Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Историческое развитие основных социологических теорий



I этап - предистория социологии (4 век до н. э. Аристотель, 18 век Посвящения)
II этап - формирование социологии в 20-30 гг. 19 века. (Заявление о своем предмете, критика философии как умозаключительного знания, заявляет, что в качестве идеала в исследовании выбирает естественные науки. В качестве методов вибирает методы, характерные для естествознания.)
III этап - вторая половина 19 века – I четверть 20 века. (Социология развивается как наука, Возникновение основных социальных концепций, которые положили начало основным социальным течениям и школам. Поэтому этот период называется классическим.)
IV - современный этап 20-30 гг. 20 века по настоящее время. Центром является США, там зародилась позитивистская социология. Появляются социологические теории среднего уровня.
Классические социологические теории: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Зиммель, Ф. Тённис.
Г. Спенсер рассматривал общество по аналогии с биологическими функциями по тем же законам. Считается родоначальником органической школы или социального дарвинизма
М. Вебер внёс большой вклад общую социологию, политическую социологию, социологию права, социологию религии, экономическую социологию. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией» и не стремился строить ее по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие.
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;
2. ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;
3. аффективное — определяется эмоциями;
4. традиционное — определяется традицией или привычкой
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка.
Г. Зиммель рассматривал общество как процесс социального взаимодействия и попытался выработать метод познания. Главный метод социологии – историко-сравнительный. Он позволяет определить устойчивые формы социального взаимодействия людей в различные исторические эпохи. Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии.
Ф. Теннис - родоначальник формально-аналитической школы социологии. Основу теоретической социологии Тенниса образуют два понятия – община и общество. Источником этих двух противоположных типов является воля человека
Э. Дюркгейм - родоначальник французской социологической школы - считал, что социология должна ориентироваться на методы естественных наук. Предметом изучения социологии доложены быть социальные факты: традиции, обряды. Они воздействуют на индивида и заставляют его вести себя определенным образом.

8. Основные этапы развития социологической мысли в России.

.Хронологически процесс развития и институционализации социологии как науки в России можно разбить на два больших периода. Хронологическим рубежом появления социологии в России является отмена крепостного права в 1861 году. Процесс ее институционализации в этот период начинается с середины 70-х г. XIX в. и к началу XX в. достигает наивысшей своей активизации. В России, как отмечает В.П.Култыгин, институционализа-ция этой новой научной дисциплины тесно связана с именами М.М.Ковалевского и П.А.Сорокина, в Германии с именем Ф.Тённиса, а во Франции с деятельностью Э.Дюркгейма.

“Второе рождение” социологии начинается в конце 50-х годов XX в., и оно связано с “хрущевской оттепелью”. Прохождение процесса институционализации социологии как науки, по мнению Г.С.Батыгина, условно можно разбить на два периода: советский период — с конца 50-х до 80-х гг. и постсоветский — с начала 90-х гг., а если быть более точными, то следует разбить на три следующих периода: “социологический ренессанс” — с конца 50-х до начала 70-х гг., период “социологической диаспоры” (“век серости”) — с начала 70-х до конца 80-х гг., период признания и институционализации социологии как науки — конец 1980-х гг. по настоящее время.

Если рассматривать более детально этот вопрос, то в развитии социологической мысли и институционализации социологии как науки в России условно можно выделить пять основных этапов.

Первый этап — 1860-1890 гг.

Второй этап — 1890 г. — начало XX в.

Третий этап — первая четверть XX в.

Четвертый этап — 20-е — 30-е годы XX в.

Пятый этап — конец, 50-х — 90-е годы XX в.

Первый этап (1860-1890 гг.). Развитие социологии в России, так же как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О.Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е годы началась широкая популяризация позитивизма в России. Необходимо отметить, что российские социологи, придерживаясь позитивизма, не заимствовали примитивно чужие идеи. Они критически относились к идеям О.Конта и его сторонников.

Именно в это время зарождается ряд социологических школ и направлений.

Второй этап (1890-е г. — начало XX в.). В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями, стало явным внутреннее противоречие натуралистического редукцио-низма. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появления неокантианства, последователи которого критиковали вульгарный натурализм, эволюционизм и механицизм.

Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно- натуралистический процесс. Считали, что нет единства гуманитарного и естественнонаучного знания, отрицали детерминизм. В связи с этим можно выделить следующие основные моменты неокантианской концепции социологии: приоритет логических основ (использование априоризма, а не наблюдения); критика понятий и языка социологии; гносеологическое философствование; акцентирование внимания на проблемах культуры и ценностном аспекте человеческого поведения

Третий этап (первая четверть XX века). Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм — А.С.Звоницкая (1897-1942), К.М.Тахтарев (1871-1925), П.А.Сорокин (1889-1968).

Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление вульгаризации и политизации социальной теории (В.И.Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А.Богданов). В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов.

Методологической программой неопозитивизма как науки о социальном поведении стало наблюдение вместо априоризма, индукция вместо ценностно-значимой интерпретации, сциентизм вместо метафизики, функциональное объяснение вместо эволюционного. Хотя неопозитивисты и признавали в целом программу социологии как науку о поведении, при рассмотрении средств и способов реализации данной программы их взгляды расходились. Этим обусловлено наличие большого количества расхождений и взаимной критики по отношению друг к Другу.

4 этап (20 - 60-е гг. XX в.).
Оживление социологической мысли в России в начале 20-х гг. сменяется застоем: в 30-е гг. социология была упразднена. После дискуссии в Институте философии Коммунистической академии она была объявлена буржуазной лженаукой, исторический материализм был объявлен социологией марксизма, а эмпирические конкретно­социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Однако отдельные проблемы в социологии продолжают развиваться в рамках исторического материализма, психологии, демографии, статистики.
5 этап. Современный. (60-е гг. XX в. - настоящее время).
Возрождение социологической науки в нашей стране приходится на 1960-е гг. («хрущевская оттепель»). В это время создается отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатории социологических исследований в ряде университетов. В 1962 г. создана Советская социологическая ассоциация, в 1969 г. - Институт конкретных социологических исследований АН СССР (с 1988 г. Институт социологии). С 1974 г. выходит журнал «Социологические исследования» («Социс»).
В 1980-е гг. были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников и их отношение к труду. Широко распространилось социальное планирование в масштабе предприятия и города, был накоплен большой фактический материал и отработаны методики социологического исследования.
В последнее десятилетие ХХ века - начале ХХІ века в России образованы социологические факультеты и отделения в ведущих университетах страны, ряд академических и независимых социологических центров: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд общественного мнения (ФОМ), Центр социальных исследований Ю. Левады, Институт социологических исследований Российской Академии наук (ИСИ РАН).
Рассмотрим основные российские социологические теории.
Субъективная социология
Субъективная социология, созданная народниками П. Л. Лавровым (1823 - 1900) и Н. К. Михайловским (1842 - 1904), сводилась к следующему:
• сущность общественного развития состоит в переработке культуры (традиционных общественных форм в цивилизацию);
• цивилизация понималась как сознательное историческое движение, осуществляемое критической мыслью личностей;
• полноценное развитие личности возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости;
• к социализму Россия должна прийти, минуя капитализм на основе крестьянской общины с ее коллективистскими традициями.
Методология субъективной социологии:
• обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии, поскольку социальную деятельность личности - основной единицы общества определяют ее субъективные помыслы и цели (принцип «сопереживания» при изучении личности);
• субъективная концепция истины, понимаемая как удовлетворение познавательной способности человека;
• критерий истины, по Михайловскому, познавательная способность «нормального человека», поставленного в благоприятные социальные условия и отражающего интересы трудящегося большинства. А это предполагало разработку социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей.
Теории строения общества
Формирование социологической концепции М. М. Ковалевского происходило под влиянием идей О. Конта и достижений сравнительно-исторического метода, разработанного в юриспруденции.
Социологическая теория М. М. Ковалевского (1851 - 1916) включает в себя учение о солидарности, прогрессе, теории факторов, стадиях экономического роста; концепцию русского исторического процесса. По Ковалевскому, солидарность должна восторжествовать над антагонизмом. Ковалевский определил социологию как науку о порядке и прогрессе.
Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Б. Н. Чичерина (1828 - 1904), который рассматривал ее как часть курса государственной науки. По его замыслу, данная наука включала в себя философское обоснование изучения общества и государства, собственно социологию как дисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящую своей задачей обоснование разумной политической деятельности. Б. Чичерин определяет государство и общество как два разных союза, «из которых один представляет общество как единое целое, а другой заключает в себе совокупность частных отношений».
Б. Чичерин подчеркивает необходимость четко различать сферу государства и общества, а предмет социологии видит в изучении общества, но в его многообразных отношениях и противоречиях с государством. В социологическом курсе Чичерин вычленяет специальные разделы: природа и люди, экономический быт, духовные интересы.
В творчестве А. Д. Градовского (1841 - 1889) можно выделить ряд ключевых моментов. Это прежде всего общество и государство - проблемы конституционализма и реформа 1861 г., история России в сопоставлении с историей стран Западной Европы. В его трудах мы находим идею правового государства, в котором закон, выражая отношения власти, вместе с тем является выражением народного сознания, опытом выработанных убеждений и общественных представлений о социальной справедливости.
Социологический подход к праву и государству позволил А. Градовскому рассмотреть социальные институты, учреждения, историю управления в качестве конкретно­исторических проявлений отношений собственности, власти и личности. Идеи государственной школы имели важное значение для развития русской социологической мысли.
Социологические взгляды П. А. Кропоткина (1842 - 1921):
• обосновал эволюционно-биологический подход к природе и обществу, в основе которого - идея взаимопомощи как фактор эволюции;
• считал, что основу жизни любого общества составляет деревенская община;
• полагал, что нравственные идеи имеют эволюционное происхождение;
• обосновал концепцию анархо-коммунизма:
- стремление к обществу безгосударственного общежития;
- минимизация функций государства; о расширение автономии нравственной личности; о равенство;
- коллективная собственность на орудия и средства производства.
Общее и систематическое изложение классификации всех общественных наук, определение места социологии среди них и обоснование ее специальных методов осуществлено русским социологом Н. И. Кареевым (1850 - 1931). В самом общем виде Кареев определял социологию как науку, изучающую законы общества, хотя и подчеркивал, что сами эти законы отнюдь не тождественны тем, с которыми имеют дело естественные науки, а представляют скорее общие, более или менее определенные тенденции развития социальных процессов.
Современная российская социология
В 1990-е годы наряду с социально-экономическими условиями жизни значительно возросло влияние социально-психологических и поведенческих факторов. Комплексный фактор «образ жизни», связанный с социальными условиями, получает наибольший вес в предлагаемых факторных моделях. Этот связано с изменением образа жизни населения в 1990-е годы. Современные российские социологи В. А. Ядов, Т. И. Заславская изучают вопросы уровня жизни, материальной обеспеченности, характера работы и качества жизни. Большой интерес у социологов постсоветского периода вызывают исследования, посвященные адаптации населения к меняющимся условиям.
В России XXI века интенсивно разрабатывается проблематика социально­экономического неравенства. Согласно исследованиям Института социально-экономических проблем народонаселения РАН под руководством Н. М. Римашевской, социальное неравенство в определенных пределах можно считать нормальным явлением развития общества и даже с положительными стимулами: представителям менее обеспеченных слоев есть к чему стремиться и развиваться; благодаря конкуренции пополняется средний класс - основа общества.
В советский период государство стремилось внешне максимально снизить социальное неравенство. Это касалось не только уровня доходов, но и доступа к ресурсам здравоохранения, образования. На постсоветском пространстве социальное неравенство стало нарастать в геометрической прогрессии, приобрело все признаки избыточного и принесло в общество исключительно разрушительное воздействие. Идея разделения неравенства на избыточное и нормальное, справедливое и несправедливое принадлежит современному российскому социологу М. К. Горшкову: «Россиянам представляется вполне нормальным уровень неравенства, когда дифференциация доходов сопоставима с показателями дифференциации в западноевропейских странах».
Таким образом, анализ истории развития социологии позволяет сделать вывод: основной проблемой социологии есть поиск ответа на два фундаментальных вопроса - что представляет собой общество и каковы взаимоотношения людей, составляющих это общество.

9. Общество: понятие и теории происхождения.

Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

За историю существования человечества выдвигалось множество гипотез происхождения общества, в частности божественная концепция.

В то же время сложился ряднаучных теорий:

ü Инструментальная концепция ставит на первое место человеческую сообразительность. Человек изобрел специальные орудия труда — инструменты. Повысилось благосостояние, что привело к разделению труда, функцио-

нальному делению общины, а также появлению экономических различий между людьми, живущими в общине.

ü Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристиках человека. Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины.

ü Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства, в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма утверждают: социальная организация возникла в момент договора мужчин о распределении женщин.

ü Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющих подсистем.

Личные качества человека (ум, сила, изобретательность и т.п.) распределены между людьми неравномерно, поэтому превращаются в монополию. Человек, обладающий этими качествами, занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм), сохраняющих неравенство. Эти правила легли в основу социальной организации.

ü Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, что связано с их координацией, разделением и комбинированием функций индивидов. Возникает необходимость предварительного согла-

сования и непосредственной корректировки. Это возможно только с использованием языка.Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, активно используя речь, люди формируют мир коммуникаций. Он предваряет, опосредует и завершает циклы материальной деятельности людей.В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 3989 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...