Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Бодина Е.А.
История музыкального образования: Учебное пособие. - М.:"МГПУ. 2009. - 164 с.
В пособии освещены основные исторические этапы развития музыкального образования. Охарактеризованы основные исторически сформировавшиеся музыкально-педагогические системы и методы музыкально-образовательной работы с учащимися. Пособие содержит информацию, способствующую освоению будущими учителями музыки позитивного исторического опыта для его практического применения в процессе музыкального образования школьников.
Пособие адресовано, в первую очередь, будущим учителям музыки, а также всем педагогам-музыкантам и любителям музыки.
ISBN 978-5-243-00293-6
Бодина Е.А., 2009
ГОУ ВПО МГПУ, 2009
ВВЕДЕНИЕ
Обновление всех сфер общественной жизни на современном этапе диктует необходимость новых подходов к развитию культуры, духовности, нравственности. По-новому осмысляются судьбы искусства: все большую актуальность приобретает реализация его возможностей в процессе формирования личности. Все это в полной мере касается модернизации отечественной образовательной системы, в частности, системы музыкального образования.
Музыка всегда была и остается одним из наиболее любимых молодежью и потому действенных видов искусства. Социальная динамика общества, развитие его культуры, образования, а также широкое распространение разнообразных средств массовой информации привели к возрастанию воспитательного и досугового значения музыки, усилению общественного внимания к системе музыкального образования. Сегодня ярко проявились как позитивные, так и негативные тенденции, связанные с влиянием музыки на общественную жизнь, сознание и поведение человека.
Приобщение к музыке ни в одну из эпох не было бесконтрольным: так или иначе оно определялось правящими силами и воплощалось в системе музыкального образования. По сути, оно явилось практическим путем регуляции процесса взаимодействия музыки с общественным и личностным сознанием и основным средством педагогизации этого процесса. Использование педагогического, в первую очередь, воспитательного потенциала музыки приобрело большое значение в организации содержания школьного образования и во многом определило его гуманистическую, личностную ориентацию.
Социокультурная и педагогическая значимость музыки позволяют подойти к ней как к уникальному источнику образования. Широкая трактовка социально-образовательной роли музыки не только правомерна, но и крайне актуальна сегодня. Она открывает новые научно-теоретические и практические подходы к реализации педагогического потенциала музыкального искусства в его направленности на личность, формирование ее сознания, нравственности, духовного мира.
Между музыкой и общественным сознанием существует нерасторжимая взаимосвязь, обусловленная, с одной стороны, действенностью музыки, а с другой, — потребностью в ней, проявляющейся на уровне целенаправленного педагогического применения по отношению к личности и социуму. В центре нашего внимания — педагогическая направленность музыки на формирование личности, а также целенаправленная регуляция этого процесса в содержании образования, различных его системах.
Необходимость такого подхода обусловлена неудовлетворительным состоянием современной отечественной системы музыкального образования подрастающих поколений, разобщенностью общественных усилий в его организации, подготовке соответствующих специалистов, низким качеством социально-ценных результатов школьного образования.
Одно из направлений преодоления сложившейся ситуации — осмысление исторического опыта реализации педагогического потенциала музыки, ее современных тенденций и перспектив.
Анализ исторического опыта реализации педагогического потенциала музыки свидетельствует: ее действенность определяется очевидным и сильным воздействием, в первую очередь, воспитательным, которое музыка оказывает на личность, духовно формируя и образовывая ее в самом широком смысле слова.
В связи с очевидным главенством и общественным признанием воспитательной функции музыки как определяющей в ее воздействии на общественное и личностное сознание дадим ее определение. Воспитательная функция музыки — это процесс и результат взаимодействия музыкального искусства и личности в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом на каждом из этапов исторического развития культуры и образования. Воспитательная функция музыки выражает взаимосвязь искусства и человека, который воспринимает, оценивает, присваивает или отторгает духовно-нравственное содержание музыки в связи с конкретными объективно-историческими и субъективно-личностными условиями, организацией содержания музыкального образования. Суть взаимосвязи — в динамике целенаправленного формирования и развития личности (будь то отдельный человек или типизированное сообщество людей) средствами музыки.
Именно этот процесс в его исторической ретроспективе и перспективе развития, динамичной целевой направленности, организационной и содержательной целостности составляет предмет изучения курса «История музыкального образования», определяет его роль и место как отрасли научного знания и учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки будущего учителя музыки.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.
ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«История музыкального образования» — одна из профилирующих дисциплин общепрофессионального блока наряду с методологией, теорией и методикой музыкального образования, музыкально-педагогическими практикумами и педагогической практикой. Все дисциплины взаимосвязаны и взаимообусловлены тем, что каждая из них освещает свой, специфический аспект музыкально-педагогического образования, имея свою цель и задачи.
Цель курса «История музыкального образования» в структуре дисциплин общепрофессионального блока — освещение теории и практики музыкального воспитания, обучения и развития с позиций принципа историзма, преемственности и взаимосвязи содержания, методов и форм воспитания личности средствами музыки в различные культурно-исторические периоды, а также с учетом развития сформировавшихся в обществе образовательных систем.
Задачи курса:
• осветить основные культурно-исторические этапы в раз
витии зарубежного и отечественного музыкального образования;
• охарактеризовать основные направления развития музыкально-педагогической мысли, воплотившейся в системах и методах музыкального образования;
• сформировать целостное представление об исторических
путях развития музыкальной педагогики как науки о воспитании
человека средствами музыки, содержании и формах музыкально
го образования;
• дать будущему учителю музыки представление о богатстве исторически сформировавшегося арсенала его профессиональных возможностей в работе с детьми;
• углубить понимание социокультурного и профессионального значения истории музыкального образования для будущего
педа го га -музыканта;
• описать наиболее конструктивные, полезные и перспективные достижения музыкальной педагогики прошлого с точки
зрения их использования в современных условиях;
• создать предпосылки для творческого применения современным педагогом-музыкантом богатейшего исторического опыта музыкального образования, его адаптации к потребностям сегодняшнего дня, развития, совершенствования и проекции на будущее.
В связи с модернизацией современной образовательной системы существенно повышаются требования к подготовке учителей музыки. Они должны быть не только специалистами в области музыкального образования подрастающего поколения, но и педагогами-профессионалами, способными к интенсивной многоплановой деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию школьников, расширению их музыкального и общекультурного кругозора, формированию нравственности, духовности.
Изучение истории музыкального образования, отражающей многовековой опыт использования музыки в воспитательных целях, в процессе воспитания и развития подрастающих поколений, их подготовки к активной самостоятельной жизнедеятельности, призвано способствовать совершенствованию профессиональной подготовки учителя музыки.
Задача настоящего учебного пособия - последовательно осветить основные этапы развития теории и практики музыкального образования в контексте исторически сложившихся европейских педагогических систем. Анализ музыкально-образовательных систем предполагает их сравнительную характеристику, выявление прогрессивных черт, актуальности на современном этапе.
Знакомство с этими системами должно стать основой формирования у студентов представлений о педагогике музыкального образования как исторически сложившейся науке, опирающейся на богатейшую практику использования музыки в качестве эффективного средства воспитания, обучения и развития подрастающих поколений. Отсюда — музыкальная педагогика — это наука о воспитании человека средствами музыки, о содержании и формах музыкального образования.
В связи с определением границ данной области научных знаний рассмотрим наиболее важные, методологически значимые понятия, выступающие в данном пособии как опорные для будущих специалистов. Прежде всего, это понятия образования и воспитания.
Термин «образование» имеет две трактовки — широкую и узкую. В соответствии с широкой — образование рассматривается как интегративное понятие, объединяющее воспитание, обучение и развитие[1]. Узкое понимание данного термина сводится к его трактовке как процесса и результата усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и необходимое условие подготовки человека к самостоятельной жизни и плодотворному труду. Поскольку широкая трактовка термина «образование» в настоящее время преобладает, мы будем, в основном, придерживаться ее.
Однако не менее важным остается и термин «воспитание», поскольку отражает одну из сущностных особенностей музыки в ее воздействии на человеческое сознание. Воспитание — это передача духовного опыта от поколения к поколению, от человека к человеку, осуществляемая в контексте объективных культурно-исторических условий развития социума и личности, содержания образования на всех его этапах и уровнях. Оно обусловлено также субъективными факторами, определяющими взаимосвязь и взаимодействие людей в конкретных педагогических ситуациях.
Воспитание предполагает, как правило, разность духовных потенциалов Учителя и Ученика и обязательную их взаимную обращенность друг к другу. Причем, воспитание может быть двояким: со знаком плюс, когда более высокий духовный потенциал передается воспитуемому, развивая и возвышая его, и со знаком минус — когда более низкий духовный потенциал нейтрализует более высокий, поглощает и нивелирует его (такие ситуации типичны, когда человек попадает под «дурное влияние»).
Характерно, что в ситуации «плюсового» воспитания высокий духовный потенциал Учителя не поглощается, а наоборот, обогащается параллельно с духовным потенциалом Ученика. В случае «минусового» воспитания истощаются оба: и высокий духовный потенциал, обесценившийся под влиянием негативного воздействия, и низкий, усугубляющий сам себя как источник бездуховного и бесчеловечного.
В процессе воспитания необходима не только передача духовного опыта, но и его развитие в каждом отдельном человеке. Только тогда он станет личностью и сможет сам стать источником воспитания. В содержательном аспекте воспитание составляют идеалы, убеждения, взгляды, отношения, способы конструктивного и продуктивного поведения, которые один человек стремится сделать достоянием другого. В результате происходит изменение как отдельных характеристик воспитуемого, так и целостной его духовной ориентации, потребностей и способов их удовлетворения.
В этом контексте под образованием можно понимать упорядоченный способ освоения культуры в целях ее приумножения, а также развития и совершенствования личности. При этом в понятие культуры входят и духовные, и материальные ценности, которые и составляют основное содержание образования. В структуре содержания образования мощная воспитательная функция музыки выполняет социально-формирующую роль, способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее мышления, творческих способностей, целостного духовного мира.
Подчеркнем характерную особенность освоения духовного опыта в процессе развития личности. Движущая сила развития — не само по себе присвоение общечеловеческого опыта, а его проблематизация. Это — придание незавершенности, неопределенности различным компонентам развивающегося содержания социокультурного опыта (познавательного, эстетического и др.) самим предметам культуры, их социально закрепленным образам, общественно заданным схемам действий, нормативным моделям построения человеческих отношений.
Отсюда — основная идея современной культуросообразной педагогики: введение в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы, где продуктивное воображение становится ведущим механизмом культуроосвоения.
Еще одна характерная особенность современного культуро-сообразного образования — это прежде всего образование куль-туротворческое, предполагающее превращение специализированных родовых человеческих способностей в универсальные.
См.: Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания / Известия Российской академии образования. - М. - 2001. - № 4. - С. 17-19.
Так, формирование теоретического сознания и мышления стало сегодня исторически новой универсальной способностью человека'. В контексте истории музыкального образования существует тесная взаимосвязь теоретического мышления с богатой и многообразной исторической фактологией, на обобщение которой теоретическое мышление и направлено.
Важнейшее направление теоретического обобщения — выявление взаимосвязи и преемственности музыкально-образовательных идей, существующих параллельно в каждую конкретную культурно-историческую эпоху, а также в различные эпохи. Подобные обобщения способствуют целостности профессиональной подготовки специалиста, стимулируют его творческую мысль и поисковую практическую деятельность.
В свете этих новых идейных установок «культуросообразное образование» в XXI веке призвано быть образованием для всех (ни в коем случае — не «элитарным»!); должно иметь смыс-лообразующим стержнем духовно-этическую доминанту; призвано носить творческий и новаторский характер; строиться на содержательных научных основах; быть многообразным, адекватным культурному разнообразию человечества и своей страны — удовлетворять всесторонние потребности этнокультурных, социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и духовные запросы отдельной личности».
Важнейшим и наиболее общим способом построения культуро-сообразного образования становится личностно ориентированное, а точнее — личностно развивающее образование. Эта принципиальная и научно обоснованная позиция становится определяющий для развития современной системы музыкального образования (концепция развивающего музыкального образования Л.В. Школяр). Оно — неотъемлемая часть культуры и источник формирующего и личностно-развивающего воздействия на подрастающее поколение в целом и каждого человека в отдельности.
Воспитательно-образовательный, а также, развивающий потенциал музыки уникален: она дает человеку, по мысли С.Л. Рубинштейна,
См.: Кудрявцев В.Т.. Слободчиксж В.И., Школяр Л.В. Культуросообраздое об-раг.нжаиис: концептуальные основания / Известия Российской1 академии образования. - М. 2001. - Л» 4. - С. 21.
Там же. – С. 23.
практическую возможность выражать свое отношение к жизни, жить вибрируя и звуча в унисон с ней. Заметим, однако, что сам факт изменения сознания под воздействием музыки не имеет достаточной качественной определенности. Речь идет о формирующем и развивающем воздействии музыки, а именно о социально-формирующей и духовно-активизирующей ее роли, осуществляющейся в личности.
Историческая ретроспектива развития музыкального образования свидетельствует о его динамичности. Она проявилась во множестве существующих одновременно и чередующихся систем общественного, в том числе, музыкального воспитания и образования, что лишь подтверждает неисчерпаемый педагогический потенциал музыкального искусства.
С другой стороны, в реализации педагогического потенциала музыки заметно постоянство, проявившееся в устойчивом стремлении использовать музыку в социально и личностно значимых целях. Значит, существуют и постоянные характеристики музыкального образования, которые проявляются в различные культурно-исторические эпохи и так или иначе отражаются в системах образования, характеризуют общее состояние культуры и школы как основного образовательного учреждения, обеспечивающего передачу культуры от поколения к поколению.
Рассмотрим в этом контексте основные критерии формирующего и личностно-развивающего воздействия музыки, реализующегося в процессе музыкального образования.
Первый из них — нравственно-воспитательное воздействие. Оно имеет иерархическую структуру и осуществляется на четырех уровнях: 1) эмоциональной синхронизации; 2) смыслового погружения; 3) духовной объективации; 4) деятельностной объективации. Последовательность данных уровней отражает постепенную перестройку сознания и поведения личности под влиянием музыки. При этом физиологическое напряжение на уровне эмоциональной синхронизации и психологическое — на уровне смыслового погружения дают в процессе духовной объективации обобщенное, качественно новое состояние духовного напряжения, которое существует как внутренний потенциал, обеспечивающий жизнедеятельность человека в будущем (деятельностная объективация).
Полнота реализации этой иерархической структуры обуславливает содержательную глубину и целостность нравственно-воспитательного воздействия музыки и позволяет критически оценить его результат. Так, нравственно-воспитательное воздействие классической музыки в структурном отношении может резко отличаться от воздействия рок- и поп-музыки, структура которого бывает, как правило, неполной (чаще всего отсутствуют уровни смыслового погружения и духовной объективации). Это ведет к поверхностному содержательному результату, осуществившемуся в личности, односторонности ее потребностей, ценностных ориентации и как следствие? — развитию бездуховности.
Подчеркнем определенную общность психологического воздействия музыки и механизмов «духовной отдачи» личности. Она заключается в последовательном развитии в направлении практической реализации. Педагогическая сущность нравственно-воспитательного воздействия музыки заключается е том, что под ее влиянием человек внутренне изменяется, духовно преображается. Именно это обстоятельство стало определяющим для введения музыки в систему школьного образования и обусловило ее содержательные задачи в процессе формирования и развития личности учащегося.
Другой критерий формирующего и личностно-развивающего воздействия музыки — формирование социально определенного типа личности. В контексте взаимосвязи с первым социальная определенность означает определенность нравственного, духовного мира личности, а также своеобразие способов его формирования. Основной показатель, определяющий социальный тип личности — ее отношение к культуре. В контексте этого отношения музыки выполняет роль могучего социально-организующего, обобществляющего жизненного импульса, концентрирующего чувства и мысли людей (Б.В. Асафьев).
С педагогической точки зрения наиболее существенной в этой связи оказывается оценочная деятельность сознания. Она основывается на вычленении наиболее общего, принадлежащего «мне» и «другому», обусловливает выбор человеком вариантов социально-психологического проявления личности и, наряду с этим, осмысление общечеловеческих инвариантов, которые по сути своей гу манны, оптимистичны, человечны в глубинных социокультурных
и педагогических смыслах. Свобода выбора порождает свободу совести, формирует активную эстетическую и гражданскую позиции личности. В свою очередь, личностное освоение содержащихся в музыке нравственно-эстетических ценностей стимулирует уподобление им, активное практическое освоение.
Важной психолого-педагогической основой этого становится художественная иносказательность музыки, в силу которой последняя «предлагает» слушателю модели чувственно-эмоционального и интеллектуального взаимодействия с окружающим миром и людьми, вовлекает в диалог сознаний и культур. Это способствует социализации личности, формированию ее гуманистического мировоззрения, гуманизации жизнедеятельности в самых разнообразных ее проявлениях.
Основные механизмы регуляции социально-формирующего воздействия музыки — это механизмы популяризации, регламентации и запретов. Их использование обеспечивает целенаправленность музыкального образования по пути объединения людей и формирования их типизированных сообществ на основе единых музыкальных пристрастий и предпочтений. Наряду с последними вырабатываются способы их практической реализации не только в процессе непосредственного приобщения к музыке или освоения содержания школьного образования во всех его звеньях, но и в любой из сфер жизнедеятельности личности.
Важнейшим регулятором образовательного и особенно — воспитательного воздействия музыки в процессе формирования социально определенного типа личности выступает идеология. Принципиальный научно-этимологический подход к трактовке этого понятия позволил конкретизировать его значение в приложении к музыке и музыкальному образованию. Идеологическая направленность музыкального искусства понимается нами как философско-мировоззренческая его направленность, которую определяют, в первую очередь, общечеловеческие инвариантные факторы в отличие от классово-обусловленных вариативных. Отсюда — идейная направленность музыкального образования нашла свое отражение в содержании нравственно-эстетического идеала, свойственного каждой культурно-исторической эпохе, его гуманистическом культуросообразном и культуротворческом характере.
Структурным стержнем, позволяющим воссоздать по возможности полную и целостную картину развития музыкального образования, явился принцип историзма — один из основополагающих общенаучных методологических принципов, заключающийся в необходимости изучать любое явления с точки зрения его возникновения, развития вплоть до современности и перспектив на будущее.
При освещении основных этапов развития музыкального образования в Европе на протяжении 2,5 тыс. лет мы используем периодизацию, общепринятую в истории мировой культуры и искусства.
Исторический опыт развития музыкального образования крас-норечиво свидетельствует о том, что воспитательная направленность приобщения к искусству была, как правило, одной из центральных педагогических проблем. Более того, по мнению авторитетного историка и теоретика музыкального воспитания О.А. Апраксиной, цели и содержание музыкального образования, как правило, отражают общее состояние педагогической науки, ее установки и направления развития в конкретных исторических условиях. Эта мысль, на наш взгляд, методологически значима и определяет подход к истории музыкального образования как специфической и органичной области педагогического знания.
Образовательное значение музыкального искусства для подрастающего поколения во многом зависит от специфики его воздействия на сознание ребенка. Одна из основных особенностей музыки заключается в аккумулировании исторического опыта социокультурных отношений в своеобразной эмоционально-звуковой форме (речь идет о непосредственно воспринимаемом, звучащем музыкальном произведении в отличие от его условной графической фиксации в нотной записи).
Звучащее произведение, отражая сущностные стороны человеческого отношения к окружающему миру, другим людям, служит уникальным «дидактическим» материалом. В процессе слушания музыки, а тем более музыкально-исполнительской деятельности искусство сложными, опосредованными путями «учит» ребенка
См.: Апраксина О.А. Становление м развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе: Автореф. лис.... до к т. пел. наук. — М., 1971. -С. 13-14.
человечности. Ребенок же «отвечает» музыке языком своих чувств, наделяя ее своими «личностными смыслами» (термин А.Н. Леонтьева), отражающими результат индивидуального «присвоения» им художественно-творческого опыта предшествующих поколений.
Эмоционально-выразительный характер музыки во многом отвечает возрастным потребностям детей и обуславливает их живой интерес к музыкальному искусству. Специфика музыки оказывается сродни многим психическим особенностям личности школьника, проявляющимся в различные возрастные периоды, таким, как повышенная эмоциональность, чувственная и мыслительная активность, конкретность и максимализм в личностных проявлениях, стремление к самостоятельному освоению искусства, самовыражению в доступной форме и др.
Важнейшая педагогическая миссия музыки связана с ее нравственной направленностью. Эффект нравственного воздействия, как уже отмечалось, начинается с синхронизации человеческого сознания и внутреннего смыслового содержания музыки. Доказательством тому может быть любое эмоционально положительное восприятие музыки. Музыка вызывает «настройку» психики человека на отображаемые ею эмоции. При этом объективная основа восприятия музыки — ее художественно-образное содержание (в ряде случаев — программа). Воздействуя через чувства, содержание музыкального произведения оказывает влияние на весь духовный мир человека.
Однако результат этого воздействия, как правило, бывает весьма своеобразен. В процессе восприятия музыка сама претерпевает изменения, обусловленные рядом факторов: соответствием потребностям личности, наличием достаточного опыта восприятия, обеспечивающего его адекватность, зависимостью от степени активности и инициативы личности в процессе восприятия, отсутствием у слушателя предубеждения к конкретному музыкальному материалу, «созвучностью» музыки динамичному эмоциональному состоянию человека в момент слушания, взаимосвязью восприятия нового музыкального материала с предшествующим слуховым опытом и т. д.
Эффект нравственного воздействия заключается не столько в механическом отражении музыкального содержания сознанием,
сколько в личностно-оценочной реакции человека на воспринятое. Иными словами, нравственное воздействие музыки осуществляется при соотнесении музыкального содержания с собственными духовными ориентирами. Основой такого соотнесения становится потребность — интуитивная или осознанная — в восприятии музыки, приобщении к ней как значимой и эмоционально привлекательной части духовного опыта человечества.
Деятельность не только способствует реализации нравственно-воспитательного потенциала музыки, но и служит доказательством личностного «присвоения» ее духовного содержания человеком. Практическая деятельность позволяет также судить о нравственном развитии личности в процессе приобщения к духовному опыту человечества, заключенному в музыкальном искусстве.
Основные виды музыкально-эстетической деятельности — слушание, исполнение и сочинение музыки. Они представляют собой логический ряд, особенность которого заключается в последовательном усложнении: от наиболее простого и доступного вида деятельности — слушания — через исполнение композиторского произведения — к самостоятельной музыкально-творческой деятельности (сочинению).
Указанный логический ряд — зеркальное отражение триады «композитор-исполнитель-слушатель», характеризующей путь музыкального произведения от его создатели к адресату и являющейся одной из основополагающих тем всех существующих ныне школьных программ по музыке.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 600 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!