Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава восемнадцатая. Политика



(Государство. Понятие политики. Власть и общество. Политика и общество. Демократия и консенсус. Социальный конфликт: парадигмы насилия и ненасилия.)

“Двадцатый век можно назвать веком насилия и

веком наиболее активного поиска путей его преодоления”

Государство всегда было аппаратом принуждения одной группой других групп людей. Отсюда и соответствующее его устройство. За основу понимания государства можно взять ленинские работы. Ленин писал, что “государство сводится именно к такому выделенному из человеческого общества аппарату управления. Когда появляется такая особая группа людей, которая только тем и занята, чтобы управлять, и которая для управления нуждается в особом аппарате принуждения, подчинения чужой воли насилию - в тюрьмах, в особых отрядах людей, войске и пр., - тогда появляется государство.” (Ленин 39, 69). С точки зрения философии космического сознания, государство есть развивающаяся система отношений граждан в двух возможных направлениях:

1. Внешнее регулирование для мира внешних отношений, что характерно для третьего измерения реальности, дуального мира. Его полярность регулируется внешними для человека институтами.

2. Внутреннее регулирование, когда все общество стоит на понимании духовных процессов и обращено к формированию внутреннего опыта проходящего свои уроки индивидуума.

Особенность государства переходного трансформационного периода в том, что оно, с одной стороны, не может не подавлять ситуации отклонений, вызванных поведением механистических людей. А с другой стороны, инерция подавления, естественно, может и касается творческих людей. Ибо еще одна особенность государства - стандартизация жизни будь то законом или же подзаконными нормами. Естественно, что для творческих людей “искрит” именно здесь. Выход для последних - совместная концентрация энергий, в том числе созданием союзов, организаций, поселений.

Для нового времени государство первого типа своим идеалом имеет демократию. Государство (общество) второго типа стоит на консенсусе.

В первом типе государства регулируется социальный конфликт. В государстве второго типа идет непрерывное согласование интересов методом создания все более совершенных мыслеформ с переходом в последующем на созидание самих себя и через это - общего.

Государство переходного периода есть структура с быстро размываемыми функциями. Усиливается значимость самоуправления. Все больше вопросов перекладывается на местные общины.

С другой стороны, мобилизационная функция государства в условиях трансформации сохраняет свою значимость, так как есть группы населения в больших городах, которым будет довольно трудно в короткие сроки уйти на землю. Добавим пенсионеров старших возрастов, инвалидов, детей-сирот, чтобы понять масштабность задач поддержки этих социальных групп.

Эта противоречивость явно раскачивает основы традиционного государства. И сохранение хотя бы относительной устойчивости жизнедеятельности зависит от групп населения, просветливших себя к грядущим переменам.

Усиление ориентации на первичные просветленные группы людей будет являться одной из гарантий гармонизации перехода и снижения числа катастроф, которые всегда в той или иной мере в этот период охватывают всю Землю.

Тема прогресса и его критериев всегда рассматривалась относительно состояния цивилизации и движения общества. Материалистическая точка зрения на общества, детерминированная экономикой, свела прогресс к уважению и приращению производства и услуг. Более прогрессивным считалось и считается государство, обладающее большей экономической мощью.

Понятие политики относится к области распределения власти между различными социальными группами общества. Политика есть система мер по снятию противоречий между группами. Сама постановка вопроса о противоречиях связывает термин политики с разделенным, механическим миром людей, с которыми все случается.

Политика формируется элитными группами, включающими в себя центральные фигуры экономической, политической и научной сфер и обслуживаемых государственными и/или партийными структурами.

Основная масса решений в настоящее время затрагивает три вопроса:

1. Уровень безопасности в его внутренних и внешних аспектах.

2. Регуляция экономической жизни.

3. Оформление самой политической жизни системой меняющихся законов.

При этом существуют несколько ключевых методов оформления политики в конкретном государстве:

(а) Принятие закона и сопровождающих его актов;

(б) Выборность;

(в) Независимость различных ветвей власти;

(г) Коллегиальность принятия решений;

(д) Сочетание централизации и местного самоуправления и т.д

Эту схему можно детализировать.

Четвертое измерение есть социальное пространство выработки коллективных мыслеформ. И здесь уже нет политики в привычном нам смысле.

Политика в посттрансформационном мире будет связана с согласованием интересов в решении нескольких крупных задач (ситуаций):

Первая ситуация - движение больших групп людей в ходе перестройки континентов и появления новых материков.

Вторая ситуация - нейтрализация монстров уходящей цивилизации.

Третья ситуация - организация нового типа образования.

Четвертая ситуация - организация хозяйства нового типа.

Пятая ситуация - формирование поля единого мирового сознания.

Будут и другие задачи. И решаться они будут во многом принципиально иными методами. Ненасильственно. Консенсусом.

Литература:

Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2000.

Ленин В.И. О государстве / ПСС, т.39.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...