Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция культуры Л. И. Мечникова



Лев Ильич Мечников (1838–1888) – русский этнограф, географ, историк, математик. Его видение культуры изложено в труде "Цивилизация и великие исторические реки" (опубликована после смерти автора, 1889 г.). При советской власти книга была запрещена за несовпадение с марксистским видением истории, широкому читателя стала известна лишь в 1995 г. Концепция Мечникова основана на идеях эволюционизма, прогресса в истории, культурного диффузионизма и роли культурных контактов.

Понимание цивилизации у Мечникова сводится к следующим позициям: 1) совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком; 2) сумма идей и технических приемов, находящихся в обращении; 3) степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; 4) состояние семейного и социального строя и всех существующих учреждений. То есть в это понятие автор вкладывает состояния частной и общественной жизни, взятые в совокупности, а также обоснование идеи прогресса. "Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения" [64].

Обоснование критериев прогресса – дискуссионная задача. Если с техническим прогрессом более или менее ясно, то обнаружить критерии общественного развития значительно труднее. Мечников полагает, что несомненным доказательством прогресса в истории является непрерывная эволюция социальной связи между людьми, нарастание общечеловеческой солидарности. Высшим типом объединения автор считал союзы на основе свободы, самосознания и взаимного договора.

Исходя из определения понятия цивилизации, которое мы уже приводили, Мечников полагает цивилизованным любой народ, как обладающий соответствующими технологиями, языком, семейным и социальным строем. "Все это скромное культурное "имущество" является наследием многих поколений, оно составляет сумму приобретенных благ; народ, обладающий этими благами, уже имеет свою историю, правда неписаную, а, следовательно, имеет право на причисление себя к семье цивилизованных народов" [65].

Л. И. Мечников определяет три стадии исторической эволюции народов:

1) Низший период характеризуется преобладанием подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении, связанных с внешней силой;

2) Переходный период отличается преобладанием подчиненных союзов и группировок, объединенных между собой благодаря социальной дифференциации, разделению труда, доводимого до все большей и большей специализации;

3) Высший период, основанный на преобладании свободных союзов и групп, возникающих в результате свободного договора и объединяющих отдельных людей в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности. Этот период только начинается и принадлежит будущему. В его основе три принципа: свободы – уничтожение всякого принуждения; равенства – ликвидации несправедливых делений и привилегий; братства – солидарной согласованности индивидуальных сил,

История мировых цивилизаций иллюстрирует каждый из трех актов этой величественной драмы и кровавого шествия человечества по пути прогресса. В первом периоде пребывали четыре великие культуры: египетская, ассирийская, индийская и китайская. Эти культуры характеризовались беспримерным развитием деспотизма и обожествлением угнетателей. Абсолютная "власть была главной основой этих древних цивилизаций, среди которых с большим трудом можно заметить зачатки позднейшей социальной дифференциации, утопающие в волнах рабства", – отмечает Мечников[66].

Второй период в истории мировых цивилизаций начинается с появления финикийцев, характеризуется упадком восточных деспотий и формированием основ федеративно-республиканского строя. Господствующим фактором политической истории становится олигархия. Наиболее чистая форма классической демократии – афинская республика, а также более поздняя – народная флорентийская коммуна – были разновидностью олигархии. Для первого и второго периодов характерны возможность принуждения и вознаграждения, ограничения прав и свобод.

Третий период начинается с принятия знаменитой "Декларации прав человека и гражданина", документа Великой французской революции 1789 г. Однако, отмечает Мечников, пока принципы Декларации не стали социальными реалиями, а без этого дальнейший прогресс невозможен. Надо отметить, что такие взгляды на развитие цивилизации характерны для представителей анархизма, к которому тяготел Мечников.

Особый интерес в культурологической теории Л. И. Мечникова представляет раздел, связанный с обоснованием роли географической среды в истории цивилизаций. Определяя свою позицию, Мечников подчеркивает, что он далек от географического фатализма, в котором нередко упрекают теорию о влиянии среды. "По моему мнению, причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в соотношении между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности" [67].

Он выделяет несколько направлений анализа географического фактора в истории: астрономические, физико-географические, антрополого-расовые, а также влияние растительного и животного мира на историю цивилизаций. Уделяя должное внимание каждому из них, он особенно резко относится к расовым теориям, считая их роль в объяснение истоков цивилизации мало аргументированными.

Рассуждая о зарождении цивилизации, Мечников, отмечает: "Зажглись ли светочи цивилизации в одном месте, в одном общем очаге, или же различные культуры возникали независимо друг от друга? А если было несколько первоначальных цивилизаций, то как хронологически последовательно они возникали, существовали ли между ними контакты и культурные связи? Говоря вообще, вопрос о происхождении цивилизации на Земле один из самых темных" [68].

Автор разделяет историю на три последовательных периода или три фазиса развития цивилизации, каждый из которой протекал в соответствующей географической среде. Общим соединяющим признаком такой классификации мировых цивилизаций является водное пространство. Вода как символ жизни и энергии, движения и плодородия, благополучия и богатства, контактов и торговых путей становится центральной категорией. Мечников называет исторические реки "великими воспитателями человечества", ибо они отличались не только мощностью объема своих вод, способствующих выживанию, но главным образом тем, что река–кормилица заставляла население объединять свои усилия в общей работе, учила солидарности, осуждала леность и эгоизм отдельного человека или небольшой группы. С нею были связаны легенды и мифы, обычаи и обряды, ее населяли различные божества и темные силы. Река воплощала историческое время: прошлое, настоящее и будущее.

Всю историю человечества Мечников подразделяет на три периода: речной, морской и океанический.

1) Речной период, древние века. Цивилизации, возникшие на берегах великих исторических рек: Египет в долине Нила; ассиро-вавилонская цивилизация на берегах Тигра и Ефрата; индийская или ведийская культура в бассейнах Инда и Ганга; китайская цивилизация в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В периоде речных цивилизаций различаются две эпохи: эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII веку до н. э., и эпоха первоначальных международных сношений и сближений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену финикийский федераций около 800 г. до н. э.

2) Средиземноморский период, средние века. Он охватывает 25 веков, начиная с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется на две эпохи: эпоху Средиземного моря, в которую возникли и развились культуры Финикии, Карфагена, Греции и Рима вплоть до Константина Великого; морскую эпоху, охватывающую период Средних веков, начиная со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Черной море, а затем и Балтийское.

3) Океанический период или Новое время. Делится на две эпохи: атлантическую эпоху – от открытия Америки до момента "золотой лихорадки" в Калифорнии и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии; всемирную эпоху, зарождающуюся в наши дни.

Концепцию развития цивилизаций Мечникова отличают широта географического и исторического диапазона, оригинальность.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 3376 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...