Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 14. Общество и его проблемы



Понятие общества. Основные подходы к исследованию общества в истории философии. Социальная философия как продукт новейшей истории и отражение проблем эпохи. Основные течения: философия истории, марксизм, либеральная концепция, неофрейдизм.

Философия истории – исследование генезиса общественной жизни, феноменов культуры и цивилизации. “Линейные” и “циклические” интерпретации истории: Г.В.Ф. Гегель, А. Тойнби, К. Ясперс. Критика европоцентризма и идея равноценности всех народов. Культура и цивилизация, “душа” и “плоть” мировой истории в учениях О. Шпенглера, Н. Бердяева, Н. Данилевского.

Марксизм – модель общественного развития с классовых позиций наемного труда. История как процесс развития и смены ОЭФ (общественно-экономических формаций). Капитализм как мир тотального отчуждения. Движущие силы истории. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Классовая борьба – движущая сила развития общества. Роль отдельной личности. Историческая миссия пролетариата. Коммунизм – социальный идеал и эпоха свободной индивидуальности. Преобразование марксизма В.И. Лениным: учение об империализме как высшей стадии капитализма; теория социализма; изменение учения о диктатуре пролетариата.

Неомарксизм в ХХ веке, его центральное понятие “отчуждение”. Актуальность идей неомарксизма в философии и социуме.

Либеральная концепция – паттерн общественного развития с классовых позиций собственника. Эволюция либерализма. Классическая либеральная концепция: идеи А. Смита, Дж. С Милля. Свобода как абсолютная ценность “разумных” людей. Деградация наемного работника как вызов обществу. Социалистическая революция и трансформация капитализма. Социал-либерализм ХХ века. Разновидности социального государства: кейнсианское государство в Европе и “общества массового потребления ” в США. Усиление коммунистической идеологии в странах капитала. Начало идеологической войны неолиберализма. “Дорога к рабству ” Ф.А. Хайека – защита безудержной рыночной экспансии, свертывания социальных программ и национализации. Создание “мозговых центров” борьбы с коммунистическими идеалами. Выращивание политических лидеров и использование интеллектуальных элит для защиты прав меньшинства. Современность как утрата прав и свобод большинства. Кризис неолиберализма.

Попытки преодоления неолиберальной теории: концепции постиндустриального и информационного обществ. Формирование предпосылок теории информационного общества в рамках концепции индустриального общества Д.К. Гэлбрейта. Главные идеи работ Гэлбрейта “Новое индустриальное общество” и “Экономические теории и цели общества”: 3 стадии общественного развития (доиндустриальное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество). Характеристики и особенности жизни общества на каждой из трех стадий. Принципы цивилизации индустриального общества: синхронизация, специализация, стандартизация, концентрация, максимизация и централизация. Концепция деидеологизации обществ, принадлежащих к двум различным социальным системам; идея их конвергенции.

Информационная революция и две ее составляющие: компьютерная и телекоммуникационная революции. Возникновение информационного общества как результата информационной революции. Смена принципов организации общественной жизни: замена синхронных ритмов машинного производства социальными ритмами; производство информации становится новым способом создания общественного богатства; появление символического капитала (знаний); деспециализация; индивидуализация; оптимальное сочетание больших и малых производств; появление временных коллективов как новой формы организации труда; просьюмеризм; децентрализация и деурбанизация. Новые возможности для человека информационного общества. Необходимость и возможность создания глобальной экономики.

Понятие глобального мира и глобализации. Глобальный мир как универсум обостряющихся социальных противоречий. Глобальное неравенство, крушение национальных государств, господство транснациональных корпораций – условия общественного развития в новейшей истории.

Размышления о месте и роли России в историческом процессе.

Планы проведения семинарских занятий

Тема 1. Философия как подсистема культуры и вид знания

Вопросы:

1. Предмет философии.

2. Структура философского знания.

3. Значение философии.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Проблема происхождения философии.

– Философия как учение о бытии.

– Современные мыслители о предмете философии.

– Соотношение философии, науки и религии.

– Структура философского знания.

– Методологическое значение философии.

Основные философские термины

(их смысл необходимо понимать):

этимология, античная философия, средневековая философия, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия, философия, мировоззрение, объект знания, предмет знания, метод получения знания, универсум, онтология, социальная философия, антропология, праксиология, аксиология, культурология, этика, эстетика, гносеология.

Основная литература

Введение в философию: Учебное пособие для высших учебн. заведений / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Изд-во "Республика", 2004. С.3-36.

Дополнительная литература:

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Лосев А.Ф. Мифология // Философская энциклопедия. М.,1964.Т.3.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

Мифологический словарь. М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991.

Славянская мифология / Энциклопедический словарь. М., 1995.

Соловьев В.С. Несколько слов о настоящей задаче философии// Соловьев В.С. Собр. Соч. В 2-х тт. М., 1989. Т.1. С.15-18.

Степин В.С. Философия // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М., 2000-2001. Т. IV. С. 195-200.

Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. Соч. М., 1990.

Хайдеггер М. Что это такое — философия? // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 85-93.

Тема 2. Восточные традиции философствования (Индия и Китай)

Вопросы:

1. Философия буддизма.

2. Джайнская философия.

3. Концепции атмана и Брахмана в веданте.

4. Конфуцианство и даосизм: различия в понимании целей человеческой жизни.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

1. Можно ли считать «Ригведу» философским сочинением?

2. Этическое учение «Бхагавадгиты»?

3. Главная жизненная ценность, согласно «Мокшадхарме».

4. Чему учили чарваки-локаятики, согласно «Сарва-даршана-самграхе» Мадхавы?

5. Основные идеи джайнской философии в «Таттвартха-адхигама-сутре» Умасвати.

6. В чем разница между четырьмя благородными истинами буддистов и десятью заповедями христианства?

7. Почему Будда не Бог?

8. Можно ли назвать атомизм вайшешиков «материализмом»?

9. Чему нас может научить йога?

10. Как Шанкара понимает душу?

11. Учение Конфуция о благородном муже.

12. Идеал совершенного мудреца, согласно Лао-цзы?

Основные философские термины:

аджива, адхарма, акаша, астика, атман, благородный муж, Брахман, ваджраяна, восьмеричный путь, дао, даршана, джива, дигамбары, дхарма, Ишвара, йога, карма, махаяна, настика, недеяние, низкий человек палийский канон, прамана, пудгала, чарвака-локаята, четыре благородные истины, шветамбары, шраман.

Основная литература

История философии: Учебник для вузов /Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М,: Академический проект, 2008. 2-е изд.С. 7-76.

Дополнительная литература:

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С.69—180.

Атхарваведа. Избранное / Пер., коммент. и вступ. ст. Т.Я. Елизаренковой. М., 1975.

Беседы и суждения Конфуция / Исслед., пер. с кит., коммент. М., 1998.

Брахмаджала-сутта. Саманнапхала-сутта. Поттхапада-сутта // Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997. С. 213—296.

Брахмасутры. Комментарий Шанкары // Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 224—232.

Брихадараньяка-упанишада // Упанишады / Пер. с санскрита, исслед., коммент. и Приложение А. Я. Сыркина. Изд. 2-е, доп. М.,2000. С. 11-237.

Бхагавадгита / Пер. с санскрита, исслед. и примечания В. С. Семенцова. Изд. 2-е, исправл. и дополн. М., 1999.

Васубандху. Абхидхармакоша. Разд. 1. Анализ по классам элементов / Пер. с санскр., введение и комментарий, историко-филос. исследование В.И. Рудого (Bibliotheca Buddhica, XXV). М., 1990.

Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963; 1972.

Древнекитайская философия: В 2 тт. М., 1972–1973.

Духовная культура Китая: Энциклопедия в пяти томах / Главн. ред. М.Л. Титаренко.М.: Восточная литература, 2006-2010. Т. 1. Философия.

Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. М.: ИФ РАН, 2008.

Классическая йога. («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / Пер. с санкрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого). М., 1992.

Конфуций. Луньюй. Изречения.. М.: «ЭКСМО», 2004.

Кундакунда. Правачана-сара. Панчастикая-сара. Нияма-сара. Самая-сара // Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религионой традиции джайнизма. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. С. 214-299.

Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005.

Мистерия Дао: Мир «Дао дэ цзина» / Сос., пер., исслед. А.А. Маслова. М., 1996.

Нагарджуна. Коренные строфы о Срединности и Толкование «Коренных строф о Срединности» // Андросов В. П. Учение Нагарджуны о срединности: исслед. и пер. с санскр. «Коренных строф о Срединности» («Мула-мадхбямака карика»); пер. с тиб. «Толкования коренных строф о Срединности [называемого] Бесстрашным [опровержением догматических воззрений]» («Мула-мадхьямака-вритти Акутобхайя»). М.: Вост. лит., 2006. С.209-448.

Нагарджуна. Сутра сердца. Там же. С.505-519.

Переломов Л.С. Конфуций. «Лунь юй» / Исслед., пер. с кит., коммент. М., 1998.

Ригведа / Изд. подгот. Т. Я. Елизаренкова: Мандалы I—IV М., 1989; Мандалы V-VIII. M., 1995; Мандалы IX-X. М., 1999.

«Сарва-даршана-самграха» Мадхавы // Степанянц М.Т. Восточная философия. М, 1997. С. 131—136.

Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао-дэ цзин» / Перев. Е.А. Торчинова. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.

Умасвати. Таттвартха-адхигама-сутра. 1,2, 5, 6, 9, 10-я главы // Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религионой традиции джайнизма. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. С. 300-308.

Тема 3. Античная философия

Вопросы:

1. Основные идеи Милетской школы философии.

2. Диалектика Гераклита.

3. Учение элеатов о бытии.

  1. Основные идеи атомистического учения Левкиппа-Демокрита.

5. Пифагорейские числа–первоначала мира.

6. Софисты и их роль в античной культуре.

7. Философские идеи Сократа и сократический метод обнаружения истины.

8. Учение Платона об идеях.

9. Учение Аристотеля о четырех причинах вещей.

10. Аристотелевская классификация наук.

Основные философские термины:

доксограф, архе, апейрон, апория, диалектика, логос, бытие, сократический метод, ирония, майевтика, субъективизм, субъективный идеализм, атом, плюрализм, монизм, идея, объективный идеализм, материя, идеальное государство форма, научное знание, сущее, сущность, возможность и действительность, категория, теология, эмпирический.

Основная литература:

Введение в философию. С. 40-55.

Дополнительная литература:

Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М., 1984.

Антология мировой философии. Т.1. Ч.1,2. М. 1969.

Аристотель. Метафизика; О душе// Собр. соч. в 4-хт. М., 1975-1984. Т.1.

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1993.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

История философии. Запад - Россия – Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. М., 1995. Кн. 1, 2.

Лукреций. О природе вещей. М., 1983.

Пифагорейские золотые стихи, с комментариями философа Гиерокла / Пер. с древнегреч. И.Петер. М., 1995.

Платон. Собр. соч. в 3-хт. М., 1968-1972.

Плиний Младший. Письма Плиния Младшего. М., 1984.

Плутарх. Сочинения. М., 1983.

Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб., 1994. Ч.1. Античность.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986.

Секст Эмпирик. Сочинения в 2-хт. М., 1975-1976.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989.

Тацит К. Сочинения в 2-хт. М., 1969.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-хт. М., 2008.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2003.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Что удалось и что не удалось во время “первой навигации” физикам?

– Чему учат апории Зенона?

– Главные достижения пифагорейцев.

– Этика пифагорейцев.

– Роль софистов в развитии античной философии.

– Метод и значение философии Сократа.

– Философский смысл диалога Платона “Тимей”.

– Чему учит платоновский диалог “Софист”?

– Как понимается справедливость в “Государстве” Платона?

– Учение о четырех причинах вещей в “Метафизике” Аристотеля;

– Какую роль в теории познания сыграли определения науки и научного знания у Аристотеля?

– Учение Аристотеля о душе.

– Этика Аристотеля.

– Какие философские проблемы поднимаются в “Политике” Аристотеля?

Тема 3. Средневековая философия

Вопросы:

1. Историко-культурный контекст появления средневековой философии.

2. Особенности средневековой философии и основные этапы ее развития.

3. Главные идеи и проблемы средневековой философии:

а) онтологические;

б) гносеологические (три направления в теории познания: реализм, концептуализм и номинализм);

в) антропологические.

4. Значение средневековой философии.

Основные философские термины:

акциденция, догмат, креационизм, моногамная семья, монотеизм, номинализм, парадигма, патристика, реализм, субъект, субстанция, схоластика, универсалия, эвристика, экзегетика.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Философские проблемы “Библии”;

– Гуманистические идеи Ф. Петрарки высказанные в сочинении “О средствах против превратностей судьбы”.

– В чем философский смысл “Исповеди” Августина?

– Как Боэций предлагает “утешаться философией”?

– Главные проблемы и идеи средневековой философии.

Основная литература:

Введение в философию. С. 58-71.

Дополнительная литература:

Абеляр П. История моих бедствий. Да и нет. М., 1993.

Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Вопросы философии. 1995. № 3.

Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.

Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970.

Библия (любое издание).

Бонавентура. О возвращении наук к теологии. Путеводитель души к Богу // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 132-171.

Боэций. “Утешение философией” и другие трактаты. М., 1990.

История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 1. М., 1995. С. 245-376.

Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. Ростов-на-Дону, 1998.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 2. Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). СПб., 1994.

Фома Аквинский. Сумма теологии I-II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Вопросы:

1. Особенности философии эпохи Возрождения.

2. Гуманистические идеи Данте, Петрарки, Валлы, Фичино и Эразма Роттердамского.

3. Развитие натурфилософии в сочинениях Парацельса, Кузанского, Коперника, Бруно.

4. Социальная философия Н. Макиавелли и Т. Мора.

5. Подготовка научной революции ХVII века мыслителями Ренессанса (на примере Леонардо да Винчи).

6. Значение философии Возрождения.

Основные философские термины:

апатия, гуманизм, натурфилософия, пантеизм, Ренессанс, Реформация, секуляризация, утопия, фатум, фортуна.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Почему “Божественная комедия” Данте считается гуманистическим произведением?

– Что делает “Утопию” Томаса Мора идейным источником социализма?

– Как решает Макиавелли проблему власти в “Государе”?

– За что Эразм Роттердамский “хвалит” глупость?

– В чем выражается антропоцентризм миропонимания людей эпохи Возрождения в отличие от теоцентризма средневековья?

– Основное содержание гуманизма эпохи Возрождения.

– Что и как возрождали гуманисты?

– В чем отличия авторитета науки от авторитета священного писания?

Основная литература:

Введение в философию. С.71-78.

Дополнительная литература:

Бруно Д. Диалоги. М., 1949.

Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1961, или БВЛ (Библиотека Всемирной литературы). Т. 28.

История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. II. Философия ХV-ХIХ вв. М.,1996. С.2-68.

Кузанский Н. Об ученом незнании //Соч. в 2-х томах. М., 1979-1980.

Макиавелли Н. Государь // Избр. соч. М., 1982.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998.

Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 2. Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). СПб., 1994.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. Учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2003.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости // БВЛ. Т. 33. М., 1971.

Тема 5. Философия Нового времени

Вопросы:

1. Социокультурные предпосылки философии Нового времени.

2. Онтология как учение о субстанции в философии Нового времени.

3. Эмпиризм Нового времени.

4. Специфика европейского рационализма XVII-XVIII вв.

5. Критическая философия И. Канта.

6. Философская система Г.В. Ф. Гегеля.

Основные философские термины:

априорные формы чувственности, рассудка и разума, атрибут, “врожденные идеи”, дедукция, диалектический метод, дуализм, естественное право”, “естественное состояние”, законы диалектики, “идолы” как препятствия на пути достижения истины, имманентный, индукция, интроспекция категорический императив, “методическое сомнение”, модус, монада, монизм, “общественный договор”, опыт, первичные и вторичные качества плюрализм (в онтологии), “предустановленная гармония”, рационализм, субстанция, субстанция духовная (мыслящая) и субстанция материальная (телесная), трансцендентальный, трансцендентный, феномен (явление) и ноумен (вещь-в-себе), феноменализм, эмпиризм.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Критика Ф. Бэконом “идолов” и его проект “Великого восстановления наук”.

– “Радикальное сомнение” Р.Декарта и его учение об интеллектуальной интуиции.

– Социально-философские концепции Т. Гоббса и Дж. Локка.

– Сенсуализм (учение об опыте и познании) Дж. Локка.

– Пантеизм Б. Спинозы.

– Монадология Г. Лейбница.

– Имматериализм Дж. Беркли.

– Скептицизм Д. Юма.

– “Коперниканский переворот” И. Канта в философии.

– Учение И. Канта об априорных формах чувственного созерцания, рассудка и разума.

– Этика И. Канта.

Основная литература:

Введение в философию. С.71-106.

Дополнительная литература:

Антология мировой философии. Т.2. М., 1970. С.192-222, 231-295, 333-357, 365-379, 412-442, 449-486, 507-530, 574-598; Т.3. М., 1971. С.89-394.

Бэкон Ф. Новый Органон//Бэкон Ф. Соч. в 2-хт. М., 1971-1972. Т.2. С.7-82.

Бэкон Ф. Новая Атлантида//Бэкон Ф. Соч. в 2-хт. М., 1971-1972. Т.2. С.489-524.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. Введение. С.84-104.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Учебник. 2-е изд. М., 2003.

Декарт Р. Рассуждение о методе//Декарт Р. Соч. в 2-хт. М., 1989-94. Т.1. С.250-296.

Кант И. Критика чистого разума. М.,1994. Предисловие ко 2-му изд. Введение. С.14-46.

Лейбниц Г.В. Монадология//Лейбниц Г.В. Соч. в 4-хт. М., 1982-89. Т.1. С.413-429.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М., 2000-2001. 3-е изд. – 2010.

Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. Спб., 1996.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2003.

Тема 7. Русская философия

Вопросы:

1. Основные этапы развития русской философии и их характеристика.

2. Специфика отечественной философии. Особенности философской мысли в России 2-й четверти XIX-начала ХХ века.

3. Основные концепции представителей русской религиозной философии.

4. Идеи русских космистов.

Основные философские термины:

София-Премудрость, софиология, “Москва – Третий Рим”, вольтерианство, масоны, славянофилы, “соборность”, западники, почвенничество, толстовство, “всеединство”, космизм, “Общее дело”, биосфера, ноосфера, “русская идея”.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– “Философические письма” П.Я. Чаадаева как идейный исток дискуссий славянофилов и западников.

– Российские материалисты и их роль в истории Российской мысли.

– “Русская идея ” в работах русских философов.

– Преломление проблемы человека в творчестве Ф. М. Достоевского.

– Этические идеи Л.Н. Толстого.

– Философия истории Л.Н. Толстого.

– “Философия всеединства” В.С. Соловьева.

– Может ли реально объединить людей “общее дело” Н.Ф. Федорова?

– Есть ли сегодня творческий потенциал у социально-философских идей марксизма-ленинизма?

– Проект А.И. Солженицына по обустройству России.

– Экзистенциалистские идеи В.В. Розанова.

– Прав ли Н.А. Бердяев в своем понимании истоков и смысла русского коммунизма?

– Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева и ее нравственный смысл.

– Феноменология в России.

Основная литература:

Введение в философию. С.149-191, 262-284, 292-308.

Дополнительная литература:

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-XVII веков. М., 1990.

Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 2003.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989; 2003.

Гумилев Л.Н. От Руси до России. Спб., 1992.

Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.

Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, 2. Л., 1991.

История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья). М.,1995. С.446-477.

История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая. Философия XV-XIX в.). М., 1996. С.495-545.

История философии: Запад - Россия - Восток (книга третья. Философия XIX-XX в.). М., 1998. С.248-419.

Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Русские философы. Конец XIX-середина ХХ века. Антология. М., 1993.

Русский космизм. Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Грачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг. М., 1990.

Солженицын А.И. “Русский вопрос” к концу ХХ века // Новый мир. 1994. № 7.

Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? – Любое издание.

Соловьев В. Соч. в 2-хт. М., 1990.

Толстой Л.Н. Исповедь. М., 1991.

Философия: Учебник / Под ред. В. Д.Губина, Т.Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М., 1996; 2002; 2003. С.104-132.

Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Соч. М., 1989. С.11-344.

Тема 8. Проблема бытия

Учебные вопросы:

  1. Историческая эволюция понимания бытия и значение онтологии.
  2. Классическая онтология.
  3. Неклассическая онтология в философии XX века:
    – феноменологический анализ “чистого сознания”;
    – экзистенциализм о бытии человека (“сущность” и “существование”, “подлинное бытие”, “неподлинное бытие”, “пограничные ситуации”).

Основные философские термины:

бытие, “временность”, “жизненный мир”, ничто, онтология, “открытость”, пограничные ситуации, подлинное и неподлинное бытие, свобода, сущность и существование, “чистая” онтология, экзистенция, экзистенциалы.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Понимание экзистенции в лекции Ж.–П. Сартра “Экзистенциализм - это гуманизм”.

– Понимание М. Хайдеггером бытия в статье “Время и бытие”.

– Основные идеи работы М. Хайдеггера “Письмо о гуманизме”.

– Анализ вопросов онтологии в работе Н. Бердяева “Философия свободы”.

– Исследование проблемы бытия в работе Н. Бердяева “Смысл творчества”.

–Онтологические идеи “Библии” (или “Корана”).

Основная литература:

Введение в философию. С.339-363.

Дополнительная литература:

Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода//Вопросы философии. 1992. №8. С.145-157.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4-хт. Т.1. М., 1976. С. 65-70, 86-92, 119-125, 146-148, 180-181, 229-230.

Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1914.

Библия - любое издание.

Вольтер Ф.М. Философский словарь// Вольтер Ф.М. Философские сочинения. М., 1989. С.620-717.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Введение. Т.1. М., 1974. С.84-104.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. №7. С.136-176.

Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. №1. С.73-84.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995. С.49-104.

Платон. Государство. Книга 7 // Платон. Собр. соч. в 4 т. М., 1990-1994. Т.3. С.295-326.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2003.

Уайтхед А.Н. Процесс и реальность // Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С.272-303.

Философия. Учебник / Под ред. В Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М., 1996; 2002; 2003.

Фолкнер У. Шум и ярость. М., 1989.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1983. С.192 - 220.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.16-27, 192-220.

Хрестоматия по истории философии: от Шопенгауэра до Деррида. М., 2001.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.420-508.

Тема 9. Проблема человека

Вопросы:

1. Понятие философской, социальной и культурной антропологии. Человек как предмет философской рефлексии.

2. Проблема антропогенеза и варианты ее решения.

3. Антропологические идеи З. Фрейда и К. Г. Юнга.

4. Современная философия о проблеме человека.

Основные философские термины:

антропогенез, архетип, бессознательное, габитус, индивид, литосфера, личность, рефлексия, социальная антропология, тейярдизм, точка омега, трудовая теория антропогенеза, философская антропология, человек.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

1. Современная антропология о происхождении “человека разумного”.

2. Основные проблемы работы П. Тейяра де Шардена “Феномен человека”.

3. Вклад З. Фрейда в современное понимание человека.

4. Роль фрейдистских идей в либерализации морали ХХ в.

5.Что объясняет концепция архетипов коллективного бессознательного?

6. Основные жизнестроительные идеи книги Н. Козлова “Философские сказки ”.

7. Что значит “быть человеком”: брать или отдавать? (По книге Э. Фромма “Иметь или быть”).

8. Чему учит (или не учит) книга Э. Фромма “Искусство любить”?

9. Учение о Сверхчеловеке Ф. Ницше.

10. Проблема свободы и ответственности.

Основная литература:

Введение в философию. С.406-451, 473-484, 572-589.

Дополнительная литература:

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.

Антология мировой философии. Т.1-4. М., 1969-1972.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М., 1983,1996.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. М., 1986.

Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988.

Бурдьё П. Начала. М., 1994.

Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.

Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. М., 1986.

Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982.

Ильин И. Постстуктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.,1988.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Кёстлер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993. № 10.

Козлов Н. Философские сказки. Для обдумывающих житье. М., 1996.

Кон И. С. Открытие “Я”. М., 1978.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. (http://lacan.narod.ru)

Лакан Ж. Психоз и Другой. (http://lacan.narod.ru)

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: АСТ, 2002.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра - любое издание.

Подорога В.А. Власть и познание. (Археологический поиск у М.Фуко). // Власть. М., 1989.

Подорога В.А. Феноменология тела. М., 1995.

Проблема человека в современной западной философии. М., 1988.

Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. С.81-134; либо: Платон. Избранные диалоги. М., 1965. С.118-184.

Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.

Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

Стоун И. Страсти ума, или Жизнь Фрейда. М., 1994.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987; 2002.

Толстой Л.Н. Исповедь. М., 1991.

Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

Феномен человека (сборник философских текстов). М., 1993.

Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.

Фрейд З. Либидо. М., 1996.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1996; СПб., 2006.

Фрейд З. Тотем и табу. СПб., 2006.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

Фромм Э. Искусство любить. М., 1994.

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Изд-во МГУ — «Высшая школа», 2002. 3-е изд.

Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ в. М., 1995.

Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Философские науки. 1989. № 8.

Юнг К.Г. Йога и Запад. М., 1994.

Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.

Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах наблюдаемых в небе. М., 1993.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. Спб.,1994.

Тема 10. Философское учение о ценностях

Вопросы:

1. Ценностно-смысловые ориентации как неотъемлемая часть культуры. Проблемы философской аксиологии.

2. Индивидуальные и социальные ценности. Регулятивный характер ценностей.

3. Специфика моральных и религиозных ценностей.
4. Политико-правовые ценности и их специфика.

Основные философские термины:

аксиология, общественные и общечеловеческие нормы, мораль, свобода и права личности, этические категории: добро, долг, честь, добродетель, совесть и др.. эстетика, этика.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Этика стоицизма в сочинении Л.–А. Сенеки “Нравственные письма к Луцилию”.

– Этическое учение Канта.

– Учение о “переоценке всех ценностей” в философии Ф. Ницше.

– Проблема свободы и ответственности человека во французском экзистенциализме (Ж. П. Сартр, А. Камю, А. Мальро).

– Гуманизм А. Швейцера (по книге “Культура и этика”).

– Нравственно-религиозные искания в русской литературе и философии (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, Н. Лосский и др.).

– Мораль и политика: история и современность.

– “Золотое правило морали” и его культурное значение.

– Нужно ли государству воспитывать моральные качества своих граждан?

– Нужны ли сегодня десять заповедей Моисея?

– В чем преемственность и принципиальное отличие новозаветной морали от заповедей Моисея?

– В чем достоинства и недостатки морального учения Л.Н. Толстого?

– Как понимает А. Швейцер добро и зло в своей этике «благоговения перед жизнью»?

– Существует ли сегодня моральный идеал?

– Почему отсутствие у человека чувства долга и совести социально опасно?

– В чем отличия “свободы от…” от “свободы для…”?

– Прав ли Ж.-П. Сартр, утверждая, что оборотной стороной свободы является ответственность?

– Что такое “счастье” и можно и быть счастливым вечно?

– Удовольствия – добро или зло?

– Есть ли у человека нравственный долг перед самим собой?

– Если в Вашей жизни что-то идет “не так”, кто виноват: Вы или другие?

– Возможно ли нравственное предпринимательство?

– Все ли можно простить и нужно ли уметь прощать?

– Моральна ли ложь “во благо”?

– Каков смысл требования В.С. Соловьева: “Имей в себе Бога”? Возможно ли это?

– Что такое “эвтаназия” и нравственна ли она?

– Существует ли нравственная проблема смертной казни?

– Любовь – удовольствие, долг или искусство?

– Может ли жизнь без смысла быть счастливой?

– Можно ли говорить о прогресс в развитии морали?

Основная литература:

Введение в философию. С. 420-426, 523-526, 580-589.

Дополнительная литература:

Батай Ж. Проклятая доля. М., 2003.

Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2003.

Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики. М., 1987. С.69-86, 149-185, 201-216, 432-464.

История религии: Учебник для вузов: В 2 тт. / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. М., 2007.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М., 1991.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали // Соч.: В 2тт. М.,1990. Т.1

Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству. Там же. Т. 2.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Там же. Т. 2.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч.: В 2 тт. М.,1988. Т.1.

Сумерки богов. М., 1989.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Фуко М. Интеллектуалы и власть. М., 2002.

Тема 11. Проблема сознания

Вопросы:

1. Естественнонаучная и философская интерпретация проблемы сознания.

  1. Психика человека как инструмент информационного взаимодействия.
  2. Роль коммуникаций и языка в развитии сознания.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

1. Тайна сознания и ее разгадки в истории философии и психологии.

2. Эволюция сознания.

  1. Нервная система и познание.

4. Коммуникативный характер сознания.

5. Поле лингвистики и человеческое сознание.

6. Головоломки проблемы сознания.

Основные философские термины:

адаптация, аксон, аутопоэз, избирательность, интеллект, информационное взаимодействие, нейроны, мышление, ориентировочная деятельность, опережающее отражение, прогноз, прокариоты, психика, раздражимость, самосознание, синапс, сознание, ум, хромосомы, чувствительность, эукариоты.

Основная литература:

Введение в философию. С. 431-451.

Новая философская энциклопедия. Т.III. C.589-591.

Дополнительная литература:

Абрамова Н.Т. Несловесное мышление. М., 2002.

Арбиб М. Метафорический мозг. М., 1976.

Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: междис­циплинарный подход. М., 2003.

Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Нейролингвистическое программирование как практическая область когнитивных наук // ВФ. 2005. № 1. С.82-100.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

Бунге М. Несостоятельность психофизического дуализма // Философские науки. № 2. 1979.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М, 1982.

Выгодский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выгодский Л.С. Собр. соч. М., 1982. Т. 1.

Гудмен Н. Способы создания миров / Пер. с англ. А.Л. Ни­кифорова, Е.Е. Ледникова, М.В. Лебедевой, Т.А. Дмитриева. М., 2001.

Гуссерль Э. Амстердамские до­клады. Феноменологическая психология //Логос 1995. № 3; 1994. № 5.

Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. М., 1978.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. 2-е изд. М., 2002.

Когнитивная модель сознания // Эволюция. Мышление. Сознание / Под ред. И.П. Меркулова. М., 2004.

Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972.

Концепция виртуальных миров и научное познание / Ред. И.А. Ахчурин, С. Н.Коняев. СПб.,2000.

Куайн У.О. Слово и объект / Пер. с англ. А.З. Черняка, Т.А. Дмитриева. М., 2000.

Лекторский В.А. Сознание // Новая философская энциклопедия. М., 2001.С. 589—591.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

Леонть­ев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.

Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003.

Матурана У.Р., Варела Ф. Х. Древо познания. М., 2001.

Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.

Патнэм X. Философия сознания / Пер. с англ. Л.Б. Макее­вой, О.А. Назаровой, А.Л. Никифорова. М., 1999.

Поппер К. Объективное знание / Под ред. В.Н. Садовского / Пер. с англ. Д.Г. Лахути. М., 2002.

Прист С. Теории сознания / Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М., 2000.

Проблема сознания в современной западной философии / Под ред. Т.А. Кузьминой. М., 1989.

Райл Дж. Понятие сознания / Под ред. В.П. Филатова / Пер. с англ. М., 2000.

Рорти Р. Философия и зеркало природы / Пер. с англ. В.В. Целищева. Новосибирск, 1997.

Серль Дж. Открывая сознание заново / Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М., 2002.

Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.

Тьюринг А. Может ли материя мыслить? / Пер. с англ. М., 1960.

Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания. Концепция Дэниелла Деннета. М., 2004.

Тема 12. Познание как предмет философии

В опросы:

1. Учение о познании (гносеология) в структуре философского знания. Методологическое и мировоззренческое значение гносеологии.

2. Актуальные вопросы теории познания:

– субъект и объект познания; взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания;

– виды (обыденное, научное, философское, моральное, правовое и т. п.) и уровни знания (чувственное и рациональное);

– понятие о неявном знании;

– основные приемы мышления (абстрактного мышления): обобщение, сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция.

3. Познание как постижение истины.

– корреспондентная концепция истины;

– экзистенциально-онтологическая концепция истины М.Хайдеггера;

– когерентная, конвенциональная, прагматическая, "опытная" концепции истины.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Проблемы знания и языка.

– Эволюция концепций познания в аналитической философии.

– Неокантианские концепции познания В. Виндельбанда и Г. Риккерта.

– Герменевтическая традиция в анализе познания.

– Вера как конструктивный элемент познания. Вера и сомнение.

– Ценностные предпосылки в структуре познания.

– Теория познания как теория отражения.

– Роль неосознанного, бессознательного в познавательной деятельности.

– Классический и неклассический идеалы познавательной деятельности.

Основные философские термины:

восприятие, гипотеза, гносеология, истина, объект познания, ощущение, представление, рациональное познание, субъект познания, теория, чувственное познание, эпистемология.

Основная литература:

Введение в философию. С. 452-472, 538-571.

Дополнительная литература:

Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

Аналитическая философия: становление и развитие / Под ред. А.Ф. Грязнова / Пер, с англ. (колл). М., 1998.

Гадамер Г.–Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Голдстейн М. и Голдстейн И. Ф. Как мы познаем. М., 1984. С.33.

Грегори Р. Разумный глаз. М., 1986.

Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПБ.: РХГИ, 1998.

Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2002.

Кун Т. Структура научных революций. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. История науки и ее рациональные реконструкции. М.: АСТ, 2001.

Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1979.

Микешина Л.А. Философия науки: Учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция, Моск. психолого-соц. Ин-т, Флинта, 2005.

Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.

Тема 13. Философия природы

Вопросы:

1. Специфика взаимодействия человека и природы в различные исторические эпохи. Глобальные проблемы современности.

2. Учение о биосфере. Снятие угрозы глобальной катастрофы как трансформация биосферы в ноосферу.

3. Основные идеи докладов Римскому клубу и их роль в решении глобальных проблем.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Понятие биосферы, ее структура.
– Идеи В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена, Э. Леруа о ноосфере.
– Основные идеи доклада Римскому клубу “Пределы роста”.

– Понятие глобальных проблем и возможности их решения в современных условиях.

– Возможно ли этическое отношение к природе?

– Жизнь как ценность.

– Концепция устойчивого развития и ее реализация в России.

Основные философские термины:

глобальные проблемы, демографический взрыв, депопуляция, конвергенция, “новый экономический порядок”, “нулевой рост”, озоновая дыра, “оптимальный строй”, “органический рост”, парниковый эффект, природа, Римский клуб, устойчивое развитие, экология.

Основная литература:

Введение в философию. С.391-405, 590-608.

Дополнительная литература:

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Ч. 1, 2. М., 1977.

Вернадский В.И. Труды биогеохимической лаборатории. Вып.16. М., 1980.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Один мир для всех. Контуры глобального сознания. М., 1990.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980; 1985.

Первая глобальная революция /Доклад Римскому клубу. М., 1991.

Пределы роста / Доклад Римскому клубу. М., 1991.

Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии. 1995. №3. С.65-72.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2002.

Экологическая альтернатива. М., 1990.

Тема 14. Общество и его проблемы

Вопросы

  1. Представление об обществе в истории философии: основные подходы.
  2. Разновидности социально-философских учений: философия истории, марксизм, либеральная концепция.
  3. Специфика социальных теорий в период противостояния двух систем: теории индустриального и информационного обществ.
  4. Социальные концепции эпохи глобализации.
  5. Размышления о месте и перспективах России в историческом процессе.

Темы сообщений, эссе и рефератов:

– Понятие общества; сущность и структура общества.

– Общественно-экономическая формация и реальное общество.

– Живем ли мы в информационном обществе?

– Современное общество на пороге ХХI века: анализ проблем и перспектив развития.

– Хотим ли мы жить в тоталитарном обществе?

– Классовая борьба продолжается?

– Основные идеи книги К. Поппера “Открытое общество и его враги”.

– Возможен ли в России фашизм?

– Антиутопические идеи в книге Оруэлла Д. “Ферма животных”.

– Понятие “осевого времени” у К. Ясперса и его концептуальная нагруженность.

– Власть и контр-власть в современном мире: идеи М. Фуко.

– Проблемы монополярного мира: воззрения И. Валлерстайна.

– Ж. Деррида о противоречиях глобализирующегося мира.

– Ж. Бодрийяр: массовое общество как крушение индивидуальной свободы.

– Риторика безнадежности общества “массового потребления ”.

– Национальные идеологии как форма социального протеста тенденциям глобализации.

– Феномен альтерглобалистской идеологии.

Основные термины:

антагонистические и неантагонистические отношения, глобализация, деидеологизация, доиндустриальное общество, индустриальное общество, информационное общество, классы, национализм, национальное государство, общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, революция и эволюция, социальная философия, способ производства, постиндустриальное общество.

Основная литература:

Введение в философию. С. 485-537.

Дополнительная литература:

Аренд Х. Истоки тоталитаризма. М., 1997.

Барулин В.С. Социальная философия. Учебник для вузов. Ч.1, 2. М.: МГУ, 1993; 2-е изд. М., 2002.

Бергер П. Понимание современности // Социологические исследования. № 7.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Бурдьё П. Начала. М., 1994.

Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. М., 1986.

Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1991.

Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1984.

Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995.

Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Журавский Д. Террор // Вопросы философии. № 7. С.125-146.

Замятин Е. Мы. Хаксли О. О дивный новый мир. М., 1989.

Зиновьев А.А. В преддверии рая. М., 1991.

Зиновьев А.А. Ни свободы, ни равенства, ни братства. СПб., 1995.

Ивин А.А. Основы социальной философии. М., 2005.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Ленин В.И. Что делать? // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.6.

Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма.//Там же. Т.27.

Ленин В.И. Карл Маркс. //Там же. Т. 26.

Лем С. Сумма технологии. М.–СПб., 2004.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 5-9.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Там же. Т.42.

Маркс К. Капитал. Том 1-4. // Там же. Т. 23-26.

Оруэлл Д. Скотный двор, или ферма животных // Новый мир. 1989. № 2-4.

Панарин И.Н. Информационные войны и Россия. М., 200.

Панарин И.Н. Технология информационной войны. М., 2003.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1-2. М., 1992.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1992.

Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // ВФ, № 7, 2005. С.3-20.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социальная философия. М., 1995.

Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982.

Федотова В.Г. ‘Хорошее общество’: Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. М., 2005.

Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М., 1996; 2002; 2003.

Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ, 2003.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб., 2001.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. № 7-8.

Шнайдер, Алексис. Марксизм как религия. (Интернет-ресурс www.litsovet.ru)

Яковец Ю.В. У истоков постиндустриальной цивилизации. М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

  1. Предмет и функции философии.
  2. Структура философского знания.
  3. Философия как мировоззренческая и методологическая основа жизнедеятельности.
  4. Исторические условия возникновения философии. Философия и мифология.
  5. Особенности философии в ее сравнении с наукой и религией.

6. Зарождение философской мысли в Древней Греции. Основное содержание первых философских учений Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

  1. Особенности античной философии, ее роль в развитии европейской и мировой культуры.
  2. Диалектика Гераклита.
  3. Философское, научное и религиозно-этическое содержание пифагореизма.
  4. Открытие бытия элеатами.
  5. Апории Зенона в защиту учения Парменида о бытии.
  6. Античный атомизм Левкиппа-Демокрита.
  7. Философские взгляды и вклад софистов в развитие древнегреческой культуры.
  8. Сократ: жизнь и философские взгляды.
  9. Идеализм Платона.
  10. Главные идеи “Метафизики” Аристотеля.
  11. Учение Платона и Аристотеля о человеке и государстве.
  12. Средневековая философская мысль, ее особенности.
  13. Круг проблем средневековой философии: соотношение разума и веры, добра и зла, богопознания, доказательства бытия Бога, учение о двух истинах.
  14. Главные проблемы и особенности философии эпохи Возрождения.
  15. Ф. Бэкон: эмпирический метод, обоснование опытного знания и роли науки в жизни общества.
  16. Учение Ф. Бэкона об идолах человеческого разума.
  17. Философия Р. Декарта (рационалистический метод и онтология) и ее роль в становлении и развитии культуры Нового времени.
  18. Вклад И. Канта в развитие философской мысли: теория познания, учение о явлении и “вещи в себе”, априорных формах чувственности, рассудка и роли разума в познании.
  19. Онтология в философии Нового времени (Спиноза, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм и др.).
  20. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.
  21. Философская система и диалектика Гегеля.
  22. Особенности философии Нового времени.
  23. Философия в России, ее основные черты.
  24. Этапы и особенности развития русской философии.
  25. Главные направления и течения философской мысли в России в XIX-XX веках.
  26. Идеи и концепции русской религиозной философии.
  27. Концепции русского космизма.
  28. Марксистская философия, ее основные идеи и современность.
  29. Сравнение классической и неклассической (современной) философии.
  30. Аксиология как философская дисциплина, ее возникновение и круг проблем.
  31. Моральные ценности и их специфика.
  32. Эстетические ценности. Роль искусства в развитии духовности, в формировании творческих способностей.
  33. Специфика и роль религиозных ценностей.
  34. Политико-правовые ценности и их специфика.
  35. Принцип свободы совести.
  36. Основные идеи психоанализа (или аналитической психологии К.Г.Юнга).
  37. Место и роль онтологии в системе знания.
  38. Онтологические представления в диалектическом материализме. Материя как центральная категория марксистской онтологии.
  39. Новое понимание бытия в философии экзистенциализма.
  40. Философия как учение о познании. Проблемы познания.
  41. Познание как постижение истины. Корреспондентная и когерентная концепции истины.
  42. Прагматическая, конвенциональная и экзистенциально-онтологическая концепции истины.
  43. Соотношение чувственного и рационального в познании.
  44. Сферы общественной жизни как основные элементы структуры общества: понятие, общая характеристика.
  45. Материально-производственная сфера общества, ее контуры и основные элементы.
  46. Марксистская трудовая теория антропогенеза.
  47. Теория антропогенеза П.Тейяра де Шардена.
  48. Формационный подход к изучению общества.
  49. Теория информационного общества.
  50. Природа как предмет философского осмысления. Глобальные проблемы современности.
  51. Учение о биосфере. Снятие угрозы глобальной катастрофы в процессе трансформации биосферы в ноосферу.

58. Учение о ноосфере В. Вернадского как инструмент совершенствования общества.

59. Специфика философии истории.

60. Тенденции глобализации, их отражение в новейшей социально-философской мысли.

Автор программы: _____________________________

.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.192 с)...