Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эволюция общества и теории социальных изменений



Эволюция общества отличается тем, что общество обладает разумом и развитой структурой власти. Однако с развитием разума общества не все благополучно: власть испокон веков ограничивает развитие разума, концентрируя знания у религии и у малой группы финансистов.

Цель эволюции - постоянное повышение жизненного уровня населения при постоянном росте социальной справедливости за счет постоянного увеличения эффективности использования ВСЕХ ресурсов.

У власти цель - сохранение и упрочнение своего положения - стабильность власти. Эта цель достигается сначала силой, потом деньгами (сила в резерве) и, наконец, развитием страны.

Эволюция общества - процесс не непрерывный, с остановками и с регрессом, скачкообразный с появлением и включением в работу новых по качеству собственников и собственностей, что вызывает скачек повышения эффективности хозяйствования, связанное, как правило, с переходом на более прогрессивный способ хозяйствования.

Последний этап эволюции: дикий капитализм, зрелый капитализм, поздний капитализм (хозяйственная корпорация), параллельно - истинно госсекторный способ хозяйствования, развиваясь, вытесняет частный сектор и частные банки, переходит в социалистический - последний.

Частная собственность на общественно значимую собственность с развитием госсектора постепенно сменяется на коллективных и личных ВЫБОРНЫХ собственников.

Инструмент эволюции - деньги, распорядитель их - Банк госсектора. Ключ эволюции собственник и собственность.

Эволюция общества (качественная) заканчивается с учреждением коллективных и личных выборных собственников всех видов общественно значимой собственности, что соответствует оптимальному разделению Государственной власти, оптимальным системам государственного управления. При оптимальной государственной идеологии политические партии исчезают, общественные и религиозные организации - по востребованности без права участия в политической деятельности.

Смена роли двигателей эволюции: сначала двигателем ммз эволюции выступают собственники капитала, а движимой силой является население, с разрешением всех желаний собственников капитала, движущей силой становится население, движимой - власть. Это уже произошло 30 лет назад.

Ответственность власть имущих появляется только при истинном госсекторе экономики.

Рабочий класс, государство, границы всех видов, власть, деньги и банк, собственности и собственники - вечны.

Важнейшей проблемой социологии является изучение социальных изменений их механизмы и направления, т.е. динамика развития общества.
Понятия "социальное изменение" означает процесс перехода социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Это длительный процесс, входе которого, в результате взаимодействия различных социальных факторов (экономики, политики, культуры) происходят качественные изменения в обществе.
Социальные процессы есть последовательная смена состояний, движение элементов социальной системы или ее подсистем. Процесс обладает устойчивым порядком взаимодействия, продолжительным по времени и направленным к тому или иному состоянию социальной системы как некоторому ее результату. Скажем так: достижения или недостижения являются характеристикой эффективности процесса. Каждый из них имеет стадии, различающиеся по содержанию.
Понятие "социальное изменение" конкретизируется понятием "развитие".
Развитие - это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов, их переход от простого к сложному, от низшего к высшему.
В социологии выделяют различные типы изменений и развития: эволюционные, революционные, прогрессивные, регрессивные, иммитационные и инновационные.
Эволюционные процессы - это медленные, плавные, количественные преобразования объектов в обществе.
Революционные - это сравнительно быстрые, скачкообразные качественные изменения.
В социологии 19 века сформировались 2 течения в изучении социального развития в зависимости от выбора методологии исследования социальных изменений: 1) социальный эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Фр. Тённис, Р. Арон, А. Турен и др.; 2) революционизм - в социологии марксизма и неомарксизма (Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Р. Миллс, Э. Фромм, Боттомор).
В 19 в. под влиянием дарвинизма в социологии прочные позиции занял эволюционизм - система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Основная идея эволюционизма 19 в. состоит в существовании исторических стадий человеческого общества, развивающегося от простого к дифференцированному, от традиционного (с ручной технологией) к индивидуальному (с машинной технологией). Движение от однородности к большому разнообразию, от простых к сложным формам организации - это эволюция.
Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в органической социологии Г. Спенсера. Сущность эволюции общества Г. Спенсер видел в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации.
Ядро схемы Спенсера составляет идея дифференциации, которая понималась как неизбежное разделение функции между частями системы, и отбора наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Но, дифференциация всегда сопровождается интеграцией, т.к. эволюционные изменения идут в направлении гармонизации, структурного и функционального соответствия всех элементов системы. Г. Спенсер связывал эволюцию общества с его интеграцией, путем адаптации всех новаций самой системы.
У Э. Дюркгейма содержание эволюции выводится из разделения труда и сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их функции в архаическом обществе органической солидарности, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации в современном обществе. Благодаря последнему обеспечивается взаимосвязь людей на более высокой основе, происходит их интеграция в единый социальный организм, формируется чувство солидарности, как высший моральный принцип общества, идет саморазвитие общества.
В рамках социального эволюционизма в 19 - начале ХХ вв. возник ряд теорий общества как движения от простого к сложному. Одним из первых к такой классификации обратился классик немецкой социологии Фр. Теннис. Он в книге "Община и общество" провел разграничение развития на основании критериев традиционного и современного общества. Понятие "гемейншафт" он применил к традиционной крестьянской общине, а понятие "гезельшафт" к индустриальному городскому обществу.
В основе "гемейншафта" лежат семья и община, с неразвитыми специализациями труда, религиозными ценностями и мирскими традициями.
В основе "гезельшафта" - крупные корпорации со специализированными профессиональными ролями, светские ценности, стремление к личной выгоде в обществе основанном на формальных законах.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2495 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...