Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Взгляды зарубежных и отечественных психологов, педагогов на использование движений в коррекционных целях 7 страница



Этапы формирования плавной речи

у заикающихся дошкольников средствами

логопедической ритмики

1.Этап ограничения речи

Задача логопедической работы — ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это время вводятся все неречевые средства, такие, как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков — инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

2.Этап сопряженной и отраженной речи

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 —5 слов,

произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.

На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.

З.Этап диалогической речи

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

4. Этап самостоятельной речи

Логопедические занятия формируют умения повторять рассказы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами ганца, с предметами и речевым сопровождением.

5. Этап спонтанной эмоциональной речи и общения

Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации об-111,ения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию — чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во исех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

Примерная схема логоритмического занятия с заикающимися дошкольниками

Вводная часть

Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.

Основная часть

Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции. Пение. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений. Упражнения на

координацию движений и речи. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.

Заключительная часть

Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую игрушку и на выдох опускать ее.

Глава 2

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ритмика для детей данной категории является составной чатью системы коррекционной работы в дошкольном образователь ной учреждении. Ритмика оказывает положительное влияние психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики детей данной категории. Организация работы средствами коррекционной ритмики строится прежде всего на принципе единства диагностики и коррекции. Комплексное обследование ребенка и определение имеющихся нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы средствами ритмики. Наряду с обследованием познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников перед использованием ритмики в коррекционной работы осуществляется обследование моторики детей с проблемами. С этой целью наиболее часто используется методика Н. И. Озерецкого — Г. Гельнитца, которая представляет собой набор двигательных тестов для исследования общей и мелкой моторики, отдельных компонентов движения: статистической координации, динамической координации, быстроты движений,) ритма, излишних сопровождающих движений (синкинезий), одновременности движений и их силы.

Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленять структуру поражения, а затем фор-1 мировать плохо развитые или отсутствующие «контингента движений» (Н. А. Бернштейн) того или иного церебрального уровня.! При этом принято строить коррекционную работу с детьми а умственной отсталостью с учетом выделения двух групп: возбудимых или заторможенных (К. К. Фольц). Двигательное беспокойство! нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость неустойчивость составляют клиническую картину возбудимых, 4 вялость, адинамичность, бедность движений характеризуют заЗ

торможенных детей. Наиболее адекватным методом коррекции раз-личных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.

Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, организует моторику, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улучшают психические процессы, запоминание, автоматизируют двигательные акты. Это отмечают в своих работах М. Р. Могендович, Л.И.Воеводина, Е.П.Шептулин, Э.Куду, В.Б.Полякова и др.

Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:

коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемое™, устойивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);

коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;

развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

На занятиях по ритмике используются Такие средства, как упражнения, игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Структура занятий может складываться из таких мастей, как ритмическая разминка, ритмическая гимнастика, ритмический калейдоскоп, ритмическое прощание. Основным принципом построения коррекционной ритмики является тесная связь шижений и музыки, где организующим началом выступают му-1ыка, ритм. Развитие движений в сочетании с музыкой и словом

т

представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс. Коррекция, сглаживание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных требуют от ребенка (и педагога на занятии) собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли, развития памяти — эмоциональной, зрительной, образной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании последовательности выполнения движений под музыку), двигательно-моторной (двига-тельно-мышечные ощущения), произвольной (связанной с сознательным самостоятельным выполнением упражнений). Занятия по коррекционной ритмике детей данной категории могут проводиться в подгрупповой и фронтальной формах (не более 15 человек). Организация занятий по ритмике предполагает календарное планирование, которое осуществляет педагог-ритмист с дефектологическим образованием. Занятия по ритмике должны иметь четкую коррекционную направленность и проводиться один-два раза в неделю дополнительно к музыкальным занятиям. В конце года осуществляется контрольное диагностическое обследование, показывающее динамику в развитии ребенка, в том числе обеспечивающуюся средствами ритмики.

План-конспект занятия по коррекционной ритмике

для старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Цель: проводить коррекционную работу средствами ритмических движений: обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, развивать чувствование экспрессии своего тела, произвольность психических процессов (внимания, памяти), движений, формировать навыки адекватного поведения, умение выражать движениями и средствами музыкальной выразительности структуру музыкального произведения.

1. Ритмическое приветствие и разминка: поклон девочек, мальчиков

(музыка Ф.Шуберта «Вальс»), упражнение «Ритмическое эхо» (приветствие — прохлопывание ритмического рисунка педагогом — ответ, повторение его детьми как приветствие), упражнение на концентрацию внимания в движении: ходьба энергичная, мягкая, настороженная, с

высоким подниманием колена (музыка Ж. Люлли «Марш»);

2. Ритмическая гимнастика. Упражнения на регуляцию мышечного

тонуса, коррекцию моторики, организованности, собранности, произвольности действий в движении (музыка Ф.Шуберта «Марш», «Вальс»,

«Лендер», «Экосез»):

«Легкий ветерок» (мягкие движения руками);

«Цветы наклоняются» (наклоны туловища с поднятыми руками вправо, влево, сидя на коленях на полу, на ковриках);

Составители Е.А.Медведева, М.Л.Афанасьева.

«Крепкие веточки дерева» (движения «ножницы», лежа на ковриках);

«Одуванчик разлетается» (легкий бег врассыпную).

3. Ритмический калейдоскоп. Упражнения на коррекцию психических

функций (слухового восприятия, переключения внимания, воображения):

«Плавный хоровод» со сменой рук (русская народная мелодия «Травушка-муравушка»);

«Играем с водой», образная композиция (музыка П.И.Чайковского «Сладкая греза»).

4. Ритмическое прощание. Релаксация «Шум моря» (аудиокассета «Наедине с природой»), ритмическое эхо, поклон девочек, мальчиков (музыка Ф.Шуберта «Вальс»).

Глава 3

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Фонетическая ритмика как методический прием включена в работу по формированию произносительной стороны речи детей с нарушением слуха. В процессе проведения фонетической ритмики музыка может включаться в качестве музыкально-ритмической стимуляции движений и активизации речевой деятельности.

Основной целью фонетической ритмики является развитие у детей с нарушением слуха слухового восприятия, обогащение слухозрительными впечатлениями, активизация голосовых функций, формирование на слухокинестетической основе речевой деятельности, ее ритмоинтонационной и произносительной стороны. Работа с детьми организуется фронтально сурдопедагогом, а музыкальное сопровождение осуществляет музыкант или используется аудиозапись. Средствами фонетической ритмики являются упражнения, игры, сочетающие речь и движения, музыка, которая в совокупности с движениями способствует развитию и речи, и движений.

Решение задач, направленных на установление единства в работе речедвигательного и слухового анализаторов, формирование ритмоинтонационной, выразительной стороны речи, развитие слухового восприятия и коррекции произносительной стороны, нормализации речевого дыхания, укрепление речевой зоны голоса, развитие ритмодвигательных основ, обеспечивает компенсацию речевой функции.

Содержательная сторона фоноритмики включает в себя: работу над звуками речи (гласными, согласными), их автоматизацию в сочетании с движениями; работу над регуляцией дыхания и слит-

ности речи (в слоговых упражнениях, словах, коротких предложениях, стихах и текстах); над голосом (силой, высотой, чередованием низкой и высокой тесситуры); над ритмом (одно-, двух-, трех-, четырехсложным), над темпом речи (в слоговых упражнениях, скороговорках, стихах); над интонацией (логическими ударениями, интонацией в коротких словах, словосочетаниях, предложениях, коротких текстах, стихах, играх).

В структуре занятий могут быть упражнения, способствующие музыкально-ритмической стимуляции, которые состоят только из движений, а также и упражнения на речевое дыхание, развитие голоса, темпа, ритма, которые проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Музыкально-ритмическая стимуляция представляет собой сочетание двигательных упражнений с элементами танца, где присутствует четко выраженная ритмическая основа. Музыка является одним из средств развития слухового восприятия, формирования умения передавать в движении ритм, темп и другие средства выразительности. Характер движений, выполняемых под музыку, может быть различен. При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения, а работа над ритмом в движении включает танцевальные элементы, ритмическую ходьбу, сочетание ее с различными движениями рук. Комплекс упражнений, обеспечивающих нормализацию произносительной стороны речи, содержит разнообразные движения (головы, плечевого пояса, рук, туловища, наклоны, повороты ног, сгибание, разгибание), используемые без сопровождения музыки.

Движения на фоноритмике предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию. Они выполняются как с использованием звукоусиливающей аппаратуры, так и на основе только слухового восприятия без нее. Конечной целью фонетической ритмики является формирование правильно оформленной речи и психомоторики ребенка с нарушением слуха, обеспечивающих социальную адаптацию такого ребенка.

Игры и упражнения, используемые на фонетической ритмике1

1. Работа над голосом.

Дети сидят по кругу, имитируя игру на пианино и сопровождая движения произнесением текста.

(Говорят тихим голосом.) (Выделяют ударные слоги легким взмахом руки.) (Произносят громко.)

Пальчик о пальчик тихо бьем. Пальчик о пальчик тихо бьем.

См.: Власова Т.М., Пфанфенрот А. Н. Фонетическая ритмика. — М., 1996.

А потом в ладошки громко бьем.

Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

{Сопровождая сильным хлопком.)

2. Чередование низкой и высокой тесситуры. Дети стоят по кругу.

(Высоко.) (Низко.) (Высоко.) (Низко.)

Садись поближе, Нагнись пониже, Посмотри получше —-Вот так.

А. Произносят текст разным по высоте голосом, сопровождая прого-варивание естественными движениями или указательными жестами. Б. Повторение упражнения без движений.

3. Работа над ритмом.

Ритм: (Дети стоят по кругу и воспроизводят слоги, сопровождая

па-па каждый слог указательным движением пальца то вправо,

па-по то влево.)

па-пу

па-пи

па-пэ

4. Работа над темпом.

Слоговые скороговорки. Проговаривание считалки с движениями сначала в медленном темпе, затем в среднем и быстром.

Шли, шли, шли, Мы пирог нашли. Сели, поели И дальше пошли.

(Идут быстро: шаг — слово.)

(Правой рукой жест по кругу, вытянув ее вперед.)

(Сели на пол, «едят».)

(Встали и делают легкий взмах вперед — «пошли».)

Глава 4

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Ритмика для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории и представлена в программе самостоятельным разделом. Ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систе-

му коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде. Коррекционная ритмика проводится как самостоятельное фронтальное занятие и по времени может продолжаться 20 — 25 мин в зависимости от возраста детей.

Конспект занятия по коррекционной ритмике для старших дошкольников с нарушением зрения1

Цель: проводить коррекционную работу средствами движений под музыку, передавать средства музыкальной выразительности (темп, ритм, форму), учить владеть телом, развивать координацию, произвольность движений, пространственную ориентировку, слуховое внимание, память, воображение, учить действовать в образной условно-воображаемой ситуации в игре.

1. Ритмическая разминка

Упражнение «Ритмическое эхо» (педагог прохлопывает ритмический рисунок, дети повторяют).

Упражнение «Собираем камешки», музыка Т.Ломовой «На берегу» (ходьба с остановками).

Упражнение «Ускоряя, замедляя», музыка Т.Ломовой (ходьба и легкий бег с ускорением и замедлением темпа).

2. Ритмическая гимнастика

Упражнение «Поющие руки», музыка П.И.Чайковского «Шарманщик поет» (мягкие движения руками, одновременное разведение в сто- I роны из положения перед грудью и сведение их перед грудью).

Упражнение «Ветер, ветерок», музыка Л.Бетховена «Лендер» (чередование мягких движений поднятыми руками с наклонами вправо и влево).

Упражнение «Тугая резинка», музыка Ф. Миллер «Этюд» (плавные полуприседания).

Упражнение «Петушок расплясался», вариации на тему русской на-1 родной мелодии «Петушок, петушок», музыка Т.Ломовой (знакомые танцевальные элементы по показу или словесной инструкции педагога). ]

3. Пространственная ориентировка

Игра «Выворачивание круга», музыка — венгерская народная мелодия.

(Активизация внимания при передаче ритма и темпа музыки, выделение ярких ритмических акцентов в движениях по кругу, перестроениях по сигналу всей группы детей одновременно за ведущими.)

4. Сюжетно-образные этюды или танцевальные миниатюры

Образная игра «Ау!», музыка Т.Ломовой «Игра в лесу».

5. Релаксация (лежа на ковре) «Волшебство леса», аудиозапись из серии «Звуки живой природы» (музыка для релаксации). Прощание, поклон мальчиков, девочек.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Дайте определение коррекционной ритмики и покажите ее направления.

2. Раскройте особенности коррекционной ритмики для детей с нарушением речи.

3. Покажите специфику содержания и организации ритмики для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

4. Сравните понятия «музыкально-ритмические движения» и «фонетическая ритмика», покажите их сходство и различия.

5. Назовите компоненты коррекционной ритмики для детей с нарушением зрения.

6. Сделайте сравнительный анализ конспектов по коррекционной ритмике для детей с разными отклонениями в развитии.

Литература

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985.

Выготская И. Г., Пелингер Е.Л., Успенская А. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М., 1993.

Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1958.

Дресвянников В. И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися дошкольниками // Дефектология. - 1972. - № 3.

Кручинин В. А. Воспитывая чувство ритма // Физкультура в школе. — 1974. - № 12.

Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Программа спецкурса «Коррекционная ритмика» для специальных педагогических (дефектологических отделений средних и высших учебных заведений). — М., 1994.

Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под ред. А. П. Зарина, Е.Л.Ложко. - СПб., 1994.

Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых. — М., 1983.

Яхнина Е. 3. Содержание и организация музыкально-ритмических занятий в подготовительном классе школы для глухих детей. — М., 1991.

Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. — М., 1997.

1 Составитель Е.А.Медведева. Использовались материалы книг: Руднева С, Фиш Э. Ритмика и музыкальное движение. — М., 1972; Раевская Е., Руднева 3., Соболева О., Ушакова Э. Музыкально-ритмические упражнения в детском саду. — М., 1969.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методический материал к разделу IV «Коррекционно-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»

1. Музыкальные занятия

Фрагмент музыкального занятия

для старших дошкольников с нарушением речи

и с задержкой психического развития

(интеграция трех видов музыкальной деятельности — восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)'

Тема: «Кошка и кот»

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, учить различать музыку разного характера, формировать воображение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизировать к поиску средств выразительности образа в динамике его проявлений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные состояния образа, согласовывать движения с характером музыки, структурой музыкального произведения, учить играть на детском музыкальном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре. 1. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, ] особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послу-1 шать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (му- J зыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).

После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.

2. Сюжетно-образные движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кошка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог ] дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение

стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или находя новые.

Кот проснулся рано-рано, Спрыгнул с мягкого дивана, Выгнул спинку, потянулся, С боку на бок перевернулся, И пошел совсем неслышно, Будто прятался от мышки. Увидал кот за окном — Птичка кружит с ветерком, И летает, и резвится, Никого здесь не боится!

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).

Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.

Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кошки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разлетаются.

Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: девочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свистульках.

Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.

4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас

плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).

Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девочка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (мальчики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соответствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.

Фрагмент музыкального занятия для старших дошкольников

с нарушением речи, задержкой психического развития,

умственной отсталостью

(интеграция двух видов музыкальной деятельности — пение, движения под музыку)

Танцевально-образная композиция «Дружба»1

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и двиений, учить передавать движениями средства музыкальной выразительности (форму, ритм), показывать разные эмоциональные состояния пан-

томимически в сюжетно-образной композиции, формировать навыки адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать, вставать на позицию другого.

Музыкальный руководитель проводит краткую беседу о дружбе, о том, что в общении бывают разные ситуации (ссоры, примирения), и важно научиться понимать сверстника, прощать ошибки, дружить. Детям предлагается поиграть и в танце передать, как однажды дети сначала поссорились, потом помирились и подружились навсегда.

1. Сюжетный танец «Поссорились-— помирились» (венгерская народная

мелодия).

2. Сюжетный танец «Пожалели» (1-я часть — «Жалоба», 2-я часть —

«Материнские ласки», музыка А.Гречанинова).

3. После танцев музыкальный руководитель предлагает детям спеть

знакомую песню «Дружат дети всей земли» (музыка М.Д.Льва-Компанейца, слова В. Викторова). Затем дети заводят дружный хоровод и исполняют песню с движениями.

Фрагмент музыкального занятия для детей с нарушением зрения

{интеграция двух видов музыкальной деятельности — восприятие музыки и музыкально-ритмические движения)

Тема: «Веселые клоуны»1

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, формировать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку, оценочное отношение к ней, умение вербально выражать свои впечатления от услышанного, различать средства музыкальной выразительности (темп, ритм, характер) и передавать образными движениями, развивать пространственную ориентацию при выполнении движений в кругу, врассыпную.

1. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит перед слушанием беседу, рассказывает о клоунах, которые всегда веселят зрителей, о том как они выступают в цирке, в разных театральных представлениях. Потом детям предлагает- I ся послушать музыку Д. Б. Кабалевского «Клоуны». В диалоге с педагогом после восприятия музыки акцентируется внимание детей на то, как в музыке передан этот образ, обсуждается, какие движения делают клоуны в музыкальном образе, какого характера музыка, темп и т.д.

2. Музыкально-ритмические движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в клоунов, сначала послушать две разные по характеру небольшие пьесы «Шагают клоуны» (французская народная мелодия «Полишинель»), «Клоуны подпрыгивают» (английская народная песня «Полли»). Педагог показывает движения, а затем предлагает детям передать образ веселых клоунов, j

Составитель Е.А.Медведева.

Фрагмент музыкального занятия для умственно отсталых старших дошкольников и детей с задержкой психического развития

(интеграция двух видов музыкальной деятельности — театрализованно-игровая деятельность, образно-ролевое пение)

Игровая миниатюра «Лениться не годится»1

Цель: проводить коррекционную работу средствами музыки и движений, формировать нравственно-этические основы поведения, уважение к труду, побуждать к поиску выразительных средств для передачи образа в сюжетной музыкальной композиции, согласовывать движения с текстом песни.

Музыкальный руководитель проводит краткую беседу об уважении к труду людей, объясняя, почему не любят лентяев, и предлагает исполнить всем вместе моравскую народную песню «Люди работают», которую начали учить на двух предыдущих занятиях. С детьми выясняется ее содержание, даются пояснения и предлагается поиграть в игру «Лениться не годится». Выбирают по считалке-попевке солиста-«лентяя» и инсценируют потешку о труде.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 386 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...