Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция семнадцатая. Труд



(Природа труда. Проблема отчуждения. Предназначение труда. Труд самопреобразования.)

“Телесный труд не только не

исключает возможности умственной

деятельности, не только не унижает

ее достоинство, но и поощряет ее”

(Л.Толстой)

“Человек развивается тогда, когда находится в центре жизни” (Исход 1998, 235).

Человеку механическому в готовом виде природа дает немногое. Труд есть деятельность по преобразованию материалов природы в необходимые для человека предметы. В рамках вещно-ориентированной цивилизации труд означает деятельность людей по производству товаров и услуг. Именно поэтому в данном понятии есть моменты смысла, показывающие нерадостность этой деятельности для человека, определенную степень принуждаемости. “Трудно” и “труд” имеют общие корневые основы. В.В.Налимов приводит очень интересное высказывание на эту тему своего отца, который считал, что “современные революции до некоторой степени представляют протест против труда, лишенного радости творчества ” (приводится по Налимов 1989, 216).

Труд есть процесс, сформировавшийся из повседневной собирательно-охотничьей модели жизни, позволявшей человеку пребывать в гармонии с природой. Труд в нынешнем его представлении есть результат такого варианта развития общества, когда насилие и принуждение формировали простые операции, обеспечивающие общество питанием, жильем, одеждой и прочим. С другой стороны, сформировалась каста людей, присвоивших себе творческую компоненту деятельности (жрецы, правители, лица, их обслуживающие).

Труд в современном представлении и в современной глобалистике превратился в очень разветвленный процесс, в котором каждый индивид занимает или не занимает свою клеточку (большую или меньшую) в системе общества и тем самым фиксирует большую или меньшую частичность своего жизненного бытия. В противоположность творческому, ибо “Мы должны быть многовариантны, истинный сотрудник света владеет всеми профессиями сразу” (Марченко 1999, 89).

Труд бывает соединенным с предметами и орудиями. Совершенство орудий обеспечивает человеку изменение его места в самом процессе труда. “Труд есть вечное естественное условие человеческого существования. Процесс труда есть не что иное, как самый труд, рассматриваемый в момент его творческой деятельности. Всеобщие моменты процесса труда поэтому независимы от какого-либо определенного общественного развития. Средства труда и материал труда, часть которых составляют уже продукты прежнего труда, играют свою роль в любом процессе труда во все времена и при всех обстоятельствах” (Маркс 49, 54-55).

В труде есть определенная последовательность событий. Есть цель, есть начало действий, есть его выполнение и завершение. Труд творческого человека полон именно с этой стороны: он сам ставит цель или цели, сам выбирает время начала, развертывания основных действий и время завершения. Он определяет объем энергий, которые он собирается и вкладывает в труд.

Любое разделение труда между различными людьми начинает формировать в них механизменность, требует дополнительных согласований.

С другой стороны, труд вместе всегда плодотворней. Но это тот случай, когда люди сами договариваются кто и что делает, а не получают извне готовую технологическую схему, задающую им разделение труда. Разделение труда долго рассматривалось как достижение цивилизации, ведущее к резкому подъему производительности труда. Так и происходило за одним и не самым слабым исключением - человек становился все более механистичным...

Труд не может быть направлен на самого человека, ибо труд всегда меняет форму предмета с помощью тех или иных орудий.

“Человек - единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния; его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим” (Энгельс т.20, 510). Человек пребывает на Земле в действии. И это действие сейчас большей частью направлено на внешнее - вещные стороны жизни. Отсюда и структура деятельности.

Труд бывает примитивным и труд бывает высокосодержательным. Труд бывает творческим и труд бывает исполнительским. Труд бывает подневольным и труд бывает свободным. Для человека творческого в труде не бывает негативного: оценок, эмоций, чувств. Он радуется трудом. Он созидает себя своим трудом в каждую данную ему сейчас минуту.

Технологизация труда, казалось бы, освободила человека от многих простых и монотонных операций. Но вопрос о монотонности есть вопрос мотивации и понимания механизма жизни. Когда сеятель разбрасывает горстями по полю зерна пшеницы или ржи, он в каждое из них вкладывает часть своей любви, частичку своего сердца. Зерно, прорастая, вырастая в колос, умножает искру его энергии, его личной энергии и возвращает ему ее многократно, отвечая на его зов.

Экономичность этого процесса такова, что от такого зерна сеятель получает только чистое здоровье.

Интенсивность труда бывает задаваемой ритмом технологической системы, приспособленной или не приспособленной к ритму жизнедеятельности хотя бы среднего человека. И есть интенсивный труд творческого человека, свободно творящего свою реальность. Одна интенсивность забирает здоровье, другая дает человеку долголетие и просветленность. “Придет время, когда человечество поймет, что техника - это не прогресс, а регресс, и перейдет к созданию живых инструментов, то есть таких, которые работают исключительно в сотворчестве с оператором, образуя с ним как бы одну команду” (Платонова 1999, 207).

Следует выделить особо труд по спасению своей души. Труд самопознания лучше выделить в особую категорию - саморазвития, ибо мы уже утверждали, что труд всегда направлен на внешний для человека предмет или вещь. Саморазвитие связано с непрерывным пробуждением в себе все новых и новых цепочек ДНК, раскрытием все более глубоких возможностей понимания себя и воздействия (взаимодействия) со все большими объемами реальности.

Саморазвитие происходит от простого к сложному, но бывают и случаи озарения, когда человек с помощью Учителей вдруг сразу открывает в себе массу новых феноменов и начинает сразу видеть совершенно иную реальность. Все это зависит от духовной устремленности человека, интенсивности и чистоты его помыслов, дисциплины относительно себя и окружающей его социальной среды.

Саморазвитие есть движение в себя и к себе с помощью Учителей. И это понятно, так как человек столь могуществен, что неоптимальное открытие этих возможностей дисбалансирует не только его самого, но и космическую реальность. Именно поэтому даже экспериментирование над собой нуждается в осмыслении и понимании последствий, которые очень часто не могут быть зафиксированы человеком вследствие незнания тех или иных взаимосвязей реальности.

Саморазвитие, самоосознание нуждаются в дисциплине. Следует учитывать, что когда человек начинает пробуждаться относительно самого себя, он задействует вокруг себя гигантские космические силы. Он идет не один. И любой его срыв относительно самого себя есть дезорганизация весьма сложных сообществ живых организмов. Именно поэтому вопросы дисциплины становятся для идущих основными.

Дисциплина есть первый шаг к пробуждению. Групповые же формы движения требуют еще более скоординированных действий, так как здесь все умножается геометрически.

Активность есть темп реализации деятельности. Темп может быть различным - внешне-принуждаемым, мотивированным внешними стимулами, исходящим из внутренне осознанной миссии человека или организации (просветленная организация). Лень (ничегонеделанье) и сверхактивность есть разные стороны этой шкалы. “Несчастье деятельных состоит в том, что их деятельность почти всегда немного неразумна...Деятельные катятся, подобно камню, в силу глупости механики” (Ницше 1-1990, 390).

Существование в потоке есть оптимальная мера активности.

“Того, кто пашет, плуг делает сытым,

Дорогу осилит идущий,

Поучающий брахман достигает большего, чем непоучающий.”(Ригведы 1969, 74).

Литература:

Исход. Книга вторая. - С.-П.: Диалог, 1998.

Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т.49.

Марченко

Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989.

Ницше Ф. Сочинения. Т.1. - М.: Мысль, 1990.

Платонова Т. Тайная доктрина Гермеса Трисмегиста. - М.: Белый Ашрам, 1999.

Ригведы./ Антология мировой философии. Т.1, ч.1. М., 1969.

Ф.Энгельс. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т.20.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...