Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средневековая схоластика. Полемика номинализма и реализма о природе универсалий



На основе патристики в IX-XII вв. возникает схоластика (от лат. shola – школа). Философия в тот период преподавалась лишь в монастырских школах, где ее изучали будущие священники и церковные служители. Схоластика формируется, как попытка рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Главным представителем схоластики был Фома Аквинский (1225-1274).

Фома Аквинский создал своего рода энциклопедию, охватывая не только проблемы философии, но и экономики, политики, права и морали.

В центре проблем, которые он пытался решить, были проблемы соотношения религии и философии, веры и разума. Он пытался поставить философию на службу религии. Основная его идея заключается в том, что истины разума должны подчиняться истинам веры. Истина – одна, но к ней существует два пути. Один путь – это путь веры, откровения. Другой путь – это путь разума, науки. Он требует многих доказательств.

Центральное место в философии Фомы Аквинского занимает категория бытия, под которым понимается все то, что существует, и все, что может существовать. Это реальное бытие, такое, каким оно дается человеку в его ощущениях. Понятно, что ощущения могут человека вводить в заблуждение, но мы их исправляем разумом. Согласно Фоме Аквинскому, предметы могут изменяться, но сущее не изменяется, оно просто приобретает другие формы. Например, вода становится паром или льдом. По сути это одно и то же, но по форме они различны. Но в то же время вода не может быть одновременно и паром, и льдом. Предметы постоянно изменяются, а это означает, что они неполные. Но все предметы – это часть чего-то целого, полного, какой-то предельной полноты бытия. Такой предельной полнотой бытия является Бог.

В основе учения Фомы Аквинского лежит признание Бога как причины, основы и конечной цели всего существующего. Материя, которая создана, тоже может изменяться и разрушаться. Духовное не поддается разрушению, оно – вечно и может существовать вне времени и пространства.

Основой человека является душа. Душа обладает животворящей силой человеческого организма. Без нее человек – только внешняя оболочка, индивид. Это же относится и к материальному миру. Материальный мир – только внешнее проявление мира духовного, вечного.

Заслугой средневековой философии стало ее обращение к проблеме происхождения общих понятий – универсалий. При решении этого вопроса возникло два основных направления – реализм и номинализм. Представители номинализма (от nomine – имя, понятие) утверждали, что общие понятия являются продуктом человеческого мышления, отражения результатов познания (И.Росцелин). Материальные предметы единичны. Универсалии существуют лишь в человеческом разуме, это имена вещей, а существование их сводится лишь к колебаниям голоса.

Представители реализма (от realis – реальный) признавали, что общие понятия (понятия Библии, прежде всего) существуют реально и вечно, независимо от объективного мира. Они имеют божественный, внеисторический характер. Представители реализма сформулировали концепцию о трех видах существующих универсалий: 1) общее существует до вещей в божественном разуме; 2) общее существует в самих вещах как их сущность; 3) после вещей в человеческом сознании, в форме понятий. Такое решение называется «умеренный» реализм. Крайний реализм утверждал, что общее существует только вне вещей. Представителем реализма был Фома Аквинский.

Концептуализм (П.Абеляр) – это примирительная формула между номинализмом и реализмом. Универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи. Однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1150 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...