Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(интерактивная форма проведения занятия)
1. Форма проведения занятия: «мозговая атака» и открытая дискуссия.
2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.
3. Технология проведения: а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.
4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.
5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.
6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.
7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию:
1. Прочитайте фрагмент статьи Мартина Хайдеггера «Слова Ницше «Бог мертв» и ответьте на вопросы:
1) Что такое нигилизм?
2) Сформулируйте основные признаки нигилизма по фрагменту текста Ницше «Веселая наука».
3) Что является источником европейского нигилизма по-Хайдеггеру?
4) Что значит «Бог мертв»? (реконструируйте основные содержательные признаки данного концепта).
2. Прочитайте фрагменты из сочинений Карла Маркса и ответьте на вопросы:
1) Что является источником законов политической экономии?
2) Сформулируйте основное противоречие труда.
3) В чем проявляется отчуждение труда?
4) Чем отличается человек от животного?
5) Почему отчужденный труд отнимает у человека его родовую сущность?
6)Кому принадлежит отчужденный труд?
7) В чем состоит тайна частной собственности?
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:
1) Социально-исторические условия становления западной философии XIX в.
2) Основные черты философии XIX-XX вв.
3) Основные направления современной западной философии.
4) Формы философского иррационализма XIX-XX вв. (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, неотомизм).
5) В чем заключается основной вопрос философии (марксистский, экзистенциальный, позитивистский подходы).
6) В чем заключается сущность позитивизма.
Источники:
1. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 19]. *
2. Маркс К. [Материалистическое понимание истории] // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 20]. *
Основная литература:
1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 139-167. *
2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 145-177.
3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 227-356.*
Дополнительная литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *
2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997.
3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 347-521.
4. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2010.
5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. 2-е изд., испр. М., 2005.*
6. Кагарлицкий Б. Марксизм: не рекомендовано для обучения. М., 2005.
7. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002.
8. Лёвит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. СПб., 2002.
9. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999.
10. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*
11. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997.
12. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*
13. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*
14. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
Семинар 10. Особенности и значение русской философии (интерактивная форма проведения занятия)
1. Форма проведения занятия: «мозговая атака» и открытая дискуссия.
2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.
3. Технология проведения: а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.
4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.
5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.
6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.
7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию:
1. Прочитайте посвящение Герцена своей книги «С того берега» своему сыну и ответьте на вопросы:
1) Реконструируйте систему ценностей и принципов мировоззрения А.И. Герцена.
2) Что автор завещает своему сыну?
3) Сравните завещание Герцена с завещанием Сократа (см. Текст 6). В чем состоит принципиальное отличие одного завещания от другого?
4) В чем состоит смысл завещания отца сыну? Отвечает ли сын за исполнение воли отца?
2. Прочитайте статью И.Киреевского «В ответ Хомякову» и ответьте на вопросы:
1) В чем состоит правильная постановка вопроса об отношении России к Западу?
2) В чем заключается своеобразие европейской образованности?
3) В чем особенность просвещения России?
4) Выявите общие и отличительные признаки исторической специфики России и Европы.
5) Сравните позицию Киреевского с позицией Герцена (см. Текст 14).
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:
1) Что такое Россия (дайте определение одним словом).
2) Существует ли русская философия?
3) Единство и борьба противоположностей в явлении славянофильства и западничества.
4) Актуальность противостояния славянофильства и западничества в современной русской общественной мысли.
Источники:
1. Текст 14. Герцен А.И. «С того берега» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 14]. *
2. Текст 15. Киреевский И.В. «В ответ А.С. Хомякову» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 15]. *
Основная литература:
1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 168-197. *
2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 178-202.
3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 197-224.*
Дополнительная литература:
1. Аверьянов В. Природа русской экспансии. – М.: «Лепта-Пресс», 2003.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *
3. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума (Картография дословности). М., 1998.
4. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 2003.
5. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Ростов н/Д, 1999.*
6. Матвейчев О. Суверенитет духа. – М.: Поколение, 2007.
7. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. – СПб.: Издательский дом «Русский остров», 2008.
8. Ильин Н.П. (Мальческий) Трагедия русской философии. Часть 1. От личины к лицу. Введение в принципы историко-философского понимания. СПб., 2003.
9. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999.
10. Панарин А,С, Православная цивилизация в глобальном мире.- М.: Алгоритм, 2002.
11. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*
12. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*
13. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*
14. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000.
15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
16. Шубарт В. Европа и душа Востока. – М.: Альманах «Русская идея» (вып.3, 2-е исправленное издание), 2000.
Семинар 11. Русская религиозная философия и советский марксизм (интерактивная форма проведения занятия)
1. Форма проведения занятия: «мозговая атака» и открытая дискуссия.
2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.
3. Технология проведения: а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.
4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.
5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.
6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.
7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию:
1. Прочитайте фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» [«Великий инквизитор»] и ответьте на вопросы:
1) Сформулируйте основной тезис и главный аргумент Великого инквизитора?
2) Почему Христос молчит? Реконструируйте ответы Христа на вопросы Великого инквизитора. Сформулируйте основной тезис и главный аргумент Христа.
3) Кого символизирует образ Великого инквизитора?
4) В чем состоит главная тайна Великого инквизитора?
5) Кого символизируют образы Ивана и Алеши Карамазовых?
6) В чем смысл поцелуя Алеши?
7) Какую историософскую проблему ставит и решает Достоевский?
2. Прочитайте фрагмент сочинения Н.А. Бердяева «Религиозные истоки и смысл русского коммунизма» и ответьте на вопросы:
1) Что общего у советской коммунистической России с русской монархией.
2) В чем заключается мессианизм русского народа?
3) В чем состоит принципиальное отличие России от Запада?
4) С деятельностью какой исторической личности сравнивает Бердяев деятельность Сталина? Правомерно ли это сравнение? Обоснуйте.
5) Какую оценку советской власти дает Бердяев? Как согласуется она с его религиозным мировоззрением?
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:
1) Что такое русская идея.
2). Определение русской идеи в философии Достоевского и Соловьева.
3) Единство и борьба противоположностей в явлении русской религиозной и советской философской мысли.
4) Русская идея в постсоветской философии.
Источники:
1. Достоевский Ф.М. «Великий инквизитор» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М., 2012, [Текст 16]. *
2. Бердяев Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 18]. *
Основная литература:
1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 168-197. *
2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 178-202.
3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 197-224.*
Дополнительная литература:
1. Аверьянов В. Природа русской экспансии. – М.: «Лепта-Пресс», 2003.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *
3. Гиренок Ф. Патология русского ума (Картография дословности). М., 1998.
4. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 2003.
5. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Ростов н/Д, 1999.*
6. Матвейчев О. Суверенитет духа. – М.: Поколение, 2007.
7. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. – СПб.: Издательский дом «Русский остров», 2008.
8. Ильин Н.П. (Мальческий) Трагедия русской философии. Часть 1. От личины к лицу. Введение в принципы историко-философского понимания. СПб., 2003.
9. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999.
10. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире.- М.: Алгоритм, 2002.
11. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*
12. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*
13. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*
14. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000.
15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
16. Шубарт В. Европа и душа Востока. – М.: Альманах «Русская идея» (вып.3, 2-е исправленное издание), 2000.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 726 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!