Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Со о оо




Знание языковых

ресурсов,

умение их отбир ать,

организовывать в процессе

текстовой деятельности


           
 
 
   
 
   


Текстовая к омп етентность

Умение пр оявить свой взгляд на мир,

свою творческую индивидуаль но с ть в выборе жизненного материала и его отражении в слове; осознание индивиду аль ног о авторского стиля


Знание действительности, умение отражать ее в слове при текстообразовании и понимать на основе ин т ер пр ет анионной деятельности


Знания о сферах общения, ситуациях, условиях общения и умение

учитывать это при текстообразовании и восприятии текста

тт

Знание об адресате и умение

учитывать фактор адресата в процессе текстовой деятельности


О

В

I I

S

§

If


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования



Текстовая деятельность, таким образом, опирается на языковую и коммуникативную компетенцию автора и адресата. Для их формирова­ния важно целенаправленное обучение личности.

Выделяют следующие виды текстовой деятельности: 1) текстообра-зующая; 2) текстовоспринимающая; 3) интерпретационная.

В сфере школьного обучения текстообразующая деятельность пред­полагает:

а) создание первичных текстов (сочинение-рассуждение, сочинение-
повествование, сочинение-описание; монолог-объяснение учителя;
монолог — ответ ученика; диалог и т.д.);

б) создание вторичных текстов (изложение, пересказ, аннотация; кон­
спект; тезисы, реферат и др.).

Текстовоспринимающая деятельность включает слушание и чтение как основу для декодирования сообщения. Интерпретационная деятель­ность направлена на создание нового («своего») текста, отражающего осознание адресатом авторской интенции (см., например, об этом: [Лек­сические аспекты смыслового анализа художественного текста в вузе и школе. Томск, 2001]).

Обучение текстообразующей и интерпретирующей деятельности является ключевой проблемой не только в области современного язы­кового образования, но и в сфере гуманитарного образования и культу­ры в целом. В процессе текстообразования в разных сферах общения важно знать текстовые нормы. Остановимся подробнее на данном по­нятии.

Понятие «текстовая норма» многозначно, и оно разработано недо­статочно в современной лингвистике. Какие значения имеет данный термин? Текстовая норма: 1) исторически сложившиеся, принятые в обществе относительно устойчивые правила текстовой деятельности, на основе которых создаются эталонные для определенной сферы обще­ния тексты; 2) система коммуникативно-прагматических, жанрово-сти-листических, композиционно-речевых и других норм, соответствующая определенному типу текста, отражающая его многоплановость, комму­никативную сущность, лингвистическую природу и экстралингвисти­ческую ориентацию; 3) гармоничная организация всех элементов струк­туры текста в соответствии с авторским замыслом и ориентацией на ад­ресата.

Рассмотрим подробнее каждое из определений.

1. Текстовая норма на уровне узуса (ср. первое значение термина) отражает имеющиеся в обществе правила и традиции эффективной тек­стовой деятельности в различных сферах общения, лучшие образцы ко­торой служат эталоном для порождения текстов, типичных для каждой из сфер общения. Представление об эталоне соответствующего типа


Ж



Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования



текстов, характерном для определенного этапа развития общества,

определяет текстовую деятельность носителей языка, порождающих подобные тексты. Для текстовой нормы, интерпретируемой таким об­разом, характерны относительная устойчивость, создающая условия для понимания автора и адресата, и вариативность, открывающая воз­можность дальнейшего развития, совершенствования текстовой деятель­ности коммуникантов.

2. Принимая во внимание многоплановый характер текста, его ком­муникативную сущность; объективные и субъективные, лингвистичес­кие и экстралингвистические факторы, определяющие первичную и вто­ричную текстовую деятельность; основные компоненты структурной организации текста и его речевую природу, целесообразно рассматри­вать текстовую норму в широком смысле как систему текстовых правил (норм) в соответствии с которыми создается текст как сложный мно­гоаспектный феномен (см. второе значение термина).

С этой точки зрения текстовая норма как понятие, имеющее слож­ную структуру, включает в себя:

1) коммуникативно-прагматические текстовые нормы, определяющие
эффективность текстовой деятельности на основе учета фактора
адресата, выбора оптимального канала связи с ним; соответствия
текста сфере и ситуации общения, следования речевому этикету;

2) нормы формирования содержательного плана текста, отражающие
адекватность отбора материала действительности, стоящей за тек­
стом (фактов, событий), авторской интенции, целям и задачам об­
щения; предполагающие соответствие содержательного плана тек­
ста теме, идее (авторскому замыслу); этическим и эстетическим нор­
мам, принятым в обществе в рамках данной сферы общения;

3) жанрово-стилистические текстовые нормы, предполагающие ори­
ентацию текстовой деятельности носителей языка на соответствие
создаваемого текста законам определенных жанров и стилей с уче­
том лингвистических и экстралингвистических жанрообразующих
и стилеобразующих факторов, средств, стилевых черт;

4) композиционно-речевые текстовые нормы, включающие правила
формальной организации текста: а) мотивированную последователь­
ность частей в развертывании содержания, их логичность и пропор­
циональность, эффективность зачина и концовки, оправданный
выбор композиционно-речевых приемов; б) соблюдение различных
языковых норм, важных для понимания текста адресатом: фонети­
ческих, орфоэпических
(в условиях устного общения), орфографи­
ческих, пунктуационных
(в сфере письменного общения), лексичес­
ких, морфологических, синтаксических, словообразовательных, сти­
листических.
Отметим, что в художественных текстах возможны
эстетически оправданные отступления от языковых норм;


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования




5) текстовые нормы, связанные с его техническим оформлением: пред­полагающие точность цитирования и оформления сносок, статис­тических данных, библиографии; включающие деление текста на аб­зацы; обоснованный выбор дополнительных графических средств, шрифта и т.д.

Данная трактовка текстовой нормы учитывает комплекс факторов: 1) место текста в структуре универсальной модели речевой коммуника­ции P.O. Якобсона (1975); 2) уровни модели языковой личности [Кара­улов, 1987], стоящей за текстом; 3) коммуникативные качества речи, которым должен отвечать текст как речевое произведение; 4) основные признаки и системные качества текста [Сидоров, 1987]. Остановимся подробнее на характеристике этих норм.

Коммуникативно-прагматические текстовые нормы основаны на учете таких компонентов модели речевой коммуникации, как автор, адресат, контакт (канал связи); опираются на мотивационный и тезау­русный уровни в модели языковой личности; ориентированы на комму­никативные качества речи — уместность, коммуникативную целесооб­разность, точность; формируют цельность и модальность текста; опре­деляют его регулятивность (способность управлять познавательной деятельностью адресата).

Текстовые нормы формирования содержательного плана речево­го сообщения отражают соотнесенность текста с действительностью, стоящей за ним; опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенциального адресата; опреде­ляют такие качества речи, как точность, уместность; формируют смыс­ловую завершенность, отдельность, цельность текста; информативность и интегративность как его системные качества.

Текстовые жанрово-стилистнческие нормы обусловлены каналом связи автора и адресата (в проекции на модель речевой коммуникации P.O. Якобсона); опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности коммуникантов; связаны с коммуникатив­ными качествами речи — уместностью и коммуникативной целесооб­разностью; формируют системные качества текста: интегративность, структурность и регулятивность, а также его цельность и смысловую завершенность.

Текстовые композиционно-речевые нормы определяются факто­ром адресата, интенциями автора, соотнесенностью с языком (кодом), спецификой канала связи (в проекции на модель речевой коммуника­ции); формируются на основе вербально-семантического, тезаурусного и мотивационного уровней языковой личности автора и адресата; свя­заны с такими коммуникативными качествами речи, как уместность, богатство, точность, ясность, выразительность, логичность; формиру-




Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования


ют связность текста и его модальность, а также системные качества: ин-тегративность, структурность, информативность, регулятивностъ. Текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста,

отражают своеобразие канала связи автора и адресата в проекции на модель речевой коммуникации; ориентированы на мотивационный и тезаурусныи уровни языковой личности адресата; определяют точность и ясность речевых сообщений; формируют цельность и модальность текста; его регулятивностъ и информативность.

3. На уровне индивидуальной текстовой деятельности и подхода «от текста» с учетом его двойной системности [Кожина, 1977; 1983; 1993] — не только языковой, но и речевой, обусловленной авторским замыслом, — текстовая норма интерпретируется как гармоничное соответствие всех элементов текста, его формы и содержания авторской интенции и ори­ентации на адресата (см. третье значение термина). В этом случае тек­стовую норму можно рассматривать как «форму взаимосодействия меж­ду компонентами, которая является наиболее благоприятной для полу­чения запрограммированного результата» [Стоянович, 2004, с. 62], соответствующего замыслу автора.

В последние годы предпринимаются попытки рассмотрения гармо­ничной организации текста не только с точки зрения коммуникативно­го подхода к нему (например, в рамках коммуникативной стилистики текста), но и с точки зрения структурно-системного подхода (работы Н.В. Черемисиной, К.Э. Штайн и др.) и синергетического (Г.Г. Москаль-чук, Н.А. Манаков и др.) с выявлением элементов симметрии и асим­метрии в структуре текста, изучением коэффициентов их присутствия в разных местах текста (данный подход требует дальнейшей разработ­ки).

В связи с коммуникативной сущностью текста текстовая норма включает обязательную ориентацию на адресата, т.е. она предполагает выбор определенной регулятивной стратегии, различных регулятивных средств и структур, обусловленных целями и мотивами автора. Посколь­ку за текстом стоят не только языковые личности автора и адресата, но и язык (код), действительность, канал связи (ср. модель речевой ком­муникации P.O. Якобсона), текстовая норма предполагает такой отбор и организацию языковых средств, которая наиболее соответствует со­держанию (ср. связь с компонентом «действительность»), каналу связи (ориентации на стилистический узус, жанровые каноны, сферу обще­ния, характер ситуации и т.д.) и фактору адресата.

На гармоничное общение автора и адресата и ориентирована тек­стовая норма, имеющая коммуникативный характер и фокусирующая интенции участников общения. В связи с этим текстовая норма связана с понятием «коммуникативные универсалии» [Болотнова, 1992; 2001].





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 747 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...