Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глоссарий. Австралопитеки – группа прямоходящих ископаемых высших приматов



А

АВСТРАЛОПИТЕКИ – группа прямоходящих ископаемых высших приматов.

АВТОСТЕРЕОТИПЫ ЭТНИЧЕСКИЕ – мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями

АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, отрицающее познаваемость мира и объективное значение истины.

АДАПТАЦИЯ - приспособление к условиям внешней среды.

АКСЕЛЕРАЦИЯ – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков внутри определенной возрастной группы.

АКСИОЛОГИЯ — философское учение о ценностях.

АНТИНОМИЯ — противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

АНТРОПОГЕНЕЗ — процесс формирования человека современного типа, учение об этом процессе.

АНТРОПОМЕТРИЯ – совокупность методических приёмов используемых для измерения человеческого тела.

АНТРОПОМОРФИЗМ — уподобление человеку, наделение психическими человеческими свойствами предметов и явлений природы.

АПАРТЕИД – политика расовой сегрегации

АПРИОРНЫЙ — доопытный.

АРХАНТРОПЫ - древнейшие ископаемые люди. К архантропам относятся питекантропы, синантропы, атлантропы, гейделбергский человек и др.

Б

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

БРАХИАЦИЯ — способность передвигаться, раскачиваясь на руках, с одного уступа на другой (например, с одной ветки дерева на другую).

БЫТИЕ — философская категория, обозначающая реальность, взятую как предмет мышления, познания.

Г

ГЕН — материальный носитель наследственной информации

ГЕНОМ — совокупность всех генов организма.

ГЕНОФОНД - совокупность всех генных вариаций (аллелей) определённой популяции

ГЕНОЦИД – политика направленная на полное или частичное уничтожение культурной общности.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — концепция, согласно которой, природное и социально-экономическое окружение стран в той или иной степени предопределяет специфику их экономической, социальной и политической жизни.

ГЕРМЕНЕВТИКА — философская теория понимания.

ГИПЕРПЛАЗИЯ – увеличение числа клеток.

ГИПЕРТРОФИЯ – увеличение размеров клетки.

ГНОСЕОЛОГИЯ — теория познания.

ГОМИНИДНАЯ ТРИАДА – отличительные морфологические качества человека отличающие его от человекообразных: большой, развитый мозг; прямохождение; развитая кисть руки.

Д

ДЕДУКЦИЯ — логическое умозаключение от общего к частному.

ДИФФУЗИОНИЗМ - направление в антропологии и этнографии, объясняющее развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом заимствованием культурных достижений других народов.

И

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом.

ИНДУКЦИЯ — логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу.

К

КАТЕГОРИИ — наиболее общие логические понятия, выражающие одну из основных форм бытия.

КОСМОПОЛИТИЗМ - идеология называемого «мирового гражданства», которая общечеловеческие интересы и ценности ставит выше интересов отдельной нации.

КРАНИОЛОГИЯ – комплекс научных дисциплин, изучающих нормальные вариации формы черепа у человека и животных.

КСЕНОФОБИЯ - ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ – утверждение равноправия всех культур, отрицание универсальный системы ценности.

Л

ЛИБИДО — часть психической энергии, ищущая удовлетворения исключительно в половом поведении (сексуальная энергия).

М

МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – форма гражданского политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по признакам этнических различий.

МЕТАФИЗИКА — (букв.— «после физики»), по Аристотелю — «первая философия» — учение о высших причинах и первых началах; нередко употребляется как синоним философии; в философии Гегеля и марксизме — метод мышления, противоположный диалектике, метод отрицающий саморазвитие бытия через противоречие, т.е. диалектику.

МЕТИЗАЦИЯ – физическое смешение различных популяций.

МИТОХОНДРИАЛЬНАЯ ЕВА - это гипотетический женский индивид, митохондриальная ДНК которой имеется у всех женщин вида.

«МОЗГОВОЙ РУБИКОН» - минимальный объем мозга, который проводит границу между человеком и человекоподобными существами.

МУТАЦИЯ - это изменения генотипа происходящие под влиянием внешней или внутренней среды.

Н

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы.

О

ОБРЯД - совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

ОЙКУМЕНА – обитаемая часть земли.

ОНТОГЕНЕЗ - совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни.

ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии.

П

ПАРАДИГМА — признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

ПЕРСОНАЛИЗМ — философское учение, исходящее из признания личности первоэлементом бытия.

ПРИМОРДИАЛИЗМ – подход к определению этноса, стремящийся найти объективную основу существования этноса в природе или общественной жизни и культуре.

ПРОГНАТИЗМ – выступание всего лица или зубного отдела нижней челюсти.

Р

РАСИЗМ - система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими.

РАЦИОНАЛИЗМ — философское направление, признающее разум и его проявления основой познания и поведения людей.

РЕДУКЦИОНИЗМ — методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснимы на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т.е. сведены к низшим формам.

РЕТАРДАЦИЯ - замедленное физическое развитие отдельных детей и подростков внутри определенной возрастной группы.

РЕФЛЕКСИЯ — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок.

С

СЕГРЕГАЦИЯ - политика принудительного отделения какой-либо группы населения.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения культуры от религиозного влияния.

СЕПАРАТИЗМ - стремление к отделению, обособлению, сецессии; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

СИНКРЕТИЗМ - нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития.

СУБЛИМАЦИЯ — переключение психической энергии с низших, социально неприемлемых целей на высшие.

СЦИЕНТИЗМ — направление, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса и абсолютной формой существования истины.

Т

ТАБУ - система специфических религиозных запретов.

ТЕОЦЕНТРИЗМ — обращение к Богу, его сущности, как первопричине и первооснове мира.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

ТОТЕМИЗМ – вера в единство социальной группы, обусловленное общностью предка, в качестве которого выступает определенное животное (реже — растение или предмет неживой природы).

ТРАЙБАЛИЗМ – культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность. Одно из проявлений межплеменной вражды.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — находящийся по ту сторону познания.

Ф

ФЕНОМЕН — философское понятие, означающее 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувственного созерцания, в отличие от его сущностной основы — ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).

ФЕНОТИП – совокупность физических характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития.

Х

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ТИП – определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития.

Ц

ЦЕННОСТИ — общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.

Э

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — философское направление ХХ в., исходящее из первичности способа бытия отдельной личности, определяющей структуру всего существующего.

ЭКЗОГАМИЯ – запрет брачных отношений между членами родственного коллектива.

ЭЛИТА - неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.

ЭНДОГАМИЯ — брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытнообщинного строя.

ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – стандартизированный, упрощенный, устойчивый образ какой-либо этнической группы.

ЭТНОНИМ – самоназвание этнической общности.

ЭТНОФОР – индивид как носитель этнического сознания.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – представление о превосходстве своего народа над другими.


[1] Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А – О): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2001. - С. 35.

[2] Кант И. Трактаты и письма.— М., 1980.— С. 333.

[3] Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию.— Новосибирск: НГУ, 1996. - C.8.

[4] Юм Д. Соч. В 2-х т. Т. 1.— М., 1996. - С.81.

[5] Там же. С.82

[6] Там же С. 83.

[7] Там же. С. 605.

[8] Там же С. 618.

[9] Франк Манфред. Политические аспекты нового французского мышления // Логос.— 1994.— № 6. - С. 315.

[10] Гуревич П.С. Уникален ли человек? // Философские науки.— 1994. — № 1—3. - С. 136.

[11] Рассел Б. История западной философии.— М., 1959. - С. 7-8.

[12] Фихте И.Г. О достоинстве человека. Избр. соч. Т. 1.— М., 1916. - С. 401.

[13] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. - С. 105.

[14] Антипов Г.А., Донских О.А. Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования— Новосибирск: Наука, 1987.

[15] Человек как объект философского исследования (Античность. Средние века): Хрестоматия.— М., 1993. - С. 194.

[16] Кант И. Трактаты и письма.— М.: Наука, 1980. - С. 332.

[17] Гольбах П. Избр. произв. В 2-х т. Т. 1.— М., 1963. - С. 118.

[18] Паскаль Б. Мысли.— М., 1974. - С. 126.

[19] Фейербах Л. Избр. филос. произв. Т. 1.— М., 1955. - С. 203.

[20] Там же. С. 202.

[21] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С.117.

[22] Там же 265.

[23] Тайлор Э. Первобытная культура. – М.:Прогресс, 1939. - С. 2.

[24] Фрейд З. Тотем и табу. - СПб.: Азбука - 2006. С. 51.

[25] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. — М., 1991.- С. 32-33

[26] Хюбнер К. Истина мифа / К. Хюбнер. — М., 1996. - С. 76.

[27] Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1.— М., 1991. - С. 114.

[28] Гайденко, П.П. Философия Фихте и современность.— М., 1979.

[29] Платон. Диалоги.— М.:, 1986. - С. 433.

[30] Платон. Соч. Т. 2.— М.:, 1970. - С.162.

[31] Аристотель. Соч. Т. 1.— М., 1975. - С. 255, 281.

[32] Аристотель. Соч. Т. 4.— М., 1983. - С. 63, 283, 310.

[33] Бубер Мартин. Два образа веры.— М., 1995. - С. 165.

[34] Лосев А.Ф. Дерзание духа.— М., 1988. - С. 244.

[35] Лосев А.Ф. Дерзание духа.— М., 1988. - С. 160.

[36] Секст Эмпирик. Соч. Т. 1.— М., 1975. - С. 115-117.

[37] Гуревич П.С. Уникален ли человек? // Философские науки. — 1994. — № 1—3. - С. 144-145.

[38] Кун Т. Структура научных революций.— М., 1977. - С. 236-243.

[39] Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М., 1990. - С. 24.

[40] Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло) // Вопросы философии.— 1992.— № 3. - С. 7-9.

[41] Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло) // Вопросы философии.— 1992.— № 3. - С.16.

[42] Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. Проблема человека: соотношение философского, научного и аксиологического контекстов // Взаимодействие наук как фактор их развития.— Новосибирск, 1988.

[43] Шелер М. Избр. произв.— М., 1994. 133-134.

[44] Шелер М. Избр. произв.— М., 1994. - С.70.

[45] Леви-Стросс К. Структурная антропология.— Москва: Эксмо-пресс - 2001. - С. 374.

[46] Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М.:, 1992. - С. 248.

[47] Сталин И.В. Сочинения. – Т.2. – М.: ОГИЗ, 1946. - С.292.

[48] Тишков В.А. Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003. - С. 158.

[49] Смит Э. Национализм и модернизм. - М.: Праксис, 2004. - С. 205.

[50] Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. – М.: Роспэн, 2004. - С. 421.

[51] Клиффорд Гирц Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. – М.-СПб.: СПбГУ, 2006. - С. 116.

[52] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика пресс, 1999. - С.32.

[53] Юнг К.-Г. Очерки о психологии бессознательного. – М.: Когито-центр, 2000. - С. 188.

[54] Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. - С. 455.

[55] Элиаде М. Священное и мирское. – М.: МГУ, 1994. - С. 239.

[56] Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. – М.: Наука, 1985. - С. 172-222.

[57] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: АСТ, 2001. - С. 34.

[58] Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии. // Этнографическое обозрение. - 1983. - N 1. - С. 8.

[59] Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений. // Методологические проблемы этнических культур. Ереван: изд-во АН Арм.ССР. - 1978. С. 86.

[60] Вундт В. Психология народов. – М.: Эксмо, 2002. - С. 34.

[61] Лебон Г. Психология народов и масс. – М.: Макет, 1995. - С. 6.

[62] Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. – М.-СПб.: СПбГУ, 2006. - С.271-285.

[63] Мид. М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1983. - С. 322.

[64] Московичи С. Век толп. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - С. 33.

[65] Андерсон Б. Воображаемые сообщества – М.: Канон-пресс-ц., 2001.

[66] Хорх М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе // Нации и национализм. – М.: Праксис, 2002. – С.132; С. 121-145.

[67] Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. - СПб.: Алетейя., 1998.

[68] Геллнер Э. Нации и национализм. – М.: Прогресс, 1991.

[69] Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. — М.: Высшая школа, 1989. - С. 229.

[70] Липченко В.Я., СамусевР.П. Атлас нормальной анатомии человека – М.: Медицина, 1989. - С. 263.

[71] Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политическая литература, 1984. - С. 120.

[72] Эйдельман Н.Я. Ищу предка. – М.: Молодая гвардия, 1970. - С. 25.

[73] Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – М.: Наука, 1980. - С.52.

[74] Геродот История. - М.: Ладомир, 2002. - С. 240.

[75] Гобино А.-Ж. Опыт о неравенстве человеческих рас. – М.: Одиссей, 2001.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 449 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...