Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Преподобный Максим 6 страница



"О себе самом каждый должен сказать: если я не со Христом, я Его противник; если я не тружусь над созиданием Царства Божия, я препятствую его росту и в себе самом, и в других. Моя нейтральность, как верующего во Христа, преступна... В Царстве Божием духовное родство выше телесного, естественного родства; плоть и кровь нельзя предпочитать делам духа... Церковь - царство Бога и Христа. Она не есть нечто невидимое, а образует видимое общество, к которому можно внешне принадлежать, но не быть действительным его членом. Сущности Царствия Божия противоречит то, что в нем находятся злые, грешные, но фактически последние будут существовать в нем до времени второго пришествия Христа. Неразумною поэтому является попытка полного очищения Церкви от грешников, как неразумно и отделение от Церкви ради того, что в ней есть грешники".

Не духовная аристократия, как и не смешанная толпа: в ней находятся званные, или призванные благодатью, силою Божиею... "Иисус Христос знал, что в каждом отдельном сердце распространится живая сила истины и что, по мере того, как будет привлекаема ко Христу одна душа за другою, эта сила будет бесшумно преобразовывать мир... Царствие Божие приносит величайшие блага, но оно ни в каком случае не может быть разрешаемо в чисто этическое понятие. Для своего возрастания она не нуждается в каких-нибудь внешних, мирских средствах. Благодатная внутренняя сила Церкви, данная ей Христом, неистощима, и ничто не может остановить ее действия..."

"Урок, преподанный Петру, имеет значение на все времена: "Только вера творит чудеса, и если в душу закрадывается сомнение, человек начинает утопать. Но Христос и утопающему простирает руку и спасает его, если слышится искренний вопль души: "Господи, спаси мя!"

Огонь, очищающий ученика Христова, то же, что соль, предохраняющая его от нравственного гниения и разложения. Это - огонь или соль христианского самоотречения, необходимо требующегося нравственного подвига ученика Христова... "Духовное совершенство бесконечно, и самым опытным в духовной жизни христианам необходимо испрашивание духа премудрости и разума к полному познанию всего величия дела Христова. Познание разумеется, главным образом, не умственное, теоретическое, а нравственное, практическое, предполагающее единение со Христом, жизнь в Нем. Нам даровано богатство, богатство необъятное, богатство не человеческое, но Божественное. Нет большей мудрости теоретической и практической, как проникновение и приобщение тайне, покоящейся от вечности в сокровенной глубине существа Божия. Но Бог сказал нам тайну воли Своея: сказал, то есть не только явил, сообщил чрез откровение, но соделал нас причастниками этой тайны... Предвечное предназначение нас к наследию в Царстве Божием - совершаемое, конечно, не по нашим заслугам, а по великой Божественной милости - так благословенно, величественно, что должно исторгать в нас похвалу славе Божией: мы должны быть живыми, так сказать, органами этой славы... Сам Христос, как живое Лицо, вселяется в нас. Вселение Христа происходит при благодати Духа Святого чрез веру, и чем более возрастает и укрепляется наша вера, тем теснее, глубже, жизненнее наше сочетание с Господом..."

Хотелось бы продлить эти комментарии, но мы принуждены здесь быть краткими...

В 1922 году епископ Василий был заключен в Соловках. После освобождения из Соловков, патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа и наградил крестом на камилавку. Здоровье его от революционной смуты расшаталось. Смерть наступила неожиданно для всех. Вечером 25 марта 1929 года пошел он из своей частной квартиры ко всенощной в Братский монастырь. По дороге, около соборной Успенской церкви, на улице, он неожиданно почувствовал слабость, упал и вскоре тихо скончался. Похоронили его в главной Богоявленской церкви Братского монастыря, пред чудотворной иконой Братской Божией Матери, в старом склепе, где похоронены греческий митрополит Паисий Лигарид (XVII века) и архимандрит Манассия.

Где обретал архиепископ Василий источник мудрости? - В Господе! И думается, Господь привлек его к Себе, принял в Свои вечные обители, где веселятся возлюбившие Его други.

Комментарии его есть могущественное пособие и помощь выполнению всесвятой воли Божией в нас. Радуйся, святителю отче Василие, предивный изъяснителю судеб Божиих в этом мире!

ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИДЕАЛ

Господь заповедал любовь к врагам, к проклинающим, ненавидящим, обижающим, гонящим. Невероятно трудно исполнить это, но при помощи Божией любовь такого порядка всегда осуществима. Ведь об этом говорил Сам Господь. Также заповедал Он и безграничное прощение. Господь вывел закон прощения из ограничения его числом и мерой, вывел Своим святым словом и личным примером, когда на кресте молился за врагов... Есть враги личные и есть враги Божии - иудеи, особенно книжники и фарисеи, завистники, на Спасителя смотрели, как на их личного врага, Который привлекал народ к Себе Своей проповедью и чудесами; ставил Себя равным Богу-Отцу. Обида иудеев возросла до смертельной злобы; отсюда и "искание Его убить"... Враги Бога - и наши враги. Таких мы прощать не уполномочены. Псалмопевец Давид восклицает: "Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими против Тебя? Полнотою ненависти ненавижу их; враги они мне" (Пс. 138, изд. 1826 г.). Отсюда и "анафема" богоборцам, а не прощение, пока не раскаятся в своем безумии... Между светом и тьмою, Христом и Велиаром и его приверженцами мира нет и не должно быть...

Задача христианина - осуществление Божественной жизни на земле. Спаситель пришел во плоти, чтобы освятить землю, чтобы люди воочию познали Божественную жизнь и ощутили ее чрез подвиг Христа - Его жизнь, крестные страдания и смерть. Это не теоретический идеал, а практическое требование. Бог предлагает Свою любовь, желая нас спасти. С грехом утрачивается красота первозданного образа, затемняется. Эта тьма закрывает нас друг от друга и мы не видим подлинное наше существо. Грех покрыл копотью икону Божию в нас. Мы не знаем себя и не видим в других образа Божия. Как темная икона обновляется от времени, обновиться-просветиться способна и душа от присутствия в нас Духа Святого. Для тех, у кого сердце готово, в чуде нет ничего странного, а чудо есть действие Бога в силе Своего могущества. Бог познается святостью. Конечная цель - Богообщение, но путь к нему - святость. С воцарением Господа начинается царство Божие в нас, и сердце становится вместилищем Святого Духа. Бог - солнце, и как хотелось бы, чтобы оно отразилось во всем человечестве. Да и цель мира в сущности есть слава Божия, а для каждого в отдельности - обожение или, что то же - спасение...

Учение Господа Иисуса Христа есть залог истинного счастья жизни. Заповеди Его жизненны и радостны...

Хотя бы в самой малой степени, но нам нужно пристально вглядываться в Евангельский идеал древней Церкви, когда христиане землю делали небом и язычники восклицали о них: "Если христиане здесь стали ангелами, то чем они будут по отшествии от этой жизни?" Их закон так высок и совершенен, что приводит в изумление самих врагов их. Богатство, земные радости, слава мира не имеют для них никакой цены. Они предпочитают бедность, поношения, бесславие. Путь гонений, страданий есть для них путь радости и торжества. Кроткие и смиренные, чуждые ненависти и любостяжания, они любят друг друга как братья и охотно, с радостию, помогают врагам своим - язычникам и иудеям. Телом живя на земле, они духом обитают на небе. Одни изумлялись пред недосягаемой высотой христианской жизни; другие осыпали насмешками и клеветой... Христиане не любили проповедывать только словом: высокая, святая жизнь была лучшею их проповедью. "Христиане, - пишет Цельс, - презирают блага этой жизни и за лучшее считают не иметь их, за оскорбления не платят мщением..." Слова первых христиан о себе - это золотая наличность. Они говорили то, что имели. Сознавали себя тем, чем были. И потому слава их приобретает характер исключительной силы и авторитетности. Они остаются вечными образцами высокого подвига, высокой религиозной чистоты, глубины и силы религиозной воли...

Лучшее средство возбуждать любовь других - оказывать им любовь и милосердие. Прощая врагу, вы можете обратить его в брата. Самозабвение - сила всемогущая, пред которою преклоняется все и которая торжествует даже над грубым насилием. Сила, победившая языческий мир, была сила Евангельского самоотречения, воодушевленного любовью и светоносной истиной. Тайна жизни - чтобы забота о спасении не отлагалась на будущее, но чтобы сейчас каждый шаг озарялся светом Правды и Воли Божией. Помнить, что мы стоим на краю гибели и идем по пути греха... Вот искушение приходит, грех влечет, совесть грызет - и только один вздох из глубины души: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя - и ты свободен. Вернулась к тебе милость Божия - и ты вновь готов работать и служить Ему...

Евангельский идеал не только стать выше мелких жизненных интересов, но и всегда быть готовым умереть за него. Помоги, Господи!

ПРЕДМЕТ МОЛИТВЫ

Умствовать куда легче, чем молиться. Сатана своеумник, и любит тех, кто опирается на свой ум. На этом он и ловит, запутывает и губит человеческие души. Величайшее преимущество молитвы в том, что она для нас заменяет все. Вот глубочайшее содержание, скрытое в ней: вера, благочестие, спасение. Кто стремится от всего сердца молиться, тот уже спасается. Молитва - полпути к Богу. Через молитву изливается в сердца наши сила благодатная в созвучьи слов святых. Молитва - Божественное веселие...

Если умники, рационалисты и материалисты не веруют и не молятся, то это не значит, что они шагнули далеко вперед или высоко махнули ввысь, "а значит, что они выступили из природы человеческой, исказили себя и изуродовали, как бы глаза кто себе выколол или отрезал нос" (еп. Феофан). Апостолы признавали молитву, вместе с проповедью Слова Божия, главным своим делом. "Молитва есть верх всех добродетелей, корень и основание спасительной жизни" (Златоуст). Христиане в молитве находят утешение и помощь во всех жизненных затруднениях, во всякой нужде и скорби. А поэтому - прочь саможаление! Принудим себя на молитву. Если будем хотя бы с усилием продолжать молитву, то леность и нерасположение к ней начнут ослабевать и, при помощи Божией, могут совсем исчезнуть и даже смениться чувством высокого духовного наслаждения. "Одного инока враг одолевал перед началом молитвы. Его в озноб и жар бросало, разболевался, хоть умирать. Что же он сделал? Ну, говорит, душа! Умирать пришло время: давай-ка в последний раз помолимся и поплачем пред Господом. Стал на молитву и нудил себя. Голова трещит, а он все свое... Кончил правило, и боль прошла... На другой день опять то же. Тогда он понял, откуда идут нападки, и уже никогда не оставлял своего правила, чем бы ни был отклоняем" (еп. Феофан).

В душе, как и в природе, бывают то светлые, то мрачные дни. От нас зависит душу свою настроить так, чтобы звучали в ней непрестанно сладчайшие, небесные мелодии. Невольно вспоминаются строки поэта: "И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли". Истинной молитвы без действия Духа Святого не может быть. От действия Духа Утешителя на сердце - там появляются вздохи умильные, стремления святые и желанная молитва. Такой процесс рождения молитвы сердечной и сладостно есть особое небесное счастье... Если не будет на земле молитвенников, то мир погибнет от великих бедствий. "Мир стоит молитвами святых, - признается старец Силуан, - с тех пор, как познал я Господа, душа моя влечется к Нему, и ничто меня более не веселит на земле. Но единое мое веселие Бог. Он - моя радость; Он - моя сила; Он - моя премудрость; Он - мое богатство... От сладости любви Божией душа забывает все земное, считая блага его за сор и пепел..."

Особенную ценность имеет Иисусова молитва. Она направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами. Когда мы молимся Иисусовой молитвой, то нет ничего и никого, кроме Бога и нас. Она - добрый спутник, дружелюбный, всегда близкий и вполне личный, несмотря на кажущуюся однообразность при ее повторении. В радости или горе она, когда станет привычной, является силой, оживотворяющей душу всегда готовым откликом на любой Божий призыв. Без молитв и упований мир задохнется в своей злобе, изнеможет от страданий. Напрасно вопиют уста, ждут света плачущие очи. Ночь все темней... И без Христа день не придет на смену ночи...

Один афонский старец два года молил Матерь Божию даровать ему молитвенный огонь в сердце, и был услышан. Старец Амвросий Оптинский во время умной молитвы преображался. Лицо светлело и издавало удивительное сияние. По словам св. Исаака Сирина, один старец помнил себя на молитве только до 1-й славы (3 псалма), а потом погружался в Богосозерцание и так умно, без слов, молился Господу, стоя неподвижно и ни мало не чувствуя труда. Такой благодатный дар этот старец получил, по его собственному признанию, после тридцатилетних подвигов, скорбей и лишений. Так подвиги мучеников, преподобный и праведных превышают естественные силы человека с помощью благодати Божией. Преподобный Серафим на вопрос земляка-посетителя, не желает ли он что-либо передать своим родным, указывая на иконы Христа Спасителя и Божией Матери, ответил: "Вот мои родные". Частая молитва, проникнутая смирением и любовью к Богу и людям, соединенная с причастием Святых Таин, делает причастника жителем мира духовного, небесного. Искренняя сердечная молитва прекращает в нас тоску, уныние, безнадежность. Она ободряет дух наш, возбуждает в нем энергию, заставляет забыть обиды и огорчения, даже и в тяжких несчастиях. Она развивает терпение, выносливость, успокаивает надеждою на Бога. Молящийся всегда бывает жизнерадостен, весел, восторжен. Нет такого горя, которого не мгла бы утолить молитва. Она - ключ, отверзающий двери милосердия Божия, и верное средство к стяжанию временного и вечного благополучия. Когда Господь в нашем сердце, то этим создается Царство Божие - радость и мир. Молитва не только приносит отраду и успокоение, но и самые бедствия обращает во благо и спасения души... "Всякий, кто призовет имя Господне, спасеться" (Рим. 10, 13). Господь исполняет наши прошения, если они идут от всей души. Не отказывает Господь подать нам Свою благодатную помощь... Мальчик хочет нарисовать картинку, чтобы поднести своему отцу в день именин. Мальчик, по своей неопытности и неумению, не может нарисовать этой картины; и сам отец с любовью помогает ему. Водит рукой сына, делая правильно очертания. А когда картина готова, мальчик с восторгом подносит ее отцу, и последний принимает ее, хотя в сущности она нарисована отцом, который водил рукою сына. Это подобие того, как Отец Небесный помогает нам, молящимся Ему. Мы нравственно бессильны, немощны, но Господь Своею всемогущею силою не только помогает, но и дает силы стремиться к добру. Господь так же дает иногда, в известные моменты, переживать сердцем счастье богообщения и радость жизни. "Где Христос Бог, там и царство Божие, и блаженство Его" (св. Тихон Задонский). "О, Иисусе, радосте и сладосте ангелов и всех святых!" "Влеки меня за собою. - Чем? Прекрасным и спасительным путем Твоим, которым Ты от рождения до смерти, мене ради бедного, шествовал. - Куда? В вечное Твое царство. Туда и мы побежим, да и здесь, и там сообразны Тебе будем" (св. Тихон Задонский).

Выбери, если пожелаешь, краткую молитву, состоящую из немногих, но сильных слов. Повторяя ее часто и долго, ты найдешь в ней величайшую силу. Не надо многословия, а краткой молитвой выбивай из сердца, как из кремня, благодатные искры. Это в личном опыте. Церковь имеет и длинные службы и молитвы. Там все по уставу. Но и длинные службы от сердечного внимания становятся короткими. Там царство Божие, там рай, а в раю нет времени и никаких измерений. Цель наша стоять пред Богом, сосредоточиться на Его присутствии; раскрыть все нужды и принять от Него крепость, силу, чтобы Его воля исполнилась в нас. Вот цель и предмет молитвы. Когда в центре Бог, все остальное теряет свое обаяние. Все, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения...

Священник служит в храме. Пред ним старинная икона. Внезапно он почувствовал, что Матерь Божия на иконе как бы влечет его к молитве, действует на его ум и сердце. Он переживает в себе реально исходящую силу от иконы. Эта сила наполнила храм молитвой. Собрала рассеянные мысли. Почти физическое присутствие Божией Матери. Она - живая Личность, со властью требующая ответа... Так несокрушимо растет и созревает невидимо дружба, близость, любовь к живому Богу и Царице Небесной. В этом и состоит наше строительство спасения. В нем же формируется и содержание предмета молитвы.

ВЕРА УЧЕНИКОВ

"Отче! Слова те, что Ты дал Мне, Я им передал: и они пиняли и уразумели воистину, что Я от Тебя исшел, и уверовали, что Ты послал Меня" (Ин. 17, 8).

Этими словами Господь характеризует Своих смиренных учеников. В простоте душевной они приняли слова Спасителя и убедились в Божественном Его посланничестве. Отец открыл Сыну путь спасения человека. От Сына приняли благодатное слово и ученики Его. Бог, обещавший послать спасение людям, исполнил Свое Слово. Апостолы приняли это Слово не как слово человеческое, но как Слово Божие - с величайшей верой. Так смиренное внимание словам Господа принудительно влечет к Божественным предметам, а самонадеянный ум и не считает нужным размышлять о небесном. Смиренный ум не берет на себя много, но с радостью старается уразуметь волю Божию. Смиренный ум внимательно ловит каждое слово и, если что непонятно, терпеливо ожидает объяснения. Слушая Христа, апостолы узнали, кто Он - их Учитель. Вера их еще не имела ни той полноты, ни той несокрушимой твердости, каких достигла она после под влиянием Духа Утешителя. Отселе они решительно узнали и поверили сердцем своим, что Иисус Христос - Божий Посланник. И Господь любовью и молчанием покрывает недостатки Своих апостолов. Он открывал им и объяснял тайны Царства Небесного. Исправлял их прежние заблуждения и неправильные движения сердца. Сообщил Он им и силу чудотворений, и дал совершить примерный опыт своего будущего служения.

В Своей молитве Он молился не за весь мир, а за апостолов, за тех, которые даны Ему Отцом. О мире Господь молится потом. За мир, распявший Его, молится Он и на кресте. Он - ходатай за все человечество. Если молится Он за учеников, то этим показывает, что ученики Его заслуживают преимущественной Его молитвы, как и преимущественного внимания к ним Отца Небесного. Ученики Его возлюблены Отцом. Они составляют избранное стадо Его. Христос напоминает о высоких нравственных качествах, какими они украшены. Люди этого мира в очах Божиих не то, что избранные Им ученики. Христос "есть Спаситель всех людей, особенно же верных" (1 Тим. 4, 10). Они будут служить орудием спасения мира. Благовестники Христовы должны быть предметом особой заботы Учителя. Так и теперь, каковы бы ни были священники и епископы, они, как преемники апостольские, как пастыри Церкви, находятся под особенным покровом Христа. Ходатайство Господа Иисуса пред Отцом служит верным залогом готовой для них помощи в трудах и скорбях служения их...

Апостолы и после того, как даны Господу, остаются дорогою собственностью Бога-Отца. Сказать Отцу: "Все Твое принадлежит Мне," может только Сын Божий. Здесь - равенство власти и силы Бога-Отца и Бога-Сына. Такое же отношение Сына Божия к миру, в котором пребывает Отец. Величайшее утешение для учеников знать, что они, принадлежа Христу, принадлежат и Отцу. При таком положении, они - предмет любви Отца Небесного! Христос прославился в учениках Своих тем, что они признали в Нем Господа Своего. Учением и делами проповедали о Нем как о Божием Посланнике, как о Спасителе мира, как о Сыне Божием. Господь видит будущую действительность, которая раскроется из настоящей. Он видит в слабых рыбарях победителей язычества, насадителей церквей, неустрашимых учителей и синагоги, и кесарей. Он видит в лице их всех тех, которые, приняв учение их, славят имя Его на земле и на Небе (Ин. 17, 20). Имя Господа Иисуса так велико, так важно пред Отцом Небесным, что за любовь к этому имени Отец готов все сделать для верующих. Живая вера в Господа Иисуса Христа потому бывает услышана Отцом, что пред Ним ходатайствует великое имя Искупителя мира - Сына Божия. Имя Сына потому привлекает любовь Отца к верующим, что в них есть живая вера, исполненная любви к Господу Иисусу. Спаситель, оправдывая живую веру в Него, предлагает исповедание о Своем Лице. Когда Он говорит, "изыдох от Отца," дает видеть не вечное отношение Свое ко Отцу, а исхождение Свое в мир как Спасителя мира, совершившееся по воле Отца. Это исповедание учеников, как искреннее, утвердил и Сам Господь, когда сказал о них, что истинно уразумели они, что Он послан Отцом (Ин. 17, 18). Он говорит еще и о том, что Отец Небесный всегда с Ним. Пусть восстает злоба земли и ада, Отец и Ним. Дело Его, для которого пришел Он в мир, от злобы врагов ничего не потеряет, но еще прославится победою над злобою мира. Эта истина да послужит опорою для учеников во время страданий Его. Бог так возлюбил человека, что отдал Своего Единородного Сына и предал на страдания Своих рабов - Апостолов.

Как христианину не быть тверду в скорбях, когда Тот, в Кого он верует, так близок к Отцу - Он Сын Его!

Тем же, чем начал Он прощальную беседу Свою с учениками, тем же и окончил ее: увещанием не возмущаться скорбями, а твердо веровать в Него. С какою бы злостию не восстал против них мир, пусть будут они спокойны. Он победил тот мир, который не имеет в себе Божественного начала жизни (Ин. 1, 10), и потому злостно, но бессильно восстание его против всего святого. Победа Его над миром - не побуждение только к нашей борьбе с миром, но и сила наша. Победитель мира облечет всех последователей Своих силою, которую они примут, уверовав в Него. "О Боже, - восклицает Каллист Катафигиот, - Ты чудо, мир, любовь, сладость, душевное веселие, упование во всем, воистину свобода от забот и радость, единственная слава, царство, мудрость, сила". Любимы ученик Его говорит: "Победа, которой побежден мир, есть вера наша. Кто победитель мира, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий" (1 Ин. 5, 4-5). Имя Христа - имя всесильное, все может оно доставить нам. Вот, что значит для нас любить Господа, так любить, как любили Его галилейские рыбаки...

А земля и все ее герои и знаменитости пройдут без следа, исчезнут как дым. Сыне Божий! Защитниче наш, укрой верных рабов Твоих от греха и от грядущих на мир страшных разрушений.

О ВОПЛОЩЕНИИ

Светлый ум архиепископа Илариона, умученного большевиками, ниспровергает школьное и католическое учение о Церкви. В основе этой статьи и лежат мысли, находящиеся в его огромном труде на эту тему.

Не идея, не истина, но само воплощение Сына Божия есть тот камень, на котором создана Церковь. Церковь есть следствие воплощения. Духовные богословы Церкви основу спасения указывали в воплощении Сына Божия. Иисус Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, чрез Себя Самого соединяя человека с Богом. Центральное место в церковном богословии четвертого века занимала идея обожения. Эта идея гармонично сочеталась со стройной Христологией. "Слово облеклось в тварное тело, чтобы мы могли в Нем обновиться и обожиться" (св. Афанасий Великий). Христос есть основание Церкви в том смысле, в каком Он исповедан. Не богословие Петра как сумма теоретических положений и предметов веры лежит в основании Церкви. Бесы тоже веруют в Божество Христа (Иак. 2 19), но они вне Церкви. "Святая Церковь Божия есть образ Бога, потому что она, подобно Богу, объединяет верующих" (преп. Максим). Святоотеческое богословие в воплощении Сына Божия видит основу нашего спасения и краеугольный камень Церкви. Под камнем (Мф. 16, 18) мы можем разуметь Сына Божия воплотившегося, то есть самое Воплощение, не учение о нем, не идею, но факт. Толкование католиков как слишком житейское является жалким в смысле идейно-богословском. Школьное богословие подпадает упреку святого Иринея Лионского, упреку в маловерии, потому что оно не ставит во главу угла истину воплощения Сына Божия и эту истину не соединяет с истиной Церкви, как это должно быть по слову Самого Господа.

Церковь живет идеалом обожения, которым жила и в древности, за который боролись до крови ее выдающиеся богословы и учители. Прислушайтесь к церковным песнопениям, вчитайтесь внимательно в молитвы ее - всюду и неизменно слышится гимн воплощению и учению о воплощении. Все богослужебные книги проникнуты этим святоотеческим духом, этой святоотеческой мыслью. Особенно догматически глубокий и прекрасный гимн воплощению воспевает Церковь в день Рождества Христова. В предпразднственный день на повечерии поется в каноне: "Не дивися ныне, о Мати, видящи яко Младенца, Егоже из чрева прежде денницы роди Бог: восставити бо и спрославити человеческое падшее естество приидох явственно". А в службе на самый праздник мы слышим: "Видев Зиждитель гиблема человека, руками егоже созда, преклонив небеса сходит: сего же от Девы воистину воплощся, всего осуществует (принимает все его существо". "Уподобившийся (нам) чрез соединение и бренным убожеством (нашим) и восприятием земной плоти соделавший (нас) причастниками Божественного естества". Христоименный народ, достигши желаемого и удостоившись пришествия Бога (во плоти), ожидает ныне животворного обновления". "Преславное таинство устрояется днесь - обновляется естество и Бог человек бывает".

В этой службе Церковь приносит Христу все "богатство православного богословия как Богу и Спасу душ наших..."

В дни плоти Своей Христос был Бог таящийся. Бисера Своих возвышенный истин Он не повергал пред свиньями. Сияло лицо Его светом Фаворским на горе Преображения, а народ под горой наблюдал лишь бесноватого. Не без причины было это сокрытие Божества. Характером скрытости и таинственности отличается и та беседа Христа с учениками, в которой Он говорит о камне, лежащем в основании Церкви. Иудейская мысль не могла открыть истины Богоявления. От этой истины далеки и деизм Палестины, и пантеизм Эллады, и синкретизм Александрии. Такова была воля Божия, чтобы эта великая религиозная истина скрыта была от премудрых и разумных, но открыта младенцам (Мф. 11, 25-26; Лк. 10, 21). Камень для верующих - драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла (Пс. 117, 22), камень претыкания и соблазна (1 Петр. 2, 4, 6-7).

Апостол Петр говорл пред иудейскими властями о Христе: "Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла и нет ни в ком ином спасения" (Деян. 4, 11)... И услышал Петр: на этом камене - незыблемой веры - созижду Церковь Мою. Чрез истину воплощения люди сделались причастниками Божеского естества, в чем и заключаются драгоценные обетования (2 Петр. 1, 4). С воплощением Сына Божия человечество получило новые силы, началось восстановление падшего естества человеческого, вызван к бытию процесс созидания нового человека, новой твари, постепенно и неуклонно.

Спасение и спасающееся человечество сплочено в едином и нераздельном организме Церкви. В этом организме обитают все Божественные силы, которые и ведут новое человечество, Церковь, к совершенству. Только в Церкви жизнь. Отпадение от церковной жизни есть всегда и непременно прекращение роста нравственной личности и ее духовная смерть. А жизнь и совершенствование личности в Церкви несет счастье и блаженство. Не как внешняя награда подается это счастье и блаженство, а является как внутреннее и непременное следствие самого совершенства.

Здесь мы утверждаем тождество добродетели и блаженства. И только в Церкви возможна та новая жизнь, ради которой Божий Сын приходил на грешную землю. "Что совершилось на Господе, совершается также и на нас, так как Тело следует за своею Главою" (св. Ириней Лионский). Церковь определяется как распространение или продолжение воплощения. И начало спасения человеческого естества, и основание Церкви, положено самим фактом воплощения и вочеловечивания Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.

ПУТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ

С необыкновенной силой и властью говорит Златоуст: "Малодушен тот, кто падает духом от неприятностей, несчастий, от притеснений, от гонений и лишений, скорбей и болезней, малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений за Христа..."

Кто, встречая неприятности и оскорбления от других, подавляет в себе неприятные чувства гнева, тот терпит, а кто хранит ненарушимым мирное расположение к другому, несмотря на то, что тот продолжает действовать против него враждебно, тот долготерпит. Терпение и долготерпение преимущественно основываются на любви. Вера перерастает все неприятности, стоит как несокрушимый утес среди волн. Только на основании веры умножается взаимная любовь. Есть праведный Бог, Который видит правоту страдальца и тягость его скорби, и в свое время воздаст ему по Своей правде. Благодушное терпение среди гонений и скорбей ясно доказывает, что в душе терпящего есть крепкое убеждение, что будет праведный суд и воздаяние. Если кто страдает, то это не плача и слез достойно, а благодарности Богу. Надо радоваться, а не падать духом. Не смотреть на внешнее, а смотреть лучше на те сокровища, какие растут в сердце под внешним гнетом. Сильная вера непоколебима в истинах. Она готова принять и хранить всякую истину Христову и быть терпеливой и крепкой во всех путях жизни. Усвоенные Евангельские истины, по благодати Божией, имеют такую власть над сердцем, что ради них верующие готовы бывают на все лишения. Несмотря на бедствия, терпеливец стоит твердо в принятом им и усвоенном исповедании. Здесь скрыт для него величайший источник всевозможных утешений. Вот то, что дает благодать Божия людям, вот те блага, какие даны нам в Господе Иисусе Христе. Даны нам освящение, Богообщение, всыновление. Господь помогает сохранить и проявить свою веру во всей ее силе и полноте и в делах, и, особенно, в терпении. Бог не хочет отнимать у человека данную ему свободу, а только окружает ее всегда такими указаниями, внимая которым она может избрать доброе направление. Если же она избирает зло - сама виновата.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...