Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Футуризм. 3 страница



Умирая, Симонов завещал развеять свой прах на поле под Могилёвом, самом памятном месте его жизни. О том, что прах его развеян, сообщение не смогло появиться в печати более года. На официальной мемориальной доске возле рабочего кабинета Симонова на улице Черняховского написано: «Герой Социалистического труда». На камне возле Буйнического поля: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».

Твардовский Александр Трифонович (1910–1971).

Твардовский писал стихи с детства. Известность ему принесла поэма Страна Муравия (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.

Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967–1969, опубл. 1987).

Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием её содержание и стилистические особенности.

В 1941 Твардовский начал работать над поэмой «Василий Тёркин», которой дал подзаголовок Книга про бойца. Образ главного героя был придуман в 1939 для юмористической рубрики в газете. Первоначальный юмористический замысел приобрёл формы эпического повествования. Василий Тёркин стал главным героем народной войны. Поэма имела огромный успех. И.Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!»

Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом... и Я знаю, никакой моей вины...

Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В.Быкова, Ф.Абрамова, Ю.Трифонова, Ю.Домбровского и др. В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А.Солженицына Один день Ивана Денисовича.

В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Несмотря на официальное признание поэмы За далью даль (Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского По праву памяти и Тёркин на том свете не были опубликованы.

Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981).

Отец Трифонова начал революционную деятельность во время революции 1905. После Октябрьской революции 1917 стал одним из организаторов Красной Армии. В 1937 был репрессирован. История семьи художественно воплощена во многих произведениях Трифонова, в тои числе в романе Дом на набережной (1976).

Публикация романа Студенты (1950) принесла молодому прозаику известность: он был отмечен Государственной премией и вниманием критики. Тема романа определялась его названием: Трифонов писал о том, что было ему хорошо известно, – о жизни ровесников.

Принципиально новым этапом в творчестве Трифонова стали повести «московского цикла», в которых осмыслялась жизнь столичных интеллигентов, шла речь о сохранении человеческого достоинства в засасывающей повседневности. Первым произведением «московского цикла» стала повесть Обмен (1969). Её главный герой, инженер Дмитриев, мучился необходимостью сделать решительный нравственный выбор: остаться в коммунальной квартире или съехаться с больной матерью, отношения с которой строились у Дмитриева таким образом, что обмен жилплощади стал бы для неё явным свидетельством того, что её дни сочтены. В финале повести Дмитриев выбирал улучшение жилищных условий, подтверждая слова его матери о том, что он давно уже совершил обмен на житейские удобства всего лучшего, что было в его душе.

Главные герои повести Другая жизнь (1973) – историк Сергей Троицкий и его жена Ольга, взаимопониманию которых мешает душевная глухота. Понимание внутренней жизни мужа, его несостоявшихся надежд и разочарований приходит к Ольге только после его смерти – и приходит как дар, а не в результате логического осмысления.

Завершением «московского цикла» стал роман Дом на набережной (1976). Его публикация стала событием литературной и общественной жизни. На примере судьбы одного из жильцов знаменитого московского дома, в котором жили семьи партийных работников (в том числе и семья Трифонова во времена его детства), писатель показал механизм формирования конформистского общественного сознания. История преуспевающего критика Глебова, не вступившегося когда-то за своего учителя-профессора, стала в романе историей психологического самооправдания предательства. В отличие от героя, автор отказывался оправдывать предательство жестокими историческими обстоятельствами 1930–1940-х годов.

Некоторые критики упрекали Трифонова в «бытовизме» его «московских повестей». Однако проводя своих героев через испытание бытом, Трифонов выявляет связь повседневного с высоким, обнажает многосоставность натуры человека. Весь творческий путь Трифонова, от раннего романа Студенты до посмертно опубликованного романа Время и место (1981), посвящён поиску воплощения Времени – в сюжетах, характерах, стиле.

Литература второй половины 20 века

После смерти Сталина в 1953 растущее недовольство жесткой регламентацией сказалось в повести И.Г.Эренбурга Оттепель (1954), о злосчастной участи художников, вынужденных творить под контролем начальства.

В начале 1960-х потребность в большей свободе художественного выражения в литературе и искусстве сказалась с новой силой, особенно стараниями «сердитых молодых людей», из которых наибольшую известность получили поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина. Поэзию Вознесенского отличают эксперименты с языком, смелые образы и разнообразие тематики; это блестяще иллюстрируют две его лучшие книги Треугольная груша (1960) и Антимиры (1964).

1960-е годы были примечательны не только новыми произведениями, но и впервые опубликованными старыми. Читатели получили возможность познакомиться с творчеством М.И.Цветаевой (1891–1941), покончившей жизнь самоубийством вскоре после возвращения из эмиграции. Снова появилось в печати имя Бориса Пастернака, хотя публиковали лишь его стихи; Доктор Живаго был издан в Советском Союзе тридцатью годами позднее, нежели на Западе. Важнейшим литературным открытием десятилетия было творчество М.А.Булгакова (1891–1940), ранее известного своей инсценировкой Мёртвых душ Гоголя и романом Белая гвардия (1924), где, в отличие от большинства произведений советской литературы, противники советской власти во времена Гражданской войны изображены не презренными негодяями, но сбитыми с толку людьми, отстаивающими безнадежное дело. Посмертно опубликованные романы и повести завоевали Булгакову репутацию тончайшего сатирика и вообще одного из лучших русских прозаиков. Великолепный роман «Мастер и Маргарита» (1966–1967) затрагивает множество тем, связанных с искусством и чувством вины. Третье значительное произведение Булгакова, повесть Собачье сердце, была опубликована за рубежом в 1969. Причудливый рассказ о научном опыте, превратившем обычное животное в жуткое существо, соединяющее в себе худшие человеческие и собачьи свойства, был сочтен властями опасной пародией на советский опыт воспитания нового человека.

В 1960-е годы постепенно возродился и советский театр – как за счет нового репертуара (например, пьес В.С.Розова и А.Н.Арбузова), так и возобновления сценического экпериментирования 1920-х годов.

Наиболее значительными литературными событиями 1960-х годов были публикация в 1962 повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и процесс А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля в 1966. Последующее творчество Солженицына и Синявского, двух первостепенных прозаиков послесталинской эпохи, отражает развитие советской литературы во времена Брежнева.

Вслед за публикацией Одного дня Ивана Денисовича, принесшей ему всеобщую известность, Солженицыну удалось опубликовать лишь несколько рассказов, лучший из которых – Матренин двор (1963); после этого двери советских издательств перед ним закрылись. Его главные романы В круге первом и Раковый корпус были опубликованы за рубежом в 1968, а в 1969 его исключили из Союза советских писателей. В 1970 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1971 на западе был опубликован роман Август четырнадцатого, первый из серии исторических романов, устанавливающих причины революции. Следом за ним, в 1973, вышел первый том монументального художественно-документального исследования советской системы трудовых лагерей – Архипелаг ГУЛАГ. В разгар скандала, вызванного этой публикацией, Солженицын был лишён советского гражданства и выслан из страны. Спустя некоторое время он поселился в США, где продолжал работать над циклом исторических романов. В 1994 он вернулся в Россию.

Почти целиком отбыв семилетний лагерный срок, был освобожден Синявский, ему позволили вернуться в Москву. В 1973 он эмигрировал во Францию, где опубликовал в 1975 критические этюды о Пушкине и Гоголе (Прогулки с Пушкиным и В тени Гоголя) и лагерные мемуары Голос из хора (1976). Автобиографический роман Спокойной ночи! вышел в 1984.

Во времена Брежнева официальный контроль над советской литературой не ослабел, и многие талантливые авторы были вынуждены эмигрировать из Советского Союза. Среди наиболее выдающихся эмигрантов были поэт И.А.Бродский, сатирик В.Н.Войнович и писатель-философ А.А.Зиновьев.

Бродского в 1964 судили за «тунеядство» и отправили в ссылку на принудительные работы. Он был освобожден в 1965, когда публикация первой книги его стихотворений на Западе привлекла внимание к его участи, но в 1972 его принудили эмигрировать. В 1987 он стал пятым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии, а в 1991 был удостоен звания поэта-лауреата США.

Войнович эмигрировал в Западную Германию в 1981. Его самая знаменитая книга Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина (1975) была издана на Западе.

Некоторые из видных писателей, оставшихся в Советском Союзе, пытались противостоять официальному всевластию над изданием и распространением литературы. Не удостоенная официального одобрения литература стала в начале 1960-х годов появляться в «самиздате», и циркуляция «бесцензурных» перепечаток значительно усилилась после процесса Синявского и Даниэля. Другие же писатели публиковались в «тамиздате» (т.е. за рубежом). Наиболее знаменитый пример являет альманах «Метрополь», где были собраны произведения известных и начинающих авторов. Это собрание советская цензура в 1979 не пропустила в печать, и оно было демонстративно опубликовано на Западе. Вследствие возникшего скандала один из самых видных участников альманаха прозаик В.П.Аксёнов был вынужден эмигрировать. За рубежом он опубликовал свои значительные произведения Ожог (1980) и Остров Крым (1981).

Хотя «период застоя» и выхолащивал литературу, достойные внимания произведения продолжали печататься в Советском Союзе и в брежневские времена. С 1950-х годов все больший вес в советской литературе приобретала группа «деревенщиков». В их произведениях изображалась горестная жизнь русской деревни; они были исполнены тоски по прошлому и отличались склонностью к мифологизации русского крестьянства. Ведущими представителями этой группы были Ф.А.Абрамов, В.Г.Распутин, В.И.Белов и В.П.Астафьев. Некоторые писатели сосредоточились на жизни городской интеллигенции. Подобно Трифонову, А.Г.Битов избрал своим коллективным персонажем интеллигенцию. Его продолжали публиковать на родине в 1970-е годы, но главное из его тогдашних произведений, роман многосложной структуры Пушкинский дом, не могло быть полностью напечатано в Советском Союзе вплоть до эпохи перестройки. Он появился на Западе в 1978. Наиболее последовательно насаждал модернизм в русской литературе 1960–1970-х годов Катаев книгами воспоминаний Святой колодец (1966) и Трава забвения (1967).

К началу 1980-х годов русская литература была разделена на два сообщества – эмигрантов и советских писателей.

Вознесенский Андрей Андреевич (р. 1933).

Изучал архитектуру в Московском архитектурном институте. Интерес к пластическим искусствам сказался во многих произведениях (поэме Мастера). Первые стихи Вознесенский представил на суд Б.Пастернаку, которого считает одним из главных своих поэтических наставников. Среди его важнейших сборников – Мозаика (1960), Антимиры (1964), Витражных дел мастер (1976) и Аксиома самоиска (1990).

Тематический и формальный диапазон Вознесенского чрезвычайно широк: у него можно найти и элегические стихи о красоте родной земли, и вызывающие восхваления аэропортов, американских танцовщиц стриптиза и парижских рокеров. Среди главных тем – война, смерть, насилие и несправедливость; первостепенное значение природы; призвание художника; обманчивость внешних обличий. Известен как исполнитель своих стихов.

Евтушенко Евгений Александрович (р. 1933).

Один из самых ярких и читаемых русских поэтов 20 в. В 1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького, исключен за поддержку романа В.Д.Дудинцева Не хлебом единым, в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

Начав с подражания поэзии В.В.Маяковского, в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности (сборники Идут белые снеги, Интимная лирика, Граждане, послушайте меня и др.).

Евтушенко стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А.А.Вознесенским, А.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественским толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина, в противостоянии которому он не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения и комсомольского энтузиазма современных ему строителей коммунизма (поэмы Братская ГЭС).

Особая страница творчества Евтушенко – лирика протеста, идущая в одном русле с его смелыми гражданскими поступками: выступления в защиту «диссидентов» – А.Д.Синявского, Ю.М. Даниэля, А.И.Солженицына, И.А.Бродского, В.Н.Войновича; неприятие агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане; возмущение преследованиями творческого «инакомыслия».

Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть. Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными («Поэт в России – больше, чем поэт...», «Несчастье иностранным быть не может»).

Евтушенко проявил себя и в качестве общественного деятеля. Наряду с А.Д.Сахаровым, А.М.Адамовичем и Ю.И.Афанасьевым был одним из сопредседателей первого массового движения российских демократов – общества «Мемориал»; народный депутат СССР последнего созыва.

Рождественский Роберт Иванович (1932–1994).

Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В.В.Маяковского.

В многочисленных сборниках проявил себя как один из представителей (наряду с Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенским, Б.А.Ахмадулиной и другими) «молодой поэзии» 1950-1960-х годов. Его творчество отличала не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность изображения в сочетании с известной рационалистичностью.

Тематика его стихотворений очень разнообразна: борьба за мир, уроки Второй мировой войны, проблемы освоения космоса, трудности и радости повседневной жизни. Создал много текстов популярных песен.

Солженицын Александр Исаевич (1918).

В 1941 Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Прошёл боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана, был награждён орденами. В конце января 1945 он вывел батарею из окружения.

9 февраля 1945 Солженицына арестовали: военная цензура обратила внимание на его переписку. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Солженицына осудили на восемь лет лагерей и вечную ссылку. Отбывал он срок в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на строительстве жилого дома в Москве. Затем – в «шарашке» (секретном научно-исследовательском институте, где работали заключённые) в подмосковном посёлке Марфино. 1950–1953 он провёл в лагере (в Казахстане), был на общих лагерных работах.

После окончания срока заключения (февраль 1953) Солженицын был отправлен в бессрочную ссылку. Он стал преподавать математику в районном центре Казахстана. В 1956 Верховный суд Советского Союза освободил Солженицына от ссылки, а через год его объявили полностью невиновным: критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии.

В 1956 Солженицын переселился в Россию – в небольшой посёлок Рязанской области, где работал учителем. Через год он переехал в Рязань.

Ещё в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, ему была сделана операция. Во время ссылки Солженицын дважды лечился в Ташкентском онкологическом диспансере, использовал различные целебные растения. Вопреки ожиданиям медиков, злокачественная опухоль исчезла. В своем исцелении недавний узник усмотрел проявление Божественной воли – повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.

Зимой 1950–1951 Солженицын задумал рассказ об одном дне заключённого. В 1959 была написана повесть Щ-854 (Один день одного зэка). Щ-854 – лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова, заключенного (зэка) в советском концентрационном лагере.

Осенью 1961 с повестью познакомился главный редактор журнала «Новый мир» А.Твардовский. Разрешение на публикацию повести Твардовский получил лично от Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Н.С.Хрущева. Под названием Один день Ивана Денисовича повесть была напечатана (1962). Публикация рассказа стала историческим событием. Солженицын стал известен всей стране. Впервые о лагерном мире была сказана неприкрытая правда. Появились публикации, в которых утверждалось, что писатель сгущает краски. Но преобладало восторженное восприятие рассказа. На короткое время Солженицын был признан официально.

Действие повести Один день Ивана Денисовича умещается в один день – от подъёма до отбоя. Повествование ведётся от лица автора, но в авторских словах слышится голос главного героя, Ивана Денисовича Шухова, его оценки и мнения (Шухов, в прошлом крестьянин и солдат, осуждён как «шпион» на десять лет лагерей за то, что попал в плен).

Отличительная особенность поэтики рассказа – нейтральность тона, когда о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чем-то привычном, обыденном, как о том, что должно быть хорошо известно читателям. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях.

Описанный в рассказе день Шухова лишён событий страшных, трагических, и персонаж оценивает его как счастливый. Но существование Ивана Денисовича совершенно беспросветно: для того, чтобы обеспечить элементарное существование (прокормиться в лагере, выменять табак или пронести мимо охраны ножовку), Шухов должен изворачиваться и часто рисковать собою. Читатель может сделать вывод: каковы же были другие дни Шухова, если этот – полный опасностей и унижений – показался счастливым?

Шухов – обыкновенный человек, не герой. Верующий, но не готовый отдать жизнь за веру, Иван Денисович отличается цепкостью, умением просуществовать в невыносимых обстоятельствах. Поведение Шухова – не героическое, а естественное, не выходящее за рамки нравственных заповедей.

Один день Ивана Денисовича – произведение почти документальное: персонажи, за исключением, главного героя, имеют прототипы среди людей, с которыми автор познакомился в лагере.

Документальность – отличительная особенность почти всех произведений писателя. Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел.

В 1964 Один день Ивана Денисовича был выдвинут на Ленинскую премию. Но Ленинской премии Солженицын не получил: власти СССР стремились стереть память о сталинском терроре.

Через несколько месяцев после Одного дня Ивана Денисовича был напечатан рассказ Солженицына Матрёнин двор. Как и Один день Ивана Денисовича, это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини – владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа и детей, но духовно не сломленную тяготами и горем. Матрёна противопоставлена корыстным и недоброжелательным односельчанам, считающим её «дурочкой». Вопреки всему Матрёна не озлобилась, осталась сострадательной, открытой и бескорыстной.

После 1966 сочинения писателя не печатались на Родине вплоть до рубежа 1989, когда в журнале «Новый мир» публикуются Нобелевская лекция и главы из книги Архипелаг ГУЛаг.

Раковый корпус, В круге первом, распространялись в «самиздате».

В середине 1960-х, когда на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет, власть начинает рассматривать Солженицына как опасного противника. В сентябре 1965 у одного из друзей писателя, хранившего его рукописи, был устроен обыск. Солженицынский архив оказался в Комитете государственной безопасности. С 1966 сочинения писателя перестают печатать, а уже опубликованные изъяли из библиотек. Началось противостояние Солженицына власти. В ноябре 1969 Солженицына исключают из Союза писателей. В 1970 Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии. Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза расправу с писателем-диссидентом.

В конце декабря 1973 на Западе выходит первый том Архипелага ГУЛага. Слово «архипелаг» в названии отсылает к книге А.П.Чехова о жизни каторжников на Сахалине – Остров Сахалин. Только вместо одного каторжного острова старой России в советское время раскинулся Архипелаг – множество «островов». В Архипелаге ГУЛаге Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников.

12 февраля 1974 Солженицын был арестован и спустя сутки выслан из Советского Союза. Жил в Западной Германии и Америке. В 1994 вернулся в Россию.

Айтматов Чингиз Торекулович (р. 1928) – киргизский писатель.

В повести Джамиля, героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряжённого драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.

В 1963 был издан сборник Айтматова Повести гор и степей, за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести Тополёк мой в красной косынке, Первый учитель, Материнское поле повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

До 1965 Айтматов писал на киргизском языке. Первая повесть, написанная им по-русски, – Прощай, Гульсары! Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы». Важную роль в повести играл образ коня Гульсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет. Критики отмечали, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой жизни. В повести Прощай, Гульсары! использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан, создан мощный эпический фон, ставший ещё одной важной приметой творчества Айтматова.

В повести Белый пароход (1970) Айтматов также создавал своеобразный «авторский эпос», стилизованный под эпос народный. Это была сказка о Рогатой Матери-Оленихе, которую рассказывал главному герою, мальчику, его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущался трагизм судьбы ребёнка, который сам обрывал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью взрослого мира.

Мифологические, эпические мотивы стали основой повести Пегий пес, бегущий краем моря (1977). Её действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода.

В 1980 г. Айтматов написал свой первый роман И дольше века длится день, впоследствии озаглавленный Буранный полустанок. Главный герой романа – простой казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны – с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжёлым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Действие романа развивается в двух планах: земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей. Как и в повестях Айтматова, в романе И дольше века длится день важное место занимает образ верблюда – символа природного начала, а также легенда о матери Найман Ана и её сыне, который по воле злых людей становится манкуртом, т.е. не помнящим своих корней бессмысленным и жестоким существом.

Роман И дольше века длится день имел огромный общественный резонанс. Слово «манкурт» стало нарицательным, символом тех изменений, которые произошли в современном человеке, разорвав его связь с извечными основами бытия.

Ч.Айтматов трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

Шукшин Василий Макарович (1929–1974).

Родился в деревне Сростки Алтайского края в крестьянской семье. С отроческих лет работал в колхозе. Служил на флоте. По возвращении работал директором вечерней школы в своей родной деревне. В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской М.Ромма. В годы учёбы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры – А.Тарковский, А.Михалков-Кончаловский и др. Студентом начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям. Кинофильм Живёт такой парень получил в 1964 высшую награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка». Большой успех имели фильмы Шукшина Ваш сын и брат, Позови меня в даль светлую, Странные люди, Печки-лавочки. Фильм Калина красная был снят Шукшиным по одноимённой киноповести, написанной в 1973. Кинематографические заслуги Шукшина отмечены премией им. братьев Васильевых, Государственной премией СССР, Ленинской премией (посмертно).

Героями фильмов Шукшина чаще всего были деревенские люди, по разным причинам оказавшиеся в городе. Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина. В киноповести Калина красная она приобретает трагическое звучание: утрата жизненных ориентиров ломает судьбу главного героя, бывшего вора и заключенного Егора Прокудина, и приводит его к смерти.

Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от её основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутёвыми» – «чудиков». В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искажённое бессмысленной действительностью и отсутствием культуры.

В современной русской литературе рассказы Шукшина остались неповторимым художественным явлением, запоминающиеся своей оригинальной образностью и живой, естественной в своей простоте стилистикой.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...