Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ 9 страница. Какой смысл был заложен в этих любопытных словах?



Не знаю сколько раз я задумывалась над этой фразой за последние годы. Эти слова имели непосредственное отношение к моему собственному профессиональному развитию.

Какой смысл был заложен в этих любопытных словах? Пока я не начала учиться, жизнь казалась мне очень простой. Люди были просто людьми. С проблемами или без. А горы были всего лишь горами.

Несколько лет назад, когда я начала практиковать как терапевт, мой взгляд на людей совершенно изменился. Обычный человек превратился в конгломерат частей и процессов, которые я едва могла расшифровать. Жизнь усложнялась с каждым днем. Мой список теорий и приемов все удлинялся. Были качества, которые я только надеялась обрести, а также те, которые портили мне всю работу. Мне казалось, что я никогда не смогу одолеть даже сотой доли тех знаний, навыков и чувств, которые необходимы, когда имеешь дело с разнообразнейшими человеческими переживаниями. Я была в полном восторге и в то же время совершенно растеряна!

Я замечала, что старание работать с людьми вдруг становится важнее, чем сами люди! Арни так описывает начинающего терапевта:

"Новичок в процессуальной работе обычно сталкивается с двумя основными проблемами. Во-первых, он чувствует ответственность за все происходящее и пытается выступать в роли творца. Затем он "давит": пытается рекомендовать новые идеи и способы, чтобы подтолкнуть развитие процесса. Или же, когда все-таки долгожданное событие происходит, он теряет терпение и не дает ему никакого шанса раскрыться. Если он игнорирует настойчивые сигналы, он не научится у самих событий, что и как надо усиливать. В этом случае он компенсирует недостаток наблюдательности и терпения применением стандартных процедур, которые не всегда приспособишь к индивидуальной ситуации. Поэтому его работа становится беспорядочной и изнурительной. В любом случае этот новичок страдает от ощущения своей огромной важности"[117].

Другими словами, многие обучающиеся терапии, кажется, не могут следовать за состяниями, которые возникают в их душе, и вместо этого используют техники, пытаясь искусственно "произвести" событие.

Итак, сейчас мы находимся как раз на той стадии, когда горы все больше и больше напоминают лабиринт, и очень трудно найти дорогу! Что нам делать теперь?

Может, было бы лучше не ввязываться во все это? Между тем, работа многих начинающих терапевтов превосходна именно благодаря этому дилетантскому подходу. Для них горы — это горы. Некоторые люди от природы наделены способностью облегчать страдания других, и неловко учить их из-за страха потерять этот дар. У них уже есть все необходимые навыки, чтобы стать целителем.

Однако, если мы вернемся к нашему первоначальному определению психотерапии как комбинации метанавыков и приемов, то поймем, что для их развития нам необходимы знания. Как и в любой художественной дисциплине, сначала нужно научиться техническим приемам своей профессии и одновременно развиваться и преображаться самим.

Из чего должно состоять это обучение? Я не знаю точно. На всякий случай, давайте рассмотрим сначала, что же удерживает нас от этого шага.

Препятствия

Наблюдая за собой и другими терапевтами в процессе обучения, я заметила бессчетное количество помех, первая из которых, пожалуй — наша стремление к достижению успеха. Даже самый способный из студентов с самыми благими намерениями, сталкиваясь с реальным человеком, начинает неистово сражаться, давить и подталкивать клиента, доводя до изнурения.

У каждой духовной школы есть свои препоны знанию и просвещению. Дон Хуан, например[118], указывал на такие преграды, как страх потерять ясность, страх перед неизвестностью, стремление к власти и усталость преклонных лет. Голдштейн[119] упоминает о препятствиях в медитации — страсть, ненависть, леность и безразличие, инертность, вялость, нетерпеливость, беспокойство, сожаление, возбуждение и сомнение. Даос скорее всего назовет величайшей помехой амбициозность. Дзэнский мастер может сказать нам, что начинающий стрелок из лука не связан с глубинными принципами своего искусства, и не может поэтому вершить его надлежащим образом.

Одно из наиболее общих препятствий для начинающего терапевта — ошибочное суждение, что технические приемы следования потоку Дао есть сам Дао; это их камень преткновения. Они начинают думать, что каналы, сигналы, барьеры и обратная связь — вот истинный Дао, хотя на самом деле это просто винтики в механизме обнаружения и раскрытия течения Дао.

Как же можно все-таки научиться, если мы ленивы, амбициозны или нетерпеливы? Некоторые говорят: "нужно просто заучить наизусть", другие — "нужно натренироваться". Кто знает?

Использовать зажимы

Процессуальная парадигма утверждает, что только через собственные преграды мы можем научиться следовать себе и своему Дао. Если вы будете действительно конгруэнтны себе, вы должны заметить то, что происходит внутри вас, даже если вы считаете это нелепым и исключительно своим процессом[120]. Вы должны фиксировать свои чувства и отношения и использовать их в качестве метанавыков. Как терапевт вы принесете меньше пользы, если не будете самим собой, со всеми вашими причудами и вывертами. Поэтому в некотором смысле у вас нет выбора.

Как это может быть? Я помню супервизорский семинар, посвященный вопросам обучения терапевтов. Происходило все следующим образом: терапевты работали с клиентами в центре комнаты, а затем получали обратную связь по поводу своей работы. В том случае, о котором я хочу рассказать, клиент был глубоко подавлен. Неважно, что делала терапевт, но только клиент все больше и больше погружался в депрессию. Терапевт, настроенная очень благожелательно, изо всех сил пыталась ему помочь, но под влиянием постоянно негативной обратной связи сама впала в депрессию.

Арни спросил у терапевта, что она испытывала в этот момент. Она ответила: ”Мне так грустно, я хотела быть полезной, но чувствовала, что не могу ничем помочь. Такая безнадежность!” Арни сказал: ”А что если попробовать поэкспериментировать со своим процессом и попросту плыть по его течению, просто уступить ему! Следуй за своими чувствами и сознательно используй их!” Вот она, центральная идея метанавыка! Терапевт жалуется, что не ей хочется уступать, но в то же время понимает, что ничего другого не остается.

Тогда она, сознательно уступая своему процессу, опускается на пол и говорит, что больше ничего не может сделать. В этот момент клиент оглушительно расхохотался! “Что Вы смеетесь?” — спросила терапевт.

И клиент ответил: ”Когда я смотрю на Вас, я вижу здесь, на полу себя; все это выглядит смешно, а мне как раз хотелось повеселиться!”

Такое неожиданное превращение произошло только когда терапевт последовала за своим процессом пере-живания неудачи и буквально обрушилась на пол. В этот момент клиент освободился от своей идентификации с подавленностью, а терапевт, тяжело опустившись на пол, вместе с тем помогла ему более полно выразить беспечную сторону своего "я".

Если мы замечаем внутри себя состояния, которые, кажется, мешают нашей работе, и осознанно используем их — это означает, что мы становимся специалистами по процессуальной работе. Нам просто необходимо перерабатывать свои собственные чувства и учиться следовать течению Дао.

Становление даоса

Отмечая и используя в работе свои чувства, вы сможете обнаружить некоторые из описанных в этой книге метанавыков. В примере, который мы привели выше, терапевт научилась позволять процессу развиваться спонтанно, и, стало быть, научилась навыку отстраненности.

Иногда вы можете вдруг почувствовать себя немного сбитыми с толку, не понимая, что происходит и не зная, что же делать. Сознательно используя эти чувства, вы подойдете к метанавыку “пустоты-в-голове”; возможно, эта пустота откроет дорогу гораздо более глубокому пониманию. Навыки пустоты-в-голове или рыбалки всегда лежат про запас готовыми прийти на помощь в моменты “не-знания”. Возможно, это ваш самый лучший проводник!

Если вы позволите раскрыться своему даже самому абсурдному устремлению, то вдруг почувствуете себя шаманом или игривым ребенком. Сильное желание понять, что же происходит, если его использовать сознательно, можно развить в требовательного ученого. Если вы заметите в себе эти состояния и используете их как метанавыки, у вас появится замечательный доступ ко всем вашим навыкам. И, наоборот, исключая эти чувства и состояния, вы тем самым отсекаете части общего осознавания.

Сочувствие — метанавык научения

А как заметить и заботливо сохранить свои чувства, состояния? Для этого нам необходим метанавык сочувствия! Без сочувственного отношения к себе мы не сможем принять причиняющие беспокойство состояния, в которые попадает начинающий терапевт. Мы не открыты странным, шаманским, слабым или необъяснимым частям самих себя. Сможем ли мы сочувственно отнестись к этим помехам и "обратить их в золото"? В состоянии ли мы любить все то абсурдное, с чем сталкиваемся на своем пути?

Вот так проблема! Чаще всего начинающий терапевт не испытывает сочувствия к еле продвигающемуся процессу своего обучения. Возможно, действительно хороший учитель поможет вам раскрыться. Если же такого учителя нет, то остается другая возможность.

Может быть, единственная альтернатива состоит в том, чтобы не принимать себя, отодвигать на задний план свои чувства и отношения, игнорировать импульсы, критиковать себя и пытаться действовать подобно компьютерной программе. Когда эти попытки вконец измотают нас, мы обратим внимание, что сочувственное отношение появилось само собой. Пусть процесс подсказывает нам, что делать, когда сами мы не в состоянии следовать Дао. Для этого, предлагает Арни, надо пытаться идти против течения. Нам приходиться пихать и толкать, пытаясь изменить себя и своего клиента. И только тогда, полностью исчерпав себя и пережив не одну трудную минуту, некоторые из нас откажутся от этого и поплывут по течению.

Если вы абсолютно преданны чему-то — будьте преданны. Если вы делаете это осознанно — вы получите метанавык целеустремленности! Продолжайте в том же духе, пока совсем не изнурите себя. Тогда вы однажды выкинете это из головы и окунетесь в стремительный поток, который унесет вас в незнакомый мир. Проживите свою устремленность до конца. Это ключ к вашей индивидуальности, и, в конечном счете, она даст вам доступ к самому себе.

На одном из тренингов терапевт заметил, что стремится по-настоящему внимательно слушать и вникать в проблемы клиента. Он чересчур подчеркивал это чувство, наклоняясь вперед, вслушиваясь в слова клиента. Вскоре он обнаружил в себе нарастающую обособленность, и ему даже захотелось отвернуться. Клиент сказал, что он хотел бы, чтобы терапевт поэкспериментировал с умением отвернуться. Последовала долгая пауза, и вдруг клиент воскликнул: ”Черт возьми, обратите на меня внимание! Я что-нибудь да значу!” Клиент сказал, что до этого никогда не мог отстоять свои потребности и чувства. Когда терапевт последовал за потоком своих чувств и сознательно привнес их в работу, клиент смог исследовать и выразить доселе неизвестные части своего "я".

Индивидуальные дороги познания

Один из центральных принципов процессуальной работы заключается в том, что вы не сможете ею заниматься, пока не станете самим собой. Личные качества и индивидуальный стиль работы очень многое решают в терапевтической практике. Процессуальная работа не набор приемов или бихевиоральных предписаний, но путь, который обогащает личность. Лучшие терапевты остаются сами собой, они могут быть совершенно земными или поистине духовными и использовать свои собственные процессы и личные свойства в совокупности с приемами в качестве профессионального инструмента.

Каждый настоящий терапевт идет своей собственной тропой познания. В некоторых областях он будет работать гибко и естественно, одаренный особыми метанавыками, а к другим у него будет меньше доступа. Некоторые дороги познания напоминают прямую автостраду, в то время как на других немало неожиданных поворотов. Например, если вы поглощены научным аспектом своей работы, то это вдруг может просто заблокировать возможность исследовать шаманский подход.

Если вас заинтересовали предложенные в этой книге метанавыки — сокровенные духовные верования и даосские состояния терапевтической работы — у вас внутри они есть. То, как конкретно проявляют себя основные ценности процессуальной работы, во многом зависит от вашего индивидуального стиля. Сочувствие, выраженное вашей неповторимой личностью, будет значительно отличаться от этого же метанавыка, проявленного кем-то еще. Каждое умение внутри вас должно перевернуться с ног на голову и задом наперед и появиться с вашим личным знаком индивидуальности.

Всякий терапевт, художник или музыкант выразит свое искусство в присущей только ему особой манере, в зависимости от того, как он понимает и интерпретирует умения и метанавыки. Процессуальная работа должна выглядеть по-разному, когда ее делают разные люди. И в самом деле, если все, кто занимается процессуальной работой, будут выглядеть одинаково, мы будем считать, что здесь что-то не так; это означает, что люди в действительности не следуют собственному "я" или чувствам, верованиям и убеждениям, возникшим во время работы. Однако все терапевты даосской ориентации объединены общей верой в спонтанность природы.

Невзирая на чье-то мастерство, гибкий терапевт сплавляет методы, приемы и убеждения данного направления с уникальными свойствами своей личности. Открытый навстречу своей изменяющейся природе и чувствам терапевт может свободно плыть по реке развивающегося процесса.

Жизнь и опыт

Чтобы действительно стать даосами в терапии, нам нужно быть терпеливыми и научиться ждать. Дорога к интеграции и оживлению любой дисциплины, будь то боевое искусство, живопись, танец, музыка, литература или психотерапия, может потребовать времени, опыта и, вероятно, еще многого другого, что нельзя предугадать.

Я не считаю, что очень часто в своей жизни следую даосским убеждениям, но, проработав много лет с людьми и не раз наблюдая удивительнейшие вещи, я думаю, что потихоньку становлюсь даосом. Лучший учитель духовным метанавыкам, на мой взгляд — сама жизнь.

"Учащиеся могут или даже должны прочитать о мистических школах древности и наших дней, изучать философию Дзэн, буддизм, даосизм, шаманизм и воинские искусства. Но, честно говоря, мы считаем, что самые невероятные задачи, которые ставит перед нами жизнь, — это и есть самые лучшие наши учителя"[121].

Я заметила, что сложные, болезненные групповые конфликты, проблемы взаимоотношений, работа с состояниями близкой смерти, хроническими телесными симптомами и даже сама жизнь со всеми ее причудами и сюрпризами судьбы, неожиданными поворотами, радостью и болью были моими лучшими учителями. Жизнь дает нам в руки метанавыки, необходимые для работы.

Горы — это снова горы

Через тернии процесса обучения — старания, переживания, повторы и, наконец, пропитав его соком нашей индивидуальности, — мы надеемся увидеть себя там, где снова “горы — это просто горы”. Какое облегчение! Не нужно думать о противоречиях человеческой личности, приемах, метанавыках и идеях: мы просто живем в непрекращающемся потоке под названием жизнь. Подобно любому искусному терапевту, музыканту, поэту или мастеру единоборств, нам больше не приходиться думать об отдельных элементах нашего ремесла, мы просто живем в море наших верований и переживаний.

Есть японская фраза, которая, как мне кажется, прекрасно описывает это состояние. Ma o shimeru, “убрать промежуток”. Это значит делать “нужные вещи без малейшего промежутка между мыслью и действием”[122]. Это про то, когда лунный свет, наткнувшись на поверхность пруда, отражается в его водах. Неразрывны появление луны и ее отражение на водной глади пруда.

Мы действуем, когда настает нужный момент. Мы позволяем своим верованиям направлять нас. Наши чувства, став метанавыками, обогащают нашу работу. Наши техники и навыки растут на этой почве. Наша работа постоянно, от ситуации к ситуации, изменяется и трансформируется. Все, что мы делаем, берет начало в наших сокровенных убеждениях, верованиях и ценностях. Мы — духовные учителя для самих себя, живущие своими самыми глубокими верованиями от момента до момента, открывая красоту тревожных и зачастую пугающих переживаний.

Настоящий терапевт как ученик боевых единоборств или медитации, ученик Дзэна или Дао идет по духовной тропе. Это тропа познания, борьбы и в конце концов освобождения себя от тисков того, чему мы учились, чтобы быть гибкими в соответствии с нашими основными принципами. Мы используем чувства и техники, чтобы следовать природе, мчаться на ее захватывающих дух волнах и открывать таинственный смысл в самых заурядных событиях.

14. УЧИТЕЛЬ, ХУДОЖНИК и ГЛУПЕЦ

Концепция метанавыков — это новое средство для выражения наших глубочайших верований и убеждений в терапии и в жизни. Она опирается на принцип процессуально-ориентированной психологии, который утверждает, что возникающие в нашей душе чувства потенциально значимы, только надо дать им возможность раскрыться. Метанавыки позволяют воздать должное чувственной стороне жизни терапевта. Пройдя дорогой обучения и осознания, эти чувства вплетаются в ткань терапевтической работы. Чувства — это не просто настроения! Поддерживаемые новой концепцией метанавыков, они поднимаются до уровня мастерства т составляют духовное искусство терапии. Метанавыки ведут за собой и открывают широкие возможности для новых приемов. Однако необходимо учиться — и это решающий фактор! — чтобы уметь следовать своим чувствам и применять их, помогая другим.

Как уже было сказано, психотерапевтическую практику можно определить как уникальное сочетание приемов и метанавыков данного терапевта. Одних метанавыков недостаточно. Работа с острыми психотическими состояниями, конечно, требует от терапевта осознанных чувств, но особенно — умения мастерски использовать техники. Однако одни только приемы заведут терапевта в область безжизненных, механических взаимодействий, не пронизанных духом и верой, которые и придают им значимость. Поэтому терапия опирается как на мудрость чувств, так и на здравость интеллекта.

Внимание, которое мы уделяем взаимодействию чувств и техники, помогает легче распознавать несоответствие между тем, что люди говорят о том, что они делают и тем, что они действительно делают в терапевтической практике. Возможно, мы разрушим строгую классификацию терапевтических систем, если обнаружим больше сходства и различий в том, как мы на самом деле работаем с людьми.

Терапевт

Каким образом изменится и расширится наше определение терапевта, если принять во внимание метанавыки?

Когда техники и метанавыки сливаются в единое целое, терапевтическая практика становится увлекательнейшим действом; она наполняется энергией и жизнью, шаг за шагом претерпевая изменения. Этот новый терапевт никак не определяет себя перед началом работы. Он дает возможность процессу учить его всему необходимому, и это превращает терапию в захватывающее, творческое событие. В какой-то момент терапевт просто сидит и как психоаналитик обсуждает различные проблемы своего клиента; а в другом случае он похож скорее на танцевального или арт-терапевта, который шаг за шагом выходит за рамки решения проблем, сливаясь с творческими элементами жизни. Практика психотерапии переплетается с духовной реальностью следования и использования чувств и приемов на благо клиента.

Этого терапевта нельзя назвать ни серьезным, ни проницательным по определению. Скорее, он использует собственное осознание, чтобы следовать своим качествам и применять уместные техники. Он надеется, что его клиенты смогут обрести целостность своих "я" и жить творческой, постоянно обновляющейся жизнью, и сам моделирует такую свободу. Его опыт подсказывает, что жизнь наполнена не только проблемами и их решением, в ней есть место сильным чувствам, сумасшествию и творчеству.

Духовный учитель

Доверяя своему опыту и с пользой привнося его в свою работу, терапевт подобен “лунному отражению на воде". В момент осознания он непосредственно отражает самые искренние свои убеждения. Ростки его духовных идей созревают на почве практической работы.

Клиенты приходят к терапевту в надежде найти решение своих проблем, понять смысл жизни, желая прояснить взаимоотношения или стремясь докопаться до сути жизненных ситуаций. Клиент ищет проводника, предсказателя, компаньона и терапевта.

Роль терапевта расширяется, когда он становится чем-то вроде духовного учителя. Он моделирует возможность наполнять нашу повседневную реальность духовными идеалами. Как Будда, он охватывает все формы жизни. Как учитель Дзэн, он учит простоте и красоте природы. Как индейский целитель, он останавливает мир и погружается в неизвестность. Он — учитель сущности Дао, который уважает течение природы и следует за ним, кто плачет, смеется и принимает свои собственные неудачи.

Художник и глупец

Метанавыки укореняют в практической работе фундаментальные даосские и процессуально-ориентированные ценности, создавая терапию, где соседствуют шаманизм и наука, гибкость и спокойствие. Такой терапевт может прийти в восторг от полноты жизни, радоваться каждому состоянию человека и играть в этих волнах. Он напоминает дона Хуана, который удивляется миру с контролируемой глупостью. Он, как сумасшедший, с безудержным весельем бросается в жуткие и таинственные жизненные перипетии. Мы не раз были свидетелями исключительной мудрости шута и глупца, поразительных способностей ребенка, дурашливого творчества художника.

Используя метанавыки, мы обнаружили, что они применимы не только к терапевтической работе, но и к жизни в целом. Метанавыки определяют стиль жизни. Но они не лежат на полках в ожидании психотерапевтов. Каждый, кто доверяет своим чувствам, может привносить их в повседневную жизнь. Жизнь становится воссоздаваемым действом творческого открытия и переоткрытия себя и проживания ценностей духа.


ГЛОССАРИЙ

Глоссарий составляют понятия, которые либо встречаются в этой книге, либо являются основополагающими для процессуально-ориентированной психологии. Трактовки представляют собой цитаты из книг Арни Минделла и Джо Гудбреда.

Барьер (edge). Переживание невозможности что-то сделать, быть ограниченным или испытывать помехи в том, чтобы довести что-то до конца, во взаимодействии или в мышлении. Барьер отделяет первичный процесс от вторичного. Это переживание собственных ограничений, границ идентичности.

Барьер, двойной (double edges). Барьеры, которые имеют оба партнера каждый со своей стороны в процессе взаимоотношений.

Внимание, второе (second attention). Концентрация на необычных, иррациональных чувствах и фантазиях. Фокусирование на вещах, которые вы, как правило, отвергаете. Второе внимание — это ключ к миру сновидений, неосознаваемых и сноподобных движений, происшествий, синхронных событий, оговорок, которые происходят на протяжении дня.

Внимание, первое (first attention). Осознание, необходимое для того, чтобы достичь целей, выполнить повседневную работу. Когда вы используете первичное внимание, вы фокусируетесь на первичном процессе, на вашей нормальной идентичности.

Групповой сон (group dream). Чувство, видение или мнение в сообществе, которое нуждается в поддержке.

Дао (Tao). Китайское понятие поля, организующего и упорядочивающего среду, к которому мы должны приспособиться. Это силовое поле, пронизывающее универсум. Сила, которая управляет человеком или излучается им; сила, которая появляется, когда сознание открывает смысл и значение чего-либо.

Духовный воин (spiritual warrior). Человек, который пытается конфликтовать с сознанием, почитанием, благоговейным страхом и знаниями, внушаемыми ему глобальным полем.

Измененное состояние сознания (altered states). Если обычное состояние бодрствования — это первичный процесс, то измененным состоянием будет ночной сон, гипнотическое состояние, алкогольное и наркотичекое опьянение, состояния, связанные с сильными эмоциями, такими, как гнев, паника, депрессия, восторг, состояние медитации. И.с.с. - временное смещение фокуса внимания с первичного процесса на вторичный через переключение каналов. Любое состояние, характеристики которого не являются частью первичного процесса человека и имеют необычную и непредсказуемую природу.

Канал (channel). Способ восприятия информации, например, визуальный (воспринимаемый зрением), аудиальный (слух и получение информации о звуках), проприоцептивный (чувства — такие, как давление, гнев, температура), кинестетический (чувство движения).

Канал, переключение (channel switching). Сознательный или неосознанный переход от одного канала восприятия к другому, чтобы соответствовать расширяющемуся осознанию.

Личный миф (personal myth). Генерализация детских снов или воспоминаний, которые становятся организующим фактором в создании жизненного стиля, хронических симптомов, проблем. Личный миф также может организовывать последние в жизни события.

Метакоммуникатор (metacommunicator). Тот, кто может наблюдать и первичный и вторичный процессы одновременно, как если бы он это делал извне, с вершины горы. Он может также рассказать о своих инсайтах и восприятиях.

Метакоммуникация (metacommunication). Способность наладить взаимодействие между содержанием и процессом коммуникации. Коммуникация по поводу некоторых аспектов коммуникации. Например, мы можем говорить о сигналах во время общения, о том, как мы говорим, чувствуем ли мы, что нас понимают.

Мифическое тело (mythbody). Трансперсональное сновидящее тело; телесное чувство, которое находится обычно за порогом осознания. Это образы, истории, которые имеют мало общего с повседневной жизнью, но обычно связаны с личными мифами.

Мусор (garbage). Информация в виде слухов, сплетен, зависти, мистического опыта, злости, которая отвергается и, таким образом, в изобилии находится в глобальном поле.

Мусор, человеческий (human garbage). Эмоциональное напряжение, которое мы сбрасываем в атмосферу, неразрешенные, невозможные или запрещенные фантазии о нас самих или о других, которые мы оставляем следующему поколению.

Невроз (neurosis). Долговременное переживание, которое метакоммуникатор воспринимает как угрозу своему первичному процессу со стороны вторичного.

Обратная связь (feedback). Ответная реакция на данные стимулы.

Осознание (awarness). Способность обнаружить и использовать канал восприятия. Сила, которая дает нам непрерывное принятие новых состояний сознания и нарождающихся частей "я" и мира. Пробуждение, направленное к природе мира вокруг тебя.

Охотник (hunter). Человек, который понимает реальность и замечает, когда необычные события готовы случиться.

Первичный процесс, коллективный (collective primery process). Это реальность, первичный процесс, который разделяют большинство индивидуумов в данной семье или сообществе. Процесс симулирования и воспроизведения мира и окружающей среды, в то время как психотики не разделяют эту картинку реальности. Индивид использует "Мы", с помощью которого он представляет первичный процесс, разделяемый с другими.

Поле (field). Область в пространстве, внутри которой действуют линии силы. Оно одновременно везде и со всеми. Работать с полем означает иметь дело с темами, независимо от того, где они появляются, — в группе, во взаимоотношениях, в снах, в телесных симптомах, в фантазиях. Неопределенная, смутная атмосфера, которая проявляется в чувствах, фантазиях, галлюцинациях.

Процесс (process). Течение информации для воспринимающего ее. Процесс разделяет Поток сигналов за короткий период времени, а также изменение идентичности на протяжении всей жизни. Феномен, который уже происходит. Течение или обмен информацией; перцептивная матрица.

Процесс, вторичный (secondary process). Переживания, которые мы не воспринимаем как принадлежащие нашей собственной идентификации. Мы воспринимаем их или как происходящие, случающиеся с нами, или как эмоции и переживания, с которыми мы идентифицируемся неохотно, такие как раздражение, страх, власть, мистический опыт.

Процесс, первичный (primary process). Жесты, поведение и мысли, с которыми кто-то себя идентифицирует или может принять такую идентификацию, если его спросить об этом. Общая, привычная идентичность.

Процессуальная работа (process work). Это означает следовать по пути природы. Фокусирование на преднамеренных и непреднамеренных процессах, на том, что происходит и стремится произойти.

Процессуально-ориентированная психология (process-oriented psychology). Методологический подход наблюдения сложных и тонких взаимодействий между восприятием и поведением человека таким образом, чтобы результаты наблюдения сразу же становились доступными для наблюдаемого. Метод работы с физическими симптомами и психологическими процессами как двумя равно созависимыми элементами большой и обширной системы.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...