Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Футуризм. 4 страница



Довлатов Сергей Донатович (наст. фамилия – Мечик, 1941–1990).

Яркий представитель третьей волны русской эмиграции, один из наиболее читаемых современных русских писателей во всём мире. Был отчислен со второго курса Ленинградского университета. Оказавшись в армии, служил охранником в лагерях Коми АССР. После возвращения из армии работал корреспондентом в многотиражной газете Ленинградского кораблестроительного института, затем выехал в Эстонию.

Произведения Довлатова не издавались в СССР. В 1978 г. эмигрировал в Вену, затем переехал в США. Стал одним из создателей русскоязычной газеты «Новый американец», тираж которой достигал 11 тысяч экземпляров, с 1980 по 1982 был её главным редактором.

В основе всех произведений Довлатова – факты и события из биографии писателя. Зона – записки лагерного надзирателя, которым Довлатов служил в армии. Компромисс – история эстонского периода жизни Довлатова, его впечатления от работы журналистом. Заповедник – претворённый в горькое и ироничное повествование опыт работы экскурсоводом в Пушкинских Горах. Однако книги Довлатова не документальны, свой жанр писатель называл «псевдодокументалистикой». Цель Довлатова не документальность, а «ощущение реальности», узнаваемости описанных ситуаций в творчески созданном выразительном «документе». В своих новеллах Довлатов точно передает стиль жизни и мироощущение поколения 60-х годов, атмосферу богемных собраний на ленинградских и московских кухнях, абсурд советской действительности, мытарства русских эмигрантов в Америке.

Довлатов – мастер сверхкороткой формы: рассказа, бытовой зарисовки, анекдота, афоризма. Стилю Довлатова присущ лаконизм, внимание к художественной детали, живая разговорная интонация. Характеры героев, как правило, раскрываются в виртуозно построенных диалогах. Довлатов избегал выносить приговор своим героям, давать этическую оценку человеческим поступкам и отношениям. В художественном мире Довлатова охранник и заключённый, злодей и праведник уравнены в правах. Зло в художественной системе писателя порождено общим трагическим течением жизни, ходом вещей. В писательской манере Довлатова абсурдное и смешное, трагическое и комическое, ирония и юмор тесно переплетены.

Набоков Владимир Владимирович (1899–1977).

Родился в Санкт-Петербурге в старинной и богатой дворянской семье. Дед был министром юстиции в правительствах Александра II и Александра III. Отец – один из ведущих политиков партии кадетов, после Февральской революции занимал пост министра юстиции во Временном правительстве. В отроческие годы Набоков заинтересовался коллекционированием и изучением бабочек, что позднее отразилось в его творчестве. После Октябрьской революции Набоковы перебрались в Крым, где отец занял пост министра юстиции в правительстве Крымской республики. После падения Крымского правительства и вторжения Красной Армии на полуостров семья навсегда покинула Россию (1919).

Свои произведения он публиковал под псевдонимом «В.Сирин» (сирин – мифическая райская птица).

Характерные черты стиля Набокова: игра литературными цитатами и построение текста как вариации ускользающих образов.

Первое произведение Машенька принесло автору успех; критика признала в Набокове одного из талантливых писателей молодого поколения.

К жизни русской эмиграции Набоков обратился в романах Защита Лужина (1930), Подвиг (1932).

Подвиг посвящен неизменно волновавшей Набокова теме возвращения на родину. Главный герой, Мартын Эдельвейс, тайно возвращается в советскую Россию и исчезает.

В Защите Лужина речь идёт о гениальном шахматисте Лужине, в болезненном сознании которого мир предстаёт подобием шахматной доски, на которой против него ведётся опасная игра. За жизнь и сознание Лужина борются между собой его жена и соперник, гроссмейстер с «шахматной» фамилией Турати («тура» – ладья). Лужин стремится убежать от жизни, от шахмат в утраченный рай детства, но шахматы или само время мстят ему за это, заставляя в состоянии, которое с обыденной точки зрения выглядит безумием, совершить самоубийство. Защита Лужина явилась замечательным примером изображения внутреннего мира героя, прощающегося с детством. Классиский психологизма сочетается в романе с модернистской игрой чередующихся состояний яви и болезненных фантазий героя.

Эхом нового нацистского порядка вещей стал роман Приглашение на казнь (1936).Это роман-антиутопия об обманчивом мире тоталитарного государства. Главный герой осуждён на казнь без всякой вины. Его знакомят с палачом, который выдает себя за такого же узника. Приговор объявляется шёпотом, палач развлекает героя фокусами. Казнь изображается как освобождение – пробуждение героя от обморочного «сна».

Самым объемным и итоговым произведением Набокова, написанным на русском языке, стал Дар (1938), признанный исследователями лучшим романом писателя. Главной героиней романа, по словам самого автора, является «русская литература». Дар – роман в романе: описание трёх лет из жизни поэта Фёдора Годунова-Чердынцева и автобиографический роман, сочиняемый самим Фёдором.

В 1955 в Париже вышел в свет роман Лолита. Роман принёс писателю огромную, хотя и не лишённую скандальности, славу (сначала роман был признан непристойным и порнографическим). Девочка-подросток Лолита олицетворяет в романе демоническое начало. Она соотнесена с демоническим женским существом иудейских преданий – демоном Лилит, первой женой Адама. Но одновременно образ Лолиты ассоциируется с детской чистотой и невинностью. Страсть главного героя – это попытка воскресить его детскую любовь.

Переселившись в Америку, отказался от псевдонима «Сирин» и стал подписывать произведения собственным именем. Смене литературного имени соответствовала смена языка. С этого времени Набоков писал почти исключительно по-английски.

Творчество Набокова соединило в себе классические, модернистские и постмодернистские черты. Оно стало одним из значительных явлений литературы 20 в. Влияние Набокова прослеживается в поэтике многих русских и иностранных писателей нашего времени.

Бродский Иосиф Александрович (1940–1996).

Его, едва ли не самого «несоветского» подданного СССР назвали Иосифом в честь Сталина. В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не доучившись, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идёт работать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа и т.д.

На рубеже 1950–1960-х изучает иностранные языки (английский и польский), посещает лекции на филологическом факультете ЛГУ.

Аристократичная уравновешенность пушкинской музы менее близка Бродскому, чем традиция русской философской поэзии. Бродский воспринял склонность к поэтике размышления, драматизм мысли. Для лирики Бродского характерно: суховатая, мужественная интеллектуальность, разговорность тона, использование просторечья, научных и технических понятий. Бродский стремится уравновешивать поэтическое прозаическим, «занижать» высокие образы.

С 1963 стихи Бродского начинают активно ходить в рукописях, у Бродского была скандальная для того времени известность поэта «самиздата».

29 ноября 1963 в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А.Ионина, Я.Лернера, М.Медведева был опубликовано письмо против Бродского Окололитературный трутень. В 1964 он был арестован.

После первого закрытого судебного разбирательства поэт был помещён в судебную психбольницу, где пробыл три недели, но был признан психически здоровым и трудоспособным. Второй, открытый, суд по делу Бродского, обвинённому в тунеядстве, приговорил его к высылке на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду. Ссылку он отбывал в Архангельской области. Бродский был досрочно освобожден. Вместо пяти, он провёл в ссылке полтора года и затем получил разрешение вернуться в Ленинград.

В 1972 Бродский покидает СССР. Родителям Бродского не разрешили выехать к сыну. Не разрешили ему самому приехать в Ленинград на похороны матери и отца.

Опыт «зрелого» Бродского – это опыт глубинного переживания трагедии существования. Бродский часто нарушает грамматику, прибегает к сдвинутой, неправильной речи, передавая трагизм не только в предмете изображения, но и в языке. Бесконечные сложные предложения подразумевают бесконечное развитие мысли, её испытание на истинность.

Покинутое Отечество постепенно возводится в поэтическом сознании Бродского в грандиозный сюрреалистический образ империи. Этот образ шире реального Советского Союза. Он становится глобальным символом заката мировой культуры. Высшим началом выступает в поэзии Бродского Время.

В 1987 Бродский становится писателем-лауреатом Нобелевской премии по литературе, в 1992 – получает звание Поэта-Лауреата Библиотеки Конгресса США. В 1995 Бродскому присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.

Пелевин Виктор Олегович (р. 1962).

Окончил Московский энергетический институт, служил в ВДВ. После окончания Литературного института несколько лет проработал в журнале «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму.

Первые рассказы появились в конце 1980-х в сборниках фантастики и журнале «Химия и жизнь». В Омон Ра история советской космонавтики представлена как грандиозная и садистская фальсификация. По Пелевину подлинное ее назначение – совершение кровавых жертвоприношений, питающих магическую структуру государства.

Повесть Жизнь насекомых (1993) была не столь эпатажна, но имела более сложный замысел и конструкцию. Критик А.Генис так комментирует насекомых и людей: «Собственно между ними вообще нет разницы, насекомые и люди суть одно и то же. Кем их считать в каждом отдельном эпизоде, решает не автор, а читатель».

Роман Чапаев и Пустота (1996) называют «первым дзен-буддистким романом». Роман построен как чередование фрагментов, описывающих жизнь поэта-декадента и монархиста Петра Пустоты в двух реальностях-сновидениях: послереволюционной России, где развертывается борьба метафизических сил, и России современной, где он находится на излечении в психиатрической клинике.

Основная тема произведений Пелевина – иллюзорный характер реальности, другие миры и альтернативные версии российской истории.

Многие критики относят Пелевина к постмодернистской школе, для которой характерны тотальная ирония, игровое начало, эстетика чужого замысла.

Виктор Пелевин – один из самых популярных современных отечественных прозаиков за рубежом, где переведены все его книги. Практически каждая его вещь стала лауреатом престижных литературных премий.

Концептуализм в России.

Концепт – это идея или абстрактное понятие, своеобразный ярлык к реальности, которому она не соответствует, и вызывающий этой несообразностью иронический эффект.

В Советском Союзе в 1970–1980-х наиболее значительным художником-концептуалистом был Илья Кабаков (р. 1933). Ему принадлежит высказывание «Художник мажет не по холсту, а по зрителю». Мастерская Кабакова служила не только местом знакомства с его работами, но и своего рода мастер-классом отечественного концептуализма, который прошёл писатель Владимир Сорокин и многие другие.

Творчество Кабакова 1970-х – это альбомы и стенды из таблиц, каталогизированные фотографии, обрывки фраз, своеобразный «канцелярский примитивизм», с которой художник себя отождествляет.

В 80-х художник обращается к жанру «тотальных инсталляций». Инсталляция Кабакова Жизнь мухи (1984, 1992) включает в себя большое изображение мухи и уходящие вверх тексты – рассуждения о мухе представителей разных дисциплин, затем рассуждения об этих рассуждениях и т.д.

Творчество Кабакова, покинувшего СССР в конце 80-х, привлекло внимание к российскому постмодернизму западных художественных кругов.

Работы художников-концептуалистов Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Виталия Комара и Александра Меламида можно отнести и к соц-арту, с которым советский концептуализм был тесно связан. Известная картина Э.Булатова – алые буквы Слава КПСС на фоне голубого неба с облаками обнаруживает два слоя: подчеркнуто реальное пространство и пересекающий его социально окрашенный текст.

В отечественной литературе 1970–1980-х к концептуалистам можно отнести ряд ярких и самобытных авторов: Генриха Сапгира, Всеволода Некрасова, а также более молодое поколение – Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейна и др.

Творчество Дмитрия Пригова строится на игре с речевыми штампами, сложившимися в советскими обществе. Его стихи неразрывно связаны с авторской манерой чтения. Поэт связывает, сталкивает слова не по их значению, а по произвольным признакам, и родится ли из этих сочетаний новое значение – зависит от читателя, от его «включённости» в поэтическую систему автора.

Лев Рубинштейн (р. 1947) изменил способ существования поэтического текста. Долго работавший в библиотеках, он пишет расхожие фразы на библиотечных карточках. Получается нечто среднее между стихами, прозой и «театром одного актера». Тексты хаотичны, как сознание современного человека, – разорванное, неустойчивое, мятущееся, в них чувствуется напряжённость, драматизм.

Тимур Кибиров (р. 1955) – автор производного от концептуализма направления – нового сентиментализма. Характерна для концептуализма поэма Кибирова Жизнь Константина Устиновича Черненко, воспевающая подвиги руководителя СССР, превращённого с помощью штампов соцреализма в эпического героя. Для стихов Кибирова характерно использование разговорной речи, бытовых подробностей, игр с литературными образами и цитатами.

Писателем с мировой известностью среди русских концептуалистов стал Владимир Сорокин (р. 1955) В его творчестве сочетается авангард и поэтика постмодернизма. Сорокин склонен к «играм» с понятиями – например, предлагает варианты интерпретации категории «норма» в романе Норма.

Русские поэты и художники-концептуалисты продолжали работать и в 90-х. Приёмы и идеи концептуализма частично переходят в кинематограф, прослеживаются в творчестве режиссеров андеграунда Светланы Басковой, Олега Мавроматти. Свои фильмы они строят на основе перформансов, хеппенингов и полубессмысленных диалогов героев, за которыми прослеживаются мышление и поведение представителей разных слоёв общества.

Кабаков Илья Иосифович (р. 1933).

В 1957 окончил графический факультет Московского художественного института им. В.И.Сурикова, получив специальность художника-иллюстратора. С 1956 сотрудничал в издательстве «Детская литература», журналах «Малыш», «Мурзилка», «Весёлые картинки».

Испробовав разные стили, нашёл собственную манеру – «романтический концептуализм». Его типический мотив – рядовая советская квартира-коммуналка, погружённая в атмосферу загадочного абсурда. В своих графических циклах («папках») он переходит от сказочных сюжетов, близких детской иллюстрации, к «альбам» (от лат. alba – «белая») – листам, где преобладают пустые пространства, снабжённые лишь «коммунальными» надписями типа «Чей это чайник?», а затем к «жэковскому искусству» и «экспо-арту» (инсталляции наподобие агитстендов и стенгазет).

С 1989 живёт в Германии, Франции и США. В своих произведениях, занимающих целые залы, использует свои прежние идеи для создания «абсолютных инсталляций». Оформил «первую посткоммунистическую оперу» Жизнь с идиотом А.Г.Шнитке, по рассказу В.В.Ерофеева, в амстердамской Нидерландской опере. Этапным стал его Красный вагон (1990–1991), занявший весь российский павильон на Венецианской биеннале 1993.

Пригов Дмитрий Александрович (1940-2007).

Один из лидеров русского «неофициального искусства». Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское) по отделению скульптуры. С 1966 по 1974 работал в архитектурном управлении Москвы. С 1975 – член Союза художников СССР. С 1989 – участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

В 1970–1980-е его произведения печатали в журналах США, Франции и Германии, а также в отечественных неподцензурных изданиях. Свои тексты исполнял преимущественно в буффонадной, экзальтированной манере. В 1986 направлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику, откуда был скоро освобожден благодаря протестам деятелей культуры (Б.Ахмадулина).

На родине начал публиковаться только во времена перестройки, с 1989. С 1990 – член Союза писателей СССР; с 1992 – член Пен-Клуба. Лауреат Пушкинской премии Фонда Альфреда Тепфера, которая вручается в Германии в Гамбурге (1993), стипендиат Академии искусств Германии (ДААД, Немецкой службы академических обменов).

Помимо литературной деятельности Д.А.Пригов – известный художник: автор большого числа графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Член Союза Художников СССР с 1975.

Д.А.Пригов акцентирует внимание на моменте формирования своего «поэтического имиджа», который возводится в ранг основополагающего элемента индивидуальной творческой системы. В течение ряда лет примеряет к себе самые разнообразные имиджи, как традиционные, так и «новаторские» – поэта-глашатая, поэта-резонера, поэта-кликуши, поэта-пророка, мистического лидера и т.д.

Одним из постоянных индивидуальных элементов имиджа Пригова является его литературное имя – Дмитрий Александрович Пригов, в котором обязательно употребление отчества. Налицо совершенно прозрачная ассоциация с традиционным произношением Пушкина – Александр Сергеевич.

Внимание к имиджу и жесту не может однозначно служить характеристикой концептуализма. Начиная с романтизма быть поэтом «стало особой заботой», и старания писателей создавать свой собственный образ достигли ювелирной изощрённости. В 19 в. искуснее всего это делал Лермонтов, а в 20 веке ещё искуснее – Анна Ахматова. Однако Пригов доводит эту традицию до логического завершения, а в каких-то случаях – до абсурда.

Как и полагается писателю-новатору, Пригов находится в постоянном творческом поиске, экспериментируя со стилями, жанрами, отдельными художественными и просто техническими приемами.

Важная тенденция в его творчестве – склонность к соединению новаторских художественных практик с обыденной жизнью, с масскультом, даже кичем, что иногда производит ошеломляющий эффект.

Помимо написания оригинальных произведений, одно из существенных направлений в творчестве Пригова – трансформация текстов множества авторов. Переделка текста может идти на самом разном уровне и зачастую носит не только эстетический, но и идеологический характер. В начале 1990-х Пригов сделал самиздатское издание пушкинского романа Евгения Онегин, заменив в нём все прилагательные на эмоционально окрашенные определения «безумный» и «неземной». Пригов утверждал, что произвел «лермонтизацию Пушкина.

В клубной среде популярностью пользуются приговские «мантры» – чтение произведений русской и мировой классики нараспев, с подвыванием, в стиле буддистских или мусульманских песнопений.

Одна из главных особенностей творчества Пригова – ориентация на «валовый поэтический продукт». В плане количественных характеристик он – безусловный мировой рекордсмен производства литературных текстов. В начале 1990-х им была поставлена фантастическая задача – написание к 2000-му 24 000 стихотворений. Стихотворения пишутся ежедневно, значительная часть их издана автором маленьким тиражом (несколько экземпляров) на пишущей машинке, которую он неизменно предпочитает компьютеру.

«Моя задача – как можно быстрее забыть написанное стихотворение, потому что при таком количестве написанного, если оно всё будет сидеть в башке, не получится следующего», – признаётся автор.

Сорокин Владимир Георгиевич (р. 1955).

Видный представитель концептуализма и соц-арта в прозаических жанрах. Становление в России постмодернизма, в русле которого развивалось творчество Сорокина, стало реакцией на воздействие советской идеологической системы. Бессмысленно и монотонно играя с образами, представляющими собой культурные осколки советской идеологии, ничего не вкладывая в них, автор изживает остатки травматического опыта, ушедшего в подсознание. Такая позиция характерна для последователей постмодернизма, которые считают, что история культуры закончилась и всё, что можно было изобрести, уже давно изобретено, поэтому следует создавать новое из «великих обломков» уже существующего. Отсюда эклектизм творчества Сорокина, подчеркнуто отстранённого, бесчувственного, механизированного, лишённого какой бы то ни было оценочной направленности.

Очередь (1985) – роман-зарисовка в жанре реплик и диалогов в очереди. Очередь – одно из основополагающих общественных понятий и реалий советской системы, понимаемое и как своего рода путь к счастью и как своеобразный тест на терпение и стойкость (выстоишь или не выдержишь и сбежишь). В отрывочных фразах прослеживаются реалии советского образа жизни, тип отношений между людьми, включённых в «вечную очередь», и превращение такого пути в абсурд.

Голубое сало (1999) – этот роман-фантасмагория вызвал наибольший интерес и резонанс в обществе. Произведение описывает российское «коллективное бессознательное». В качестве действующих персонажей представлены деятели истории – Сталин, Хрущёв, Гитлер, культовые фигуры российской культуры и литературы Ахматова, Бродский и др.

Сорокин – экстремальный писатель. Немногие способны полностью прочесть его произведения. Подчеркнуто бездушная авторская позиция в сочетании с порноэпизодами и чёрным юмором воспринимаются многими как крайняя степень цинизма и вызывают инстинктивное отторжение и протест. Но для писателя провокация становится творческим методом. Грубая чувственность восполняет вакуум эмоциональности, характерный для выхолощенной шизоидной позиции, лежащей в основе сорокинского творческого метода. Сорокина неслучайно называют современным маркизом де Садом: «У меня нет понятия культурно допустимого и недопустимого как у людей традиционной культуры, такого резко очерченного культурного кода, за границами которого начинается культурно недопустимое».





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...