Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, — Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
Образ лирической героини автобиографичен (первая книга поэта была издана в 1910 г., когда автору было 18 лет). Стихи действительно написаны «так рано». Какой предстает лирическая героиня в сознании читателя? Восторженная, с чувством собственного достоинства, наивно-самоуверенная, не без основания: ее суждение {Моим стихам как драгоценным винам, настанет свой черед) оказалось вещим. Образ адресата (читателя) дан в тексте косвенно и обобщенно: читатель равнодушен к стихам Цветаевой (ср.: Где их никто не брал и не берет; нечитанным стихам). Творческий замысел автора, его интенция определяет не только текстовые категории, но и факторы текстообразования. Рассмотрим, например, лингвистические факторы текстообразования: языковая норма в данном стихотворении соблюдается в интересах понимания адресатом, хотя есть и необычная синтагматика (сочетаемость слов): сравнение стихов с брызгами из фонтана, искрами из ракет, маленькими чертями, драгоценными винами). Это связано с другим фактором текстообразования — функциональным стилем, для которого характерны: образность, эстетическая функция, антропоцентризм.
Ключевым в тексте является слово стихи, которое повторяется четыре раза. Обращает на себя внимание читателя и тематическая группа {стихи, поэт), которая актуализирует тему поэта и поэзии.
Основным типом выдвижения в тексте является контраст, отражающий противопоставление поэзии Цветаевой и общепринятой поэзии. Поэзия Цветаевой является резкой, стремительной {как брызги из фонтана; сорвавшаяся; ворвавшаяся); яркой {как искры из ракет); озорной, необычной, не соответствующей общепринятым представлениям (стихи — как маленькие черти); ее лирика посвящена определенным темам (о юности и смерти); она не признана современниками (ее стихи не читают, они разбросаны в пыли по магазинам); но будет оценена в будущем {Как драгоценным винам, настанет свой черед).
Традиционная поэзия — чистая, высокая, благообразная, спокойная, скучная {святилище, где сон и фимиам). Контраст как тип выдвижения строится на стилистических приемах антитезы и сравнения (он является здесь ведущим приемом).
Экстралингвистические факторы текстообразования рассмотрим на примере стихотворения М.И. Цветаевой «Красною кистью...»:
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!