Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования. ведения участников речевого события, влияющих на выбор ими рече­вых стратегий, приемов, средств»




ведения участников речевого события, влияющих на выбор ими рече­вых стратегий, приемов, средств». Схема речевой ситуации коррелиру­ет с моделью речевой коммуникации P.O. Якобсона (схема 2).

В учебной деятельности важно не только дать понятие о ситуации как текстообразующем факторе, но и сформировать соответствующее умение общаться в разных сферах и различных речевых ситуациях. При этом особенно важны ролевые игры, в которых могут меняться цели и задачи общения, коммуникативные роли участников и их параметры (возрастные, профессиональные, социальные, психологические), по-раз­ному определяющие варианты речевого поведения коммуникантов и их текстообразующую деятельность.

В условиях литературного творчества учащихся на уроке (написа­ния сочинений, изложений с элементами сочинения и т.д.) важно со­здать ситуацию свободной и раскрепощенной речевой деятельности, что становится возможным при диалогической гармонии общения с учите­лем, который проявляет такт, терпение, доброжелательность по отно­шению к учащимся.

Тип изложения (в данном случае подразумевается функциональ­но-смысловой тип речи, который хотя и выбирается автором сообще­ния, но имеет постоянные характеристики (см. табл. 3 об описании, повествовании, рассуждении в разделе II). Знакомство с их особенно­стями, таким образом, значимо для формирования речевых умений, связанных с образованием текстов соответствующего типа в связи с определенной коммуникативной целью: описать реалию окружающей действительности, языка или сознания; рассказать о событии или ряде событий в динамике; сформулировать умозаключение или доказать тезис и т.д.

Сравним, например, описание бурана и фрагмент из последующего повествования в романе В.М. Шукшина «Любавины»:

Буран застиг их в нескольких километрах от деревни. Он начался сразу: из-за гор налетел сухой резкий ветер; снег, навалившийся с утра, не успел отлежаться — сразу весь поднялся в воздух. Сделалось темно. Ветер дико и страшно ревел. Лошадь стала.

Свалили сено, оставили немного в санях, чтобы укрыться от ветра. Попробовали ехать порожнем. Сперва казалось — едут правильно, по­том лошадь начала проваливаться по брюхо в снег. Опять остановились.

Сергей Федорович выпрыгнул было из саней — поискать дорогу, но тут же провалился и едва влез обратно. Ветер валил с ног.

Лошадь легла. Они тоже легли.

Лежали тесно — лицом к лицу.

Всех их быстро заметало сугробом.

и*


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования





В описании снежной бури использованы характерные для данного типа изложения прилагательные {сухой, резкий) и наречия {сразу, дико, страшно), метафора (ревел). Формы глагольного времени в данном фраг­менте обозначают в соответствии с особенностями описания «не после­довательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плос­кости, как бы на одном живописном полотне» [Горшков, 1996, с. 95].

В последующем повествовании нашли отражение свойственные дан­ному типу изложения особенности: обозначение последовательных дей­ствий {свалили, оставили, попробовали, остановились, выпрыгнул, про­валился, влез и т.д.), использование особых слов, подчеркивающих по­следовательность действий {сперва, потом, опять). Отмечена особая роль глагольной лексики, в первую очередь глаголов движения и глаго­лов начинательного способа действия. Наблюдается характерная для по­вествования смена временного плана в формах глагола (например: лег­ла, легли, лежали).



Таким образом, тип изложения является одним из объективных факторов текстообразования, который определяет отбор и организацию языковых средств, наряду с другими обстоятельствами.

5. Жанр. Как объективный экстралингвистический фактор тексто­образования жанр исключительно важен в речевом общении. Есть жан­ры, ориентированные на гармоничное общение (комплимент, похвала, соболезнование и т.д.), и жанры, направленные на осложнение речевого контакта участников коммуникации (выговор, порицание, замечание и т.д.) — см. подробнее: [Болотнова, 1996[а]].

Ввиду того, что жанроцентрическое направление является особен­но актуальным в современной коммуникативной лингвистике и сфере обучения (см. работы Т.В. Шмелевой, Т.В. Матвеевой, М.Ф. Федосюка, В.Е. Гольдина, В.А. Салимовского, Л.Р. Дускаевой и др.), остановимся на определении жанра и его типов подробнее.

Известно, что основы теории речевых жанров были разработаны М.М. Бахтиным. Он определял речевые жанры как «относительно ус­тойчивые тематические, композиционные и стилистические типы вы­сказываний» [Бахтин, 1986, с. 255]. При этом «высказывание» в данном случае допускает разные определения, включая связь как с текстом, так и с предложением. Среди жанров называют, например: 1) сообщение, приветствие, просьбу; 2) спор, беседу и т.д.; 3) рассказ, поэму, роман и др. В связи с этим М.Ю. Федосюк (1997) предложил дифференциро­вать жанры высказываний и жанры текста.

Границы жанра связываются в концепции М.М. Бахтина со сменой субъектов речи и смысловой законченностью. Поскольку эти критерии



Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования


не всегда совпадают и интерпретация данной теории осложняется, М.Ю. Федосюк предлагает считать, «что речевые жанры — это устойчи­вые тематические, композиционные и стилистические типы не выска­зываний, а текстов» [Федосюк, 1997, с. 104].

До недавнего времени вопрос о классификации речевых жанров ос­тавался неясным. Плодотворная попытка определиться в этом сложном вопросе была предпринята М.Ю. Федосюком (1997). М.М. Бахтин раз­личал простые (первичные) жанры, характерные для непосредственно­го общения, сложные (вторичные), выделяющиеся в рамках художе­ственного, научного и других форм «культурного общения». М.Ю. Фе­досюк (1997) предложил дифференцировать простые {элементарные) жанры (сообщение, похвала, приветствие и т.д.) и сложные (комплекс­ные) состоящие из компонентов, каждый из которых является текстом определенного жанра. Комплексные жанры, по мысли автора, делятся на монологические (утешение, убеждение, уговоры) и диалогические (дис­куссия, спор, ссора).

Интересна типология речевых жанров Т.В. Шмелевой (1992): по цели дифференцируются информативные речевые жанры (сообщение, подтверждение, сомнение и т.д.); оценочные (похвала, упрек, выговор и т.д.); перформативные, связанные с ритуалами (приветствие, представ­ление, знакомство и т.д.); императивные, призванные содействовать осу­ществлению событий (просьба, совет, инструкция, приказ и др.).

Среди новых теорий речевых жанров отметим концепции В.А. Са-лимовского (2002) и Л.Р. Дускаевой (2004). Концепция речевых жан­ров В.А. Салимовского, реализуемая на материале научных академичес­ких текстов, основана на их функционально-стилистической трактовке с учетом видов социокультурной деятельности, формами которой они являются. Жанры речи рассматриваются исследователем как «культур­ные формы (модели, образцы), в соответствии с которыми в текстах объективируются социально необходимые виды духовной деятельнос­ти» [Салимовский, 2002, с. 204]. Автор предлагает описывать жанровые формы как актуализацию «типового авторского замысла, соответству­ющего определенной социокультурной целеустановке, посредством не­которой системы коммуникативно-познавательных действий» [там же, с. 204].

Л.Р. Дускаева классифицирует газетные речевые жанры «на основе типовых целеустановок, которые реализуются в политико-идеологичес­кой сфере общения для социального ориентирования аудитории и фор­мируются с учетом жанровой гипотезы об адресате» [Дускаева, 2004, с. 20]. Газетные речевые жанры рассматриваются на материале моноло­гических, диалогических и макродиалогических типов текстов. Взяв за основу классификации целеустановку диалога автора и читателя, автор


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования



В описании снежной бури использованы характерные для данного типа изложения прилагательные {сухой, резкий) и наречия {сразу, дико, страшно), метафора (ревел). Формы глагольного времени в данном фраг­менте обозначают в соответствии с особенностями описания «не после­довательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плос­кости, как бы на одном живописном полотне» [Горшков, 1996, с. 95].

В последующем повествовании нашли отражение свойственные дан­ному типу изложения особенности: обозначение последовательных дей­ствий {свалили, оставили, попробовали, остановились, выпрыгнул, про­валился, влез и т.д.), использование особых слов, подчеркивающих по­следовательность действий {сперва, потом, опять). Отмечена особая роль глагольной лексики, в первую очередь глаголов движения и глаго­лов начинательного способа действия. Наблюдается характерная для по­вествования смена временного плана в формах глагола (например: лег­ла, легли, лежали).

Таким образом, тип изложения является одним из объективных факторов текстообразования, который определяет отбор и организацию языковых средств, наряду с другими обстоятельствами.

5. Жанр. Как объективный экстралингвистический фактор тексто­образования жанр исключительно важен в речевом общении. Есть жан­ры, ориентированные на гармоничное общение (комплимент, похвала, соболезнование и т.д.), и жанры, направленные на осложнение речевого контакта участников коммуникации (выговор, порицание, замечание и т.д.) — см. подробнее: [Болотнова, 1996[а]].

Ввиду того, что жанроцентрическое направление является особен­но актуальным в современной коммуникативной лингвистике и сфере обучения (см. работы Т.В. Шмелевой, Т.В. Матвеевой, М.Ф. Федосюка, В.Е. Гольдина, В.А. Салимовского, Л.Р. Дускаевой и др.), остановимся на определении жанра и его типов подробнее.

Известно, что основы теории речевых жанров были разработаны М.М. Бахтиным. Он определял речевые жанры как «относительно ус­тойчивые тематические, композиционные и стилистические типы вы­сказываний» [Бахтин, 1986, с. 255]. При этом «высказывание» в данном случае допускает разные определения, включая связь как с текстом, так и с предложением. Среди жанров называют, например: 1) сообщение, приветствие, просьбу; 2) спор, беседу и т.д.; 3) рассказ, поэму, роман и др. В связи с этим М.Ю. Федосюк (1997) предложил дифференциро­вать жанры высказываний и жанры текста.

Границы жанра связываются в концепции М.М. Бахтина со сменой субъектов речи и смысловой законченностью. Поскольку эти критерии


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования



выделяет информирующие жанры (они направлены на отражение дей­ствительности и далее делятся на основе «содержательных ожиданий адресата»); оценочные жанры (они делятся на оценивающие действи­тельность и оценивающие другие мнения); побудительные жанры (они дифференцируются «в зависимости от того, к каким действиям побуж­дается адресат, какую активность у него предполагается вызвать»).

В итоге среди информационных речевых жанров исследователь выделяет и описывает такие жанровые модели, как «Ход события», «Пространство действий», «Причины события», «Событие и его послед­ствия». К оценочным жанрам Л.Р. Дускаевой отнесены: «Оценка и про­гноз общественных изменений», «Оценка последовательности и причин социальных действий, ведущих к изменениям» и др. Побудительные жанры включают, например, жанровые модели: «Определение целей и задач общественной деятельности», «Побуждение к выбору варианта ре­шения общественной проблемы» и др. Новый подход к выделению га­зетных жанров в аспекте категории диалогичности представляется ин­тересным и перспективным.

Информация о жанрах важна не только при анализе текста как фор­мы коммуникации, но и в обучении текстовой деятельности. При этом необходимо рассматривать жанр как один из многих значимых призна­ков текста в процессе его создания. В связи с этим представляется дис­куссионным рассмотрение речевого жанра как текста «определенного стиля с определенной смысловой структурой» [Ладыженская, 1996]. Жанр — это не текст, а важнейший фактор текстообразования, опреде­ляющий структуру текста, его семантику и прагматику наряду с други­ми факторами текстообразования.

Так, текст «Жизнь без гриппа и простуды» [Аргументы и факты, 2005, № 1—2, с. 9] был явно ориентирован на жанр рекламы:

Болеть не любит никто. Но мало кто в наше время может похвас­таться «железным» здоровьем. Плохая экология, постоянные стрессы нарушают работу иммунной системы. Организм зачастую не в состоя­нии самостоятельно справиться с атакой возбудителей таких инфекци­онных заболеваний, как грипп и ОРВИ. Как ему помочь?

Недавно отечественными учеными специально для маленьких де­тей был разработан новый препарат Анаферон детский, обладающий им-мунностимулирующими свойствами и отличающийся уникальной бе­зопасностью. От препаратов, содержащих интерфероны, он отличается тем, что не привносит вещества извне, а стимулирует организм на выра­ботку собственных интерферонов.

Благодаря этому препарат сразу получил широкое распространение для профилактики и лечения простудных заболеваний у детей.

Но сегодня появилась новая форма препарата, теперь уже для взрос­лых пациентов.


I





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 545 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...