Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Футуризм. 1 страница



В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом – в литературе.

В марте 1910 в сборнике Студия импрессионистов было напечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В.Хлебникова Заклятие смехом (О, рассмейтесь смехачи!…), впоследствии ставшее визитной карточкой футуризма.

Программой российского футуризма стали манифесты, опубликованные в сборнике Пощечина общественному вкусу (1912) и Садок судей II (1913). Основные мысли были скандальными: только мы – лицо нашего Времени; сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности.

Всю группу поэтов и художников организовал и сплотил Д.Бурлюк. Маяковский – самая заметная фигура футуристов. Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич) первым в России, в 1911, назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго». Получилось – эгофутуризм (я желаю быть одиноким), прославляющий эгоизм.

Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти.

Русские футуристы шокировали публику не только своими произведениями, но и внешним видом, манерой держаться.

История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др.).

Имажинизм(от фр. и англ. image – образ) – литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. К группе поэтов-имажинистов принадлежал Есенин.

Основная задач имажинизма – сосредоточиться на образах, составляющих первозданную стихию поэзии. Имажинисты выдвигают требование: «Быт надо идеализировать и романтизировать». Имажинизм унаследовал от футуризма стремление к скандальным, эпатирующим выступлениям и программным акциям. В числе акций имажинистов были роспись стен Страстного монастыря богохульными надписями, «переименование» московских улиц (табличка «Тверская» менялась на «Есенинская») и проч. По мнению имажинистов, культурная революция не совпадает с революцией социальной. «Скандал был одним из легальных способов протеста и саморекламы», – писал один из имажинистов Шершеневич.

Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н.Гумилев.Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич,В.Нарбут.

Программа акмеизма включала два основных положения: 1) конкретность, вещность, 2)совершенствование поэтического мастерства.

Главным отличием акмеизма Гумилев предлагал считать признание «самоценности каждого явления» – надо сделать явления материального мира более ощутимыми, даже грубыми, высвободив их из-под власти туманных видений.

В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Путешествия в стихах Н.Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных».

Иной характер носил акмеизм А.Ахматовой, лишённый тяготения к экзотическим сюжетам и пёстрой образности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. В изящно обрисованных деталях Ахматова давала сложность и психологическое богатство, свойственное русским романам 19 века.

О.Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.

Акмеизм сильно повлиял на развитие русской поэзии в эмиграции. Лучшие поэты русской эмиграции развивали акмеистические принципы: сдержанность, приглушённость интонации, аскетизм, тонкая ирония. Значительное воздействие акмеизм оказал и на авторскую песню.

Литература первой половины 20 века

Первые бурные годы после 1917 г., были революционным периодом развития искусства в Советском Союзе. Борьба в основном развёртывалась между теми, кто примыкал к великой литературной традиции реализма 19 в., и глашатаями новой пролетарской культуры. Новаторство особенно приветствовалось в поэзии. Футуристическая поэзия В.В.Маяковского и его последователей, вдохновлявшаяся «социальным заказом», т.е. повседневной классовой борьбой, представляла собой полнейший разрыв с традицией.

Некоторые произведения послереволюционной прозы создавались в духе реализма 19 в. В большинстве произведений описывалась кровопролитная Гражданская война. Преобладающей темой в ранней прозе «попутчиков революции» была трагическая борьба между тягой к новому и приверженностью к старому. Связь с писателями прошлого чувствуется в монументальной трилогии А.Н.Толстого Хождение по мукам (1922–1941), изображающей дореволюционную, революционную и послереволюционную Россию.

В условиях отсутствия политической цензуры в первые годы советской власти многое позволялось писателям-сатирикам, которые всячески осмеивали новый режим, как, например, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев и крупнейший сатирик советской эпохи М.М.Зощенко.

Появилось неимоверное количество производственной прозы, поэзии и драматургии о коллективизации. Лучшим из них является «Поднятая целина» (1932) М.А.Шолохова, главные герои которого – Давыдов и Нагульнов – глубокие образ, наделённые человеческим обаянием. Роман «Тихий Дон» (1928–1940) М.Шолохова был признан классическим произведением советской литературы и удостоен Нобелевской премии 1965. Это широкая эпическая панорама событий войны, революции и братоубийственных раздоров, завершающихся покорением казаков Красной Армией.

Произведением, которое имело огромный успех, был автобиографический роман Н.А.Островского «Как закалялась сталь » (1934). Его герой Павел Корчагин стал образцом положительного героя.

Лучшим из исторических романов того времени был «Петр I» (1929–1945) А.Н.Толстого.

Сразу же после немецкого вторжения в 1941 литература была мобилизована на поддержку воюющей страны. Творчество тех лет было по большей части недолговечным, но некоторые произведения талантливых писателей обладали выдающимися художественными достоинствами. Б.Пастернак, К.Симонов и О.Берггольц создали прекрасные образцы лирики. Было опубликовано несколько впечатляющих повествовательных поэм о войне. Одно из самых выдающихся – поэма «Василий Теркин» (1941–1945) А.Твардовского с образом русского солдата, ставшего легендарным.

Наиболее примечательными произведениями художественной прозы являются «Дни и ночи» (1944) К.Симонова и «Молодая гвардия» (1945) А.Фадеева.

Бунин Иван Алексеевич (1870–1953).

Родился в Воронеже в старинной, обедневшей дворянской семье. «Род этот, – писал Бунин в Автобиографической заметке (1915), – дал замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А.П.Бунину, и поэта В.А.Жуковского (незаконного сына А.И.Бунина); в некотором родстве мы с братьями Киреевскими, Гротами, Юшковыми, Воейковыми, Булгаковыми, Соймоновыми». Отец будущего писателя, сумасбродный помещик Орловской и Тульской губерний, разорившийся из-за пристрастия к вину и картам, в юности участвовал в Крымской войне 1853–1856 и там встречался с Л.Толстым. Мать происходила из княжеского рода. Неслучайно для дореволюционного читателя имя Бунина связывалось прежде всего с темой гибнущих дворянских гнёзд, а барское начало в его сочинениях явственно ощущалось чуткими к сословному духу писателями-разночинцами.

Первые стихи начал писать 7–8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову. В 1890-е Бунин пережил серьёзное искушение толстовством. С толстовским наследием прозу Бунина связывал вопрос о родстве человека с природой, влечение к вечным загадкам существования, к человеку перед лицом смерти. От Чехова проза Бунина унаследовала лаконичность письма, умение различить драматическое в мелком и будничном, максимальную смысловую насыщенность.

В 1909 г. Бунина избирают почетным академиком Российской академии наук.

Первая мировая война была воспринята Буниным как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С резкой враждебностью встретил он и Февральскую революцию, и Октябрьскую, запечатлев свои впечатления от этих событий в дневнике-памфлете Окаянные дни (опубл. в 1935, Берлин). Писатель вдумывается в национальные истоки русской катастрофы, вглядывается в большевиков – «демонов» 20 века. В январе 1920 Бунин навсегда покидает Россию и поселяется в Париже.

Томительная боль разлуки с Родиной и упрямое нежелание смириться с неизбежностью этой разлуки парадоксальным образом приводят к расцвету творчества Бунина периода эмиграции. Его мастерство достигает предельной филигранности. Почти все произведения этих лет – о былой России. В 1943 писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник рассказов «Тёмные аллеи». «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „тёмных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – сказал Бунин в одном из писем. Любовь в прозе Бунина – загадочная и несовместимая с жизнью стихия. Типичный бунинский финал любовного сюжета – гибель одного из героев.

В 1933 г. Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».

Последние годы жизни Бунина, внутренне одинокого, желчного и пристрастного человека, были проникнуты желанием осудить всё, что ему представляется чуждым (книга Воспоминания, 1950).

Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Горький Максим (наст. имя – Алексей Максимович Пешков, 1868–1936).

Родился в Нижнем Новгороде. В девятилетнем возрасте осиротел, и решающее влияние на него оказала бабушка, мастерица рассказывать сказки. Неудачная попытка поступить в Казанский университет, смерть бабушки, безответная любовь, нищета привели его к попытке самоубийства 25 декабря 1887 г.

Пять с лишним лет Горький пешком странствовал по России, накапливая впечатления, позднее питавшие его творчество. В этот первый период он описывал общественные неурядицы, создавая образы протестующих героев, не находящих себе места в жизни.

Раннее творчество М.Горького неоромантично. Его персонажами были по большей части бродяги, проститутки, воры (Челкаш, Однажды осенью, На плотах, Супруги Орловы и Двадцать шесть и одна; романы Фома Гордеев и Трое; пьесы Мещане и На дне).

Второй период творчества, отмеченный тесным сотрудничеством с революционными организациями, отчетливее всего отразился в романе Мать (1907).

Горький написал ряд превосходных автобиографических произведений, наиболее значительные из них – Детство, В людях, Мои университеты.

В последние годы жизни написаны грандиозный (незаконченный) роман-эпопею Жизнь Клима Самгина.

Своими вдохновенными революционными стихами «Песня о Буревестнике» и «Песня о Соколе» Горький заслужил репутацию «Певца российской революции».

Один самых известных рассказов Горького – «Старуха Изергиль». Как писал сам писатель, он вряд ли что-нибудь написал так «красиво и стройно», как этот рассказ. Кроме знаменитых контрастных образов индивидуалиста Ларры и героя Данко, светом своего сердца осветившего путь людям, в рассказе намечен конфликт «обыкновенного» персонажа и «героя». Обыкновенный человек, даже положительный, зависит от обстоятельств и в критические минуты покоряется им, а герой способен не только противостоять обстоятельствам, но и разрушить их, выстроить новые условия, пусть даже ценой собственной жизни. Образ человека, наступившего ногой на горячее сердце Данко, заставляет вспомнить героя чеховского рассказа «Человек в футляре» и указывает на то, что подвиг Данко – подвиг одиночки, пока ещё не понятый и не оценённый людьми, но всё же прекрасный. Превратив сердце в искры, Горький возвращает нас к декабристскому образу «пламени», которое «возгорится» и поможет России возродиться («Из искры возгорится пламя, Россия вспрянет ото сна»).

Язык Горького очень яркий, живописный. Конфликт строится на контрасте сильных, независимых характеров с унылым, прозаическим и безрадостным существованием. Горький создал образ революции не только как грозной, всеочищающей бури, но и как сплочённой, организованной и мощной народной силы, мобилизующей человека на творческую, активную жизнь. В его пьесе «Мещане» впервые появился герой-рабочий (Нил), в котором проявились черты исконного народного характера – простого, весёлого, уверенного, с радостью идущего по жизни молодого человека.

Основной пафос творчества Горького – показать, что человек – это «гордое», «прекрасное» существо, что он способен изменить скучную и серую среду, должен любить жизнь, верить в свои силы и бороться за справедливую и счастливую жизнь.

Художник слова, социалист и романтический реалист, посредник между двумя мирами, Горький является связующим звеном между старой и новой Россией.

Одна из огромных заслуг Горького – его работа по организации лучших творческих сил России для создания различных изданий, серий, школы переводчиков и т.д. При участии Горького начали выходить поэтические сборники серии «Библиотека поэзии», «Литературные памятники», «Всемирная литература» и др.

Горький умер (есть версия, что он был отравлен) в Горках, под Москвой, 18 июня 1936, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького.

Блок Александр Александрович (1880–1921).

Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета.

Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта, до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока.

Летом 1898 Блок знакомится со своей будущей женой Л.Д.Менделеевой (1881–1939), дочерью выдающегося химика, создателя знаменитой «таблицы» Д.И. Менделеевым. Любовь Дмитриевна стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу Стихи о Прекрасной Даме (1904).

Блок сближается с Вл.С.Соловьева, философия которого на несколько лет овладела всем существом молодого поэта. Идеи Соловьева лежат в основании художественной концепции русского символизма.

Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905–1907 в России, воспринятой им как «весёлое время», знамение великих духовных перемен.

Октябрьские события он воспринял как взрыв очистительной стихии, испытав в январе 1918 недолгий творческий подъем, который увенчан поэмами «Двенадцать» и «Скифы». Обе они говорят о «мировом пожаре», о «крушении старого мира», воспринятом как возмездие за его нравственное и социальное зло. Над разбушевавшимся океаном революции поэту видится заря новой «прекрасной жизни». Христос идёт по заснеженному Петрограду во главе отряда красногвардейцев – образ, которого не могла простить Блоку антибольшевистски настроенная интеллигентская среда, объявившая ему после выхода Двенадцати бойкот.

Последним заметным выступлением Блока стала его речь О назначении поэта, произнесённая на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает.

Есенин Сергей Александрович (1895–1925).

Родился в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.

Поэтический язык своеобразен и тонок, метафоры неожиданны и выразительны, автор воспринимает природу живой и одухотворённой.

Особая простота его стихов в совокупности с «прожигающими» душу образами, трогательная непосредственность «деревенского паренька», а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих завораживающее действие.

Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Очень скоро настроение приподнятости и надежд сменяется растерянностью, недоумением перед происходящим.

В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов.

Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить придают лирике Есенина трагические настроения. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мёртвая жизнь.

Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он «разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьёт, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни (цикл Москва кабацкая).

Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать – еще трагичнее. В 1925 Есенин пишет поэму Черный человек – страшную в своей горечи, отчаянии, неприятии собственной судьбы и страны, в которой он жил.

В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. 27 декабря пишет собственной кровью свое последнее, предсмертное стихотворение: До свиданья, друг мой, до свиданья, Милый мой, ты у меня в груди... В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. А в ночь с 27 на 28 декабря, по словам поэта В.Ходасевича, «он обернул вокруг своей шеи верёвку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».

Маяковский Владимир Владимирович (1893–1930).

Родился в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами. Увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки распространённому мнению, впоследствии в неё не вступал.

С конца 1912-начала 1923 гг. Маяковский принимает участие в художественных выставках современного искусства, выступает с чтением своих стихов, участвует в публичных выступлениях.

Маяковский участвовал в написании манифеста, в котором были призывы «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с парохода современности».

Маяковский вместе с Бурлюком, В.Каменским и другими членами группы кубофутуристов активно участвует в «футуристических турне» по России – коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов. В выступлениях были сильны элементы театрализации, эпатажа (вызывающая манера поведения, необычные одежда, грим).

Поэма Облако в штанах (1914–1915) – крупнейшее произведение Маяковского 1910-х. Автор так определял содержание поэмы: «долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию …». Большую роль в поэме играет образ лирического героя, в котором подчеркивается его молодость, красота, физическое и душевное здоровье (иду красивый, двадцатидвухлетний). Образ поэта приобретает вселенский масштаб.

В 1915 Маяковский знакомится с семьей Л. и О.Бриков. Лилия. Брик стала адресатом множества стихов и поэм Маяковского.

Поэт приветствует не просто социальный переворот, а обновление мироздания в целом, а значит, и искусства. Он надеется, что новая власть предоставит футуристам исключительные права.

С 1923 практически во всех произведениях Маяковского применяется приём графической организации стиха, с которым творчество поэта ассоциируется у большинства читателей, – разбивка строк на осмысленные фрагменты «лесенкой». Сам Маяковский объясняет появление «лесенки» необходимостью передать особенности интонации, звучания стиха для «среднего» читателя.

В 1919–1922 Маяковский сотрудничал как художник и автор текстов, а затем и руководил мастерской по изготовлению так называемых «Окон РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – плакатов, предназначенных для вывешивания в витринах пустующих магазинов и отражающих злободневные политические и военные события. С приходом Маяковского «Окна РОСТА» приобрели структуру, напоминающую современный комикс: серия рисунков, отображающая последовательно развивающиеся события, с краткими стихотворными подписями. Попытки сделать тексты более доступными малограмотному и малообразованному читателю обусловили обращение к стилизации под фольклор.

С 1922 Маяковский активно участвовал в деятельности художественной группы Леф (Левый Фронт Искусств). В группу входили Маяковский, Б.Пастернак, С.Эйзештейн, Дзига Вертов, А.Родченко и др. Кратко художественную программу Лефа можно определить как непосредственное отображение действительности: вместо «литературы вымысла» – «литература факта», вместо игрового кино – документальное, вместо живописи – фотография и т.д.

В 1920-х активно работал (в сотрудничестве с А.Родченко) над рекламой и дизайном упаковки (трест «Моссельпром», «Резинотрест», ГУМ и др.; Серебряная медаль и диплом Выставки декоративно-прикладного искусства в Париже, 1925).

Самые значительные поэмы Маяковского – Владимир Ильич Ленин (1924) и Хорошо! (1927). В них Маяковский вводит в них в качестве персонажа самсого себя.

В марте 1930 Маяковский организовал ретроспективную выставку «20 лет работы», на которой были представлены все области его деятельности. Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по Лефу.

Неуспех выставки; провал спектакля по пьесе Баня в театре Мейерхольда, разгромные статьи в прессе; неудачи в личной жизни (любовная лодка разбилась о быт) стали причиной того, что 14 апреля 1930 Маяковский покончил с собой (всё чаще думаю: не поставить ли точку пули в своём конце).

Гумилёв Николай Степанович (1886–1921).

Основатель литературного течения акмеизма. Учился в Санкт-Петербургском университете и в Сорбонне; в литературе дебютировал как символист и ученик В.Я. Брюсова. Однако неопределённость эстетической программы символизма разочаровала Гумилева, он искал ясности, точности и употребления слов в их прямых, а не переносных значениях. Он первым ввёл в русскую поэзию экзотические темы. В 1910 Гумилев был принят в редакцию журнала «Аполлон» в качестве обозревателя отдела поэзии.

В 1912 Гумилев организовал поэтическую группу акмеистов, куда входили его жена Анна Ахматова, О.Э.Мандельштам и другие. В Первую мировую войну пошел на фронт добровольцем, участвовал в боевых действиях, был дважды награждён за храбрость и получил офицерское звание. Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистский переворот 1917, однако эмигрировать отказался. В 1921 был обвинен в причастности к заговору против советской власти и расстрелян 25 августа 1921.

Первый сборник стихов Гумилева Путь конкистадоров (1905) был опубликован еще в студенческие годы. За ним последовали Романтические цветы (1908), Жемчуга (1910), Чужое небо (1912), Колчан (1916), Костер (1918), Огненный столп и Шатер (оба 1921). Он был первоклассным переводчиком и опубликовал полный стихотворный перевод книги Т.Готье Эмали и камеи (1914), названный «чудом перевоплощения». В прозе проявил себя великолепным стилистом, сборник его рассказов Тень пальмы был опубликован посмертно в 1922.

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко, 1889–1966).

Родилась в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А.Горенко. Со стороны матери И.Э.Стоговой А.Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.

Детство и отрочество Ахматовой прошли в Царском селе – городке юного Пушкина. Поступила на юридический факультет Высших женских курсов, где выучила латынь, позволившую ей впоследствии свободно овладеть итальянским языком.

Николай Гумилев ввел Ахматову в литературно-художественную среду Петербурга, в которой ее имя рано обрело значимость. Популярной стала не только поэтическая манера Ахматовой, но и ее облик: она поражала современников своей царственностью, величавостью, ей, как королеве, оказывали особые знаки внимания. Внешность Ахматовой вдохновляла художников: А.Модильяни, Н.Альтмана, К.Петрова-Водкина, З.Серебрякову, А.Данько, Н.Тырсу, А.Тышлера.

Ахматова «первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично», – писал об Ахматовой К.Чуковский. Изящество и хрупкая женственность сочетались в поэзии Ахматовой с не по-женски мужественным принятием страдания.

После ухода в 1914 Н.Гумилева на фронт скорбь все сильнее овладевала Ахматовой, неслучайно её облик воспринимался современниками как олицетворение печали, страдания.

Дальнейший путь Ахматовой – путь тяжких потерь и испытаний. В 1918 началась массовая эмиграция: один за другим покидали Россию близкие Ахматовой люди. Выбор Ахматовой был иным – она осталась в «глухой и грешной» России. Среди оставшихся в России близких Ахматовой людей практически все пополнили список жертв сталинского террора. Николай Гумилев был расстрелял в 1921 по сфабрикованному обвинению в причастности к контрреволюционному заговору. Место его захоронения было неизвестно. Единственный сын Ахматовой Лев Гумилев трижды арестовывался.

С 1923 по 1935 Ахматова почти не создает стихов, с 1924 ее перестают печатать – начинается её травля в критике. В годы вынужденного безмолвия Ахматова занималась переводами, изучала сочинения и жизнь Пушкина, архитектуру Петербурга. От многих современников Ахматову отличала редкая способность не поддаваться массовому гипнозу власти, иллюзиям культа личности.

Реквием занимает особое место в ряду антитоталитарных произведений. В Реквиеме факты личной биографии Ахматовой обретали грандиозность библейских сцен. Реквием – памятник России, превращённой в тюремную очередь, в центре цикла – страдание матери, плач по безвинно погибшим. Ахматова выражала вековое сознание русской женщины – скорбящей, охраняющей, оплакивающей.

В 1939 имя Ахматовой было на 7 лет возвращено в литературу. На приеме в честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?». Ахматова была принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства.

Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. Стихотворение Ахматовой Мужество было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия. В 1943 Ахматова получила медаль «За оборону Ленинграда».

В апреле 1946 в Ахматова выступала в Колонном зале Дома союзов. Ее появление на сцене вызвало овацию, продолжавшуюся 15 минут. Публика аплодировала стоя. Ахматова не просто была возвращена в литературу – она олицетворяла спасенное от плена русское слово, несгибаемый русский дух. Оплаченная миллионами жизней Победа вселяла в людей надежду на начало новой страницы в истории страны.

Вместе с тем, послевоенная передышка заканчивалась: за «летом иллюзий» последовало Постановление ЦК ВКП (б) О журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление знаменовало собой «завинчивание гаек» и «осаждение» интеллигенции, почувствовавшей в годы войны намёк на духовную свободу. Доклад по данному постановлению делал секретарь ЦК А.Жданов, в качестве жертв были выбраны М.Зощенко и А.Ахматова. Исключенная из Союза Писателей, она была лишена продовольственных карточек. В её комнате было установлено прослушивающее устройство, неоднократно устраивались обыски. Постановление вошло в школьную программу, и несколько поколений ещё на школьной скамье усваивали, что Ахматова «не то монахиня, не то блудница». В 1949 вновь арестовали Льва Гумилева, прошедшего войну и дошедшего до Берлина. Чтобы вызволить сына из сталинского застенка, Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов Слава миру (1950). Подобные панегирики были в чести и искренне создавались многими, в том числе и талантливыми поэтами –К.Симоновым, А.Твардовским, О.Берггольц. Ахматовой же пришлось переступить через себя. Жертву Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...