Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 12. Познание как предмет философии



Проблема возникновения и развития познания. Культурно-историческая опосредованность познания. Место теории познания в современной философии и культуре.

Классическое и неклассическое понимание познания. Соотношение основных принципов классического и неклассического понимания познания: критицизма и посткритицизма; фундаментализма и нормативизма (отказа от фундаментализма); субъектоцентризма и отказа от субъектоцентризма; наукоцентризма и отказа от наукоцентризма.

Познание как постижение истины. Корреспондентная, когерентная, конвенциональная, прагматическая, экзистенциально-онтологическая концепции истины и их взаимодополнительность. Истина и заблуждение. Комплексный подход к критериям истины.

Понятие и структура чувственного и рационального знания. Противоположность концепций рационализма и эмпиризма (сенсуализма) о роли чувственного и рационального в познании. Единство чувственного и рационального в современной модели познания. Соотношение чувственного и эмпирического, рационального и теоретического. Разум и вера, рациональное, нерациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Основные рациональные методы познания: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция, идеализация. Наблюдение, измерение и эксперимент в познании.

Связь философии и науки в осмыслении познания. Развитие философии науки от О. Конта (1798–1857) и Д.Ст.Милля (1806–1873) до Б. Рассела (1872–1970), Л. Витгенштейна (1889–1951), Т.Куна (1922–1995), И. Лакатоса (1922–1974), К.Поппера (1902–1994), П. Фейерабенда (1924–1994).

Возникновение и развитие методологии и концепций гуманитарного знания и познания, их оппозиция господствующей культурно-исторической парадигме знания, опирающейся на обобщения в физико-математических науках – Ф. Шлейермахер (1768–1834), В. Дильтей (1833–1911), Г. Виндельбанд (1848–1915) Г. Риккерт (1863–1936), Э. Кассирер (1874–1945), Э. Гуссерль (1859–1938), М. Бахтин (1895–1973). Г.–Г. Гадамер (1900–2002) как основоположник современной герменевтики. Гадамер о соотношении традиций и новаций, о роли предрассудков, авторитета и традиций в понимании. Понимание как цель познания в современной науке. Принципы и методы понимания: герменевтический круг, интерпретация, диалог, вопросно-ответные методики, эмпатия и др.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...