Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование. Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок




Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть, — Узора милого не зачеркнуть.

Лирическое стихотворение О.Э. Мандельштама содержит эстети­ческую информацию, хотя и не лишено логической информации. Осо­бенностью эстетической информации является отражение автором зна­ний о мире в образной форме в целях самовыражения и художественного воздействия на адресата. Размышления лирического героя о вечности и месте человека в ней, о смысле жизни и радости «дышать и жить» со­звучны каждому читателю. Выраженные в изящной художественной форме, они не оставляют читателя равнодушным. Сопереживание воз­никает не только благодаря теме, имеющей общечеловеческую сущность, но и благодаря поэтическому мастерству автора, владеющего искусст­вом слова, приглашающего читателя к сопереживанию. Творческий диа­лог с ним возникает благодаря риторическим вопросам и общению в спокойной рассуждающей манере. Ответная лирическая эмоция чита­теля, отражающая эстетическое впечатление от текста, возникает на ос­нове умелого и органичного использования эпитетов (радость тихая; узор милый, неузнаваемый); метафор (темница мира, стекла вечности, муть мгновения, узор как «след человека в вечности»); сравнений лири­ческого героя с садовником и цветком (это можно интерпретировать, с одной стороны, как образное осмысление предопределенности свыше своего жизненного пути, а с другой — как признание активной роли че­ловека в своей судьбе).

Что же касается логической информации, то она является не глав­ной, а сопутствующей в данном тексте. Ее суть заключается в осознании человеком (лирическим героем, за которым стоит личность автора, и читателем) своего места в вечности, где каждому суждено оставить свой

след.

Lt;Р

Рассмотрим далее другие виды информации: содержательно-фак-туальную, содержательно-концептуальную и подтекстовую — в публи­цистическом текстев проблемной статье В. Костикова «Исповедь на русскую тему» (Аргументы и факты. 2005. № 5, с. 10):






Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...