференциация форм общественного сознания. Они взаимообогащаются, перекрещиваются, имеется преемственность в их развитии. Любая форма общественного сознания разворачивается в единстве - соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень выраженности той или иной формы сознаний зависит от развитости объектов, ограждаемых данным сознанием.
В целом сознание - высшая стадии отражения, духовная, сторона бытия, продукт общественно-исторического развития, условие воспроизводства культуры, свойственная только человеку и_ связанная с рачью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в мысленном построении действий и оценке, предвидении их результатов, разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
44. Мышление и язык. Сознание чел-ка органически связано с языком как способом своего существования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У чел-ка в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система - речь, язык, специфически чел-кая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков не наследуется, а приобретается в процессе социализации чел-ка. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы. Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, чел-к совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно относясь к оперированию языковыми символами, используя ограниченный словарный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным интеллектом.Именно язык как способ существования сознания, как "непосредственная действительность мысли" характеризует особое качество сознания как высшей формы отражения действительности, несводимой к досознательным ее формам. Фун-ий языка: 1. Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предметом. 2. Куммулятивная. Язык дает возможность "сокращенного", "уплотненного" идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации. 3. Коммуникативная. В этой фун-и язык выступает как средство общения людей. 4. Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании чел-ка средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями. 5. Интерактивная.. Эта фун-я связана с тем, что при помощи языка чел-к всегда обращается к себе или к другому чел-ку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п. Важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и взаимно переплетаются. 1. фун-я познания - верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет чел-ку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить нужную информацию о них. 2. фун-я оценки получаемой информации. Чел-к не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов. 3. фун-я накопления знаний (аккумулятивную функцию). В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей. 4. фун-я постановки цели. Опережая ход событий, человек строит модель "желаемого будущего" и определяет пути его достижения, то есть ставит цель и планирует свои действия.5. конструктивно-творческая фун-я, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности чел-ка в целях создания принципиально нового. 6. функция управления. 7. Т.к деятельность индивида как общественного существа требует общения личности с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, то сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуникативную функцию).
45. Сознание и бессознательное, самосознание. Материльная фил-я рассматр-ет сознание в его сочетании с материей, с отражением как ее свойством. Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практической деятельности людей. Сознание – особое сост-е чел-ка, в кот. Ему доступен и мир и он сам. Функции созн-я: -идеальность – способ освоения человеком мира, когда осв-ся первонач-но без физического на них воздействия.-идеальное созн-е дополн-ся свойством интонциональности.-идеаторность-способность сознания творить и воспроизводить идеи.-сознание универсально т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов вовлекаемых в деятельность.-с-е обладает свойством объективности, т.е. отражение вещей и процессов такими какие они есть в действительности.-объективность сознания сочет. с его субъективностью- отражение тех или иных вещей и процессов- способность целеполагаться т.е.предварительное создание идеального проекта будущего результата, через сознание чел-к проектирует свой способ бытия.-сознание потенциально заряжено творчеством; -сознание обладает неразрывной связью с языком, кот.выступ. матер-е формы выраж. матер. сознания. Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно. Проблемой бессознательного занимались Б.Спиноза, Г.Гегель, К Маркс, З.Фрейд. Преодоление бессознательного (а один из главных его источников есть стихийное разделение труда) может произойти, по Марксу, только в ходе общественных изменений. Практика, однако, продемонстрировала огромную трудность установлении полного контроля со стороны людей за делами в обществе, З.Фрейд (подробнее см. 3.2) к бессознательному относил, прежде всего, психологические и биологические потребности людей, вызывающие неосознаваемые переживания. С точки зрения материалистической философии первый уровень бессознательного — неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете); высвобождает сферу сознания для решения творческих операций.
Второй уровень бессознательного — процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, от тревожных, болезненных впечатлений и т.д.). Третий уровень бессознательного -- некоторые процессы художественной, научной, философской и иной интуиции.
46. Познание как предмет философского анализа. Споры ведутся не вокруг того, как создать теорию мира или теорию бытия, но о том, что из себя может представлять теория познания. Право теоретического описания мира ф-фы передают физикам, химикам и биологам, оставляя за собой темы объекта, субъекта, предмета и метода, истины и заблуждения. Центральными фигурами формирования новоевропейской теории познания считаются Декарт, Локк, Юм и Кант. Вопрос о познаваемости мира превращается в гл. предмет спора.Во многом интерес к построению ф-ой теории познания был обусловлен наступлением новой эпохи - эпохи научной и технической революции. Данная эпоха начинается с девиза «Знание –сила». Автор данного девиза англичанин Ф. Бэкон выступил против умозрительного хар-ра прежней ф-ии, заявив, что знание должно опираться на опыт и расширять чел-ое могущество в его использовании природы. В это же время итальянец Г. Галилей реализует программу Пифагора и Платона, создавая математическое естествознание. Сфера несовершенной и изменчивой материи описывается с помощью совершенных и неизменных чисел и фигур. В основе математического естествознания - экспериментальное исследование св-в природы с целью ее математизации. Последователи Галилея И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. заложили основы новоевропейской науки, в основе к-ой лежит уподобление природных процессов механическим устройствам.2ым существенным моментом модернистской ф-ии явилась так называемая картезианская парадигма. Ее создатель Р. Декарт провозгласил тезис "Cogito, ergo sum" (Мыслю, следовательно, существую). Для философии Нового времени характерна борьба 2х гносеологических концепций: рационализма и эмпиризма. Одно из направлений - рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на 1ый план логические основания науки. Гл.источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, к-ые якобы изначально присущи чел-ку или явл-ся его врожденными способностями. Но ответить на?, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и ряд других мыслителей.Др. ф-ое направление - эмпиризм (от гр. empiria -опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк. Кант разрешил спор рационалистов и сенсуалистов, доказав, что источником чел-их утверждений о мире не явл-ся ни разум, ни чувства. По Канту, источником знаний явл-ся активный познающий субъект, синтезирующий чувственное содержание ощущений с рассудочными формами. Согласно новоевропейскому пониманию природы познавательного отношения, индивид должен наложить на свою деят-ть, направленную на получение нового знания существенные ограничения методического хар-ра. Тогда он «превращается» из обычного чел-ка в познающий субъект.
47. Структура и основные характеристики познавательного процесса. В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания. "Все люди от природы стремятся к знанию". Принцип познаваемости является выводом из всей истории познания и практики человечества. Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Вещи, процессы, явления (в том числе духовные), на которые направлена познавательная активность людей, есть объект познания*. Субъектом познания выступает отдельный индивид, та или иная социальная общность, общество в целом, обладающие способностями к эвристической деятельности и располагающие определенными средствами и методами познания. Цель познания -обеспечение моделей и программ, управляющих освоением объекта в соответствии с потребностями субъекта.Суть познания составляет адекватное воспроизведение, отражение действительности, позволяющее человеку ориентироваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершенствовать самого себя. Современное состояние философской и естественнонаучной мысли различает отражение как процесс и отражение как результат, учитывает не только созерцательно-отражательный, но и активно-преобразующий характер познания. Диалектика объективного мира обусловливает диалектический характер познания. Сложность процесса познания обусловлена тем, что познание всегда субъективно-объективно, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. К тому же накопление новых данных приходит в несоответствие с прежними представлениями и теориями. Это ведет к уточнению прежних теорий или замене старых теорий новыми, соответствующими новым данным науки и практики.Структура и динамика познавательного процесса.Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания -мифологическая, со способностью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художественно-образное и философское познание. Параллельно развивалось обыденно-практическое познание -получение элементарных сведений о повседневной жизни, практике людей и игровое познание, способствовавшее становлению культуры, удовлетворению любознательности, формированию определенных навыков общения. На более зрелой ступени общества возникло научное познание.Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуществляется посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт биологической и социальной эволюции человека. С позиций материалистической науки механизм познания включает воспринимающие рецепторы (органы чувств), передающие нервы - проводники и отделы мозга.Основные формы рационального мышления - понятие, суждение и умозаключение.Познание предполагает наличие некоторой общей основы, на которой происходит взаимосвязь и взаимодействие между субъектом и объектом. Познание возникло и функционирует постольку, поскольку обслуживает определенным образом процесс жизнедеятельности людей, т. е. имеет социальную ценность. Итак, практическое и познавательное освоение человеком мира неразрывно сопряжено с его ценностным освоением. Знание в неявном виде всегда содержит в себе определенную систему прагматических правил. Помимо чувственного отражения, абстрактного мышления и практики, познавательный процесс включает в себя различные формы психической деятельности: волю, желания, нормы, ценностное отношение к отображаемой действительности, выражающееся через призму интересов человека. Познание осуществляется в обрамлении осознания и неосознанной деятельности, творчества и интуиции, веры и знания.
48. Познание как творчество; роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творческая деятельность, полагал Ф. Шеллинг, есть единство свободы и принуждения, сознания и бессознательного. В творчестве есть и негативные моменты - возможности хао-тизации мысли и соответственно действий. Отсюда вытекает необходимость скептицизма, здравого смысла, взвешенной оценки мыслей и поступков. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности*, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества. Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяетсяь принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Да и для отдельного человека поначалу творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л. Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей а в чувственности человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Кекуле и др.). Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера. Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблем-цости); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия). редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожиданным, почти всегда о предчувствуется. Интуиция сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные решения, обращаясь к логике.
49. Познание как постижение истины; истина и заблуждение Классическое понимание истины, ставшее традиционным, идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. Истина рассматривает отношение сознания к внешнему миру. В древнем Китае пробовали подойти к характеристике познания как процесса раскрытия причинности, выявления сходства и различия явлений, разделения вещей по родам. Выдвигались правила проверки истинности знаний: "основание", под которым имелись в виду опыт и суждения древних мудрецов; "источник", т. е. факты, которые слышали и видели простолюдины; "применимость", т. е. практическую пользу. Истина представляет собой теоретическую форму разрешения противоречия между субъектом и объектом. В структуре знания выделяются два слоя: зависящий от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, способа переработки информации, языка; зависящий от объективной реальности, отражаемой познанием. В отличие от метафизического материализма, представляющего истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета, диалектический материализм рассматривает истину как исторически обусловленный процесс. Пример: а) в средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Крупица объективной истины здесь: светила Солнечной системы движутся; б) в учении Коперника утверждалось, что центром планетарной системы является Солнце, а планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь доля объективного содержания знания выше; в) Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам; г) современная астрономия вычислила траектории и законы вращения планет еще точнее. Итак, с каждым новым открытием полнота объективной истины возрастает. Между относительной и абсолютной истиной нет непереходимой грани. Каждая относительная истина - ступенька, приближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю абсолютной. Каждое "зерно" абсолютной истины, будучи сохранено последующим развитием научного знания, уточняется, изменяется. При этом выясняются границы, в рамках которых знание сохраняет свою объективную истинность. Например, механика И. Ньютона не была отброшена теорией относительности А. Эйнштейна, она вошла в состав этой теории как ее предельный случай. Вместе с тем, теория относительности показала границы, конкретные условия, в которых классическая механика остается объективной истиной. В человеческой деятельности знания могут оцениваться как "полезные" и "бесполезные". В качестве истины прагматизм (Ч. С. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи) признает лишь то, что лучше всего позволяет приспособиться к жизни. Конечно, полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда (при субъективной, идеологически истолкованной полезности каких-то представлений). Вместе с тем, подход к мышлению в зависимости от того, служит ли оно действию, жизненной практике, имеет некоторые основания. Например, утверждение о необходимости преодоления в нашем обществе тоталитарных форм жизни адекватно (т. е. верно, истинно) отражает объективную тенденцию прогрессивного движения цивилизации и одновременно отвечает потребностям подавляющего большинства народа (т. е. полезно). В этом аспекте можно говорить о такой модели истины, как прагматическая. Часто осознание социальной пользы происходит постепенно, так как на стороне нового сначала стоят лишь зачинатели движения, преодолевающие консерватизм значительной части населения. Помимо эмпирических (опыт, практика) и внеэмпирических (логические, теоретические), имеются еще и такие критерии истины, как простота, красота, внутреннее совершенство знания. Истине мало родиться, ей надо войти в науку. Превращение истины в себе в истину для науки невозможно без дискуссий и обсуждений. Истине противостоит ложь, когда знание о чем-то не соответствует объективной реальности и умышленно искажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречит истине.
50. Возникновение и развитие науки, ее функции. Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, существующие в мысли, в логике рассуждений, в расчетах. Начиная с античности, основной функцией научной деятельности стала объяснительная (обоснование и разъяснение различных зависимостей и связей, существенных характеристик явлений, их происхождения и развития). Коперников-ским переворотом наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения.Наука возникла из практики и развивается на ее основе, под влиянием общественных потребностей* (астрономия, математика, механика, термодинамика, биология, химия и т. д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Например, электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях к дала импульс для электротехники, создания новых средств связи. Чтобы научные знания служили обществу, они должны стать элементами общего образования, опережать (по темпам) иные формы деятельности общества. Это требует определенных материальных и финансовых затрат на науку и образование. В историческом соревновании народов и государств берут верх те, кто располагает большим и глубоким знанием и соответственно более высокой производительностью труда, лучшими организацией общества и системой управления.
51. Структура и динамика научного познания. Наука включает в себя все условия производства новых знаний о природе, обществе и мышлении: а) ученых* с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; б) научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование; в) систему научной информации, всю совокупность знаний, выступающих как предпосылка, средство и результат научного производства.Наука охватывает исторически подвижное соотношение: природоведения и обществоведения, естествознания и философии, теории и метода, теоретических и прикладных исследований. Различают гуманитарные, естественные и технические науки. В структуре науки выделяются три слоя: 1) всеобщего знания - философия и математика; 2) частно-научного знания, изучающего объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке структурных уровней материального мира; 3) междисциплинарного интегративного характера - общая теория систем и теоретическая кибернетика (с середины XX в.). С точки зрения характеристики знаний различают: а) эмпирические знания; б) теоретические знания; в) мировоззренческие, философские основы и выводы.Во взаимодействии с наукой философия в различных конкретных проявлениях: а) стоит над наукой как ее ориентир; б) входит в науку как неотъемлемый ее компонент; в) находится в фундаменте науки как ее системообразующее начало.Наука и философия взаимосвязаны, но вместе с тем и различны. Главный признак, отличающий философское познание от научного, считает Н. А. Бердяев, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, наука же познает бытие как бы вне человека. Бердяев придерживается мнения, что философия есть скорее искусство, а не наука; искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в сущность мира. В целом философия обобщает материал исторического развития культуры, участвует в свершении научных революций, готовит категориальный аппарат, новые способы понимания, осмысления и переживания человеком мира. Философия - и эвристика научного поиска, и средство адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам. Различные отрасли науки, в свою очередь, оказывают влияние на философское мышление каждого поколения.
52 Феномен научной революции. Разв. знаний приходит в форме научн. революций. Разрушительная сторона – освобождение от устаревших представлений и созидательную – открытие новых объектов исследован., формиор. новых взглядов, удержание в обновл. знании полезного их прежнего багажа. Обогащается понятийный аппарат, созд. более емкие теории, меняются методыпознания, стиль мышления. Первая глобальн. революц в науке(15-17вв.) разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона. Утверд. сист. мышления, представивш. мир как твердую материю, подчин. жестким законам. Вторая револ. связ. с эволюционным учением Дарвина, появл. клеточной теории, откр. закона сохр. и превращ. энергии, табл. менделеева, и т.д.Третья револ. Воздвигла неклассич. естествознание. теор. относит. Энштейна, и др. достиж. показали, что мир сложен и что сознание человека вкл. в восприятие действительности.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 692 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!